Правила святых поместных Соборов.

Правила святаго собора Константинопольскаго,
во храме святых апостолов бывшаго, глаголемаго двукратнаго.

(По изъяснению Зонара и Валсамона собор сей именуется двукратным
потому, что двукратно собирался для одних и тех же предметов. Дейс-
твия и решения перваго собрания не могли быть написаны и подисаны от-
цами собора, потому что сему воспрепятствовали неправомыслящие, про-
изведя возмущение. Посему, по возстановлении спокойствия, держано бы-
ло второе собрание, в котором, по возобновлении прежних рассуждений,
составлен и утверждены настоящия правила).

1. Созидание монастырей, дело толико важное и достохвальное,
древле блаженными и преподобными отцами нашими благоразсудно изобре-
тенное, усматривается ныне худо производимым. Ибо некоторые, дав сво-
им имениям и усадьбам имя монастыря, и обещавшаяся посвятити оныя Бо-
гу, пишут себя владельцами пожертвованнаго. Они ухищренно умыслили
посвятити себя Богу единое наименование: ибо не стыдятся усвояти себе
ту же власть и после пожертвования, какую не возбранялось им имети
прежде. И такое корчемство примешалось к сему делу, что к удивлению и
огорчению видящих, многое из посвященнаго Богу явно рождается самими
посвятившими. И не токмо нет в них раскаяния о том, яко попускают се-
бе властвование над тем, что единожды уже посвятили Богу, но и другим
безстрашно передают оное. Того ради святый собор определил: да не бу-
дет позволено никому, созидати монастырь без ведения и соизволения
епископа, но с его ведением и разрешением, и с совершением подобающей
молитвы, якоже древле Богоугодно законоположено, монастырь да созида-
ется; все же к нему принадлежащее, купно с ним самим да вносится в
книгу, которая и да хранится в епискоском архиве. И пожертвователь
без воли епископа отнюдь да не имеет дерзновения, самаго себя, или
вместо себя другаго поставити игуменом. Ибо аще не может кто либо бы-
ти обладателем того, что подарил человеку, то како может быть попуще-
но кому восхищати обладание тем, что он освящает и приносит Богу?
2. Некоторые восприемлют на себя образ токмо жития монашескаго,
не ради того, да в чистоте послужат Богу, но ради того, да от чтимаго
одеяния восприимут себе славу благочестия, и тем обрящут безпрепятс-
твенное наслаждение своими удовольствиями. Отринув одни свои власы,
они остаются в своих домах, не исполняя никакого монашескаго последо-
вания, или устава. Того ради святый собор определил: отнюдь никого не
сподобляти монашескаго образа, без присуствия при сем лица, долженс-
твующаго прияти его себе в послушание, и имети над ним начальство и
восприяти попечение о душевном его спасении. Сей да будет муж Боголю-
бивый, начальник обители, и способный спасти душу новоприводимую ко
Христу. Аще же кто обрящется постригающий кого либо не в присутствии
игумена, долженствующаго прияти его в послушание: таковый да подверг-
нется извержению из своего чина, яко не повинующийся правилам, и раз-
рушающй монашеское благочиние; а неправильно и безчинно постриженнный
да предастся на послушание в монастырь, в который заблагоразсудит
местный епископ. Ибо неразсудительныя и поргешительныя пострижения и
монашеский образ подвергали неуважению, и подали случай к хулению
имени Христова.
3. Разсуждено исправляти и сие неблагоустройство, допущенное, и
что еще хуже, по несмотрению и небрежению распространяющееся. Аще ко-
торый настоятель монастыря, подчиненных себе монахов отбегающих, не
взыщет с великим тщанием, или нашедши не восприемлет, и не потрудится
приличным и недугу соответсвующим врачевством возстановити и укрепити
падшаго: таковаго святый собор определил подвергати отлучению от та-
инств. Ибо аще имеющий в смотрении безсловесныя животныя, вознерадив
о стаде, не оставляяется без наказания, то приявший пастырское на-
чальство над паствою Христовою, и своим нерадением и леностью расто-
чающий падение их, како не подвергнется наказанию за свою дерзость?
