Автор: Глубоковский Н.Н.
Название: Библиография
СКАЧАТЬ
Словарь 2006 г. Мень.
См. библеисты.
Христово уничижение и наше спасение, 1929.
Розанову против патриаршества, 1905. Речи в академии либеральные, 1900-е гг.
Русская богословская наука в ее историческом развитии, 1917.
В защиту старого стиля.
Его отношения с Болотовым, Богданова, 2000.
Путь к миру внутри Церкви. 1927. (О декларации Страгородского).
Высокопреосвященный Смарагд (Крыжановский), архиепископ Рязанский: Его жизнь и деятельность: С 7 портр. и 3 ав-тогр. — СПб.: Тип. Меркушева, 1914. — 558 с: портр., факс. —Биб-лиогр.: С. 504—539.
Богданова Т. Н.Н. Глубоковский. Судьба христианского ученого. Альянс-Архео, 2010. 1008 с.
———————————————————————————
Из «Библиологического словаря»
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ГЛУБОКОВСКИЙ Николай Никанорович (1863-1937), рус. правосл. богослов, экзегет, патролог, историк Церкви, церковно-обществ. и экуменич. деятель. Род. в Вологодской губ., в семье бедного сел. священника. Окончил духовное уч-ще, Вологодскую ДС и МДА (1889). Начал печататься еще будучи воспитанником семинарии и студентом. После окончания МДА Г. был направлен в Воронежскую ДС. Его магистерская диссертация (1890), посвященная блж. *Феодориту Киррскому, вызвала широкий отклик среди патрологов не только в России, но и за рубежом. Высокую оценку труду Г. дал Гарнак. В 1891 был приглашен на каф. Свящ. Писания в СПб.ДА, где и состоял э.орд. профессором (1894-1898), затем орд. профессором с 1898 до 1919, когда перешел в новообразованный Петрогр. богосл. ин-т. Одновременно преподавал и в Петрогр. ун-те. Докторскую диссертацию защитил в 1898 г. Она стала первой частью его работы об ап. Павле. С 1905 состоял ред. Правосл. богосл. энциклопедии (ПБЭ), для к-рой им были написано мн. статей. Принимал деятельное участие в преобразовании программ духовных школ, печатал в церк. журналах исследования и заметки на разнообр. темы, был членом Предсоборного присутствия РПЦ, почетным членом МДА и КДА, Лондонского библ. общества, зам. председателя Правосл. *Палестинского общества и др. науч. учреждений. Г. поддерживал контакты со мн. представителями зарубежной науки (*Дайссманом, Гарнаком и др.), переводил их труды на рус. яз., участвовал в междунар. конференциях, читал лекции за рубежом. Работоспособность и энергия Г. поражали его современников. Среди коллег и студентов он оставил о себе память как о человеке большой сердечности и нравственной стойкости.
В 1921 Г. поселился в Финляндии. После недолгого пребывания в Германии занимал каф. Свящ. Писания НЗ в Праге, затем читал лекции в Белграде, а с 1923 стал проф. Богосл. ун-та в Софии. В 1925 Г. был избран чл.-корр. Болг. АН. В этот период жизни он много внимания уделял экуменич. работе, не оставляя при этом научно-лит. трудов. Живя за рубежом, Г. никогда не порывал духовной связи с традициями рус. богословия. Скончался Г. в Софии.
Работы Г. об ап. Павле. Основной работой Г. было 3-томное исследование «Благовестие св. ап. Павла по его происхождению и существу» (кн.1-3, СПб., 1905-12). Многочисл. статьи Г. о богословии ап. Павла, напечатанные в ХЧ и др. журналах, вошли в эту огромную (более 2300 с.) работу. Центральной ее задачей была правосл. оценка различных протестантских гипотез об истоках «павлинизма». Поскольку либеральный протестантизм скептически относился к Откровению, к-рое имел ап. Павел, толкователи этой школы вынуждены были искать внешние влияния, определившие сущность Павлова богословия. Одни авторы подчеркивали генетич. связь «павлинизма» с раввинистич. доктринами, другие выводили его из эллинистич. иудейства *диаспоры, третьи — из антич. мистерий и римского правового мышления. Неоднозначны были и оценки деятельности ап. Павла. Если одни считали его избавителем христианства от иудейского наследия, то другие видели в нем создателя «догматического» учения, затемнившего подлинный смысл Евангелия. В противовес этим теориям Г. был твердо убежден в том, что ап. Павел не извратил, но продолжил дело Христово, что его благовестие «по существу своему — это благовестие Христово». Обращение Савла не исчерпывается его «религиозными переживаниями», а тесно связано с прямым Откровением Божьим, данным ему как пророку и благовестнику.
