Поснов М.Э. История христианской церкви.

book_min

Автор: Поснов М.Э.

Название: История христианской церкви, (до разделения 1054г.)

Файл:  pdf

Размер:   13 Мb

Изд.: Брюссель

Год: 1994

С. 616

 

Профессор Михаил Эммануилович Поснов (1874-1931) окончил Киевскую Духовную Академию и впоследствии поддерживал пос­тоянные связи с университетами Запада. Он был профессором в Киеве, позже — в Софии, где читал лекции по догматике и в особенности по церковной истории. Предлагаемая здесь книга представляет собою обобщающий труд, который он сам предполагал еще раз пере­смотреть и издать. Кончина, постигшая его в Софии в 1931 г., по­мешала ему осуществить последнюю отделку этого труда, который в сокращенном издании появился в Софии в 1937 г.
Глубоко преданный своей Церкви и ее традициям, проф. Поснов вместе с тем отличался большой прямотой ума, постоянно искавшего истины. Настоящий труд — публикуемый на этот раз полностью, стараниями дочери автора, И. М. Посновой, — раскрывает сущность его воззрений на прошлое и на взаимоотношения восточного и за­падного христианства в течение первых одиннадцати веков.

Библиография

1. Идея Завета Бога с израильским народом в Ветхом Завете (опыт богословско-философского обозрения Истории Израильского народа). Стр. 1958. 96 стр. примеч. 1898 г. За каковую работу удостоен ученой степени магистра богословия.
2. Взаимодействие двух факторов в Истории Израильского народа — божественного и человеческого. (Речь пред защитою. 20 стр. Киев 1903 г.).
3. Иудейство. (К характеристике внутренней жизни еврейского народа в последнее время). Стр. 267. Киев. 1906 г.
4. К вопросу об источниках христианского вероучения и задачах его. Стр. 28. СПБ. 1906 г.
5. О судьбах библейского Израиля. 1907 г. Киев.
6. Новые типы построения древней Истории Церкви-. (Вступи­тельная лекция, прочитанная в Университете Св. Владимира, 30 сентября 1908 г.) Стр. 47, Киев. 1909 г.
7. Первая Христианская община и коммунизм — стр. 32. СПБ. 1909 г.
8. О личности Основателя Христианской Церкви (Павлюс, Штраус, Ренан, Ревиль. — Подлинность Евангелий. — Образ Иисуса Христа по Евангелиям), стр. 79. СПБ. 1910 г.
9. Евангелие Иисуса Христа и Евангелие Апостолов о Христе, стр. 34, Киев. 1911 г.
10. Гностицизм и борьба Церкви с ним во II веке. (Речь, произнесенная на годичном акте в Киевской Духовной Академии, 26 сентября 1912 г.) Стр. 59. Киев. 1912 г.
11. Гностицизм II в. и победа Христианской Церкви над ним. Стр. I-L V I + 825. Киев. 1917 г. За каковую работу удостоен учено­го звания Доктора Истории Церкви.
12. Самарийские маги — христианские ересеархи. I и II. СПБ. и Киев. 1917 г.

В эмиграции профессор М .Э. Поснов преподавал церковную историю и догматику в Софийской Духовной Академии, в Болгарии. Он скончался в Софии 13-го октября 1931 г.История Христианской Церкви является его посмертным (незаконченным) трудом (I-X I в.) Издательство « Жизнь с Богом » печатает этот труд без из­менений, но с приложением новейших библиографических данных.

Содержание:

