Лосский В.Н. Программы курсов догматики и истории церкви.

book_min

Автор: Лосский Владимир Николаевич

Название: Программы курсов догматики и истории церкви.

 

Догматическое богословие
Первый год обучения: христология
1. Что такое богословие и для чего оно необходимо? Богословие и философия.
2. Откровение и его основные характерные черты: а) личностные отношения Бога с людьми; б) реальность и историчность Откровения; в) его сотериологическое назначение.
3. Воплощение Слова как совершенное Откровение: а) наитеснейшие отношения между Богом и Человеком внутри единой Личности; б) Божественная Личность становится “действующим лицом истории”; в) “нас ради человек и нашего ради спасения”. Христологический догмат — отправная точка догматического богословия: одна единственная Личность и две природы, не смешивающиеся в единстве этой Личности.
4. Первое различение: Божественное и тварное. Невозможность какого бы то ни было их слияния. Невозможность “общего понятия” о Боге вне Его Откровения твари. “Бог философов” и Бог Библии.
5. Непостижимость Бога, по природе Своей превосходящего все, что может быть понято. “Отрицательное” богословие. Плотин: “Единое” непостижимое, противопоставленное множеству постижимого. Христианский апофатизм: Бог, превосходящий противопоставление Единого и множества. Бог — не только как природа (монада), но и как Бог в Личностях (Троица).
6. Хотя Бог — Личность, Он более чем Одна Личность. Личностное существование, устанавливающее отношения между Личностями. Различение между единой природой и тремя Личностями (Лицами) в Боге. Личность, существующая Одна в Другой — и не через исключение “другого”, не через оппозицию к “не-я” (“индивидуум” — часть природы)[2]. Одна Природа в Трех Лицах.
7. Ложные представления об отношениях Трех Божественных Лиц: модализм, субординационизм, арианство. Единосущие Трех Лиц. Сходство и различия Трех. Термины “усия” и “ипостась” в греческой философии и в тринитарном богословии.
8. Происхождение Личностей (Лиц); Их соотнесенность — не с единой природой, но — с источником принадлежности Каждой из Трех к этой единой природе; “монархия Отца”. Ошибка филиоквизма — примат единства природы над троичностью Личностей; неличностное происхождение Личностей. Богословие единой Сущности и внутренних взаимоотношений Трех; “полу-савеллианство”. Совершенное равновесие между природой и Личностями (Лицами) в догмате о Троице. Нерожденность, рождение, исхождение — личностные различия (свойства — Пер.).
9. Общие Трем Имена Божии, показывающие непознаваемую природу Бога: от Отца, через Сына, в Духе Святом. “Положительное”, утвердительное богословие. Понятие о Божественных энергиях, или действиях: вечное проявление, сияние Троицы “вовне”. Ее нетварная слава с неисчислимыми Именами.
10. Отсутствие “внутреннего процесса” в Боге: ни в Его Троическом бытии (“происхождение” Личностей), ни в Его вечном проявлении (энергийное сияние, излучение). Отсутствие необходимости соотношения с “другим”. Творение — абсолютно свободный акт. “То, что от природы” (порождать) и “то, что от воли” (творить). Единая воля Трех Лиц.
11. Творение из ничего (ex nihilo): а) мир не произошел от чего-либо иного, кроме как от Бога; б) но он также не есть некая эманация Божества. Мир — нечто совершенно новое, установленное Божественной волей вовне Сущности Божества. Это “вовне” означает некое отношение, в котором начинает существовать тварное бытие, ничего не добавляющее к бытию Бога. Почему абсурдно рассматривать отношения между Богом и человеком — “in abstracto”? Заблуждение Оригена (совечное творение). Ошибка о. Сергия Булгакова: соотношение в Боге между Им Самим и Его же “другим” — как Божественная основа тварного бытия. Творческая воля Троицы — единственная причина твари: Бог возжелал быть Творцом. Имена Божии — “первичные” и “вторичные”, или икономийные (“домостроительные”).
