Содержание
Часть Первая
ОБЩЕЕ ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИ-РИМСКОЙ ЭСТЕТИКИ
§1. Общий очерк эллинистически-римской эстетики
1. Вопрос об упадочном характере эпохи эллинизма. – 2. Дифференцированный индивидуализм. – 3. Условность вопроса о разочаровании. – 4. Выводы для эстетики.
§2. Некоторые существенные детали
1. Социально-историческое происхождение эллинистически-римской эстетики. – 2. Момент опосредствованности рабовладения. – 3. Специфика эллинистически-римского рабовладения. – 4. Две порочные точки зрения, настоятельно требующие своего исключения еще до всякого конкретного исторического исследования. – 5. Современное понимание античных классов. – 6. Дифференцированная личность. – 7. Философско-идеологическая и эстетическая сущность рабовладения. – 8. Эллинизм и эллинство.
§3. Общее разделение эллинистически-римской эстетики
1. Ранний и поздний эллинизм. – 2. Ранний эллинизм. – 3. Средний эллинизм. – 4. Второй период эллинизма, или поздний эллинизм.
Часть Вторая
ТРИ ОСНОВНЫЕ
ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
РАННЕГО ЭЛЛИНИЗМА
I. НЕОБХОДИМОСТЬ ТЩАТЕЛЬНОГО ПЕРЕСМОТРА
ЭСТЕТИКИ ДАННОГО ПЕРИОДА В СВЯЗИ С НЕДОСТАТКАМИ
ПРЕДЫДУЩИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
§1. Отсутствие анализа раннеэллинистической эстетики – почти традиция
§2. Из русских досоветских работ по данному периоду
1. Ор.Новицкий. – 2. П.Г.Редкий. – 3. Л.М.Лопатин. – 4. С.Н.Трубецкой. – 5. А.М.Миронов. – 6. Другие авторы. – 7. Общий вывод.
§3. Из советской литературы
1. Общие историко-философские изложения. – 2. Специальные историко-эстетические изложения.
§4. Из иностранной литературы
1. Вступительные замечания. – 2. Эд.Мюллер. – 3. М.Шаслер. – 4. Б.Бозанкет. – 5. Б.Кроче. – 6. К.Гилберт и Г.Кун. – 7. Р.Байе. – 8. Э.Грасси.
§5. Выводы из предыдущего и возникающие новые задачи
1. Абстрактный субъективизм. – 2. Специфика абстрактного субъективизма. – 3. Объективистские выводы. – 4. Дифференцированность эстетического сознания. – 5. Ограниченность эстетики раннего эллинизма.
II. СТОИЦИЗМ
§1. Главные представители стоицизма и их сочинения, относящиеся к эстетике
1. Главнейшие имена и общее положение эстетики как науки о выражении. – 2. Стоические сочинения, имеющие отношение к эстетике.
§2. Основной принцип античного стоицизма
1. Отграничения основного принципа стоицизма от традиционной его трактовки. – 2. Предварительное понятие стоического лектон. – 3. Всеобъемлющее значение иррелевантного лектон в стоицизме.
§3. Некоторые предыдущие излагатели учения о лектон
1. К.Прантль. – 2. Эд.Целлер. – 3. Г.Штейнталь.
§4. Смысловая сущность стоического лектон
1. Стоическое лектон и платоническая идея. – 2. Основная специфика словесной предметности у стоиков. – 3. Краткая сводка предыдущего и переход к последующему. – 4. Лектон и система смысловых отношений. – 5. Лектон и онтологическая проблема. – 6. Некоторые терминологические наблюдения. – 7. Недостаточность некоторых современных стоических исследований, избегающих понятия «лектон». – 8. Эстетика в собственном смысле слова (общий очерк). – 9. Чисто эстетическая предметность у стоиков не колеблет их материализма. – 10. Эстетические формы преодоления дуализма иррелевантного лектон и субстанциального телесного бытия у стоиков. – 11. Антропоцентрическая последовательность исходного эстетического космологизма. – 12. Учение стоиков об искусстве. – 13. Аллегорическая эстетика стоиков. – 14. Общая характеристика стоической эстетики.
III. ЭПИКУРЕИЗМ
§1. Введение
1. Вступительные замечания. – 2. Эпикуреизм и эстетика. – 3. Внешняя история эпикуреизма.
