Автор: Майкл Глегорн.
Название: Ранние свидетельства об Иисусе из нехристианских источников.
Свидетельства Тацита
Несмотря на изобилие свидетельств того, что Новый Завет — точный и заслуживающий доверия исторический документ, многие так и не могут ему поверить без подтверждающих доказательств — независимых и небиблейских. В предисловии к одной из своих книг Ф.Ф. Брюс рассказывает о письме от одного христианина, которому друг-агностик сказал, что за пределами Библии нет ни единого исторического доказательства жизни Иисуса, «если не считать смутных упоминаний у Иосифа Флавия и ему подобных» [1]. Это, пишет он Брюсу, «сильно огорчило его и даже отразилось на его духовной жизни» [2]. Заканчивает он свое письмо вопросом: «Так всё-таки существуют ли дополнительные доказательства — а если нет, то почему?» [3]. На этот вопрос можно уверенно ответить: «Да, такие доказательства существуют». Некоторые из них мы рассмотрим в этой статье.
Начнём наше исследование с отрывка, который историк Эдвин Ямаучи (Edwin Yamauchi) называет «наверное, самым важным упоминанием об Иисусе вне Нового Завета»[4]. Рассказывая, как император Нерон решил обвинить христиан в пожаре, уничтожившем Рим в 64 году Р. Х., римский историк Тацит писал:
{«Нерон подставил виновных и подверг самым изощренным казням тех, кого чернь ненавидела за их постыдное поведение и называла христианами. Начало этому названию дал Христос, который был при императоре Тиберии приговорен к смерти прокуратором Понтием Пилатом; временно подавленное пагубное суеверие вспыхнуло снова не только в Иудее, где это зло родилось, но также и в столице…» [5]}
Что все мы можем почерпнуть из этого древнего (и довольно неприязненного) упоминания об Иисусе и ранних христианах? Отметим, во-первых, что, по словам Тацита, христиане назвали себя так по имени исторической личности — Христа (называемого историком на латинский лад). «Приговорён к смерти» — очевидно, речь шла о распятии, типичном для римлян способе казни. Сказано, что приговор был вынесен прокуратором Понтием при управлении Тиберия. Эти слова подтверждают многое из сказанного в Евангелиях о смерти Иисуса.
Но что нам делать с довольно загадочным утверждением Тацита о том, что казнь Христа временно подавила «пагубное суеверие», которое затем вспыхнуло с новой силой не только в Иудее, но также и в Риме? Один историк предполагает, что Тацит в этих словах «косвенно… свидетельствует об убеждённости ранней церкви в том, что Христос, Который был распят, затем восстал из мёртвых» [6]. Несмотря на то, что эта трактовка явно умозрительна, она помогает объяснить иначе показавшийся бы довольно странным стремительный рост популярности религии, основанной на поклонении человеку, который был распят как преступник [7]. Да и чем еще можно бы объяснить такое?
Свидетельства Плиния-младшего.
Другое важное свидетельство об Иисусе и раннем христианстве мы находим в письмах Плиния-младшего к императору Траяну. Плиний был наместником императора Траяна в провинции Вифиния в Малой Азии. В одном из своих писем, написанном приблизительно в 112 году от Р. Х., он советуется с Траяном о том, как вести судебные процессы против обвиняемых в христианстве [8]. Плиний, по его словам, нуждался в совете императора, так как в христианстве обвинялось великое множество людей обоих полов, всех возрастов и самого разного социального положения [9]. Тут же Плиний сообщает, что ему известно об этих христианах:
{«…они имели обычай в определенный день собираться на рассвете и читать, чередуясь между собою, гимны Христу как Богу, и что они обязываются клятвой не для какого-нибудь преступления, но для того, чтобы не совершать краж, разбоя, прелюбодеяния, не обманывать доверия, не отказываться по требованию от возвращения сданного на хранение. После этого (то есть утреннего богослужения) они обычно расходились и вновь собирались для принятия пищи, однако обыкновенной и невинной…» [10] (перевод А. В. Рановича)}
Читая этот отрывок, мы глубже вникаем в некоторые интересные особенности раннего христианства. Во-первых, мы видим, что для поклонения христиане собирались в определенный назначенный день. Во-вторых, они поклонялись Христу — следовательно, твердо верили в Его божественную природу. Более того, слова Плиния о том, что они воспевали Христа как бога, один ученый объясняет как доказательство того очевидного факта, что «в отличие от других богов, которым поклонялись, Христос был реальным Человеком, жившим на земле» [11]. Если это так, то Плиний понимал, что христиане поклонялись реальной исторической личности как Богу! И это полностью соответствует новозаветному учению о том, что Иисус был одновременно Богом и Человеком.
