Автор: Дворецкая Е.В.
Название: Персонализм и христианство.
Файл: html
Размер: 22.7Kb
Год: 2001
С.163-167
Религия и нравственность в секулярном мире. Материалы научной конференции. 28-30 ноября 2001 года. Санкт-Петербург. СПб. Санкт-Петербургское философское общество. 2001.
Грядет «Новое Средневековье», как провозгласил Н. Бердяев, и персонализм является его эмблемой. Действительно, в настоящее время взгляды Мунье, основателя французского персонализма, оказали огромное влияние на решение Второго Ватиканского собора. Д. Кампанини назвал Мунье «пророком соборного обновления».
Персонализм как философское течение выступает против рационализации философии и сведения личности к Декартовскому cogito ergo sum. Личность как мыслитель — это чистый мыслитель, чистый разум, одиноко задействованный в интеллектуальной активности. В этом случае личность не имеет тела и чувств, а следовательно не способна на коммуникацию. Рационализация личности подразумевает индивидуализм и, более того, солипсизм. В самом персонализме онтическое рассмотрение личности превалирует над рациональным рассмотрением личности. Христианский персонализм утверждает, что полнота многогранности живущей в мире личности невозможна без Бога. Человеческая личность является персональной реальностью, связанной с Богом как с абсолютной, совершенной Личностью: «… движение, создающее личность, не замыкается на ней самой; оно указывает на трансцендентность, живущую среди нас и не ускользающую от попыток ее обозначения».