§2. Эпикур и ранний эпикуреизм (общий очерк)
1. Отрицание искусства. – 2. Эстетическое сознание в чувственной области. – 3. Эстетическое сознание в душевной и духовной области. – 4. Иррелевантно-структурный момент в материалистической эстетике эпикурейцев. – 5. Возникающая на этой основе первоначальная формула эстетического.
§3. Онтологические основы
1. Физика Эпикура. – 2. Спонтанное отклонение атомов. – 3. Выводы для эстетики.
§4. Учение о богах как завершение эпикурейской эстетики
1. Блаженные и прекрасные боги как эстетический предмет. – 2. Необходимейшие детали иррелевантно-антропоморфной эстетики Эпикура. – 3. Одно из важнейших исследований вопроса об эпикурейских богах. – 4. Маркс об эпикурейских богах.
§5. Логическая методика эпикуреизма
1. Эпикуреизм не есть элементарный сенсуализм и не есть ползучий эмпиризм. – 2. Подлинная действительность и абсолютное бытие всегда есть только чувственная текучесть. – 3. Атомы у Эпикура вовсе не единственная действительность, а только более абстрактная сторона действительности. – 4. Теоретический недостаток эпикурейской логики. – 5. Предельный характер минимума в атомистике Эпикура. – 6. Пять форм эпикурейского минимума. – 7. Возможный эпикуровский минимум в связи с критикой атомизма у Аристотеля. – 8. Значение академической физики для атомистики Эпикура. – 9. Эпикур, элеатский атомизм, физика у древних академиков и эллинистическая логика. – 10. Значение теории пределов для эпикурейской эстетики.
§6. Псевдоплатоновский диалог «Аксиох»
§7. Филодем
1. Фактические данные. – 2. «О поэтических произведениях» Филодема. – 3. Эстетика Филодема в трактате «О поэтических произведениях». – 4. «Риторика» Филодема. – 5. «О музыке» Филодема. – 6. «О знаках и обозначениях». – 7. Филодем-поэт.
§8. Атомистика и эстетика Лукреция
1. Атомы, их образы и терминологические методы Лукреция. – 2. Категории, образующие основу эстетики.
§9. Эстетическая сущность мифологии и художественного стиля Лукреция
1. Натурфилософская мифология и ее трагический характер в связи с теологией. – 2. Художественный стиль Лукреция как материал для его эстетики. – 3. Завершение эстетики Лукреция.
§10. Эстетика прогресса у Лукреция
1. Вопрос о теории прогресса и ее историко-эстетической значимости. – 2. Недостатки обычного изложения теории прогресса у Лукреция. – 3. Трагическая сущность прогресса у Лукреция.
§11. Общая характеристика античного эпикурейства
1. Социально-историческая основа. – 2. Общая картина эпикурейской эстетики. – 3. Эпикурейская и стоическая эстетика. – 4. Эпикурейская эстетика и Демокрит. – 5. Эпикурейская эстетика и рабовладение.
IV. СКЕПТИЦИЗМ
§1. Что такое античный скептицизм?
1. Скептицизм и античная философия. – 2. Скептицизм и античная эстетика. – 3. Античное мнение о скептицизме.
§2. Скептицизм и художественная литература
1. Гомер. – 2. Архилох. Еврипид.
§3. Скептицизм и философия периода классики
1. Досократики. – 2. Софисты. – 3. Платон. – 4. Аристотель. – 5. Заключение.
§4. Скептицизм до Секста Эмпирика
1. Обзор периодов развития. – 2. Пиррон и его школа. – 3. Скептицизм Платоновской Академии. – 4. Энесидем. Агриппа. – 5. Результаты скептицизма до Секста Эмпирика.
§5. Секст Эмпирик
1. Жизнь и сочинения. – 2. Общий характер скептицизма Секста Эмпирика. – 3. Систематика и схематизм. – 4. Апофеоз формально-логического закона противоречия. – 5. Непрерывная текучесть феноменального мира. – 6. Исторический и жизненный смысл скептицизма. – 7. Некоторые эстетические прасимволы скептицизма. – 8. Позитивные элементы античного скептицизма. – 9. Трактат «Против риторов». – 10. Трактат «Против музыкантов».
§6. Заключительная характеристика
1. Иррелевантность в связи с учением о неразличимой текучести. – 2. Молчание. – 3. Приятие жизни в ее непосредственной данности. – 4. Трагический характер эстетики скептиков. – 5. Вырождение скептицизма и переход античной эстетики на новую ступень.
Часть Третья
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВОЗНАНИЕ
I. ЛИТЕРАТУРА
§1. Александрийская критика
1. Смысловое происхождение эллинистического интереса к искусству как таковому. – 2. Главнейшие деятели александрийской литературной критики.
