Автор: Лосев А.Ф.
Название: На рубеже эпох. Работы 1910-х – начала 1920-х годов / Общая ред. А.А. Тахо-Годи, Е.А. Тахо-Годи, В.П. Троицкий.
Файл: pdf
Размер: 4.21 Мb
Изд.: – М.: Прогресс-Традиция
Год: 2015
С. 1086
В книгу впервые собраны все выявленные на сегодняшний день ранние сочинения А.Ф. Лосева . Монографии, статьи, тезисы распределены по разделам – философия, классическая филология, психология, богословие, музыка, публицистика – демонстрирующим междисциплинарный характер научных интересов автора. В том также включены гимназические сочинения, дневниковые записи и биографические материалы, позволяющие представить личность Лосева в данный исторический отрезок с максимальной полнотой.
Книга рассчитана на специалистов по философии, филологии, психологии, богословов и музыковедов, эстетиков, а также всех интересующихся историей русской философской мысли.
Содержание
11 Тахо-Годи А.А. Алексей Федорович Лосев – на рубеже двух эпох (1910–1920-е годы)
41 Философия
43 Значение наук и искусств и диссертация Руссо «О влиянии наук на нравы»
43 I. Вступление
45 II. Содержание диссертации Руссо «О влиянии наук на нравы»
48 III. Общий характер диссертации
49 IV. Жизнь первобытных людей и ее понимание Руссо
52 V. Разбор учения Руссо о происхождении наук и искусств
55 VI. Влияние наук и искусств на нравственность
61 VII. Ценность разума и науки. Заключение
63 Высший синтез как счастье и ведение
77 Этика как наука
94 Этико-социальные воззрения Платона
153 Эрос у Платона
178 русская Философская литература в 1917–18 гг.
181 к столетию великой книги…
183 русская философия
213 рождение мифа
251 Классическая филология
253 о мироощущения Эсхила
253 1. Миросозерцание и мироощущение
256 2. Методологическое введение
262 3. Психология страха у Эсхила. Трагедия «Семь против Фив», 78–180. Перебегание и неустойчивость сознания. Краткость фраз и бессоюзие. Общий молитвенный тон
268 4. Психология страха и ужаса. «Семь», 803–1004. Лирическая оратория и музыка страха
274 5. Психология страха и ужаса. «Персы», 1–154. Образность в художественном приеме и вне-образность. Трагическая и музыкальная насыщенность «эпических» образов
278 6. Психология страха и ужаса. «Семь», 287–368, 720–791.
Не-психологические объекты страха и ужаса
283 7. Первые итоги психологии страха и ужаса у Эсхила. «Персы» и образ Атоссы
289 8. Психология страха и ужаса. «Не-драматичность» образа Прометея. Музыка и лиризм «Умоляющих»
294 9. Психология страха и ужаса. Растворяемость чувства страха среди прочих переживаний. Эволюция мистического экстаза у Кассандры. Драма и музыка
300 10. Психология страха и ужаса Эринний в «Орестее» и симфония ужаса и кошмара: «дионисизм» и «аполлинизм» в «Орестее»
305 11. Психология страха и ужаса. Эриннии – дочери ночи
313 12. Общие итоги эсхилловой психологии страха и ужаса
315 13. Психология чувства в «Умоляющих», «Семи против Фив», «Скованном Прометее» и ее мистическая подпочва
323 14. Психология чувства в «Орестее»
325 15. Психология волевых процессов и характеров в «Семи». Антидраматизм и музыка
330 16. Психология волевых процессов и характеров в «Орестее». Психологические и непсихологические мотивировки
340 17. Общие итоги человеческой психологии у Эсхила
343 18. Логическая противоречивость терминов эсхиловского мироощущения и музыкальная его стройность
350 19. Основные объекты мироощущения Эсхила. Аморальная и хаотическая основа мира и жизни. Моральное сознание человека
355 Психология
357 Проект Экспериментального исследования Эстетического ритма
367 Экспериментальное исследование Эстетической образности
371 Проект Экспериментального исследования Эстетической образности
373 Исследования по философии и психологии мышления
373 Оглавление
378 Предисловие
381 Вступление
384 I ЧАСТЬ. Точки зрения критики
384 I. Необходимость преодоления Канта и для психологии
389 II. Критика основоположения кантовской гносеологии
399 III. Ценность критики кантовской гносеологии для психологии
406 IV. Введение в науку о непосредственной данности
