Правила святых поместных Соборов.

Правила святаго поместнаго собора Агкирскаго

1. О пресвитерах, которые идоложертвовали, потом возобновили под-
виг за веру, и притом не по ухищрению некоему, но по истине, не делая
предварительнаго приготовления и соглашения к тому, да покажут себя
аки бы подвергаемых мучениям, тогда как употребляемы были оныя токмо
для вида и притворно, рассуждено: да не лишаются чести седалища, но
да не имеют власти совершати приношение, проповедывати и вообще свя-
щенническое что либо действовати.
2. Подобно и диаконам идоложертвовавшим, но потом возобновившим
подвиг веры, присвоенную им честь имети, но престати им от всякаго
священнаго служения, от возношения хлеба и чаши, и от провозглашения
молений. Аще же которые из епископов усмотрят в таковых некий труд,
или смирение кротости, и восхотят нечто боее дати, или отъяти: да бу-
дет сие в их власти.
3. Убегающим от гонителей, и уловленным, или преданным от своих
домашних, или иным образом лишенным имения, или претеревшим мучения,
или вверженным в темницу, притом вопиявшым, яко суть христиане, и ис-
тязанным, и между тем, или нечто идоложертвенное в руки насилием
утеснителей влагаемое, или некую пищу по принуждению приявшим, но
непрерывно исповедывавшим, яко суть христиане, и скорбь свою о слу-
чившемся с ними всегда изъявляющим всякою скромностию, одеянием, и
смирением жизни, таковым, яко вне греха сущим, да не возбранится об-
щение. Аще же кем либо и возбранено было, ради вящей предосторожнос-
ти, или по неведению некоторых: немедленно должны приняты быти во об-
щение. Сие относится равно и к сущим от клира, и к прочим, то есть к
мирянам. Было притом исследываемо и то, могут ли миряне, подвергшиеся
тому же самому насилию, быти производимы в чин священный, и рассужде-
но: производити и таковых яко ничтоже согрешивших, аще и прежний об-
раз их жития обрящется правым.
4. О идоложертвовавших по принуждению, и сверх того пред идолами
пиршествовавших, которые быв приведены и с веселым видом вошли, и
одежду употребили драгоценнее обыкновенной, и участвовали в приготов-
ленном пиршестве безпечно, рассуждено: чтобы таковые находились год в
числе слушающих писания, три года в числе припадающих, два года имели
общение в молитве токмо, и потом вступали в совершенное общение.
5. А которые вошли в одеянии печальном, и возлегши ели, плача
между тем во все время возлежания, те, аще исполнили трехлетнее время
припадания, да примутся в общение, кроме причащения святых тайн. Аще
же не ели, то проведши два лета между припадающими, в третье лето да
будут в общении, кроме причащения, так чтобы совершенное общение по-
лучили по трех летах. Но епископы да имеют власть, испытав образ об-
ращения, человеколюбствовати, или большее время покаяния приложити.
Паче всего да испытуется житие предшествовавшее искушению, и последо-
вавшее за оным, и тако да размеряется человеколюбие.
6. О тех, которые токмо от угрожения муками, или отъятием имений,
или изгнанием, поколебались и идоложертвовали, и до настоящаго време-
ни не покаялись, а ныне, ко времени сего собора, пришли и восприяли
помысл обращения, рассуждено: да примутся в разряд слушающих писания
до великаго дня пасхи; по великом же дне, да будут три лета в разряде
припадающих, потом еще два лета да будут в общении, кроме причащения,
и тако да внидут в сокровенное общение, яко да исполнится целое шес-
тилетие покаяния. Аще же которые прежде сего собора приняты на покая-
ние: с того времени считать им начало шестилетия. Впрочем же, аще
приключится им опасность и близость смерти от болезни, или от инаго
некоего случая: таковых приимати с условием. (Разумеется то условие,
чтобы, если останутся в живых, исполнили время покаяния, по сему пра-
вилу).
7. О тех которые пиршествовали в языческий праздник, на месте
присвоенном язычниками, но принесли и ели свои собственные снеди,
рассуждено: приимати их в общение, по двулетнем припадании; но кажда-
го ли должно приимати с причащением святых тайн, епископское дело
есть разсудити о сем, такожде и прочую жизнь каждаго испытати.
8. Дважды и трижды идоложертвовавшие по принуждению, четыре лета
да будут в числе припадающих, два лета да будут в общении молитв,
кроме причащения, и в седьмое лето да примутся в совершенное общение.
9. А которые не токмо соделались отступниками, но возставали на
братий, и принуждали их к отступлению, или были виновниками таковаго
принуждения: те на три лета да примут место между слушающими писания,
потом на шесть лет между припадающими, еще едино лето да будут в об-
щении, кроме причащения, так что исполнив десятилетие получат совер-
шенное общение. Впрочем и в сие время да будет наблюдаема и вся про-
чая их жизнь.