В 1-м томе Г. доказывает, что ап. Павел был не типичным «эллинистом», а человеком, «прошедшим хорошую иудейско-раввинистическую школу». Однако корни его учения в другом. Павел не мог почерпнуть из этой школы ни своей *христологии, ни своей *сотериологии. Формально-юридический дух законничества был чужд ему, хотя иногда он и прибегал к его фразеологии. Более того, «ветхозаветное библейское учение не доставляло всех материалов для уяснения спасения Христова». Г. разбирает спец. вопросы об отношении Павла к Гамалиилу и законническим школам, показывая, что апостол был независим в плане фундаментальных основ своего богословия. В 2-м томе подробно рассматривается эллинистич. иудейство и греч. идеи, к-рые якобы могли быть источником благовестия ап. Павла. И здесь Г. приходит к выводу: мышление апостола является оригинальным и не может быть объяснено эллинистич. заимствованиями. 3-й том (самый краткий) содержит аргументы в пользу высшего, богооткровенного происхождения богословия Павла.
Труд этот справедливо был назван энциклопедией знаний по данному вопросу. Хотя он написан тяжелым языком, огромные главы лишены подрубрик, а бесчисленные ссылки (по 3-4 на фразу) затрудняют чтение, все это искупается высоким религ. настроем и исчерпывающей полнотой работы. Г. с исключительной объективностью и в подробностях (к-рые порой даже кажутся излишними) излагает взгляды авторов, с к-рыми полемизирует. Благодаря этому его книга не только серьезная апология ап. Павла, но и свод всех теорий относительно его личности и проповеди. Для Г. благовестие Павла — это «благовестие свободы», к-рое возвышается как над номизмом, так и над языческим ритуализмом. Этой теме посвящено отд. исследование ученого — «Благовестие христианской свободы в Послании св. ап. Павла к Галатам» (СПб., 1902). Продолжением книги должен был служить труд «Благовестие христианской святости», построенный на Послании к евреям. Г. считал вполне возможным приписать Евр ап. Павлу, хотя уже в то время большинство экзегетов всех направлений отрицали такую возможность. Труд его (ок. 3000 с.) полностью опубликован не был, но отд. части печатались в «Ежегоднике Софийского богосл. ф-та» (1926-1937). В них, как и в др. работах об ап. Павле, Г. по-своему решал спорный вопрос о соотношении двух Заветов в «павлинизме». По его мнению, ап. Павел противопоставлял ВЗ как данный «через ангелов» Новому Завету, к-рый открылся непосредственно в лице Богочеловека. «Ветхозаветный закон, — писал Г., — как опосредованный человечески в своем историческом обнаружении, есть лишь аккомодативный институт Божественной педагогики (Гал III:24) и является временным средством верховного промышления по пути к совершенному увенчанию во Христе Иисусе, где Божество и человечество были неразлучно, неслиянно и всецело» («Ветхозаветный закон по его происхождению, предназначению и достоинству», «Путь», 1928, № 10).
Труды Г. о Евангелиях, Деяниях и Апокалипсисе. В исследовании «Евангелия и их благовестие о Христе-Спасителе» (София, 1932) Г. объясняет *синоптич. проблему единым церк. преданием, а его различное преломление у четырех евангелистов — нуждами отд. церквей и конкретными задачами евангелистов. Особенности Ев. от Матфея вытекают из его обращенности к христианам-евреям, а Ев. от Марка — из обращенности к христианам из язычников. В Ев. от Луки свящ. писатель имеет в виду и тех и других, возвещая спасение для всех — иудеев и эллинов, в согласии с проповедью ап. Павла. Целью 4-го Евангелия было сосредоточить внимание читателей и слушателей на Божественной тайне Личности Христа.
Исследование о третьем евангелисте «Св. Лука, евангелист и дееписатель» (София, 1932) подводит итог дискуссиям по поводу авторства Ев. от Луки и Деяний, к-рые были вызваны трудами Гарнака. Опираясь на древнее предание Церкви, Г. соглашается с аргументацией нем. ученого и считает, что есть все основания видеть в спутнике ап. Павла Луке автора 3-го Евангелия и Деяний.
В 1966 вышла посмертно книга Г. «Благовестие Христовой Славы в Апокалипсисе св. ап. Иоанна Богослова» (Джорданвиль, 1966). Автор рассматривал ее как заключит. часть своей трилогии по богословию НЗ (1-й частью была работа о Гал, а 2-й — о Евр). Гл. внимание Г. сосредоточил на вопросе о единстве и целостности учения, изложенного в Откровении Иоанна, исагогич. же часть ограничил критикой мнений, согласно к-рым Апокалипсис рассматривался как мозаика из древних верований и мифов.
Г. всегда критически смотрел на поспешные и спорные гипотезы в отношении НЗ и предпочитал традиционные т. зр., подкрепляя их продуманными научно-историч. доводами.