Призываемый же возвратитися монах, аще не повинется, да будет отлучен
епископом.
4. Многообразно усиливался лукавый привести в поношение досточти-
мый монашеский образ, и нашел для сего великое пособие во времени
прежде бывшей ереси. Ибо ересью угнетаемые монашествующие, оставляя
свои обители, переселялись в другия, а некоторые и в жилища мирских
людей. Но что делали они тогда ради благочестия, и что по сему делало
их достойными ублажения, то обращаяся в безразсудный обычай, являет
их достойными посмеяния. Ибо еще и ныне, когда благочестие повсюду
уже распространилось, и Церковь избавилась от соблазнов, отходят не-
которые из своих монастырей, и, как некий неудержимый поток, туда и
сюда уклоняяся и переливаяся, исполняют обители многим неблагообрази-
ем, вносят с собою великий безпорядок, и благолепие послушания разс-
троивают и разрушают. Прескеая их непостоянное и непокоривое стремле-
ние, святый собор определил: аще который монах, отбежав из своея оби-
тели, прескочит в другий монастырь, или вселится в мирское жилище:
таковый равно и приявший его, да будет отлучен от общения церковнаго,
доколе бежавший не возвратится в обитель, из которой преступно уда-
лился. Впрочем, аще епископ неких из монахов, свидетельствуемых во
благочестии и честности жития, восхощет превести в другий монастырь,
ради благоустройства обители, или же заблагоразсудит послати и в
мирский дом, ради спасения живущих в нем, или благоизволит поставити
в ином каком месте: чрез сие не делаются виновными, ни сии монашест-
вующие, ни приемлющие их.
5. Обретаем, яко отречения от мира, без разсужденияи испытания,
много вредят монашескому благочинию. Ибо некоторые опрометчиво повер-
гают себя в монашеское житие, и пренебрегши строгость и труды подвиж-
ничества, снова бедственно обращаются к плотоугодной и сластолюбивой
жизни. Того ради святый собор определил: никого не сподобляти мона-
шескаго образа, прежде нежели трехлетнее время, предоставленное им
для испытания, явит их способными и достойными таковаго жития, и сие
повелел собор всемерно хранити, разве когда приключившаяся некая тяж-
кая болезнь, понудит сократит время испытания, или разве кто будет
муж багоговейный, и в мирском одеянии провождающий жизнь монашескую.
Ибо для таковаго мужа к совершенному испытанию довлеет и шестимесяч-
ный срок. Аще же кто поступит вопреки сему: то игумену, по лишении
игуменства, состояние подчиненности да послужит наказанием за отступ-
ление от порядка; поступивший же в монашество да предастся в другий
монастырь, в котором сторого соблюдается устав монашеский.
6. Монахи не должны имети ничего собственнаго, но все им принад-
лежащее да утверждается за монастырем. Ибо блаженный Лука о верующих
во Христа, и представляющих собою образ монашескаго общежития, глаго-
лет, яко ни един что от имения своих глалолаше свое быти, но бяху им
вся обща (Деян.4,32). Посему желающим монашествовати предоставляется
свобода завещавати о имении своем прежде, и передавати оное, каким
восхотят лицам, которым, то есть, закон не возбраняет. Ибо по вступ-
лении в монашество, монастырь имеет власть над всем их имуществом, и
им не предоставлено распоряжати ничем собственным, ни завещавати. Аще
же кто обрящется усвояющий себе некое стяжание, не предоставив онаго
монастырю, и порабощенный страсти любостяжания: у таковаго игумен,
или епископ да возьмет оное стяжание, и, в присутствии многих продав,
да раздаст нищим и нуждающимся. А того, кто положил в сердце своем,
подобно древнему оному Анании, утаив сие стяжание, святый собор опре-
делил вразумити приличною епитимиею. Явно же есть, яко постановленныя
святым собором правила о монахах, праведным признал он соблюдати и о
женах монашествующих.