10. Поставляемые во диаконов, аще при самом поставлении засвиде-
тельствовали, что они имеют нужду оженитися, и не могут без того пре-
быти: таковые после сего оженившись, да пребывают в своем служении,
поелику сие позволено было им от епископа; аще же которые, умолчав о
сем и приняв рукоположение с тем, чтобы пребыти без женитвы, после
вступили в брак: таковым престати от диаконскаго служения. (Сие рас-
поряжение поместнаго собора, есть местное изъятие из правила апос-
тольскаго 26. Шестый вселенский собор, 6 правилом своим прекратил сие
изъятие, и подтвердил держаться апостольскаго правила в точности).
11. Дев обрученных, и потом иными похищенных, разсуждено: возвра-
щати преодобручившим, аще бы и насилие претерпели от похитивших.
12. Прежде крещения идоложертвовавших, и потом крестившихся, рас-
суждено производити в чин священный, яко омывших грех.
13. Не подобает хорепископам поставляти пресвитеров или диаконов:
но ниже епископам иных градов во иные, кроме позволения епископа,
чрез грамату по каждой епархии.
14. Состоящим в клире пресвитерам или диаконам, которые воздержи-
ваются от мяс, определено, касатися оных, и потом, аще восхотят, воз-
держатися от оных. Аще же не восхотят сего, так что не будут ясти и
овощей, полагаемых с мясами, и не покарятся сему правилу: да будут
низложены от своего чина.
15. Из принадлежащаго церкви, аще что продали пресвитеры в небыт-
ность у них епископа, да востребует оное в церковь. Епископа же рас-
суждению предоставляется, аще достоит возвратити цену, или ни: понеже
часто бывает, что доходы от проданнаго с избытком уже возвратили ку-
пившим цену онаго.
16. О скотоложествовавших, или скотоложествующих. Которые впали в
сей грех, прежде двадесятилетняго возраста, те, быв пятьнадцать лет
между припадающими, да получат общение в молитвах. Потом, пребыв пять
лет в сем общении, да приступят к причащению святых тайн. Да испыту-
ется же и житие их в то время, когда находятся в разряде припадающих,
и, смотря о тому, да сподобляются человеколюбия. Пребывшие же долго в
сем грехе, долго да удержатся в разряде припадающих. А которые пре-
шедши означенный возраст, и жен имея, впали в таковый грех: те дваде-
сять пять лет пребывают между припадающими, да получают общение в мо-
литвах. Потом исполнив пять лет во общении молитв, да сподобятся при-
чащения. Аще же некоторые, и жен имея, и прешедши пятидесятилетний
возраст, впали в сей грех: таковые при исходе от сея жизни да сподо-
бятся причащения.
17. Скотоложникам и прокаженным, или опроказившим, святый собор
повелел молитися с обуреваемыми. (Наименование обуреваемых означает
или недопускаемых в церковь, и молящися вне, есть ли случится, и на
ветре и под дождем, или беснуемых).
18. Аще которые, быв поставлены во епископов, но не быв приняты
епархиею, в которую наречены, восхотят на иные епархии наступати, и
поставленных тамо утесняти, и воздвигати противу них возмущения: та-
ковых отлучати от общения церковнаго. Аще же восхотят с пресвитерами
сидети, где прежде были пресвитерами: не имати от них сея чести. Аще
же будут воздвигати смятения противу поставленных тамо епископов: ли-
шати их и пресвитерской чести, и быти им отрешенным.
19. Давшие обет девства и нарушившие обет, да исполнят епитимию
двоебрачных. Девам же, соединяющимся жительством с некиими, аки с
братиями, мы сие возбранили.
20. Аще чия жена прелюбодействовала, и кто либо прелюбодейство-
вал: таковым надлежит в седмь лет приити в совершенное общение, по
степеням к тому ведущим.
21. Женам, от прелюбодеяния зачавшим, и истребившим плод, и зани-
мающимся составлением детогубительных отрав, прежним определением,
возбранено было причащение святых тайн до кончины: и по сему и посту-
пают. Изыскивая же нечто же более снисходительное, мы определили та-
ковым проходити десятилетнее время покаяния, по степеням установлен-
ным.
22. Виновные в вольных убийствах, да будут в разряде припадающих:
совершеннаго же общения да удостоятся при кончине жизни.
23. Виновным в невольных убийствах прежнее определение повелева-
ет, в седмь лет, по степеням установленным достигати совершеннаго об-
щения; новое же определение: исполняти пятилетнее время в покаянии.
24. Волхвующие, и последующие языческим обычаям, или вводящие не-
ких в домы свои, ради изыскания волшебств, или и ради очищения, да
подвергаются правилу пятилетняго покаяния, по степеням установленным:
три лета припадания, и два лета молитвы без приобщения святых тайн.
25. Некто обручившщий себе отроковицу, сперва растлил ея сестру,
яко и беременной быти ей, а потом оженился обрученною, а растленная
удавилася. Совиновных повелено, в продолжении десяти лет, по установ-
ленным степеням покаяния, прияти в число стоящих на молитве с верны-
ми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.