416 V. Гуссерль и Джемс о непосредственной данности
423 VI. Объективный смысл как непосредственная данность
434 VII. итоги этой части и переход ко II части
435 II ЧАСТЬ. история Вюрцбургской школы и имманентная критика ее
435 VIII. Орт и Майер. Марбе
441 IX. Критика учения Марбе о суждении
448 X. Кюльпе, Орт, бинэ
456 XI. Исследования Уотта о мышлении
463 XII. Критика исследований Уотта
472 XIII. Исследования Аха
480 XIV. Исследования Мессера
488 XV. Критика исследований Мессера
501 XVI. Учение Бюлера о мышлении
511 XVII. Критика учения Бюлера
523 XVIII. Дополнительный обзор литературы и переход к III части
532 III ЧАСТЬ. Система и трансцендентная критика
532 XIX. Систематический обзор основных учений Вюрцбургской школы
538 XX. Критика основных выводов Вюрцбургской школы
549 XXI. Критика метода вюрцбургских исследований
554 XXII. Критика метода (продолжение)
561 XXIII. Общие итоги трансцендентной критики
567 Богословие
569 Атеизм, его происхождение и влияние на науку и жизнь
575 О религии
577 О реформе закона божия в гимназии
582 Общая методология истории религии и мифа
590 Происхождение и сущность религии
593 Имяславие
593 I. история вопроса
601 II. Догматическое учение
605 О методах религиозного воспитания
621 Философия музыки
623 Два мироощущения (из впечатлений после «Травиаты»)
634 О музыкальном ощущении любви и природы (к тридцатипятилетию «Снегурочки» Римского-Корсакова)
650 Строение художественного мироощущения
650 1. Чистый опыт и структуры сознания
652 2. Принцип оформления в искусстве (чистая музыка и образное искусство)
656 3. Различное оформление чисто музыкального опыта
658 4. Принцип личной актуальности в эстетическом переживании
663 II. музыка, религия, трагедия
663 1. Трагизм и драматизм
663 2. Этическое и эстетическое понимание трагизма
665 3. Три основных плана бытия, данных в трагическом мироощущении
666 4. План мирового хаоса (Хаокосмос)
667 5. План души, переживающей космические грани
668 6. Тождество в процессуальной качественности музыкального и трагического волнения
671 7. Плоть религии
671 Очерк о музыке
696 О Философском мировоззрении Скрябина
739 [Заметки о «кольце нибелунга» Р. Вагнера]
741 Философский комментарий к драмам Рихарда Вагнера
809 Публицистика
811 Кризис частной средней школы
813 Гимназические сочинения и записи
815 Значение Дона
817 Значение путешествий
820 «Кривдою весь свет пройдешь, да назад не воротишься»
822 Значение Ломоносова в истории русской литературы
826 Романтические идеи в элегиях и балладах Жуковского
835 «Сельское кладбище» [В.А. Жуковского] как романтическое произведение
838 О народности Пушкина
839 Тип моей памяти
841 «Корень учения горек, но плоды его сладки»
847 «Труд кормит, лень портит», народная пословица
850 Г.С. Сковорода в истории русской культуры
855 «Человек лишь в людях свой образ узнает, и только жизнь его самопознанию научит»
862 Значение общения с умными людьми и с добрыми
866 «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста»
873 Размышления о боге, мİре и человеке (из дневниковых записей)
873 1. По поводу чтения Фламмарионовой «Стэллы»
873 2. Vanitas vanitatum
874 3. Философия обыденщины
874 4. О созерцании и действии
875 5. Размышления о боге, міре и человеке
879 Дневники
881 Дневники 1911–1913
914 Дневники 1914 –1919
995 Биографические материалы
997 Отчет о Занятиях в 1916–1917 академическом году…
998 I. Общие замечания
999 II. Греческая филология
1001 III. Римская филология
1002 IV. Университетские семинарии, лекции и занятия
1002 Приложение
1002 Программа испытания по греческой литературе
1002 I. Архилох
1005 II. Происхождение греческой трагедии
1006 III. Характеристика творчества Эсхила
1008 IV. Изучение общих руководств по истории греческой литературы
1008 CurrICulum vItae [1918]1010 CurrICulum vItae [1919]
1012 Объяснительная записка к курсу «Введение в классическую филологию»
1014 история греческой литературы. ПРОГРАММА КУРСА
1018 Сравнительный синтаксис греческого и латинского языков. ПРОГРАММА КУРСА
1019 Семинарий по «Поэтике» Аристотеля
Комментарии