7. Видим, многия епископии в упадке, и в опасности совершеннаго
запустения от того, что предстоятели оных требуемое оными попечение и
тщание обращают на созидание новых монастырей, и истощая еископии, и
ухищряя присвоение доходов, стараются о приращении монастырей. Того
ради святый собор оределил: да не будет позволено никому без еписко-
пов созидати особеннаго для себя монастыря, к разорению всея еписко-
пии. Аще же кто обрящется дерзающрий на сие: таковый да подвергнется
приличной епитимии, а его новое построение, яко не получившее даже
правильнаго начала к тому, чтобы монастырем быти, да причислится к
епископии, как ея собственность. Ибо ничто вкравшееся, вопреки закону
и порядку, не может восхищати себе преимущества дел, произведенных
согласно с правилами.
8. Божественное и священное правило святых апостол признает ско-
пящих самих себя за самоубийц, и аще суть священники, извергает, аще
ли же ни суть, заграждает им вхождение на священство (Апост. прав. 22
и 23). Отсюду явным становится, яко, аще скопящий сам себя есть само-
убийца, то скопящий другаго, без сомнения есть убийца. Можно же пра-
ведно рещи, яко таковый оскорбляет и самое создание. Того ради святый
собор определил: аще который епископ, или пресвитер, или диакон, об-
личен будет, яко оскопил кого либо своеручно, или чрез повеление: та-
ковый да подвергнется извержению из своего чина: аще же мирянин, да
отлучится от общения церковнаго, разве приключившаяся болезнь прину-
дит оскоплению болящаго. Ибо как первое правило Никейскаго собора,
подвергающихся отсечению членов по болезни, не наказует ради их бо-
лезни: тако и мы ни священников, повелевающих болящим оскоплятися, не
осуждаем, ни мирян, своеручно производящих скопление, не обвиняем,
поелику признаем сие врачеванием от болезни, а не злоухищрением про-
тиву твари, или предосуждением творческому действию.
9. Апостолькое и Божественное правило подвергает извержению свя-
щенников, дерзающих бити верных согрешивших, или неверных нанесших
обиду (Апост. прав. 27). Ухищряющиеся угодити своему гневу, и превра-
щающие апостольские установления, разумеют сие токмо о биющих свое-
ручно, хотя оное правило ничего такого не назнаменует, и правый смысл
тако разумети не попускает. Ибо по истине было бы неразсудительно, и
весьма поргешительно, аще бы нанесший своеручным биением три или че-
тыре удара, подвергаем был извержению, а между тем, по данной свободе
бити посредством повеления, простерший истязание до жестокости и до
смерти оставался бы ненаказанным. Итак поелику оным правилом опреде-
ляется наказание за биение вообще: то и мы согласно определяем. Подо-
бает бо священнику Божию вразумляти неблагонравнаго наставлением и
увещаниями, иногда же и церковными епитимиями, а не устремлятися на
тела человеческия с бичами и ударами. Аще же некие будут совершенно
непокоривы, и вразумлению чрез епитимии не послушны: таковых никто не
возбраняет вразумляти преданием суду местных гражданских начальников.
Понеже пятым правилом Антиохийскаго собора постановлено, производящих
в церкви возмущение и крамолы обращати к порядку внешнею властию.
10. Явно предавшиеся страстям своим не токмо не ужасаются наказа-
ния, определяемаго священными правилами, но дерзнули даже ругатися
над оными. Ибо они превращают оныя, и, ради страстныя воли своея, ис-
кажают смысл их, дабы по избытку страстнаго обольщения, как речено
Григорием Богословом, зло казалось у них не только осудительным, но
даже божественным (Св.Григорий Нисский, правило 8). Апостольское пра-
вило глаголет: сосуд златый или сребряный освященный, или завесу,
никто уже да не возмет на свое употребление: беззаконно бо есть. Аще
же кто в сем усмотрен будет: таковый да накажется отлучением (Апост.