Из письма Плиния мы узнаем, что ранние христиане не только верили в Иисуса как Личность, но и питали глубокое уважение к Его учению. Например, Плиний отмечает, что христиане «обязываются торжественной клятвой» не нарушать моральные принципы, берущие свое начало в учении Иисуса о нравственности. А упоминание о христианском обычае принимать пищу сообща свидетельствует о традиции причастия и «вечери братства» [12]. Отсюда становится ясно, почему христиане подчёркивали, что принимаемая ими пища была «обыкновенной и невинной». Тем самым они пытались опровергнуть обвинения в «ритуальном каннибализме» [13]. Ранние христиане смиренно, но твёрдо противостояли клевете на учение Иисуса. Временами и мы должны поступать так же.
Свидетельства Иосифа Флавия
Наверное, самые примечательные упоминания об Иисусе за пределами Библии записал еврейский историк первого столетия Иосиф Флавий. В своих «Иудейских древностях» он дважды упоминает об Иисусе. Второе, более краткое замечание мы встречаем в рассказе о приговоре какому-то «Иакову», вынесенном еврейским синедрионом. Этот Иаков, пишет Иосиф Флавий, был братом Иисуса, «так называемого Христа» [14]. Ф. Ф. Брюс указывает на сходство этого отрывка со словами апостола Павла в Послании к Галатам (1:19), где тот называет Иакова «братом Господним» [15]. И, как отмечает Эдвин Ямаучи, «мало кто из ученых подвергал сомнению» тот факт, что этот текст действительно принадлежит перу Иосифа Флавия.
Не менее интересен и первый отрывок — поистине поразительный. В этом тексте, известном как «Testimonium Flavianum» («Свидетельство Флавия»), сказано:
{«Около того времени жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. Он… творил удивительные дела… Это был Христос. Когда Пилат…осудил Его на распятие, те, кто с самого начала возлюбили Его, оказались Ему верны. На третий день Он сам явился… им живой… И… поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по Его имени» (17). (Цит. по: Иосиф Флавий, «Иудейские древности», перевод Г. Г. Генкеля, т. 2, СПб, 1990)}.
Действительно ли Иосиф Флавий написал такое? Большинство ученых полагает, что в этот его текст позже (вероятно, между третьим и четвертым веками от Р.Х.) внес изменения редактор-христианин. [18] Но почему специалисты считают, что этот отрывок подвергся редакции? Дело в том, что Иосиф Флавий не был христианином, и трудно поверить, что не христианин мог написать нечто подобное.
Например, утверждение, что Иисус был мудрым человеком, выглядит вполне достоверно, но следующее за этим уточнение «если Его вообще можно назвать человеком» выглядит подозрительно. Оно позволяет предположить, что Иисус был более чем человеком. Крайне маловероятно, чтобы такое мог сказать Иосиф Флавий! Кроме того, с трудом верится, что этот историк назвал бы Иисуса Христом — ведь ниже он пишет о «так называемом» Христе. И, наконец, слова о том, что на третий день Иисус вернулся к жизни и явился Своим ученикам, убедительно подтверждают факт Его Воскресения; немыслимо представить, чтобы эти слова принадлежали не христианину!
Но, даже если оставить в покое спорные и неоднозначные фрагменты этого текста, у нас все равно останется достаточно информации, подкрепляющей библейские свидетельства об Иисусе. Мы узнаём, что Он был мудрым человеком, творившим удивительные чудеса; что Он был распят по приказу Пилата, но Его последователи сохранили Его учение и стали известны как христиане. Если мы сравним эти высказывания с последующим упоминанием Иосифа Флавия об Иисусе, называемом Христом, то возникнет довольно отчетливая картина, которая прекрасно согласуется с библейской летописью. Становится все более и более очевидным, что «библейский Иисус» и «исторический Иисус» — это одно и тоже лицо!