u Преображение Господа, М., 1888; Путешествие евреев из Египта в землю Ханаанскую, ЧОЛДП, 1889, № 1-4; О значении надписания псалмов Lamnazeach, ЧОЛДП, 1889, № 12; О пасхальной вечери Христовой и об отношении к Господу совр. Ему еврейства, СПб., 1893; Развод по прелюбодеянию и его последствия по учению Христа Спасителя, СПб., 1895; Евангелие и Евангелия, Харьков, 1896; К вопросу о пасхальной вечери Христовой, ХЧ, 1897, № 3; Был ли допущен Иуда-предатель к соучастию в самом таинстве Евхаристии при установлении его Господом Спасителем на Тайной вечере?, ХЧ, 1897, № 5; Вера по учению св. ап. Павла, ХЧ, 1902, № 5; Греч. язык Библии, особенно в НЗ, по совр. состоянию науки, ХЧ, 1902, № 7; Учение св. ап. Павла о христ. жизни в «Духе» и его самобытная независимость, ХЧ, 1904, № 6; Лекции по Свящ. Писанию НЗ (Послания св. ап. Павла), СПб., 1906; Благовестие св. ап. Павла и мистерии, ХЧ, 1909, № 4, 6-7; О Квириниевой переписи по связи ее с Рождеством Христовым, К., 1913; Ходатай НЗ: Экзегетич. анализ Евр 1:1-5, Серг. Пос., 1915; Христос и Ангелы: Экзегетич. анализ Евр 1:6-14, Пг., 1915; О Втором послании св. ап. Павла к Фессалоникийцам, Пг., 1915; Искупление и Искупитель по Евр. гл. 2, Пг., 1917; Бог-Слово: Экзегетич. эскиз «Пролога» Иоаннова Евангелия: (1:1-18), ПМ, вып. 1, 1928; Послание к Евреям и историч. предание о нем, «Годишник на Софийский ун-т», кн.14, 1936-1937, София, 1937.
l 25-летний юбилей проф. Н.Н.Г., «Странник», 1914, № 6/7; А н д р е е в И.Д., Н.Н.Г., «Гермес», 1914, № 13-14; И г н а т ь е в А., Памяти проф. Н.Н.Г., ЖМП, 1966, № 8 (там же см. библиогр. трудов Г.); М е л и х о в В.А., Н.Н.Г. — проф. СПб.ДА, Харьков, 1914; ПБЭ, т. 4, с. 411-18; Ч е р е м и с о в П., Проф. Н.Н.Г. и его труд «Благовестие св. ап. Павла по его происхождению и существу», Загорск, 1972 (МДА, ркп.).
РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ-БОГОСЛОВЫ
Историки Церкви. Исследователи и толкователи Священного Писания
Биобиблиографический указатель. 2-е изд. М.: Пашков дом, 2001.
Номер страницы указан после текста на этой странице
К оглавлению
Глукобовский Николай Никднорович (1863-1937)
Николай Никанорович Глубоковский родился 6 декабря 1863 года в селе Кичменгский городок Вологодской губернии в семье священника. Начальное образование получил в церковноприходской школе и Никольском Духовном училище. По окончании Вологодской Духовной семинарии в 1884 году поступил в Московскую Духовную Академию, которую окончил в 1889 году. Магистерская диссертация Николая Никаноровича «Блаженный Феодорит, епископ Киррский: его жизнь и литературная деятельность», по отзыву профессора И.Н. Корсунско-го, является «феноменальным, классическим произведением русской богословской литературы».
По окончании Академии в 1890 году он был назначен преподавателем Священного Писания в Воронежскую Духовную семинарию. В 1891 году Н.Н. Глубоковский был приглашен в Санкт-Петербургскую Духовную Академию на кафедру Священного Писания Нового Завета, которую он занимал более двадцати пяти лет. В 1894 году он стал экстраординарным профессором.
Еще в первые годы своей профессорской деятельности Николай Никанорович поставил вопрос о преподавании Священного Писания и разработал программу преподавания. Николай Никанорович писал: «Так как Священное Писание есть откровение воли Божией человеку, обязательное для ума
272
и сердца, то и ближайшая задача его изучения будет заключаться в точнейшем усвоении Божественных наставлений посредством внимательного проникновения в Богодухновен-ное Слово Божие».
По поручению Святейшего Синода профессор Глубоковский занимался исправлением перевода книг Нового Завета на русский язык, был редактором в журналах «Церковный вестник» и «Христианское чтение». Он также являлся сотрудником Православной Богословской энциклопедии, а после смерти А.П. Лопухина стал ее редактором. Многие статьи в энциклопедии были написаны им самим. В 1914 году Святейший Синод возложил на Николая Никаноровича редактирование «Справочного и объяснительного словаря к Новому Завету» П.А. Гильтебрандта.
В 1905 году Николай Никанорович был избран членом епархиальной Комиссии по подготовке к Поместному Собору Русской Православной Церкви, а затем был привлечен к работе Комиссии по выработке нового устава духовных академий. В 1907—1908 годах он работал в особых Совещаниях по вопросу о реформе Духовных школ и органов церковного управления. С 1911 года Николай Никанорович стал постоянным членом Училищного Совета при Святейшем Синоде.
В 1918 году он читал лекции в Швеции в столичном университете. Пользуясь пребыванием в Упсале, Николай Никанорович составил описание славяно-русских книг и рукописей, хранившихся в университетской библиотеке. В 1919 году Николай Никанорович перешел в новообразованный Петроградский Богословский институт ис 1919 по 1921 год исполнял должность архивиста, архивариуса и редактора в бывшем Синодальном архиве.
В 1921 году Николай Никанорович вместе с женой выехал в Финляндию, оттуда в Германию, затем в Чехословакию, в Прагу, где занял должность профессора в университете. В 1922—1923 годах он читал курс богословия в Белградском университете, а затем принял предложение занять кафедру Священного Писания Нового Завета в Софийском университете.