прав. 73). Сие правило, излагая к своему оправданию в беззакониях,
они глаголют, яко не должно судити достойными извержения тех, кои
досточтимое облачение святыя трапезы претворяют в собственный хитон,
или в некую иную одежду, ни даже тех, кои святую чашу, (о нечестия!)
или священный дискос, или подобное сему, иждивают на свою потребу,
или оскверняют. Ибо, глаголют они, правило справедливым признает впа-
дающих в сие преступление подвергати отлучению, а не извержению. Но
кто может снести столь великое кощунство и нечестие? Ибо правило под-
вергает отлучению взимающих освященное токмо для употребления, а не
совершенно похищающих: а они и расхищающих святая святых, и свято-
татствующих освобождают от извержения, так же оскверняющих досточти-
мыя дискосы или святыя чаши, употреблением для обыкновенных брашен по
своему разсуждению, признают не подлежащими извержению, тогда как сие
есть явное осквернение, и очевидно, что сие делающие подлежат не ток-
мо извержению, но и вине крайняго нечестия. Того ради святый собор
определил: те, кои святую чашу, или дискос, или лжицу, или досточти-
мое облачение трапезы, или глаголемый воздух, или какой бы то ни было
из находящихся в олтаре священных и святых сосудов или одежд, восхи-
тят для собственной корысти, или обратят в употребление не священное,
да подвергнутся совершенному извержению из своего чина. Ибо едино из
сих есть осквернение святыни, а другое святотатство. А взимающих для
себя или для других, на не священное употребление, сосуды или одежды,
вне олтаря употребляемыя, и правило отлучает, и мы купно отлучаем:
совершенно же похищающих оныя подвергаем осуждению святотатцев.
11. Пресвитеров или диаконов, приемлющих на себя мирския началь-
ственныя должности или попечения, или в домах мирских начальственных
лиц звание управителей, Божественныя и священныя правила подвергают
извержению. То же и мы подтверждая и о прочих, принадлежащих к клиру,
определяем: аще кто из них вступит в мирския начальственныя должнос-
ти, или в домах начальственных лиц, или в градских предместьях прием-
лет на себя звание управителя: таковый да изженется из своего клира.
Ибо, по реченному от Самаго Христа истиннаго Бога нашего, и неложному
слову, никтоже может двема господинома работати (Матф.6,24).
12. Святый и вселенский шестый собор подвергает извержению тех из
клира, которое без соизволения епископа, литургисают, или крещают в
молитвенных храминах, внутри дома находящихся (Шестой вселен.собор,
прав.31); согласно с сим и мы определяем. Ибо тогда, как святая Цер-
ковь право правит слово истины, и оное преподает и защищает, и соблю-
дает честность жития, и поучает оной, не прилично и преступно было бы
попустити живущим в безначалии и ненаказанности поныряти в домы, и
разрушати благочиние церкви, и исполняти оную многим смущением и соб-
лазнами. Того ради настоящий священный и Богосодействуемый собор,
согласно со святым вселенским шестым собором, определил: да будут
назначаемы литургисающие в молитвенных храминах, в доме находящихся,
явно же есть, яко назначение сие дается им от епископа того места.
Аще же кто кроме сих, без соизволения епископа, вторгаяясь в домы
дерзнет коснутися совершения литургии: таковый да извержется, а быв-
шие с ним в общении да подвергнутся отлучению.
13. Вселукавый, посеяв в Церкви Христовой семена еретических пле-
вел, и видя, яко оне мечем Духа посекаются из корени, вступив на дру-
гой путь козней, покушается безумием раскольников разсекати тело
Христово; но и сей его навет совершенно воспящая, святый собор опре-
делил ныне: аще который пресвитер или диакон, по некоторым обвинени-
ям, зазрев своего епископа, прежде соборнаго изследования и разсмот-
рения, и совершеннаго осуждения его, дерзнет отступити от общения с
ним, и не будет возносити имя его в священных молитвах на литургиях,
по церковному преданию: таковый да подвергнется извержению, и да ли-
шится всякия священническия чести. Ибо поставленный в чине пресвите-
ра, и восхищающий себе суд, митрополитам предоставленный, и, прежде
суда, сам собою осуждати своего отца и епископа усиливающийся, не
достоин ни чести, ниже наименования пресвитера. Последующие же тако-
вому, аще суть некие от священных, токожде да лишены будут своея чес-
ти: аще же монахи или миряне, да отлучатся вовсе от церкви, доколе не
отвергутся сообщения с раскольниками, и не обратятся к своему еписко-
пу.
