Автор: Священник д-р Эрнст Х. Зуттнер, проф. Венского университета.
Название: Экуменический и нехристианский опыт. Официальный богословский диалог между Католической и Православной церковью.
Файл: htm
Размер: 64,9 Kb
Было бы недоразумением считать, что целью богословского диалога является компромисс в области вероучительных противоречий. О компромиссах речь идет на переговорах между государствами. В дипломатии ищут компромисс, и когда его удается найти, устанавливается мир. Совсем иная задача у Комиссии по диалогу между церквами. Потому что единство Церкви не является результатом человеческой деятельности; оно может быть только между теми, кто в одинаковой степени имеет дар Духа Святого. Единство в церкви не может быть нами установлено там, где его нет от Бога; оно может быть только обнаружено нами, если Господь уже подарил все необходимые предпосылки, но если это не было до сих пор замечено (из-за балласта церковной истории).
Многие католики и православные высказывают сомнение в том, существуют ли предпосылки для единства между нашими церквами. Поэтому перед Комиссией по диалогу, в первую очередь, встает вопрос о том, является ли только лишь одна из ведущих диалог сторон оживотворенной Святым Духом Божией Церковью, а другая, напротив, лишенной этой благодати. Или различия между обеими общностями не стоят на первом плане, так как за различными формами проявления в обеих церквах действует один и тот же Дух Божий и, таким образом, было бы близорукостью и поверхностностью из-за различных форм проявления продолжать не замечать глубокое, коренящееся в Боге единство обеих Церквей.
Для того чтобы выработать ответ на этот вопрос, Комиссия по диалогу посвятила первый этап своей работы дарам благодати в церкви. На втором этапе она должна обратиться к недостаткам наших церквей, которые привели к возникновению нагромоздившихся между нами проблем, и исследовать их важность. Потому что недостаткам и вызванным ими разделяющим проблемам противостоят элементы святости и истины, которые пребывают над церковными границами. Воздать должное этим дарам, радоваться им и благодарить за них Господа — это духовная задача в этом диалоге. Исследовательской задачей в диалоге является оценка этих даров в сравнении с недостатками. Комиссия по диалогу должна серьезно отнестись к своему духовному и исследовательскому долгу. Тогда она сможет прийти к тому действительно богословскому суждению о близости или отдаленности разделенных церквей, которого от нее ждут церкви, созвавшие ее. Потому что богословие — это не только исследовательский поиск, но соединенное с хвалением и благодарностью к Богу размышление о спасении.