Автор: Георгий Флоровский, прот.
Название: Тварь и тварность.
Файл: doc
Размер: 207 Kb
Содержание
Тварность мира.
Мир мог и не существовать.
Тварь не явление, но сущность.
Совершенная свобода Творца.
Побуждение к творению — благость Божия.
Различие между сущностью и волей.
Стремясь к Богу, тварь совершенствуется.
Се, на руках Моих написах стены твоя, и предо Мною ecu присно (Ис. 49:16).
Мир тварен. Это значит: он произошел из ничего, а это значит, что не было мира прежде, чем он возник. Он возник вместе со временем, ибо самого времени не существовало, когда не было мира. «Время от создания неба и земли исчисляется,» — говорил преп. Максим Исповедник. Только мир существует во времени — в смене, последовательности, длении. Без мира нет времени. И возникновение мира есть начало времен. Это начало, по разъяснению свят. Василия Великого, не есть еще ни время, ни частица времени, как начало пути не есть еще самый путь. Оно просто и несложно. Времени не было — и вдруг, и сразу оно началось. Тварь возникает, приходит в бытие, переходит «от несущих во еже быти.» Начинает быть. По выражению свят. Григория Нисского, «самая ипостась твари начата изменением, самый переход из небытия в бытие есть некий переход от несуществовавшего в существующее, прелагаемого по Божественному изволению. Это первое возникновение и начало смены и дления, этот «переход» от пустоты к существованию непостижим для мысли. Но он становится понятен и представим от обратного.