Свидетельства из Вавилонского Талмуда.
В Вавилонском Талмуде, собрании еврейских раввинистических писаний, составлявшемся приблизительно между 70-500 гг. от Р.Х., содержится лишь несколько прямых упоминаний об Иисусе. Логично предположить, что в рамках этого периода наиболее достоверными с исторической точки зрения будут более ранние тексты, в которых говорится об Иисусе. Ранний период составления Талмуда — это 70-200 гг. от Р.Х. 29. Самое значительное упоминание того времени об Иисусе выглядит так:
{«В канун Пасхи повесили Иешу. И за сорок дней провозгласили, что его должны побить камнями за то, что он занимался колдовством и соблазнил Израиль…» (21) (Цит. по: Талмуд. Мишна и Тосефта. Критический перевод Н.Переферковича, Т.1-6, СПб, 1902г.)}
Давайте рассмотрим этот отрывок. Как вы заметили, в нем упоминается некто под именем «Иешу». Почему же мы думаем, что речь идет об Иисусе? Дело в том, что в древнееврейском языке имя «Иисус» произносится именно как «Иешу» (или «Иешуа»). Что же в таком случае подразумевается под выражением «повесили»? Разве в Новом Завете не говорится, что Его распяли? Действительно, говорится. Но в данном случае слова «повесить» и «распять» можно рассматривать как синонимы. Например, в Послании к Галатам 3:13 говорится, что Христос был «повешен», а в Евангелии от Луки 23:39 тот же глагол употребляется по отношению к преступникам, распятым вместе с Иисусом [22]. Итак, в Талмуде говорится, что Иисуса распяли накануне еврейской Пасхи. Почему же было провозглашено, что Его должны были побить камнями? Возможно, так предполагали поступить руководители еврейской общины [23]. И если это так, то вмешательство Рима изменило их планы[ 24].
Эта цитата, помимо прочего, сообщает нам, почему Иисуса распяли. В тексте говорится, что Иисус занимался колдовством и склонял Израиль к отступничеству! Поскольку это обвинение исходит из весьма враждебного источника, неудивительно, что Иисус здесь описан несколько иначе, чем в Новом Завете. Попытаемся же с учетом этого факта понять, что говорят нам об Иисусе предъявленные Ему обвинения.
Интересно, что оба этих обвинения можно найти и в канонических Евангелиях. Например, обвинение в колдовстве напоминает нам, как фарисеи обвиняли Иисуса в том, что «он изгоняет бесов силой Вельзевула, князя бесовского» 25. Но заметим: это обвинение лишь подтверждает, что Иисус творил чудеса. Чудеса Иисуса наверняка были слишком очевидны, чтобы их отрицать, и Его противникам не оставалось ничего другого, кроме как объявить их колдовством! Обвинение же в призывах к отступничеству напоминает те стихи Евангелия от Луки, в которых еврейские первосвященники утверждали, что Иисус развращает народ Своим учением 26. Это обвинение тоже подтверждает новозаветные свидетельства об учении и служении Иисуса. Таким образом, если внимательно прочесть этот талмудический текст, мы найдём подтверждения многому из того, что уже знали об Иисусе из Нового Завета.
Свидетельства Лукиана из Самосаты
Лукиан из Самосаты был греческим сатириком II века. В одной из своих работ он так описывает ранних христиан:
{«христиане… поклонялись человеку, который был распят в Палестине за то, что ввел в мир этот новый культ… Более того, их первый законодатель убедил их в том, что все они братья друг другу после того, как они преступили раз и навсегда тем, что отвергли греческих богов и поклонялись этому самому распятому софисту, живя по его законам…» [27]
(Цит. по: «Мир Нового Завета». Мерилл К. Тенни, International Correspondence Institute)}.
Лукиан говорит здесь о ранних христианах в насмешливой форме, но его замечания об их вероучителе имеют большое значение. Так, Лукиан утверждает, что христиане поклонялись «человеку», который «ввел в мир этот новый культ». Ясно, что последователи высоко ценили этого Человека, однако многие Его современники обозлились на проповедуемое Им учение и распяли Его.