12. Идеи тварного, присущие Богу. Статичный “экземпляризм” в западном богословии и его платонизирующий характер[3]. Возможна ли вечность отличных от Сущности Божией “идей-волений”? Творческие основания “сущих”, или частные логосы вещей, и Логос (Слово), “Им же вся быша”. Отец творит все через Слово в Духе Святом. Нерушимость сотворенного. Мир сотворен из ничего для того, чтобы он соединился с Богом.
13. Что такое “начало” сотворения мира? Толкование свт. Василия Великого. Вечность, эон и время. Изменяемость: характер завершенного сущего — как не имеющий своей окончательной цели в себе самом. Время и пространство — условия существования чувственного мира. Эон и “сверхпространственность” — условия бытия познаваемого мира, соизмеримые со временем и пространством. Вечность Бога и Его всемогущество, несопоставимые с условиями существования тварного мира.
14. Небо и земля. Духовные миры и “земной” космос. Библейский геоцентризм. Ангелы. Мир бесплотных. Небесная иерархия и земной мир.
15. Шесть дней творения и последовательные разделения вселенной. Схема преп. Максима Исповедника[4]. Различные “модусы” (образы, виды — Пер.) творческого акта: а) в “молчании”; б) через повеления, данные элементам; в) в следовании установлениям Предвечного Совета Божия.
16. Образ и подобие. Личности и природа. Различение между личностью и индивидуальностью[5]. Единство рода человеческого. Эволюционизм и креационизм.
17. Почему человек сотворен свободным? Призвание Адама и его роль по отношению к земному космосу. Земной рай и совершенство Адама. Томистское учение о “чистой природе” и дополняющей благодати. Человеческая природа — дух, душа, тело — устремлены к Богу. Постепенное обожение твари и запрещающая заповедь Божия.
18. Зло — не природа, но состояние. Его реальность — только в воле. Зло и “Дух Зла”. Падение ангелов. Первородный грех в земном мире. Отпадение от воли Божией. Последствие греха: разлад человека с земным космосом. “Противоестественная природа”[6]. Смерть как результат греха. Томистское учение о лишении благодати, приводящем человека к его “природному состоянию”. Можно ли истолковывать проклятие Божие как месть?
19. Новое Домостроительство (икономия) — Домостроительство спасения. Божественное Провидение. Три воли. Динамическое понятие предопределения. “Все согрешили во Адаме”. Почему человеческая личность не может достигнуть спасения через себя саму? Христос как Второй Адам.
20. Почему “имя Матери Божией содержит в себе всю историю Домостроительства в мире” (преп. Иоанн Дамскин)? Монофелитство римо-католической концепции Домостроительства спасения (догмат о Непорочном Зачатии Богородицы). Воплощение Сына через Духа Святого.
21. Почему понятия “союза (соединения)” или “сотрудничества” двух природ во Христе неточны? “Воипостазированная” человеческая природа. Тварность, смирение и обоженность Человечества Слова. Единство Личности и двуприродность Богочеловека. Анализ Халкидонского догмата.
22. Общая воля Троицы в Воплощении Сына. Почему воплотилось именно Второе Лицо Троицы? Послушание Сына в Его миссии и смысл Его “кенозиса”. Отречение от “собственной воли” — совершенство личности. Нисхождение Слова в бездну человеческой падшести и принятие Божественной Личностью Своего униженного положения. Происходило ли некое божественное становление во Христе? Христос в “обличии Божием” и в “обличии раба”. Смысл Преображения.
23. Деяния Божии и деяния человеческие Христа. Общение свойств. Воля Божественная и воля человеческая. Почему во Христе не было человеческого “свободного выбора”?[7] Почему Он, не будучи человеческой личностью, молился Отцу? Гефсиманская молитва.