Николай Никанорович был избран членом-корреспондентом Российской Академии наук и Болгарской Академии наук, почетным членом Библейского общества в Лондоне,
18 418
273
почетным членом Московской, Киевской и Казанской Духовных Академий, Московского и Петроградского археологических институтов, действительным членом Общества истории и древностей российских при Московском университете, Императорского Православного палестинского общества в Петрограде и многих других обществ, братств, культурно-просветительных и благотворительных учреждений.
Н.Н. Глубоковский издал около сорока крупных работ и множество статей. Многие его труды остались неизданными: «Новозаветный Библейский словарь», обзор «Русское богословие» и некоторые другие.
Архив Н.Н. Глубоковского хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге, фонд 194.
Николай Никанорович Глубоковский скоропостижно скончался 18 марта 1937 года от болезни почек. Чин отпевания в кафедральном соборе совершил митрополит Софийский Стефан, который в надгробной речи назвал Николая Никаноровича «величайшим авторитетом в Библейской экзегетике, любящим и верным сыном Церкви, могучим столпом Православия».
Печатные труды
476. Академик Борис Александрович Тураев как христианский учитель и ученый // Рус. мысль. — 1923. — Кн. 9—12. — С. 387— 398.
То же // Воскрес, чтение (Варшава). — 1929. — №11. — С. 169—173, 185—187.
477. Архиепископ Орловский Смарагд (Крыжановский) и алтайский миссионер архимандрит Макарий (Глухарев): Два письма первого ко второму//Христиан, чтение.— 1913.—Янв.—С. 118— 125.
478. Архиепископ Рязанский Смарагд как педагог и проповедник // Христиан, чтение. — 1914. — Июнь. — С. 689—754.
479. Архиепископ Смарагд в своих административных отношениях, иерархическом правлении и личной жизни // Христиан, чтение. — 1914. — Февр. — С. 158—174; 299—327.
274
480. Бакалавры С.-Петербургской Духовной Академии: иеромонах Серафим Азбукин и иеромонах Мартирий Горбачевич. — СПб., 1909. — 29 с. — Отт. из: Христиан, чтение. — 1909.
481. Библейский греческий язык в Писаниях Ветхого и Нового Завета. — Киев: Тип. «Петр Барский», 1914. — 76 с. — Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. — 1914.
482. Благовестие св. Апостола Павла и иудейско-раввинское богословие // Христиан, чтение. — 1897. — Февр. — С. 277—316; № 3. — С. 323—372; № 4. — С. 566—611.
483. Благовестие св. Апостола Павла и иудейско-эллинисти-ческое богословие // Христиан, чтение. — 1901. —Февр. — С. 266— 287.
484. Благовестие св. Апостола Павла и мистерии // Христиан, чтение. — 1909. — Апр., июнь — июль.
485. Благовестие св. Апостола Павла и теософия Филона Александрийского // Христиан, чтение. — 1901. — Март. — С. 402— 438; Апр. — С. 566—603; Май. — С. 720—759; Июнь. — С. 902— 936.
486. Благовестие св. Апостола Павла по его происхождению и существу: Библейско-богословское исследование. — СПб.: Типо-лит. Пухира, 1897. —XII, 290 с.
487. Благовестие св. Апостола Павла по его происхождению и существу: Библейско-богословское исследование: Кн. 1—3. — СПб.: Тип. Монтвида, 1905—1912. — Библиогр. в примеч.
Кн. 1: Введение. Обращение Савла и «Евангелие» св. Апостола Павла. «Евангелие» Павлово и иудейско-раввинское богословие, апокрифы и апокалиптика. — 1905. — LXX, 890 с.
Кн. 2: «Евангелие» св. Апостола Павла и теософия Филона, Книга Премудрости Соломоновой, эллинизм и римское право. Заключение. — 1910. — 4, 1307 с.
Кн. 3: Божественность «Евангелия» Павлова и метод обоснования сего в исследовании о нем. Дополнения и Указатель содержания первых двух книг. — СПб.: Синод, тип., 1912. — 80 с.
488. Благовестие христианской свободы и Послания св. Апостола Павла к галатам: Сжатый обзор апостольского Послания со стороны его первоначальных читателей, условий происхождения, по содержанию и догмат.-ист. значению. — СПб.: Тип. Лопухина, 1902. — 156 с.
То же. — София, 1935.
275
489. Благовестив христианской славы в Апокалипсисе св. Апостола Иоанна Богослова: Сжатый обзор. — Посмерт. изд. — Jordanvllle, Holy Trinity monastery, 1966. — 115 с: портр.
490. Блаженный Августин в изображении русского светского историка: О книге проф. В. Герье «Блаженный Августин». М., 1910: Рец. — Киев: Тип. «Петр Барский», 1911. — 38 с.
491. Блаженный Феодорит, епископ Киррский: Его жизнь и литературная деятельность: Церковно-историческое исследование.
Т. 1—2. — М.: Унив. тип., 1890.
Т. 1: Жизнь блаженного Феодорита, епископа Киррского. — 349 с.
