Название: Писания мужей апостольских.
Файл: htm
Размер: 19.8 Kb
Текст приводится по изданию: — Рига: Латвийской Библейское Общество, 1994. — С. 3–8, 45–47, 407–440. Репринтное воспроизведение издания, вышедшего в 1895 г., с дополнениями.
Год: 2001
Предисловие к писаниям мужей апостольских
Именование «апостольские мужи» появилось лишь в новое время. В западной науке ему соответствует название «апостольские отцы», введенное немецким ученым Ittig’ом в 1699 г. Как он поясняет, это название указывает на двойное достоинство этих мужей: будучи учениками апостолов, они могут быть названы апостольскими, а как первые в ряду святых отцов и учителей Церкви, они по достоинству именуются отцами. Но и в Византии понимали, что эти отцы конца 1 — начала II вв. составляют единую группу. Так, в знаменитой рукописи Святогробского подворья в Константинополе, открытой митрополитом Филофеем Вриеннием в 1873 г., собраны Послание Варнавы, 1 и II Послания Климента Римского к Коринфянам, Учение 12 Апостолов и 12 Посланий Игнатия Богоносца. Однако выделение писаний мужей апостольских в особую группу произошло не сразу. Ему предшествовал период, когда эти книги имели в Церкви чрезвычайный авторитет, вплотную примыкая к Св. Писанию. Послания Климента и Варнавы, Пастырь Ермы и другие книги мужей апостольских включались в состав Книг Нового Завета. Этому был положен предел в IV в., когда был окончательно определен новозаветный канон. Книги, в канон не принятые, начинают быстро терять читателей. Интерес к ним падал в первую очередь потому, что историческая реальность Церкви Константиновского периода сильно отличалась от того, что было в конце первого века христианства зафиксировано в интересующих нас книгах. Внимание богословов вновь направилось на них лишь в новое время, когда протестантский лозунг «возврата к первохристианству» заставил и их самих и их оппонентов серьезно заняться изучением апостольского века.