Автор: Х. М. Гарриг
Название: Представление о римской супрематии у Максима Исповедника.
Файл: htm
Размер: 74 Kb
Изд. «СИМВОЛ» №14
Год: декабрь 1985
С. 7-31.
Подобно большинству восточных Учителей Церкви первого тысячелетия, святой Максим Исповедник по-настоящему постиг значение церковного примата Рима тогда, когда ему самому пришлось вступить в борьбу за сохранение чистоты исповедания веры Церкви. Уже в первых творениях Максима Исповедника содержится ясное понимание сущности первенства апостола Петра. Максим называет Петра «экзархом, или главой, и акротесом, или вершиной, апостолов», а также «креписом, или великим основанием, Церкви». Максим исправляет то предвзятое толкование речения из Еванг. от Матфея, гл. 16, ст. 23, которое, вероятно, уже тогда своим острием было направлено против Рима:
«Вопреки мнению некоторых, Господь назвал Петра сатаной не для того, чтобы оскорбить его … Он сказал ему: иди за мной. Этим он хотел сказать: исполняй мою волю, не заботься о злобе дня сего. С другой стороны, имя «сатана», как говорят иные, можно толковать как противящийся. Так что Господь употребил это наименование не для того, чтобы оскорбить Петра, но хотел сказать этим: не противься моим намерениям».
Однако с точки зрения общепринятой юридической автономии в рамках Пентархии — совокупности пяти Патриархатов, такое понимание существа служения апостола Петра, как правило, не увязывалось Восточными Патриархами с петровской традицией Римского престола, как это было на Западе. Восходящий к Петру наследный характер Римского престола не принадлежит к тайнодейственной структуре Церкви. Эта особенность Римского престола есть лишь своего рода харизма. Она по своему происхождению Божественна и дарована Христом, чтобы основать и утвердить апостоличность Церкви.