Т. 2: Литературная деятельность блаженного Феодорита, епископа Киррского. — 510 с.
492. Был ли допущен Иуда предатель к соучастию в самом Таинстве Евхаристии при установлении его Господом Спасителем на Тайной вечере // Христиан, чтение. — 1897. — Май. — С. 812— 813.
493. Ветхозаветный закон по его происхождению, предназначению и достоинству // Путь. — 1928. — № 10.
494. Вновь найденный пурпуровый список Евангелия // Христиан, чтение. — 1897. — Кн. 2.
495. Высокопреосвященный архиепископ Смарагд (Крыжанов-ский) на Орловской и Рязанской кафедрах и его кончина // Христиан, чтение. — 1913. — Февр. — С. 175—191; Март. — С. 310— 324: Апр. — С. 526—540.
496. Высокопреосвященный Смарагд (Крыжановский), архиепископ Рязанский: Его жизнь и деятельность: С 7 портр. и 3 ав-тогр. — СПб.: Тип. Меркушева, 1914. — 558 с: портр., факс. —Биб-лиогр.: С. 504—539.
497. Бог — Слово: Экзегетический эскиз Пролога Иоаннова Евангелия (1, 1—18) // Правосл. мысль. — 1928. — Вып. 1. — С. 29—121.
498. Вера по учению св. Апостола Павла: По поводу сочинения протоиерея И. Беляева «Учение Апостола Павла о вере» (М., 1900} // Христиан, чтение. — 1902. — Май. — С. 686—715.
276
499. Возрождение папства и его настоящее положение по сравнению с прошлым. — Воронеж: Тип. Исаева, 1891. — 47 с. — Пере-печ. из: Воронеж, епарх. ведомости. — 1891.
500. «Война и мир» в Финляндской Православной Церкви. — София, 1929. — 16 с.
501. Годичные обзоры русского богословия в газете «Новое время» // Новое время. — 1913, 1914, 1915, 1916. — № 1.
502. Греческий рукописный Евангелистарий из собрания проф. И.Е. Троицкого. — СПб.: Типо-лиг. Пухира, 1897 (обл. 1898). — 256 с.
503. Греческий язык Библии — особенно в Новом Завете, по современному состоянию науки. — СПб., 1902. — 34 с. — Авт. установлен по изд.: Словарь псевдонимов рус. писателей / И.Ф. Маса-нов. — М., 1957. —Т. 2. — С. 226. — Отт. из: Христиан, чтение. — 1902.
504. Греческий язык Нового Завета в свете современного языкознания. — Пг.: Тип. Смирнова, 1915. — 36 с. — Из: Гермес. —
1915. — Экз. в РГБ с автогр.
505. Дело священника Иоанна Сёмова с Орловским епархиальным начальством при архиепископе Орловском Смарагде (Кры-жановском) // Христиан, чтение. — 1913. —Апр. — С. 526—540, 650—672. — С автогр.
506. Дидаскалия и Апостольские Постановления по их происхождению, взаимоотношению и значению // Христиан, чтение. —
1916. — Март. — С. 339—360; Апр. — С. 434—456. То же. — София, 1935. — 127 с.
507. Дорогой памяти неутомимого искателя правды писателя и изобретателя врача Матфея Никаноровича Глубоковского. — СПб.: Тип. Монтвида, 1904. — 15 с. — Отт. из: Странник. — 1904.
508. Достопочтенный Майрон Уинслоу Адаме: Словарь св. Апостола Павла. Св. Апостол Павел как словообразователь // Христиан, чтение. — 1897. — Июнь. — Библиогр.: С. 961—965
509. Евангелие и Евангелия: Конспект.-руководств, обзор // Вера и разум. — 1896. — № 7. — С. 417—424.
Тоже.—Харьков, 1896.
277
510. Евангелия и их благовестие о Христе Спасителе и Его искупительном деле. — София, 1932. — 160 с.
511. За тридцать лет (1884—1914): К столетнему юбилею Имп. Московской Духовной Академии: (1 окт. 1914 г.). — М.: Тип. Сытина, 1914. — 19 с. — Отт. из кн.: У Троицы в Академии. — М., 1914.
512. Замечания о 1-м Послании св. Апостола Иоанна Богослова. 1. О тексте, лжеучителях и толковании 1 Ин. 11. К литературе о 1-м Послании св. Апостола Иоанна Богослова // Христиан, чтение. — 1904. — Июнь. — С. 857—877.
513. Из лекций по Священному Писанию Нового Завета, читанных студентам С.-Петербургской Духовной Академии в 1896— 1897 учеб. году. — СПб.: Лит. Богданова, 1897. — 493 с.
514. Из переписки архиепископа Рязанского Смарагда Кры-жановского. — М.: Имп. О-во истории и древностей российских при Моск. ун-те, 1913. — 46 с.
515. Искупление и Искупитель [по Евр., гл. 2]. — Пг.: Синод, тип., 1917. — 100 с. — Экз. в РГБ с автогр.
516. Историческое положение и значение личности Феодори-та. епископа Киррского: Речь и библиогр. указатель новейшей литературы о блаженном Феодорите. — СПб.: Тип. Монтвида, 1911. —30 с.
