Автор: Ансельм Кентерберийский.
Название: Об истине.
Файл: html
Размер: 42.9 Kb
Три трактата, относящиеся к изучению Св. Писания, некогда создал я в разное время, подобные друг другу в том, что имеют форму вопроса и ответа; и лицо спрашивающего обозначается именем ученика, отвечающего же — именем учителя. Четвертый, который, правда, таким же способом издал я, небесполезен, как представляется, для введения в диалектику и имеет заглавие «О грамотном», — его не хочу к ним причислить, потому что он относится к другой наук, чем эти три.
Один из этих трех — «Об истине», т.е. о том, что есть истина и о каких вещах она обычно сказывается, а также о том, что есть справедливость (iustitia). Другой же — «О свободе воли», что она такое и всегда ли человек ее имеет; и сколько есть ее разновидностей (diversitates) в обладании или необладании правильностью воли (rectitudinem voluntatis), для сохранения которой она была дана разумной твари; и в этом трактате я показал только природную крепость (fortitukinem), воли, потребную для сохранения полученной правильности, а не то, как для этого необходимо, чтобы ей споспешествовала благодать (ut gratia subsequatur. И третий — о том вопросе, которым спрашивается, в чем согрешил дьявол, не устояв в истине, когда Бог не дал ему твердости, которой он не мог иметь иначе как получивши от Бога; ибо если бы Бог дал, он ее имел бы, как имели добрые ангелы, потому что им Бог дал.Каковой трактат, хотя я и говорил там о стойкости (confirmatione) добрых ангелов, я озаглавил «О падении Диавола», ибо то, что я говорил о добрых ангелах, было вспомогательно; то же, что написал о злых, было (прямо) ответом на предложенный вопрос.Хотя названные трактаты не связаны никакой непрерывностью стиля (dictaminis) [1],все же, предмет их и и общая для всех форма изложения требуют, чтобы они переписывались все вместе и в том порядке, в каком я их сейчас упомянул. Несмотря, значит, на то, что некоторыми нетерпеливыми они были переписаны в другом порядке раньше, чем были завершены, я все-таки хочу расположить их так, как здесь перечислил.
Содержание
I. (Что) истина не имеет ни начала, ни конца.
II. Об истине обозначения и о двух истинах высказывания (enuntiationis).
III. Об истине мнения.
IV. Об истине воли.
V. Об истине природного и неприродного действия.
VI. Об истине чувств и о том, что обман (falsitas, который считают находящимся в чувствах, находится в мнении.
VII. Об истине сущности вещей (De veritate essentiae rerum).
VIII. О различных пониманиях должного и недолжного, возможного и невозможного (De diversis intellectibus debere et non debere, posse et non posse).
IX. (Что) всякое действие обозначает или истинное, или ложное.
Х. О высшей истине.
XI. Об определении истины.
XII. Об определении справедливости.
XIII. (Что) истина едина во всех истинных (вещах).