Автор: Петров Н.И.
Название: Русская православная антропология и фундаментальные установки богословствования.
Файл: html
Размер: 157 Kb
Петров Николай Иванович доктор философских наук, профессор кафедры философии и политологии. Саратовский государственный социально-экономический университет.
Антропология разделяет судьбу философии. В исследованиях русской философии постоянно возникает проблема нечеткости объекта исследования: он явно не тождественен принятым в современности представлениям о предмете философии, ее методе и месте в духовной жизни человека. Хорошо известны попытки устраниться от анализа действительного положения дел ссылками на культурно-историческую неразвитость и затянувшуюся национальную «детскость». Это противоречит очевидным социокультурным фактам. Русская культура достаточно рано, в значительном объеме и довольно глубоко познакомилась с «профессиональной» философией. В круге чтения отечественных мыслителей находился существенный массив антропологической литературы. Поэтому оценки обусловлены идеологией вытеснения из актуального поля внимания факта отсутствия дисциплинарных пространств, вмещающих реалии онтологического опыта самопревосхождения. Фундаментальные для православного опыта понятия как «прелесть», «со-блазн», «невидимая брань», «искушение», «борьба со страстями» остаются непереводимыми на языки принудительных знаниевых структур исчезая из проблемных полей конкретно научных дисциплин, обозначаются несуществующими в дискурсах организуемых метафизической установ-кой. Мельком бросаемые культурологические и философские оценки текстов Святотеческой традиции как «наивных», «упрощенных», а традиций Православия как «примитивных», весьма симптоматичны и вне прокламируемого буквального содержания высказывают чуждость языка обсуждения антропологии ориентированной самоограничением пытливости рассудка, сердечной теплотой веры, надежды и любви. …