§2. Эллинистическая эпиграмма
1. Общие сведения. – 2. Проблема правдоподобия. – 3. Момент настроения. – 4. Метод описания. – 5. Момент оценки. – 6. Веризм. – 7. Итог.
§3. Гораций
1. Содержание и композиция «Послания к Пизонам». – 2. Новейшая попытка формулировать композицию «Поэтики» Горация. – 3. Историческое место Горация. – 4. Некоторые эстетические категории в поэзии Горация в связи с особенностями его творчества. – 5. Общая характеристика Горация.
II. РИТОРИКА
§1. Введение
1. Необходимые исторические замечания. – 2. Азианство и аттицизм.
§2. Дионисий Галикарнасский
1. Эстетические моменты в сочетании слов. – 2. Прекрасное и приятное. – 3. Подобающее. – 4. Три художественных стиля. – 5. Эстетика звуков и ритмов. – 6. Критическое отношение к стилю Платона. – 7. Широта эстетической позиции.
§3. Деметрий
1. Четыре стиля Деметрия. – 2. Возвышенный стиль. – 3. Изящный стиль. – 4. Простой, или скудный, стиль. – 5. Мощный стиль. – 6. Прикладной характер эстетики Деметрия.
§4. Псевдо-Лонгин
1. Общие сведения. – 2. Основная тенденция трактата и его структура. – 3. Определение возвышенного. – 4. Источники возвышенного. – 5. Подражание и фантазия как источник возвышенного. – 6. Итог предыдущего. – 7. Формально-технические источники возвышенного. – 8. Литературно-критические размышления. – 9. Учение о словосочетании. – 10. Причины гибели красноречия. – 11. Источники трактата.
§5. Гермоген из Тарса
1. Качества речи. – 2. Эстетическая окрашенность качеств речи. – 3. Гермоген и греческая классика.
§6. Цицерон
1. Красота в природе и космосе. – 2. Красота в других областях. – 3. Ораторское искусство. – 4. Эстетическая специфика категории «прекрасного». – 5. Некоторые основные эстетические категории. – 6. «Мысленный образ». – 7. Целесообразность и красота.
§7. Квинтилиан
1. Предварительные сведения. – 2. Необходимость обучения риторике и ее определение. – 3. Истоки и разделение риторики. – 4. Внутреннее содержание риторики. – 5. Техническая сторона риторики. – 6. Советы ораторам. – 7. Литературная критика. – 8. Подражание. – 9. Творческая практика. – 10. Художественные стили. – 11. Музыка в ораторском искусстве. – 12. Заключение.
§8. Тацит
1. Вводные замечания. – 2. Проблема упадка красноречия. – 3. Эстетика ораторской речи. – 4. Предпосылки для процветания ораторского искусства.
§9. Эстетическое значение античной риторики
III. МУЗЫКА
§1. Обзор источников
1. Предварительные замечания. – 2. Основные имена и трактаты. – 3. Метод предлагаемого изложения античной музыкальной теории.
§2. Необходимые предпосылки для понимания эллинистической музыкальной теории
1. Философская основа. – 2. Эстетические принципы античных музыкальных теорий в специальном смысле. – 3. Необходимые эстетические элементы музыкальной теории, взятые в целом. – 4. Принцип тоновой структуры. – 5. Своеобразие музыкально-теоретической терминологии. – 6. Эстетическое значение огромной дробности тональных представлений. – 7. Интуитивные основания в анализе пяти тетрахордов в целом.
§3. Систематическое введение в гармонику с обзором ее первоначальных категорий
1. Положение гармоники в системе общей музыкальной теории. – 2. Звуки, интервалы и роды. – 3. Системы. – 4. Перевод античной терминологии на современный музыкальный язык.. – 5. Некоторые дополнения к общей теории систем. – 6. Этико-эстетическое значение родов.
§4. Учение о ладах
1. Разделение ладов. – 2. Момент ладовой подвижности. – 3. История терминов и темперация Нового времени. – 4. «Этическое» значение ладов. – 5. Характеристика отдельных ладов.
§5. Учение о модуляции и об ее «этосе»
1. Общее понятие о модуляции. – 2. Типы модуляций.
§6. Построение мелодии
1. Мелодические обороты. – 2. Регистры и их «этическое» значение.