Ч А С Т Ь I
ОТ НАЧАЛА ХРИСТИАНСТВА ДО КОНСТАНТИНА ВЕЛИКОГО
( I — I I I
Предварительные сведения
Понятие о науке . 11
Предмет и характер н а у к и ……………………………………………………………………….. 11
Задача и м е т о д ……………………………………………………………………………………….. 13
Издания и с т о ч н и к о в ……………………………………………………………………………….. 15
Агиографические п а м я т н и к и ………………………………………………………………..16
Требования от историка объективности и аконфесионализма . . 16
Отношение Церковной истории к другим наукам — светским и
б о го сл о в ск и м ………………………………………………………………………………………… 17
Связь между Церковной и гражданской историей . . . . 17
Вспомогательные науки для Церковной истории . . . . 17
Церковная история в области б о го сл о в и я ………………………………………………..18
Границы истории Христианской Церкви и разделения её на
периоды ……………………………………………………………………………………….. 19
Церковная и ст о р и о г р а ф и я ………………………………………………………………………..21
Вводная глава
Приготовление человеческого рода к пришествию Иисуса Христа 27
Состояние языческого и иудейского мира перед пришествием
Иисуса Х р и с т а ……………………………………………………………………………….. 28
Политический о б з о р ……………………………………………………………………………….. 28
Политическое состояние И у д е и ………………………………………………………………..31
Иудея под римским в л а д ы ч е с т в о м ………………………………………………………..33
Миросозерцание древнего мира в век Рождества Христова . 33
Стоицизм . 36
Эпикурейство . 38
Н о в о -п и ф а г о р е й с т в о ………………………………………………………………………………..42
П л а т о н и з м ……………………………………………………………………………………………….. 42
Религиозный с и н к р е т и з м ……………………………………………………………………….. 42
Неоплатонизм 43
Религиозные верования и мессианские ожидания иудейского на­
рода в век Рождества Х р и с т о в а ………………………………………………………..45
П е р в ы й п е р и о д (30 г. — 313 г.)
Основание, распространение и внутреннее развитие Церкви в
борьбе с иудейским и греческим м и р о м ………………………………………..49
609Глава I
Миссия Церкви в первые три в е к а ………………………………………………………..51
Основатель Христианской Церкви — Иисус Христос . . . 51
Библейские источники о жизни Иисуса Христа . . . . 55
О лице Иисуса Христа по каноническим Евангелиям . . . 56
Дело Иисуса Х р и с т а ……………………………………………………………………………….. 57
Основание Христианской Церкви в день Пятидесятницы в Иеру­
салиме ……………………………………………………………………………………….. 61
Устройство жизни в первой христианской иерусалимской общине 63
Первое гонение на Иерусалимскую Ц е р к о в ь ………………………………………..64
Начало христианской миссии между язычниками . . . . 65
Апостольский Собор в Иерусалиме (49-50 г . ) ………………………………………..67
Деятельность апостола Павла после Апостольского Собора . . 68
Путешествие его в Р и м ………………………………………………………………………..68
Апостол Петр ………………………………………………………………………………..69
Основание Римской Ц е р к в и ………………………………………………………………..72
Судьба первой христианской общины и падение Иерусалима . 73
Деятельность Святого Иоанна Богослова и других Апостолов . 75
Христианская миссия во II и III в е к а х ………………………………………………..76
Страны, города и места распространения христианства к началу
IV в ……………………………………………………………………………………………….. 79
Распространение христианства среди различных слоев общества 81
Христианство среди в о й с к а ……………………………………………………………….. 83
Распространение христианства среди ж е н щ и н ………………………………………..83
Глава П
Христианская Церковь и внешний м и р ………………………………………………..85
Отношения между Церковью и г о с у д а р с т в о м ………………………………………..85
Гонение христиан со стороны и у д е е в ………………………………………………..86
Гонение христиан со стороны я з ы ч н и к о в ………………………………………..87
Общественные причины г о н е н и й ………………………………………………………..87
Религиозно-государственные причины гонений . . . . 90
Политические причины гонений . . . . . . . 91
История гонений против христиан в римской империи . . . 93
Акты мучеников и Акты с в я т ы х ………………………………………………………105
Глава III
Внутренняя жизнь Христианской Церкви в I-III в . . . . 109
Организация Церкви ……………………………………………………………………… 109
Апостолы, пророки и учители . . . . . . . . 112
Постоянные иерархические и не-иерархические служения в Церкви 114
Состояние иерархии в после-апостольское время. Парикии. Не­
иерархические служения ………………………………………………………117