517. К вопросу о нуждах духовно-академического образования.— СПб.:Типо-лит. Лопухина, 1897. — 24 с.—Перед загл. псевд. Вафинский. — Авт. установлен по изд.: Словарь псевдонимов рус. писателей / И.Ф. Масанов — М., 1956. —Т. 1. — С. 230. — Извлеч. из: Странник. — 1897.
518. К вопросу о Пасхальной вечере Христовой и об отношениях к Господу современного Ему еврейства: По поводу исследования проф. Д.А. Хвольсона // Христиан, чтение. — 1893. — Июль — авг. — С. 84—121; Сент. — окт. — С. 289—320.
То же. — СПб.: Тип. Катанского, 1893. — 70 с.
519. К вопросу о Пасхальной вечере Христовой // Христиан, чтение. — 1897.—Март. —С. 508—511.
520. Католический Index и римско-католическая цензура // Странник. — 1906. — № 4. — С. 630—634.
278
521. Киприан, митрополит всея Руси (1374—1406) как писатель // Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. — 1892. — № 2. — С. 358—424.
522. Конспект по предмету Священного Писания Нового Завета для переходных испытаний гг. студентов 1—2 курсов С.-Петербургской Духовной Академии… в 1900 году. — СПб.: Лит. Богданова, 1900. — 5 с.
… в 1902 году. — СПб.: Лит. Богданова, Ценз. 1902. … в 1904 году. — СПб., 1904. — 8 с.
523. Лекции по Священному Писанию Нового Завета, читанные студентам С.-Петербургской Духовной Академии… в 1891—1892 учеб. году. — СПб.: Лит. Руднева, 1892. — 365 с.
… в 1892—1893 учеб. году. — СПб., Ценз. 1892. — 432 с. — Литогр.
… в 1893—1894 учеб. году. — СПб., Ценз. 1893. — 530, VI с. — Литогр.
… в 1894—1895учеб. году.— СПб., 1895. — 415, XVI с. —Перед текстом: Чтения о Посланиях св. Апостола Павла. — Литогр.
…в 1897—1898 учеб. году.— СПб., 1897. — 576 с.—Литогр.
… в 1898—1899 учеб. году.—СПб.,
… в 1899—1900 учеб. году. — СПб.,
… в 1900—1901 учеб. году. — СПб.,
… в 1901—1902 учеб. году. — СПб., 1902.
… в 1902—1903 учеб. году. — СПб., 1902. — 722 с.
… в 1903—1904 учеб. году. — СПб.,
… в 1905—1906учеб. году. — СПб.,
… в 1906—1907 учеб. году. — СПб.,
1899. — 608 с. — Литогр. Ценз. 1900. — 592 с. 1901. — 720 с. —Литогр. . — 592 с. — Литогр.
1904. 1906 1907
— 365 с. — Литогр.
— 411 с.
— 663 с. — Литогр.
… в 1911—1912 учеб. году. — СПб.: Лит. Богданова, 1912. — 415 с.
… в 1914—1915 учеб. году. — Пг.: Заборовский, 1915. — 512 с. —Литогр.
524. Лекции, читанные в Упсальском университете в сентябре и октябре 1918 года. — Stockholm-Upsala, 1921.
525. На Никейских торжествах в Англии и на Всемирной христианской конференции в Стокгольме летом 1925 года: Впечатления и наблюдения участника // Воскрес, чтение (Варшава). — 1926. — № 35—38.
526. Начало организованной Духовной школы: Комитет по усовершенствованию Духовных училищ // Богослов, вестник. — 1917. — Июнь — июль. — С. 75—92.
279
527. О 2-м Послании св. Апостола Павла к фессалоникий-цам. — Пг.: Тип. Меркушева, 1915. — 118 с. — Из: Христиан, чтение. — 1915.
528. О значении надписания псалмов // Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. — 1889. — № 12. — С. 567—601.
529. О Квириневой переписи по связи ее с Рождеством Христовым. — Киев: Тип. «Петр Барский», 1913. — 59 с. — Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад.
530. О реформе Духовной школы. — СПб., 1908. — 50 с. — Перед загл. авт.: М.А. Остроумов и Н.Н. Глубоковский.
531. Обращение Савла и Евангелие св. Апостола Павла: Речь, произнесенная на торжественном годичном акте С.-Петербургской Духовной Академии 17 февр. 1896 г. — Харьков: Тип. Губ. правл., 1896. — 121 с. — Из: Христиан, чтение. — 1896.
То же // Вера и разум. — 1896. — № 4—7.
То же. — СПб.: Печатня Яковлева, 1896. — 150 с.
532. Отзыв о сочинении Б.В. Титлинова «Духовная школа в России в XIX столетии». Вып. 1—2. Вильна, 1908. — СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1911. — 32 с. — Отт. из: Отчет о пятьдесят втором присуждении наград графа Уварова… — Экз. в РГБ с автогр.
533. Отзыв о сочинении В.И. Герье «Блаженный Августин». М. 1910. — СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1912. — 38 с. — Отт. из: Сб. отчетов о премиях и наградах за 1910 г.: Премии им. М.Н. Ахматова.
