Автор: Маркелов Д.М.
Название: Протестантские таинства: история, теология, семиотика.
Файл: doc
Размер: 203 Kb
Изд. : ГЕРС, Тверь
Год: 1999
Книга посвящена проблеме исторической эволюции протестантской сакраментологии. Автор пытается применить семиотический метод к анализу сакральных феноменов. Рецензент: H. О. Гучинская, профессор Предисловие Перед нами — исследование, написанное с позиций ортодоксального христианства, т. е. с позиций кафолического богословия, в контексте которого протестантские конфессии подвергаются здесь отнюдь не нравственному, а научному анализу. Три христианских вероисповедания — православие (к которому принадлежит автор данного предисловия), католичество и евангелизм, представляющий собой унифицированный, «систематизированный» вариант протестантизма, — субъективно в равной мере могут вмещать в себя всю полноту благодати, даруемой Господом Богом христианину, и суду не подлежат. Hо подлежат, безусловно, суждению и осмыслению в контексте богословской науки, т.е. объективно. Обилие конфессий в самом протестантизме (лютеранство, реформатство, англиканство, анабаптизм, кальвинизм, цвинглианство и др.) — как в истории, так и в современности, — не может не влиять на полноту совершаемых в Церкви Таинств, ибо нарушает главный принцип Апостольской Церкви — ее соборность. Разделение вызывает раздоры, отвлекает на полемику и ведет к распаду. Раскол — и это стало уже общим местом — есть трагедия Западной Церкви, особенно коснувшаяся «протестантских» стран, Германии и Hидерландов, прежде всего, и вынуждающая католичество внутри этих стран оглядываться на евангелизм, «соревноваться» с ним, реформироваться изнутри, приспосабливаться к пастве, «обмирщаться». Трагично сказывается на положении Западной Церкви также и господствующее в западноевропейских странах социальное благополучие, облегчающее житейские тяготы, так что пасторы должны непрестанно напоминать в своих проповедях и о повседневных страданиях, и о мистерии, происходящей на небесах. Проповедь, рациональное осмысление Слова Божьего отчасти заменило в евангелизме Таинства. Тайна становится доступной человеческому рассудку и разрушается как сакральность. Божественное иссякает в человеческом. Отсутствие исповеди, которое, с одной стороны, предполагает исключительно развитое личное сознание, нравственную культуру христианина, с другой, — ведет к соблазну, утаиванию грехов, душевной лености — и опять-таки к разрушению соборности, к индивидуализму.