24. Искупление — юридический образ дела Христова. Другие образы: врачевания, войны и т. д. Крест — “суд над судом” (преп. Максим Исповедник). Смысл богооставленности на Кресте: Христос был “проклят ради нас” (Гал 3:13). Восстановление в нашей памяти греха Адама — через Богочеловека. Уничтожение во Христе нашего разделения с Богом из-за греха. Победа над “последним врагом” — смертью. Победоносное сошествие во ад. Воскресение. Вознесение.
25. “Новое возглавление” человеческой природы Христом. Понятие Церкви как “Тела Христова”. Единение двух воль (божественной и людской — Пер.) и власть, данная Христом апостолам и их преемникам. Таинства.
26. Наше сыновство во Христе. В чем мы являемся “сонаследниками” Христа? “Роль” Духа Святого. Пятидесятница. Человеческие личности в Церкви и их единение с Богом. Единство и множество в Церкви. Церковь — образ Пресвятой Троицы.
27. Последняя цель: Бог, ставший “все во всем”. Почему Церковь отвергает мысль об “апокатастасисе”[8]. Единение человека с Богом, реализовавшееся во Христе. Воплощенная Божественная Личность и единение с Богом, совершаемое в тварных личностях — Духом Святым и нашей свободной волей. Воскресение мертвых и проявление человеческих личностей — “в благодати” и “вне благодати”. Новое небо и новая земля. Союз твари с Богом — во множестве тварных ипостасей.
Догматическое богословие
Второй год обучения: пневматология
1. Догмат о Троице: различение между Ипостасями и Природой. Различение между Тремя Лицами. Рождение Сына и исхождение Духа Святого.
2. Ложные учения о Троице до Никеи (Никейского собора — Пер.): а) модализм; б) субординационизм и его завершение в арианстве. “Место” Духа Святого в этих учениях.
3. Опасности тринитарной мысли Запада, отталкивавшейся прежде всего от понятия единосущия. Двусмысленность психологических аналогий бл. Августина применительно к Пресвятой Троице.
4. Западный “филиоквизм”: синтез модализма и субординационизма. Его окончательное выражение: Отец и Сын — единая основа для исхождения Духа. Примат Сущности над Ипостасями.
5. “Монархия” Отца — “единственный источник Божественности”. “Причинность” Отца (Отец как “Причина” — Пер.) — образ единства Трех Лиц, имеющих единую природу[9]. Неадекватный характер (образ) выражений: причина, происхождение, исхождение[10] и т. д., когда речь идет о способе существования божественного Триединства.
6. “Опасности” восточного богословия, изначально исходящего из понятия Личностей (Лиц). Триадология о. Сергия Булгакова: подмена “Самовыявления” “причинностью” Отца. Примат “триипостасной темы” над Сущностью (София). Смешение отношений между Лицами — с превечным (энергийным) проявлением Божественности. Булгаковский полуфилиоквизм.
7. Различие между превечным про-“исхождением” Личностей Сына и Святого Духа от Единого Отца и “проявительным” исхождением, или превечным проявлением, Божества: от Отца через Сына в Духе Святом[11]. Православный смысл выражений: “Сын — образ Отца” и “Дух Святой — образ Сына”. “Таксис” (греч. ‘расположение по порядку’ — Пер.) Божественных Личностей на уровне превечного Их проявления.
8. Православное понимание выражения “божественные свойства” (‘при сущности’). Божественные имена. Слава Божия. Различие между непознаваемой Сущностью и проявительными энергиями — природными “выступлениями” Троицы вовне.
9. Почему филиоквистское богословие не может допустить Божественных энергий, отличных от Сущности. Ложное понимание Божественной простоты, основанное на примате Сущности.
10. Православное учение о природе благодати. Энергетическая сообщимость Божества, отличная от Сущности (то есть Сущностной несообщимости — Пер.) Троицы.