534. Отзыв об изданной по-болгарски «Проповеднической энциклопедии» о. Гр. Дьяченко // Мир. — 1929. — 23 июля.
535. Памяти покойного профессора Алексея Петровича Лебедева: (Под первым впечатлением тяжелой утраты). — СПб., 1908. — 31 с, [1 л.) портр. — Отт. из: Странник. — 1908.
536. Первый настоятель Исаакиевского собора протоиерей А.И. Окунев, бакалавр С.-Петербургской Духовной Академии // Церков. ведомости. — 1908. — № 23. — С. 1049—1053; № 24. — С. 1103—1107.
537. По вопросам Духовной школы и об Учебном комитете при Св. Синоде. — СПб.: Синод, тип., 1907. — 8, 148 с. — Экз. РГБ с автогр.
280
538. По вопросу о «праве» евреев именоваться христианскими именами: Трактат и историческая справка. — СПб.: Синод, тип., 1911. — 121 с. —Из: Церков. ведомости. — 1911. —№24, 25.
539. По вопросу о реформе Учебного комитета при Св. Синоде. — СПб., 1909. — 24 с. — Из: Странник. — 1909.
540. По поводу письма проф. Н.И. Субботина к К.П. Победоносцеву. — М.: Тип. Лисснера и Собко, [19141. — 19 с.
541. Послание к евреям и историческое предание о нем // Го-дишник на Софийск. ун-т, Богосл. фак. — 1936.
542. Православие в освещении англиканского ученого. —[СПб., 1914]. — 7 с. — Отт. из: Церков. ведомости. — 1914.
543. Православие по его существу. — СПб.: Тип. Меркушева, 1914. — 23 с. — Из: Христиан, чтение. — 1914.
544. Православная Пасхалия и общедоступные пособия и руководства по хронологии. — СПб.: Тип. Катанского, 1892. — 22 с. — Из: Христиан, чтение. — 1892.
545. Православное русское белое духовенство по его положению и значению в истории: Речь, сказанная 30 окт. 1916 г. в собрании учредителей Всероссийского общества попечения мирян о нуждах священнослужителей Православной Церкви и их семей. — Пг.: Синод, тип., 1917. — 16 с.
546. Преображение Господне: Критико-экзегетический очерк. — М.: Унив. тип., 1888. — 91с. — Отт. из: Правосл. обозрение. — 1888.
547. Преосвященный Евсевий (Орлинский), архиепископ Мо-гилевский, бывший ректор С.-Петербургской Духовной Академии // Христиан, чтение. — 1909. — Окт. — С. 1332—1351; Нояб. — С. 1459—1482.
548. Преосвященный Иоанн (Кратиров), бывший епископ Саратовский, ректор С.-Петербургской Духовной Академии // Христиан, чтение. — 1909. — Март. — С. 421—440.
549. Происхождение, характер и значение монархианства: (По поводу взглядов А. Гарнака на монархианское движение). — М.: Тип. Снегиревых, 1889. — 73 с. — Из: Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. — 1889.
281
550. Путешествие евреев из Египта в землю Ханаанскую. — М.: Тип. Снегиревых, 1889. — 75 с.
551. Разбор учения Гартмана об абсолютном начале как бессознательном. — Харьков: Тип. Губ. правл.. Ценз. 1889. — 66 с. — Отт. из: Вера и разум. — 1888. — Авт. установлен по каталогу РНБ.
552. Развод по прелюбодеянию и его последствия по учению Христа Спасителя. — СПб.: Тип. Катанского, 1895. — 100 с. — Из-влеч. из: Христиан, чтение. — 1895.
553. Религиозное образование в английских общественных школах // Церков. ведомости. — 1908. — № 26. — С. 1207—1212; №27. —С. 1262—1268.
554. Родословие Смарагда (Крыжановского), архиепископа Рязанского. — М.: Имп. О-во истории и древностей российских при Моск. ун-те, 1910. — 46 с.
555. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. — Варшава, 1928. — 116 с.
То же. — Б.м.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1992. — 184 с.—Указ.: с. 113—181.
556. Св. Апостол Лука, Евангелист и дееписатель. — София, 1932. — 200 с.
557. Св. Апостол Павел и неканоническая Книга Премудрости Соломоновой // Христиан, чтение. — 1902. —Апр. — С. 447—503, Авг. — С. 129—160.
558. Св. Апостол Павел и павлинизм Антиохийской школы (в ее экзегетике и догматической деятельности за период I—IV Вселенских Соборов) // Тр. V съезда рус. акад. орг. за границей. — София, 1932. — Ч. 1. — С. 99—132.
559. Св. Апостол Павел и Филон Александрийский // Христиан, чтение. — 1901. —Дек.; 1902. — Янв., февр., авг., нояб., дек.
560. Св. Киприан, митрополит всея России (1374—1406) как писатель. — М., 1892. — 67 с.
561. С.-Петербургская Духовная Академия во времена студенчества там Патриарха Варнавы. — Сремски Карловцы, 1936.
282
562. Светлой памяти друга России и русского Православия Ивана Васильевича Биркбека. — Киев: Тип. «Петр Барский», 1917.— 32 с.
