Автор: Теодор В. Адорно.
Название: Негативная диалектика. Перевод с немецкого — Е.Л.Петренко.
Файл: htm
Размер: 1.1 Мb
Изд.: Москва. Научный мир.
Год: 2003
С. 374
Издание выпущено при поддержке Института «Открытое общество » (Фонд Сороса) в рамках мегапроекта «Пушкинская библиотека».
Теодор Визенгрундт Адорно (1903-1969) — один из самых известных в XX веке немецкий философ и социолог леворадикальной ориентации. Его философские воззрения сложились на пересечении аргументов неогегельянства, авангардистской критики культуры, концептуального неприятия технократической рациональности и тоталитарного мышления. Сам Адорно считал «Негативную диалектику» своим главным трудом. Философия истории представлена в этой работе как методология всеобщего отрицания, диалектика -как деструкция всего данного. Новая волна популярности идей Адорно связана с ростом влияния радикальной антиглобалистской оппозиции. Вниманию читателей предлагается первый русский перевод текста «Негативной диалектики».
Над текстом «Негативной диалектики» Т.Адорно работал с 1959 по 1966 гг. Ядро книги составили три лекции, прочитанные им весной 1961 г. в Collège de France в Париже. Из первых двух лекций (их структура осталась без изменений) сложилась первая часть книги; третья, существенно переработанная и дополненная, стала основой для второй части. Многие фрагменты текста датируются значительно более ранними сроками: первые наброски главы о свободе относятся к 1937 г., мотивы фрагмента «Мировой дух и всемирная история » заимствованы из доклада, который Адорно сделал в 1932 г. в местном отделении Кантовского общества. Идея логики распада является, по-видимому, одной из самых ранних в философской концепции автора; вероятно, ее истоки оформились уже в ученические годы Адорно.
Содержание:
- Предисловие автора
- Введение
- О возможности философии
- Диалектика — это не точка зрения
- Реальность и диалектика
- Интересы философии
- Антагонистическое целое
- Понятие расколдовано
- «Бесконечность»
- Спекулятивный момент
- Изложение — изображение
- Отношение к системе
- Идеализм как ярость
- Двойственный характер системы
- Антиномично системе
- Аргумент и опыт
- Головокружительное
- Хрупкость истинного
- Против релятивизма
- Диалектика и устойчивое
- Привилегия опыта
- Качественный момент рациональности
- Качество и индивид
- Содержательность и метод
- Экзистенциализм
- Вещь, язык, история
- Традиция и познание
- Реторика
СКАЧАТЬ
Часть первая. Отношение к онтологии.
I. Онтологическая потребность. Вопрос и ответ. Свойство аффирмативности. Безвластие субъекта. Бытие, субъект, объект. Онтологический объективизм. Разочарованная потребность. «Дефицит выгоды». Ничейная земля. Вещественность, которой не повезло. О категориальном созерцании. Бытие θέσει. «Смысл бытия». Онтологически подчинено. Протест против овеществления. Потребность не истинна. Слабость и опора.
II. Бытие и существование. Об имманентной критике онтологии. Copula. Нет — трансценденции бытия. Выразить невыразимое. Детский вопрос. Вопрос о бытии. Volte. Мифология бытия. Онтологизация оптического. Функция понятия экзистенции. «Dasein в отношении к себе рнтологично». Номиналистический аспект. Экзистенция авторитарна. «Историчность».
Часть вторая. Негативная диалектика: понятие и категории. Неустранимость нечто. Принуждение к содержательному. «Метафизика потайного оконца». Не нужно гипостазировать непротиворечивость. Отношение к левому гегельянству. «Логика распада». Диалектика тождества. Саморефлексия мышления. Оъективность противоречия. Начало и исток понятия. Синтез. Критика позитивного отрицания. И единичное не есть последнее. Констелляция. Констелляция в науке. Сущность и явление. Опосредование объективностью. Особенность и особенное. О диалектике субъекта-объекта. Переворачивание субъективной редукции. Об интерпретации трансцендентального. «Трансцендентальная видимость». Преимущество объекта. Объект не есть данность. Объективность и овеществление. Переход к материализму. Материализм и непосредственность. Диалектика — это не социология знания. О понятии «Дух». Чистая деятельность и генезис. Страдание — это физическое. Материализм без икон.
Часть третья. Модели.
I. Свобода (о метакритике практического разума). «Проблема видимости». Интересы, как они разделены относительно свободы. Свобода, детерминизм, тождество. Свобода и организованное общество. Импульс пред-Я. Expérimenta crusi s. О том, что добавляется. Фикция позитивной свободы. Несвобода мысли. «Формализм». Воля как вещь. Объективность антиномии. Диалектическое определение воли. Kontemplation. Структура третьей антиномии. Понятие причинности у Канта. В защиту порядка. Способ доказательства в антитетике. Моменты оптического и моменты идеального. Учение о свободе репрессивно. Самопознание свободы и несвободы. О кризисе причинности. Причинность как заклятие. Разум, я, сверх-я. Потенциал свободы. Против персонализма. Деперсонализация и экзистенциальная онтология. Всеобщее и индивид в моральной философии. О степени свободы. Интеллигибельность по Канту. Интеллигибельное и единство сознания. Истина учения об интеллигибельном.
П. Мировой дух и естественная история (экскурс к Гегелю). Тенденция и факт. О конструкции мирового духа. «Вместе с мировым духом». О высвобождении производительных сил. Дух группы и господство. Право и справедливость. Завеса индивидуальности. Динамика всеобщего и особенного. Дух как общественная тотальность. Антагонистический разум истории. Всеобщая история. Антагонизм случаен? Гегелевский мировой дух: над мирским и светским. Гегель встает на сторону общего. Рецидив платонизма. Время теряет свою временность. Крушение диалектики у Гегеля. «Дух народа»: функции понятия. «Дух народа» — это устарело. Индивидуальность и история. Проклятие. Заколдованная регрессия. Субъект и индивид. Диалектика и психология. «Естественная история». История и метафизика.
III. Размышления о метафизике. После Освенцима. Метафизика и культура. Умереть сегодня. Счастье и напрасное ожидание. «Нигилизм». Отречение Канта. Стремление к спасению и [его] механизм. Mundus intelligibilis. Нейтрализация. «Просто сравнение». Видимость другого. Сшорефлексвд диалектики.
Примечания.
Именной указатель.