Название: Экуменизм.
Слово «экуменизм» происходит от греческого слова oikoumene. Две тысячи лет назад оно обозначало понятие «весь населенный мир». Cоборы в древней Церкви, которые мы по-русски именуем Вселенскими, по-гречески назывались Экуменическими соборами. Один из титулов Константинопольского Патриарха — Вселенский, по-гречески «Экуменический». В ХХ веке христиане, мечтавшие вернуться к единству древней Церкви назвали движение по пути восстановления единства экуменическим, т.е. вселенским.
Экуменизм, экуменическое движение — (от греч. oikoumene — букв. «весь населенный мир») — общее обозначение самых различных инициатив, действий, организаций, движений, целью которых является достижение видимого единства христиан. Понятие «экуменизм» не имеет строгого определения. Его нельзя понимать как вероучение, идеологию или церковно-политическое движение. Это — скорее идея, поиск, стремление обрести единство, сторонники которого понимают молитву Иисуса Христа «Да будут все едино» (Ин. 17, 21) как заповедь. Разделения (расколы, секты и пр.) имели место с первых веков существования Церкви, и поэтому стремления к обретению единства имеют долгую историю, но институциализация этих поисков относится к ХХ в. Проще говорить об экуменическом движении, которое имеет обозримую историю и определенные формы. В 1910 г. состоялась Эдинбургская Миссионерская Конференция, учредившая Международный Миссионерский Совет. Ей, однако, предшествовали встречи и инициативы прежде всего миссионеров. Именно они в своей деятельности осознали необходимость межденоминационного взаимодействия, не взирая на конфессиональные границы. Межконфессиональное взаимодействие было также в основе деятельности Библейского общества, Студенческого христианского движения.
В 1925 г. проведена Всеобщая Христианская Конференция «Жизнь и Деятельность» с целью выработки общехристианской позиции в социальной, политической и экономической сферах. В 1927 г. в Лозанне состоялась первая Всемирная конференция «Вера и церковное устройство», посвященная выработке богословского базиса христианского единства. Вторые встречи этих движений прошли в 1937 г. в Эдинбурге и в Оксфорде соответственно и было принято решение соединить их во Всемирный Совет Церквей. В 1938 г. в Утрехте был сформулирован его устав, но из-за Второй мировой войны первая ассамблея ВСЦ состоялась лишь в 1948 г. в Амстердаме. Базисом — вероучительной основой, общим догматическим минимумом является вера в Триединого Бога и в то, что Иисус Христос — Господь и Спаситель. (См. страницу Документы).
Полезно знать, что впервые идея создания экуменической организации прозвучала из уст православных. (См. подробнее: История и Православные документы). Интересно отметить, что титул Константинопольского Патриарха — вселенский, то есть по-гречески «экуменический, ????????????»). В 1961 г. Русская Православная Церковь вступила во Всемирный Совет Церквей, а Римо-Католическая впервые послала наблюдателя на его заседание. Она и сегодня не является членом ВСЦ, но ее представители участвуют в работе Комиссии «Вера и церковное утройство» и ряда других комиссий. Важной вехой в истории экуменизма является II Ватиканский собор Римо-католической церкви (1962-1965 гг.), который одной из своих главных задач назвал «способствование восстановлению единства между всеми христианами». Члены других христианских деноминаций рассматривались им не как находящиеся вне Церкви, но как «отделенные братья». Очень важен также сформулированный этим собором в 1964 г. Декрет «Об экуменизме», который напоминает, что «разделение явно противоречит воле Христа, является соблазном для мира и вредит самому святому делу — проповеди Евангелия всей твари».
Плодом экуменизма в ХХ в. можно считать многочисленные двусторонние встречи — богословские диалоги между Церквами различных традиций и конфессий. 7 декабря 1965 г. Константинопольский Патриарх Афиногор и Римский Папа Павел VI взаимно (одновременно в Константинополе и в Риме) торжественно упразднили обоюдное анафематствование 1054 г. Однако, практически во всех Церквах встречаются и противники экуменизма. В Римо-Католической церкви — это сторонники скончавшегося в 1991 г. архиепископа Лефевра, не принявшего II Ватиканский собор В Православии, помимо отдельных личностей это, в основном, представители раскольнических общин (члены т.н. Русской Православной Зарубежной Церкви, антиканонично организовавших ряд общин в России и ряда других от них произошедших прочих раскольничьих общин), старостильники (т.е. не принявшие календарной реформы в Константинопольской и Элладской и др. церквах, в частности на Афоне). Однако и в Московской Патриархии есть много противников экуменизма (их позиция будет представлена на нашем сайте в разделе «антиэкуменизм»). Помимо обычных фундаменталистских мотивов и страха перед обновлением основанием противостояния экуменизму является боязнь потерять самоидентификацию — неверие в силу Церкви, одно из обычных проявлений своего рода комплекса неполноценности. Аргументация противников экуменического движения построена, как правило, на плохой осведомленности относительно внутренних мотивов участников и на ложной подмене понятия экуменизм представлением о «винегрете» конфессиональных культур и вероучений.
Русская Православная Церковь является членом не только ВСЦ, но и членом и, более того соучредителем, Конференции Европейских Церквей (Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II был ее Президентом), участницей Первой и Второй Европейской Экуменических Ассамблей (Базель, 1989; Грац, 1997), многочисленных диалогов и т.п.