11. Ложные решения проблемы благодати в филиоквистском богословии: а) отождествление нетварного Дара (благодати — Пер.) с Личностью Духа Святого, пребывающего в нас — по учению Петра Ломбардского; б) онтологический разрыв между пребыванием (“жительствованием”) в нас Духа Святого и “освящающей” благодатью — у томистов. Тварная благодать, случайная по отношению к нам — в римском богословии.
12. Понятие о “сверхъестестве” (“сверхприроде”) и ее структуре — в римо-католическом богословии. Ложное противопоставление “природы” и “благодати” (тварная сверхприрода) (или тварное сверхъестество — Пер.).
13. Ложное отождествление природы и благодати (“софианическое” происхождение твари) — у о. С. Булгакова. Истинное различие между природой и благодатью: первая — тварная, вторая — нетварная. Творение — одной только волей Божией; обожение твари — совместным действием двух воль.
14. Различие между личностью и природой в тварном бытии. Образ нашего единения с Богом: а) не по сущности, но через энергию; б) не ипостасно — “во Христе едином”, но в (при сохранении — Пер.) тварной ипостаси; в) не смешением с Личностью Духа Святого, но принятием от Него нетварного Дара обоживающей благодати[12].
15. Домостроительство Слова и Домостроительство Духа Святого в творении: причинность и цель, создание и обожение твари. Слово и Свет (“Жизнь человеков” — по Ин 1:1–4): аспект проявления двух Личностей.
16. Присутствие Духа Святого во вселенной: Животворящий. Порыв тварей к Богу. “Кругообращение славы Божией”[13], прерванное грехом. Искажение подобия Божия — исток всех “культурных ценностей”. Идололатрия. Божественное вдохновение в язычестве.
17. Присутствие Духа Святого в “Законе и Пророках”. Выявление греха и ущербности. Святость — чистота. Ряд избраний и последовательное сужение очищенной Среды. Мессианизм. Пророки как божественные орудия действия Духа Святого. Почему св. Иоанн Креститель, а не Матерь Божия назван наибольшим “из рожденных женами” (Мф 11:11)?
18. Роль Духа Святого в Воплощении Сына. Православное понимание “Непорочного зачатия”: “инструментальное” (“функциональное”) обожение Матери Божией в момент Благовещения и Ее личное обожение после Пятидесятницы; завершение его в Успении. Почему “меньший в Царстве Небесном больше” Иоанна Крестителя (Мф 11:11)?
19. Присутствие Духа Святого в Богочеловеке. Почему бл. Феодорит был неправ, обвиняя свт. Кирилла (Александрийского — Пер.) в филиоквизме? Аспект проявления (энергетика) “Духа Сына”, которым Христос совершал чудеса. Можно ли говорить об “обожении благодатью”, в точном смысле слова, когда речь идет о Человечестве воплотившегося Слова? Ложное понимание учения о кенозисе Сына (как о “Божественном становлении” во Христе).
20. Искупительное нисхождение Сына в бездны падшей природы ради того, чтобы дать нам возможность обоживающего восхождения в Духе Святом. Пневматологическая цель дела Христова.
21 Воплощение и Пятидесятница нерасторжимо согласованы; их взаимосвязанность. Единая цель двух Домостроительств — соединение человека с Богом. Человеческая природа и человеческие личности в двойном Домостроительстве — Сына и Духа. Усыновление и обожение (жизнь в Таинствах).
22. “Функциональное” действие Духа Святого в Церкви как “Теле Христовом”: создание иерархии, власть “вязать и разрешать”; таинственная жизнь Церкви. Дух Святой — Единитель (в христологическом аспекте Церкви). Недостаточность одного лишь христологического понятия Церкви как “продолжения Воплощения” и как “Христа всецелого”.
23. Личное присутствие Духа Святого в Церкви — источник личностной множественности в единстве Тела Христова. “Общая память” человеческого единства — Священное Предание и личностное сознание Истины, раскрывающейся в каждой человеческой личности действием Духа Святого. Почему церковные Соборы — не безличные “коллективы”?
