Бердяев Н. Опыт эсхатологической метафизики.

Библиотека теолога и философа | Книги по философии и богословию

Автор: Николай Александрович Бердяев

Название:  Опыт эсхатологической метафизики.

Файл:  docx

Размер:   237 Kb

 

 

Содержание

Творчество и объективация

Предисловие
ЧАСТЬ I
ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ И ОБЪЕКТИВИЗАЦИЯ
Г л а в а I
1. Метафизическое истолкование и критика Канта. Два мира: явление и вещь в себе, природа и свобода. Кант, Платон, германская мистика, германская идеалистическая метафизика после Канта.
2. Диалектика германского идеализма от Канта через Гегеля до Ницше.
3. Проблема свободы во французской философии XIX века. Темы русской философской и религиозной мысли.
4. Эмоционально-страстный характер познания. Экзистенциальная метафизика как символика духовного опыта.
5. Истина выгодная, истина гибельная и истина спасающая.
Г л а в а II
1. Субъект и объект. Субъект как существующий. Тайна объективации. Генезис мира явлений.
2. Экзистенциальный опыт. Первичная интуиция и социальный характер познания. Понятие как ограничение и защита. Ориентировка в окружающей бесконечности.
3. Иллюзии сознания Трансцендентальная иллюзия (Schein) у Канта. Дуализм и революция сознания. Два мира. «Иной мир».
ЧАСТЬ II
ПРОБЛЕМА БЫТИЯ И СУЩЕСТВОВАНИЯ
Г л а в a III
1. Бытие как объективация. Бытие и сущее, существующее, существование. Бытие и небытие. Бытие как познание. Бытие и ценность. Бытие и дух.
2. Примат свободы над бытием. Детерминизм бытия и свобода. Бытие и первичная страсть. Бытие как застывшая свобода и застывшая страсть. Бытие как природа и бытие как история.
Г л а в а IV
1. Реальность индивидуального и реальность «общего». Спор об универсалиях. Общее и универсальное. Общее как объективация.
2. Коллективные реальности и индивидуальные реальности. Род, индивидуум, личность.
3. Ошибки германского идеализма. Персонализм.
ЧАСТЬ III
БЫТИЕ И ТВОРЧЕСТВО. ТАЙНА НОВИЗНЫ
Г л а в а V
1. Ущемленность бытия злом. Несостоятельность монизма и философии всеединства.
2. Слабость рациональных объяснений происхождения зла. Критика традиционных учений о Промысле Божием в мире. Личность и мировая гармония.
3. Нет объективного мира как целого. Таинственность свободы.
Г л а в а VI
1. Появление новизны в бытии. Новизна и время. Новизна и эволюция. Прогресс.
2. Новизна и история. Необходимость, рок и свобода.
3. Новизна и причинная связь. Творческая новизна опрокидывает объективное бытие.
Г л а в а VII
1. Бытие и продолжение миротворения. Воображение, вдохновение, экстаз. Подавленность и подъем Преодоление застывшего бытия.
2. Восхождение и нисхождение в творчестве. Творческий акт и творческий продукт. Объективация и воплощение.
3. Субъективное и объективное творчество. «Классическое» и «романтическое» в творчестве.
ЧАСТЬ IV
ПРОБЛЕМА ИСТОРИИ И ЭСХАТОЛОГИЯ
Г л а в а VIII
1. Мир как история. Эоны. Мессианизм и история. Время космическое, время историческое и время экзистенциальное. Профетизм и время.
2. Общество как природа и общество как дух. Дух опрокидывает основы общества, казавшиеся вечными. Прорыв свободы и любви. Коммунистический и анархический идеал.
3. Дух, природа и техника. Культура и цивилизация. Власть дурных и злых идей
Г л а в а IX
1. Конец объектного бытия. Обретение свободы и личного существования в конкретной универсальности. Снятие противоположения субъекта и объекта. Гносеологическое и метафизическое истолкование эсхатологии.
2. Эсхатология личная и эсхатология универсально-историческая. Предсуществование душ и многопланное перевоплощение. Освобождение от зла.

 

 



 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.