14. Аще который епископ, поставляя предлогом вину своего митропо-
лита, прежде соборнаго разсмотрения, отступит от общения с ним, и не
будет возносити имя его, по обычаю, в Божественном танодействии: о
таковом святый собор определил: да будет низложен, аще токмо обличен
будет, яко отступил от своего митрополита, и сотворил раскол. Ибо
каждый должен ведати свою меру: и ниже пресвитер да пренебрегает сво-
его епископа, ниже епископ своего митрополита.
15. Что определено о пресвитерах и епископах и митрополитах, то
самое, и наипаче, приличествует патриархам. Посему, аще который прес-
витер, или епископ, или митрополит, дерзнет отсупити от общения со
своим патриархом, и не будет возносити имя его, по определенному и
установленному чину, в Божественном тайнодействии, но прежде соборан-
го оглашения и совершеннаго осуждения его, учинит раскол: таковому
святый собор определил быти совершенно чужду всякаго священства, аще
токмо обличен будет в сем беззаконии. Впрочем сие определено и ут-
верждено о тех, кои, под прдлогом некоторых обвинений, отступают от
своих предстоятелей, и творят расколы, и расторгают единство Церкви.
Ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осуж-
денныя святыми соборами или отцами, когда, то есть, он проповедует
ересь всенародно, и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят
себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборнаго разсмотре-
ния, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достой-
ны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а
лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство церкви,
но потщились охранити церковь от расколов и разделений.
16. По причине случающихся в Церкви Божией распрей и смятений,
необходимо и сие определити: отнюдь да не поставляется епископ в той
церкви, которой предстоятель жив еще, и пребывает в своем достоинс-
тве, разве аще сам добровольно отречетсвя от епископства. Ибо надле-
жит прежде привести к концу законное изследование вины, за которую он
имеет удален быти от епископства, и тогда уже, по его низложении,
возвести на епископство другаго, вместо его. Аще же кто из епископов,
пребывая в своем достоинстве, и не хощет отрещися, и не желает пасти
народ свой, но, удаляяся от своея епископии, более шести месяцев ос-
тается в другом месте, не быв удерживаем ни царским повелением, ни
исполнением поручений своего патриарха, ниже быв удержим тяжкою бо-
лезнию, делающею его совершенно недвижным: таковый ни единою из ре-
ченных причин не воспящаемый, но удалившийся от своея епископии, и в
ином месте долее шестимесячнаго времени пребывающий, да будет совер-
шенно чужд епископския чести и достоинства. Ибо нерадящему о вручен-
ной ему пастве, и в ином месте более шести месяцев закосневающему,
святый собор определил совершенно быти чужду и архиерейства, в кото-
рое поставлен, дабы пасти, и на его епископию возводити другаго,
вместо его.
17. Прилагая попечение о соблюдении во всем церковнаго благочи-
ния, мы признали необходимым и сие определили: чтобы впредь никто из
мирян, или монахов не был внезапно возводим на высоту епископства, но
чтобы каждый, по испытании прежде в церковных степенях, воспринимал
рукоположение во епскопа. Ибо хотя доныне некоторе из монашествующих,
или мирских, по требованию нужды, и были вскоре удостаиваемы епис-
копския чести, и превзошли других добродетелию, и возвысили поручен-
ныя им церкви; однако редко бывающаго не поставляя в закон Церкви,
определяем: отныне сему уже не быти, но правильно рукополагаемый да
пройдет чрез все степени священства, исполняя в каждом положенное за-
коном время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.