24. Личная сознательность на пути обожения. Что такое грех против Духа Святого? Понятие Божественного Света. Духовная жизнь и Парусия. Чаяние Парусии — мерило духовного совершенства.
25. Пневматологический аспект Второго Пришествия Христова. Дух Святой, возвещающий миру о грехе, правде и суде. Неумолимое раскрытие каждой человеческой совести Божественным Светом. Христос, являемый “в благодати” и “кроме благодати”. Божественный Свет как воскрешающая сила: “бич любви” для одних, “источник блаженства” для других. Бесконечное возрастание единства с Богом в Духе Святом.
История Церкви
Год первый
1. Церковь — до пришествия Христа, в течение Его земной жизни и после Вознесения. Ясно определенные пределы истории Церкви: от Вознесения до Второго Пришествия.
2. Три великих эпохи в истории Церкви. Были ли первые столетия Церкви ее “золотым веком”?
3. Апостолы. Их харизмы. Общая картина миссии Церкви на протяжении столетий.
4. Участь Иерусалима и проповедь всему миру. Апостолические кафедры и организация Церкви в I–II вв.
5. Мир Средиземноморья. Иудеи и эллины. Языческий синкретизм. Греческая философия. Филон Александрийский. Первые ереси. Докетизм — реакция эллинистического мира против христианской проповеди.
6. Догматические столкновения II–III вв. Гносис (гностицизм — Пер.) в общих чертах. Маркион.
7. Савеллианство. Субординационизм. Монархианство и адопционизм Павла Самосатского. Платонистическая философия и христианская школа в Александрии.
8. Схизмы (расколы — Пер.): новационизм; монтанизм.
9. Церковь и Римская империя. История преследований. Положение Церкви перед лицом государства. Апологеты.
10. Св. Константин, его обращение, его деяния. Характеристика “константиновского периода”.
11. Арианство. Никейский Собор (325). Арианские волнения. Свт. Афанасий.
12. Омиусиане (“Подобосущники” — Пер.). Труд “великих каппадокийцев”. Константинопольский Собор (381).
13. Аполлинарианство. Донатизм. Пелагианство. Бл. Августин.
14. Истоки монашества. Отцы-пустынники. Первые уставы.
15. Александрийская и антиохийская (богословские — Пер.) школы. Несторианство. Эфесский Собор (431).
16. Христианская миссия и арианство варваров в V и VI вв. Первое православное царство на Западе.
17. Монофизитство в V в. Евтихий и Диоскор. “Эфесский разбой” и Халкидонский Собор (451). Реакция монофизитов. “Энотикон” Зинона. Схизма Акакия. Папа Симмак и истоки романизма.
18. Монофизитство в VI в. Севир Антиохийский. Век Юстиниана. “Три главы” (спор о “трех главах”-пунктах указа Юстиниана 544 г. — Пер.) и V Собор.
19. Ирландские миссии. Монашество на Западе в VI в. Свт. Григорий Двоеслов. Миссия в Англию.
20. Монофелитство. Преп. Максим Исповедник. VI Собор (681).
История Церкви
Год второй: с IX по XV вв.
1. Век свт. Фотия и взгляд на христианский мир в “пневматологическую” эпоху.
2. Миссия свв. Кирилла и Мефодия. Славянский мир. Моравия. Болгария.
3. Политический августинизм и его превратности на Западе. Папа Николай I.
4. Этапы развития филиоквистских учений на Западе (соборы в Толедо при Николае I).
5. Жизнь и деяния свт. Фотия: “породитель схизмы” или защитник единства? Акты собора 879 г. приняты Западом. “Дело Фотия”. Последующая фальсификация (“дела Фотия” — Пер.) римской схизмой. Центральная роль Фотия как “водителя православных”.