§7. Мелодия и ритм
1. Аристид Квинтилиан о ритмике. – 2. Преобладающее значение ритмики. – 3. Выражение ритмики при помощи долготы и краткости слогов.
§8. «Этос» отдельных ритмических форм
1. Ритмы «равные», или двухдольные ритмы. – 2. Трехдольные ритмы. – 3. Пятидольные ритмы. – 4. Логаэды. – 5. Ритмическая модуляция.
§9. Общее заключение о музыкальной теории древних
1. Вокальная и инструментальная музыка. – 2. Три основных этоса. – 3. Музыка и стихия движения. – 4. Аристид Квинтилиан о музыке и о душе.
IV. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА
§1. Греческие художники
1. Эвфранор и Никий. – 2. Лисипп. – 3. Эвпомп. – 4. Архитекторы и искусствоведы у Витрувия.
§2. Витрувий и содержание его трактата
§3. Сущность архитектуры, ее категории и общее разделение
1. Сущность архитектуры. – 2. Архитектурные категории. – 3. Разделение архитектурной науки.
§4. Другие эстетические суждения у Витрувия
1. Значение пропорций человеческого тела. – 2. Теория трех основных художественных стилей. – 3. Суждения Витрувия о живописи. – 4. Социально-исторические взгляды Витрувия. – 5. Заключительные замечания о Витрувий.
§5. Эстетика греческой классической архитектуры
1. Периптер. – 2. Античная и восточная архитектура. – 3. Периптер и живое тело. – 4. Периптер и его духовная и социальная выразительность.
§6. Эстетика специфически римской архитектуры
V. ПОЗДНЕЙШИЕ ОПИСАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИСКУССТВОЗНАНИЯ
§1. История и археология искусства
1. Дурис Самосский. – 2. Плиний Старший. – 3. Павсаний.
§2. Художественно-критический импрессионизм
1. Филостраты. – 2. Каллистрат. – 3. Христодор.
§3. Итог эллинистически-римского искусствознания
1. Общее разделение эллинистически-римского искусствознания. – 2. Черты двупланово-символической эстетики у Филостратов, Каллистрата и Христодора.
Часть Четвертая
ОТ ИНДИВИДУАЛИЗМА К УНИВЕРСАЛИЗМУ
I. СТОИЧЕСКИЙ ПЛАТОНИЗМ
§1. Панеций
1. Исторические сведения о Панеций. – 2. Личность и общее мировоззрение. – 3. Боги и люди. – 4. Логос. – 5. Человек, природа и космос. – 6. Эллинизация начального стоицизма. – 7. Эстетические выводы. – 8. Основная эстетическая проблема. – 9. Один конкретный пример морально-эстетической концепции Панеция. – 10. Платонизм Панеция. – 11. Переход к Посидонию.
§2. Посидоний
1. Вступительное замечание. – 2. Жизнь и сочинения Посидония. – 3. Стиль. – 4. Историческое место Посидония. – 5. Внешняя пестрота научной проблематики. – 6. Всеобщая цельность, Зевс и судьба. – 7. Стоический платонизм как основной принцип. – 8. Общий очерк стоически-платонической эстетики Посидония. – 9. Демонология, мантика, астрология и мировая симпатия. – 10. Частные науки. – 11. Дальнейшее углубление стоически-платонической этики Посидония. – 12. Философия истории. – 13. Общефилософский эстетический метод. – 14. Терминологические наблюдения. – 15. Заключение.
II. ДРУГИЕ ФОРМЫ СБЛИЖЕНИЯ
ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ШКОЛ
ВО II-I ВВ. ДО Н.Э.
§1. Эволюция платонизма
1. Филон из Лариссы. – 2. Антиох из Аскалона.
§2. Цицерон
1. Основная направленность. – 2. Детали. – 3. Космологическая эстетика. – 4. Понятие мудрости. – 5. Итог.
§3. Псевдо-Аристотель. «О мире»
1. Предварительные сведения. – 2. Содержание трактата. – 3. Общая характеристика.
Часть Пятая
ОБЩИЙ РЕЗУЛЬТАТ ЭСТЕТИКИ РАННЕГО ЭЛЛИНИЗМА
§1. Три основные ипостаси
1. Единое, или Благо. – 2. Ум. – 3. Душа. – 4. Неизбежность указанных трех ипостасей.
§2. Материя и космос
1. Материя. – 2. Тело.
§3. Диалектика и мифология
1. Диалектика. – 2. Мифология. – 3. Лектон, аллегория, символ и миф. – 4. Социально-историческая необходимость неоплатонизма.