Мейендорф Иоанн, прот. Рим-Константинополь-Москва. Исторические и богословские исследования.

book_min

Автор: Протоиерей Иоанн Мейендорф

Название:  Рим-Константинополь-Москва. Исторические и богословские исследования. Перевод Л.А. Успенской под редакцией иерея Константина Польскова

Файл: pdf

Размер: 1.91 Мb

Изд.:  М., СТГУ

Год: 2006

С. 320

В данной книге выдающегося богослова и историка Церкви протопресвитера Иоанна Мейендорфа собран ряд его статей, посвященных различным историческим и богословским вопросам взаимоотношений между Восточной и Западной ветвями христианства. В статьях обсуждаются важные аспекты расхождений, возникавших
между двумя частями христианского мира, дается оценка попыткам преодолеть раскол между православными и католиками. Рассматриваются также проблемы, связанные с падением Византии и возрастанием роли России как державы, играющей роль центра мирового Православия.

 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………..5
Рим и Константинополь…………………………………….. 13
Имперские структуры и «апостоличность»…………. 14
Развитие экклезиологических идей……………………….22
Заключительное слово:
раскол и попытки единения…………………………….. 38
Заметка об источниках…………………………………………..40
Основные источники……………………………………………..40
Второстепенные источники……………….. …………….. 41
Византия как центр богословской мысли
на христианском Востоке…………………………………. 44
Два понимания Церкви: Запад и Восток
накануне нового времени…………………………………..58
ИсихастскРе возрождение…………………………………….. 60
Восток и Запад: постепенное расхождение…………….69
Восток вступает в «темные» века…………………………. 78
«Строители мостов» в раннем средневековье.
Заметки о значении восточной святоотеческой мысли
для Иоанна Скота Эриугены…………………………………. 81
Богословие в тринадцатом столетии.
Методологические контрасты……………………………. 106
Запад: Университеты и монашеские ордена………. 108
Богословские встречи…………………………………………..113
Монашеское богословие……………………………………….119
Состоялась ли во Флоренции встреча
между Востоком и Западом?……………………………124
Флорентийский Собор —
исполнение византийских надежд…………………..126
То, что не произошло во Флоренции……………………137
Православный мир около 1440 г.
и русская реакция……………………………………………147
Заключение: что же сказать о Флоренции?…………156
318
От Византии к России:
Религиозное и культурное наследие…………….. 158
Византия и Русь в средние века………………………….. 163
Византийское наследие в России
нового времени………………………………………………..175
Существовал ли когда-либо «третий Рим»?
Заметки о византийском наследии в России………..184
Флорентийский собор и падение Византии:
последствия для России…………………………………..185
Кризис «византинизма»……………………………………….195
Слово заключения: что такое византинизм?………204
Новая жизнь во Христе: Спасение
в православном богословии…………………………….. 208
Течения в сотериологии……………………………………….209
Христос Спаситель……………………………………………… 216
«Новый Адам»…………………………………………………….. 225
Заключение: этика Воскресения………………………….233
Христианское Благовестие
и социальная ответственность………………………. 235
Три эсхатологии………………………………………………… 237
Наследие Византии……………………………………………..241
Новое время………………………………………………………… 249
Заключение…………………………………………………………. 255
Взгляды на Церковь: Русская богословская
мысль нового времени……………………………………. 257
Философское пробуждение
и богословие мирян…………………………………………260
«Софиология»: В. С. Соловьев
и его последователи…………………………………………265
Заключение: остающийся потенциал…………………. 268
Библиографические заметки………………………………. 270
Примечания……………………………………………………………… 272
Именной указатель……………………………………………………313




 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.