6. Участь христианских народов в X в.: Болгария, Моравия, Богемия, Польша, Венгрия, скандинавские страны. Киевская Русь и деяния св. Владимира.
7. Упадок западного христианства в X в. Папство и империя Оттонов. (Аббатство — Пер.) Клюни.
8. Св. Гора Афон. Преп. Симеон Новый Богослов.
9. Рим и Византия в XI в. Михаил Керуларий и западная схизма 1054 г. Положение свт. Фотия и положение Михаила Керулария. Исторический грех “Второго Рима”.
10. Новый аспект западного христианства после 1054 г. Папа Григорий VII (Гильдебрандт).
11. Христианская миссия и церковное управление на Руси в XI и XII вв.
12. Крестовые походы. Восстановление Болгарской Церкви и рождение Сербской Церкви. Св. Савва.
13. Ереси богомилов и альбигойцев. Противоположный характер двух пневматологических ересей: западный филиоквизм и восточные богомилы.
14. Православные территории в XIII в.: Латинская Империя в Византии, Золотая Орда на Руси. Св. Александр Невский и его положение по отношению к татарам и крестоносцам. Князь Даниил Галицкий.
15. Лионский Собор (1274) и реакция православных. Православные Соборы в Константинополе в 1283 и 1284 гг. Различие между исхождением Духа Святого лишь от Отца и превечным проявлением “через Сына в Духе Святом”.
16. Переезд Киевского митрополита в Москву. Свт. Алексий, (митрополит — Пер.) Московский, и преп. Сергий Радонежский.
17. Монахи-исихасты и их духовное делание. Св. Григорий Синаит. Конфликт с византийскими рационалистами на тему о “фаворском свете”.
18. Томизм и вопрос о нетварной благодати. Великие соборы в Константинополе в XIV в. Роль свт. Григория Паламы.
19. “Великий западный раскол” и его экклезиологические последствия. Парижский университет. Виклиф. Ян Гус. Базельский Собор. Прагматическая санкция Карла VII.
20. Флорентийский Собор. Св. Марк Эфесский. “Уния”, отвергнутая Востоком. Реакция Москвы.
21. Конец Византийской Империи. Трудности начальной поры московской автокефалии. Величие и опасности политико-религиозной идеи “Москва — Третий Рим”.
История Церкви
Год третий: середина XV в. — конец XVIII в.
1. Русская автокефалия и ее “двусмысленности”. “Теория трех империй” (“Трех Римов” — Пер.) в России и новое политическое и религиозное сознание.
2. Положение в Византийской Церкви после захвата страны турками. Положение Церкви под римо-католическим господством — в Южной России. Разделение Русской митрополии (1458).
3. Идея “Третьего Рима” и хилиастический дух Москвы. Ересь “жидовствующих”.
4. “Местные традиции” Московии, отрезанной от православного Востока и открытой для латинского влияния. Создание некой русской “христианской цивилизации” и положение Церкви по отношению к государству.
5. Распри из-за монастырских владений: “иосифляне” и “нестяжатели”. Преп. Нил Сорский — деятельное отречение от мира. Преп. Иосиф Волоцкий — социальная роль Церкви.
6. Православная Византия в XVI в.: св. Максим Святогорец. Исправление книг. Встреча традиции вселенской с традицией московской.
7. “Стоглав” и кодификация “русской традиции”. Макарий, митрополит Московский (1546–1564). Иван Грозный и его концепция светской власти. Мученичество свт. Филиппа Московского.
8. Борьба за Православие в Южной России. Князь Островский, князь Курбский. Богословские школы. Братства: христианский народ, объединенный для защиты веры. Измена украинского и литовского епископата. “Брест-Литовская уния” (1596).
9. Создание Московского Патриархата (1589). Роль Церкви в “Смутное время” в Московской Руси. Свт. Гермоген Московский. Патриарх Филарет и антилатинская реакция.