Так называемый монархический е п и с к о п а т ………………………………………119
Митрополиты в первые три века христианства . . . . 122
Римские епископы в первые три в е к а ………………………………………….124-128
Александрийский епископ . . . . . . . . . 128
Антиохийский епископ 130
О Соборах во II и III в е к а х ……………………………………………………………… 132
Взаимоотношение отдельных христианских Церквей в первые три
века . 133
Вопорс о п а в ш и х ……………………………………………………… 135
Церковный раскол — Фелициссима в Карфагене и Новациана в
Риме . 135
Споры о повторном к р е щ е н и и ………………………………………………………………135
610Церковное вероучение в первые три в е к а ………………………………………141
Общие с в е д е н и я ……………………………………………………………………………………… 141
Иудео-христианские з а б л у ж д е н и я ………………………………………………………142
Гностицизм ……………………………………………………………………………………… 143
Монтанизм . 147
Монархианство. Динамисты — а д о п ц и а н е ………………………………………148
Монархиане — модалисты : Праксей, Ноэт, Савеллий . . . 150
Манихейство . . . . . . . . . . . . 152
Борьба Церкви с ересями во II и III веках . . . . . 157
Положительное раскрытие христианского учения . . . . 157
Творения апостольских мужей . . . . . . . . 157
Учение 12-ти А п о с т о л о в ……………………………………………………………………… 159
Послание Варнавы . . . . . . . . . . 160
Климент римский и его творения . . . . . . . 161
Св. Игнатий Б о г о н о с е ц ………………………………………………………………………162
Св. Поликарп Смирнский . . . . . . . . . 164
Ерм и его «П астырь» ……………………………………………… 165
Апологеты . . . 170
Аристид . . . . . . . . . . . . . 171
Св. Иустин Мученик ………………………………………………172
Татьян А с с и р и е ц ……………………………………………………………………………………… 173
Афинагор А ф и н с к и й ……………………………………………………………………………… 174
Минуций Феликс « Октавий» . . 175
Антигностики, е р е с е о л о г и ……………………………………………………………………… 176
Св. И р и н е й ……………………………………………………………………………………………….176
Учение Иринея о’ Л о г о с е ……………………………………………………………………… 177
Учение апологетов о Логосе, как о космическом принципе . . 180
Богословские воззрения Тертуллиана. Его система . . . 181
Развитие спекулятивного богословия в Церкви . . . . 184
О р и г е н ………………………………………………………………………………………………………. 186
Сочинения О р и г е н а ……………………………………… 190
Система Оригена 191
После смерти О р и г е н а ……………………………………………………………………… 194
Глава IV
Глава V
Христианское б о г о с л у ж е н и е ……………………………………………………………… 199
Общие с в е д е н и я ……………………………………………………………………………………… 199
Молитвы . 200
Церковное пение ………………………………………………………………………………. 200
Чтение Св. Писания. П р о п о в е д ь ………………………………………………………201
Таинство К р е щ е н и я ……………………………………………………………………………… 202
Таинство Евхаристии ………………………………………………………………………203
Священные дни и времена в I-III вв. . . . . . . 207
Передвижные, годовые праздники и п о с т ы ………………………………………209
Места богослужебных с о б р а н и й ………………………………………………………211
Христианская ж и в о п и с ь ………………………………………………………………………215
Глава VI
Религиозно-нравственная жизнь х р и с т и а н …………………………………….. 217
Церковная дисциплина . . . 217
Религиозно-нравственное состояние верующих . . . . 220
Начало м о н а ш е с т в а ………………………………………………………………………………213
611Ч А С Т Ь I I
Период Вселенских Соборов
Глава I
Распространение христианства. Общие сведения . . . . 227
Великое переселение н а р о д о в ………………………………………………………………230
Появление христианства между г е р м а н ц а м и ………………………………………231
Лангобарды . 235
Христианство в Б р и т а н и и ………………………………………………………………………236
Аравия и Абиссиния . . . . . . . . . . 241
Армения и Иверия ( Г р у з и я ) ………………………………………………………………240
Христианския миссия среди славянских народов : (сербы, словен­
цы, болгары, чехи, поляки, руссы) 243
Глава II
Отношение Христианской Церкви к внешнему миру. Церковь и
государство Императора Константина Великого и Миланский
эдикт ……………………………………………………………………………………… 249
Союз между Церковью и государством на Востоке . . . . 249
Отношение Церкви к государству на Западе. Бедствия Церкви 249
Император Константин В е л и к и й ………………………………………………………250
Сыновья Константина В е л и к о г о ………………………………………………………260
Константин II, Констанс и К о н с т а н ц и й ………………………………………………260