563. Свобода и необходимость: (Против детерминистов). — Харьков: Тип. Окр. штаба, 1888. — 50 с. — Отт. из: Вера и разум. — 1888.
564. Своеобразная защита Учебного комитета при Св. Синоде: По поводу книги о сем ревизора Д.И. Тихомирова и в связи с вопросом о преобразовании Учебного комитета. — СПб.: Тип. Мон-твида, 1908. — 40 с.
565. Священник Михаил Васильевич Попов: Некролог. — Вологда: Тип. Губ. правд., 1910. — 54 с, 10 л. ил., портр.
566. Священное Писание в Духовных Академиях на рубеже двух столетий // Церков. вестник. — 1909. — № 50.
567. Славянская Библия. — София, 1933.
568. Смысл 34-го Апостольского правила // Богослов, вестник. — 1907.—Июль.—С. 731—751; 1908. —Февр. —С. 396—399.
569. Теософическое общество и современная теософия // Вера
и разум. — 1888. — № 8. — С. 555—574.
570. Учение Книги Премудрости Соломоновой о Божественной Премудрости или Духе по сравнению с Апостольским // Христиан, чтение. — 1904. — Май. — С. 615—659.
571. Учение св. Апостола Павла и апокрифическая иудейская литература // Христиан, чтение. — 1900. — Февр.
572. Учение св. Апостола Павла и Книги Премудрости Соломоновой о происхождении и характере язычества // Христиан, чтение. — 1905. — Февр.
573. Учение св. Апостола Павла о грехе, искуплении и оправдании // Христиан, чтение. — 1898. — Март. — С. 301—343; Апр. — С. 471—516; Май. — С. 629—666; Июнь. — С. 793—840.
574. Учение св. Апостола Павла о добрых и злых духах // Христиан, чтение. — 1900. — Янв.
575. Учение св. Апостола Павла о загробной жизни и воскресении мертвых // Христиан, чтение. — 1888. — Янв.
283
I
576. Учение св. Апостола Павла о предопределении по сравнению с воззрениями Книги Премудрости Соломоновой // Христиан, чтение. — 1904. — Июль — авг.
577. Учение св. Апостола Павла о христианской жизни «в Духе» и его самобытная независимость // Христиан, чтение. — 1904. — Апр. — С. 751—787.
578. Хвала ученому мудрецу в Книге Иисуса сына Сирахова // Христиан, чтение. — 1910. —Авг. — С. 892—910.
579. Хвалебная песнь Иисуса сына Сирахова Творцу и Про-мыслителю Вселенной // Христиан, чтение. — Нояб. — С. 1313— 1331.
580. Ходатай Нового Завета: Экзегетический анализ Евр. 1, 1—15. — Сергиев Посад: Тип. Свято-Троиц. Сергиевой Лавры, 1915.—47 с.
581. Христианское единение и богословское просвещение в православной перспективе // Путь (Париж). — 1926. — № 4. — С. 139—144.
582. Христово уничижение и наше спасение: Библейско-экзе-гетический анализ (Флп. 2, 5—11) // Правосл. мысль. — 1930. — Вып. 2. —С. 86—101.
583. Христос и Ангелы: Экзегетический анализ (Евр. 1, 6— 14). — Пг.: Тип. Меркушева, 1915. — 43 с. — Извлеч. из: Христиан, чтение. — 1915.
584. Экзаменский конспект по предмету Священного Писания Нового Завета для переходных испытаний студентов С.-Петербургской Духовной Академии… в 1895 году. — СПб.: Лит. Руднева, 1895.— 6 с.
… в 1896 году. — СПб.: Лит. Руднева, 1896. — 5 с. … в 1898 году. — СПб.: Лит. Богданова, 1898. — 5 с.
585. Эллинская образованность Апостола Павла // Христиан, чтение. — 1906. — Март — июль; 1907. — Февр. — март.
Издание, переводы
586. Письма архиепископа Рязанского Смарагда (Крыжановс-кого) к архимандриту Иерофею (Добрицкому) из Орла, С.-Петер-
284
бурга и Рязани (1847—1863) / Сост. — СПб.: Тип. Меркушева, 1911.— 11, 120 с.
587. Творения блаженного Феодорита, епископа Киррского: В 4 т. Письма блаженного Феодорита в русском переводе проф. С.-Петербургской Духовной Академии Николая Глубоковского.
Вып. 1: Письма 1—150. — Сергиев Посад, 1907. — 233 с. Вып. 2: Письма 151—268 и введение. — Сергиев Посад, 1908. —XVI, 233—521 с.
588. Хронология Ветхого и Нового Завета / Пер. с англ. с введ. и в ред. обработке // Тр. Киев. Духов. Акад. — 1910. — № 6. — С. 239—279; № 8. — С. 375—408; 1911. — № 3. — С. 365—394; № 6. — С. 200—228; № 7. — С. 357—377.
Литература о жизни и деятельности
589. Игнатьев А. Памяти проф. Н.Н. Глубоковского // Журнал Моск. Патриархии. — 1966. — № 8. — С. 57—76.