10. Угнетение православного населения в Южной России в XVI и XVII вв. Украинское казачество и его роль в защите веры. Деятельность иезуитов. Латинизация богословского образования в XVII в. и роль Петра Могилы.
11. Кирилл Лукарис и “восточный кальвинизм”. Ясский собор (1642). “Исповедание” Петра Могилы.
12. Исправление книг в Москве и роль Патриарха Никона. Консультация Восточных Патриархов. Никон и защитники “старого обряда”. Большой Московский собор (1666–1667). Никон и царь.
13. Аввакум и начало “Раскола”. Защита “христианской цивилизации” — против Церкви. Раскольничьи секты и волнения конца XVIII в.
14. Иерусалимский Собор (1672). Досифей Иерусалимский и защита православной традиции. Молдавия.
15. Московская Академия. Братья Лихуды. Споры об эпиклезе (молитве призывания Св. Духа на евхаристические дары — Пер.) и осуждение “ереси хлебопоклонства”. Последние московские Патриархи XVII в.
16. Реформы Петра Великого и его отношение к Церкви. Свт. Митрофан Воронежский. Стефан Яворский. Феофан Прокопович.
17. “Духовный регламент” и создание “синодального правления” (1721). Стремление секуляризовать Церковь при Петре Великом и его наследниках. Арсений Мацеевич.
18. Положение православных в Польше в XVIII в. Митрополит Георгий Конисский. Российская интервенция и разделы Польши.
19. Церковь в “век Просвещения”. Пиетизм конца XVIII в. Митрополит Платон (Левшин — Пер.). “Внутреннее христианство” масонских лож. Мистические секты.
20. Ответ Церкви “веку Просвещения”: творения Паисия Величковского. Возрождение монашества и возвращение к традиции Отцов — единству богословия и христианской жизни.
В. Лосский
Перевод с франц. Ф. Иогансона под ред. Ю. Малкова

________________________________________
[1]*Учебные программы В. Н. Лосского относятся ко времени его преподавания в Институте св. Дионисия в Париже после 1945 г. Французский текст этих программ был любезно предоставлен редакции В. А. Рещиковой, ученицей В. Н. Лосского и переводчицей большей части его трудов, опубликованных в России.
[2]См. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991, сс. 213–215. — Здесь и далее примечания редактора перевода.
[3]Там же, сс. 73, 154–168.
[4]Там же, сс. 82–84, 244–246.
[5]См. Лосский В. Н. По образу и подобию. М., 1995, сс. 101–104.
[6]Как пишет В. Н. Лосский, после грехопадения человека, “…оторвавшись от Бога, его природа становится неестественной, противоестественной” и т. д. (Очерк мистического богословия, с. 253).
[7]Там же, сс. 275–276.
[8]Апокатастасис — в своей крайней форме — осужденное и отвергнутое Православной Церковью учение о грядущем конечном восстановлении всего, что повреждено и порабощено грехом: всех грешников и даже самого диавола.
[9]Подробнее об этом см. Лосский В. Н. По образу и подобию, сс. 82–84.
[10]Здесь, в частности, имеется ввиду применение этого термина в латинском богословии не только к Третьему Лицу Св. Троицы, но иногда и ко Второму (“duae processiones” — ‘два исхождения’). См. Лосский В. Н. Исхождение Святого Духа в православном учении о Троице // Лосский В. Н. По образу и подобию; Он же. По образу и подобию // Там же, сс. 75, 82.
[11]См. Лосский В. Н. По образу и подобию, сс. 81–83, 89–90.
[12]См. подробнее о пункте 14 Лосский В. Н. Очерк мистического богословия, сс. 124–125; Он же. По образу и подобию, сс. 166–169.
[13]Выражение свт. Филарета, митрополита Московского. См. об этом Лосский В. Н. Очерк мистического богословия, с. 59.

Перевод. Ф. А. Иогансон, 1996




 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.