Лукиан не называет здесь имя этого Человека, но ясно, что речь идет об Иисусе. Что же в Его учении вызвало такой гнев? По словам Лукиана, Иисус учил, что с момента обращения к этому учению все люди становятся братьями друг другу. Само по себе это выглядит безобидно. Но что включало в себя обращение? Отказ от греческих богов, служение Иисусу, жизнь по Его учению. Нетрудно догадаться, что за такое могли и убить. И, хотя Лукиан не говорит об этом прямо, можно предположить, что для христиан Иисус был больше, чем человек, — ведь они отвергли других богов и поклонялись Ему!
Попробуем обобщить то, что мы узнали об Иисусе из древних нехристианских источников. Во-первых, и Иосиф Флавий, и Лукиан отмечают, что Иисус считался мудрым человеком. Во-вторых, Плиний Младший, Лукиан, а также Талмуд свидетельствуют о Нём как о могущественном и всеми почитаемом учителе. В-третьих, и в Талмуде, и у Иосифа Флавия говорится, что Иисус творил чудеса. В-четвертых, во всех источниках рассказывается о Его распятии: Тацит и Иосиф Флавий подчеркивают, что это произошло при Понтии Пилате, а в Талмуде указано, что накануне Пасхи. В-пятых, цитаты из Тацита и Иосифа Флавия дают основания предполагать, что христиане верили в Воскресение Иисуса из мертвых. В-шестых, согласно Иосифу Флавию, последователи Иисуса верили, что Он был Христом — Мессией. И, наконец, Плиний Младший и Лукиан указывают, что христиане поклонялись Иисусу как Богу!
Вы видите, как эта небольшая подборка древних нехристианских источников подтверждает наши знания об Иисусе, почерпнутые из Евангелий. Конечно, существует и множество древних христианских источников информации об Иисусе. Но, поскольку историческая достоверность канонических Евангелий не вызывает сомнений, я предлагаю вам прочесть для полноты картины и эти свидетельства о жизни Иисуса.
Примечания
F. F. Bruce, Jesus and Christian Origins Outside the New Testament (Grand Rapids, Michigan: William B. Eerdmans Publishing Company, 1974), 13.
Там же.
Там же.
Edwin Yamauchi, цит. по: Lee Strobel, The Case for Christ (Grand Rapids, Michigan: Zondervan Publishing House, 1998), 82.
Tacitus, Annals 15.44, цит. по: Strobel, The Case for Christ, 82.
N.D. Anderson, Christianity: The Witness of History (London: Tyndale, 1969), 19, цит. по: Gary R. Habermas, The Historical Jesus (Joplin, Missouri: College Press Publishing Company, 1996), 189-190.
Edwin Yamauchi, cited in Strobel, The Case for Christ, 82.
Pliny, Epistles x. 96, cited in Bruce, Christian Origins, 25; Habermas, The Historical Jesus, 198.
Там же, 27.
Pliny, Letters, transl. by William Melmoth, rev. by W.M.L. Hutchinson (Cambridge: Harvard Univ. Press, 1935), vol. II, X:96, cited in Habermas, The Historical Jesus, 199.
M. Harris, «References to Jesus in Early Classical Authors,» in Gospel Perspectives V, 354-55, cited in E. Yamauchi, «Jesus Outside the New Testament: What is the Evidence?», in Jesus Under Fire, ed. by Michael J. Wilkins and J.P. Moreland (Grand Rapids, Michigan: Zondervan Publishing House, 1995), p. 227, note 66.
Habermas, The Historical Jesus, 199.
Bruce, Christian Origins, 28.
Josephus, Antiquities xx. 200, cited in Bruce, Christian Origins, 36.
Там же.
Yamauchi, «Jesus Outside the New Testament», 212.
Josephus, Antiquities 18.63-64, cited in Yamauchi, «Jesus Outside the New Testament», 212.
Там же.