Императоры — Юлиан, Грациан, Феодосий Великий и Феодосий II 260
Констанций (323-361) 261
Отношения между церковной и государственной властью на За­
паде. Возвышение Папы над императорами . . . . 270
Бедствие Церкви. Реакция со стороны язычества . . . . 273
Император Юлиан О т с т у п н и к ………………………………………………………………273
Гонение против христиан в П е р с и и ………………………………………………………276
Языческая полемика и христианская апологетика в IV -ом веке 277
И с л а м ………………………………………………………………………………………………………..281
Глава III
Церковная организация 285
Общие с в е д е н и я ………………………………………………………………………………………285
Римский П а п а ………………………………………………………… . . . 286
Александрийский п а т р и а р х а т ………………………………………………………………289
Антиохийский патриархат ……………………………………………………………… 291
Иерусалимский патриархат 291
Возвышение епископов в Царьграде — « Новый Рим ». . . 292
Justiniana prima . . . . . . . . . . . 298
Каноническая точка зрения на восточное управление христианской
Церкви пятью патриархами . . . . . . . 299
Епископы, х о р е п и с к о п ы ………………………………………………………………………300
Епископское у п р а в л е н и е ………………………………………………………………………303
612Особенные церковные должности . . . . . . . 306
Низший к л и р ……………………………………………………………………………………… 307
Церковное законодательство
О Поместных и Вселенских Соборах 309
Каноническая (юридическая) сторона в деятельности Поместных
и Вселенских Соборов. 312
О собрании к а н о н о в ……………………………………………………………………………… 315
Апостольская д и д а с к а л и я …………………………………………………………………..318
Так называемые Апостольские Постановления . . . . 318
Раскол д о н а т и с т о в ……………………………………………………………………………… 319
Мелетианский раскол ………………………………………………………………………322
Глава IV
Раскрытие христианского учения в период деятельности Вселенских
Соборов (IV-VIII вв.)
Общие с в е д е н и я ……………………………………………………………………………………… 325
Арий и его у ч е н и е ……………………………………………………………………………… 332
Учение епископа А л е к с а н д р а ………………………………………………………………333
Учение Афанасия А л е к с а н д р и й с к о г о ………………………………………………334
Выступление А р и я ……………………………………………………………………………… 335
Первый Вселенский Собор в Никее (325 г . ) ………………………………………338
Борьба за Никейский с и м в о л ………………………………………………………………347
« Ново-никейцы» — к а п п а д о к и й ц ы ………………………………………………………360
Феодосий I (379-395) (П-й Вселенский Собор) Константинополь­
ский Собор ………………………………………………………………………………367
Христо логический в о п р о с ………………………………………………………………………370
Начало христианских с п о р о в ………………………………………………………………374
Учение Кирилла А л ек са н д р и й ск ого………………………………………………………375
Соперничество между Александрийским и Цариградским епис­
копами . 377
Несторий как Константинопольский архиепископ . . . . 380
Третий Вселенский Собор в Ефесе 431 г . ………………………………………389
«С оборик» ( Conciliabulum) Иоанна Антиохийского . . . 393
Распоряжение императора Ф е о д о с и я ………………………………………………………393
Продолжение Соборных з а с е д а н и й ………………………………………………………394
Отказ Нестория от кафедры и последующая судьба его . . . 396
Попытки императора Феодосия II примирить спорящие партии . 397
Судьба Ефесского собора. Антиохийская уния . . . . 398
Судьба Несторианства. Несториане ………………………………………………402
Происхождение м о н о ф и з и т ст в а ………………………………………………………………404
Так называемый « разбойнический » Ефесский Собор 449 г. . . 407
Халкидонский Собор 451 г. IV -ый Вселенский Собор . . . 412
Значение Халкидонского С о б о р а ………………………………………………………423
История монофизитоЕ после Халкидонского Собора . . . 424
Учение монофизитов и их д е л е н и е ………………………………………………………431
Император Юстиниан I, 527-565 г……………………………………………………………..433
Пятый Вселенский Собор в Константинополе (553 г.) . . 441
Монофелитский спор . . . . . . . . . . 444
Шестой Вселенский Собор (4 8 0 -4 8 1 )……………………………………………… 451
Иконоборческий с п о р ……………………………………………………………………………… 455
Вопрос об иконопочитании после V II-го Вселенского Собора . . 461
Иконоборство на Западе . . . . . . . . . 463
П а в л и к и а н е ……………………………………………………………………………………………….464
Итоги — Общее развитие догматики на Востоке до св. Иоанна
Дамаскина (включительно) 466
613




 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.