Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени.

Автор: Мартин Хайдеггер.

Название: Пролегомены к истории понятия времени.

Файл: htm

Размер:  1.54 Mb

 

СКАЧАТЬ

Прежде всего следует прийти к согласию относительно темы этого курса и способа ее разработки. Путь к нему ведет через прояснение подзаголовка: «Пролегомены к феноменологии истории и природы». Строго говоря, это выражение означает то, что следует проговорить и в чем следует определиться в первую очередь. Стало быть, речь пойдет о том, что должно быть показано в самом начале для того, чтобы можно было приступить к самой феноменологии истории и природы. Что такое пролегомены, мы узнаем из того, что представляет собой феноменология истории и природы.
Называя эти два понятия — история и природа, — мы прежде всего думаем о тех предметных областях, что изучаются двумя главными группами опытных наук (естествознание и науки о духе, о культуре, об истории). Нам привычно и мы склонны видеть историю и природу сквозь призму наук, которые их изучают. Но тем самым история и природа оказываются доступны как раз-таки лишь настолько, насколько они являются тематическим предметом этих наук. Однако еще не решено, действительно ли некоторая предметная область с необходимостью дает нам также то поле действительности, из которого впервые извлекается тематика наук. Еще не сказано, что если историческая наука имеет дело с историей, то история, как она понимается в науке, уже и с необходимостью оказывается также и собственно исторической действительностью, — а главное, не сказано, способно ли историческое познание исторической действительности однажды усмотреть историю в ее историчности.

ВВЕДЕНИЕ ТЕМА КУРСА И СПОСОБ ЕЕ РАЗРАБОТКИ
§ 1. Природа и история как предметные области наук
§ 2. Пролегомены к феноменологии истории и природы на путеводной нити истории понятия времени
§ 3. План курса
подготовительная часть смысл и задача феноменологического исследования
ГЛАВА I СТАНОВЛЕНИЕ И ПЕРВЫЙ ПРОРЫВ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
§ 4. Положение философии во второй половине XIX в. Философия и частные науки
а) позиция позитивизма
b) неокантианство — второе открытие канта в теории науки
с) критика позитивизма — дильтеевское требование самостоятельного метода для наук о духе
d) тривиализация дильтеевской постановки вопроса Виндельбандтом и Риккертом
е) философия как «научная философия» — психология как основная философская наука (учение о сознании)
α) Франц Брентано
β) Эдмунд Гуссерль
ГЛАВА II ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИИ, ЕЕ ПРИНЦИП И СМЫСЛ ЕЕ НАЗВАНИЯ
§ 5. Интенциональность
а) интенциональность как структура переживаний: демонстрация и первое прояснение
b) превратное понимание феноменологии и интенциональности риккертом
с) фундаментальная конституция интенциональности как таковой
α) воспринятое в восприятии: сущее само по себе (вещь окружающего мира, природная вещь, вещность)
β) воспринятое в восприятии: способ (das wie) интенди-рованности (данность сущего в восприятии, характер живого присутствия)
γ) первое указание на базовую форму интенциональности: взаимопринадлежность intentio и intentum
§ 6. Категориальное созерцание
а) интенциональное подразумевание и интенциональное исполнение
α) идентификация как удостоверяющее исполнение
β) очевидность как идентифицирующее исполнение
γ) истина как удостоверяющая идентификация
δ) истина и бытие
b) созерцание и выражение
α) выражение восприятий
β) простые и ступенчатые акты
с) акты синтеза
d) акты идеации
α) предупреждение неверных толкований
β) значение этого открытия
§ 7. Изначальный смысл априори
§ 8. Принцип феноменологии
а) значение максимы «к самим вещам»
b) самопонимание феноменологии в качестве аналитической дескрипции интенциональности в ее априорности
§ 9. Прояснение имени «феноменология»
а) прояснение изначального смысла составных частей имени
α) изначальный смысл слова «phainomenon»
β) изначальный смысл слова «λόγος» (λόγοσ άποφαντνκός и λόγος σημαντικός
b) определение полученного смыслового единства и соответствующее ему исследование
с) типичные ошибки в понимании феноменологии, проистекающие из ее названия
глава III
ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И НЕОБХОДИМОСТЬ РАДИКАЛЬНОГО ОСМЫСЛЕНИЯ ВНУТРИ НЕГО САМОГО И НА ЕГО ОСНОВЕ
§ 10. Разработка тематического поля: фундаментальное определение интенциональности
а) экспликация границ тематического поля феноменологии и фиксация рабочих горизонтов у гуссерля и шелера
b) основополагающее осмысление региональной структуры тематического поля в ее оригинальности: вычленение чистого сознания как особого бытийного региона
§ 11. Имманентная критика феноменологического исследования: критическое обсуждение четырех определений чистого сознания
а) сознание есть имманентное бытие
b) чистое сознание есть абсолютное бытие в смысле абсолютной данности
с) сознание есть абсолютная данность в смысле «nulla re indiget ad existendum»
d) сознание есть чистое бытие
§ 12. Демонстрация упущения вопроса о бытии интенционалъного как основного поля феноменологического исследования
§ 13. Демонстрация упущения вопроса о смысле самого бытия и о бытии человека в феноменологии
а) необходимое отграничение феноменологии от натуралистической психологии и ее преодоление
b) Дильтеева попытка построения «персоналистической психологии» — его идея человека как личности
с) восприятие персоналистической тенденции Гуссерлем в «философии как строгой науке»
d) основополагающая критика персоналистической психологии на феноменологической основе
е) неудавшаяся попытка Шелера определить способ бытия актов и их исполнителя
f) результат проведенного критического анализа: упущение вопроса о бытии как таковом и о бытии интенционального коренится в ниспадении самого-вот бытия




 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.