Существует ещё одна версия «Testimonium Flavianum» — арабская версия десятого века (Bruce, Christian Origins, 41). В 1971 году профессор Шломо Пинес (Schlomo Pines) опубликовал исследование этого текста. Текст интересен в первую очередь тем, что в нём отсутствуют почти все спорные моменты, которые представляются многим учёным более поздними христианскими интерполяциями. «Как отмечают Шломо Пинес и Давид Флюссер (David Flusser)… вполне вероятно, что ни один из аргументов против того, что эти слова в оригинальном тексте принадлежат Иосифу, вообще не применим к арабскому тексту, особенно если учесть, что у последнего было гораздо меньше шансов подвергнуться редакции со стороны христианской церкви» (Habermas, The Historical Jesus, 194). В арабском тексте соответствующий отрывок звучит так: «В это время жил мудрый человек, которого звали Иисус (ла-Ису), образ жизни которого был безупречным и (который) был известен своей добродетелью. И многие из иудеев и из других народов ст! али его учениками. Пилат осудил его на распятие и смерть, но те, которые были его учениками, не отреклись от его учения. (Они) утверждали, что он явился им через три дня после своего распятия, и что он был живой. Поэтому-то, полагают, он был тем Мессией, о чудесных деяниях которого возвестили пророки». (Цит. по: Kitab al-Unvan. Histoire universelle ecrite par Agapius (Mahboub) de Menbigi. Ed. A.Vasiliev. Part 11(1) // Patrologia Orientalis, v.4. Paris, 1912, p 471-473.) (Quoted in James H. Charlesworth, Jesus Within Judaism, (Garden City: Doubleday, 1988), 95, cited in Habermas, The Historical Jesus, 194).
Habermas, The Historical Jesus, 202-03.
The Babylonian Talmud, transl. by I. Epstein (London: Soncino, 1935), vol. III, Sanhedrin 43a, 281, cited in Habermas, The Historical Jesus, 203.
Habermas, The Historical Jesus, 203.
См. Евангелие от Иоанна 8:58-59 и 10:31-33.
Habermas, The Historical Jesus, 204. См. тж. Евангелие от Иоанна 18:31-32.
Евангелие от Матфея 12:24. Наблюдение почерпнуто из: Bruce, Christian Origins, 56.
Евангелие от Луки 23:2, 5.
Lucian, The Death of Peregrine, 11-13, in The Works of Lucian of Samosata, transl. by H.W. Fowler and F.G. Fowler, 4 vols. (Oxford: Clarendon, 1949), vol. 4., cited in Habermas, The Historical Jesus, 206.(c) 2001 Probe Ministries International
Об авторе
Майкл Глегорн — научный сотрудник миссии {«Probe»}. Получил степень бакалавра искусств (психология) в университете Бэйлора и степень магистра богословия в Далласской богословской семинарии. До работы в миссии преподавал историю и богословие в академии {«Christway»} в Дунканвилле, штат Техас. Работает также со студентами-иностранцами в Техасском Университете Далласа. Адрес его электронной почты — mgleghorn@probe.org
О миссии Probe
Миссия Probe — благотворительная организация. Её основная цель — вернуть Западной культуре приоритет некогда утраченных христианских ценностей с помощью средств массовой информации, системы образования, литературы. Для успешного решения своих задач миссия Probe стремится к интеграции академических дисциплин и традиционного христианства. Миссия прилагает все усилия, чтобы результаты её исследований служили церкви и обществу в целом.
Более полную информацию о служении миссии Probe и ее материалы можно получить, обратившись по адресу:
Probe Ministries
1900 Firman Drive, Suite 100
Richardson, TX 75081
(972) 480-0240 FAX(972) 644-9664
info@probe.org
www.probe.orgУведомление об авторских правах
{Этот файл/документ является исключительной собственностью Миссии Probe. Любые изменения и редактирование запрещены. Документ может быть воспроизведен только полностью, без купюр, и может распространяться только бесплатно, в качестве «freeware»; при этом необходимо наличие знака авторских прав (например, Copyright (c) 2001 Probe Ministries) и данное уведомление.
Этот файл/документ не может быть использован без разрешения Миссии Probe для перепродажи или для рекламы любого другого продаваемого товара}.
Перевод Натальи Макаровой под ред. Е. Канищевой, 30 апреля 2002 г.