Автор: Реале Дж., Антисери Д.
Название: Западная философия от истоков до наших дней. ТIII. От Возрождения до Канта. Перевод с итальянского С. Мальцевой.
Файл: doc
Размер: 4.3 Мb
Учебное пособие «Западная философия. От Возрождения до Канта» является переводом второй книги многотомного итальянского издания. В нем подытожены результаты исследований европейских историков философии. Издание имеет контрольно-обучающий характер, включает в себя документы, фрагменты текстов мыслителей различных эпох, материалы справочного характера, хронологические таблицы, биографии, именной указатель. Предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей вузов и лицеев гуманитарного профиля, а также для всех, самостоятельно изучающих историю развития научных и философских идей.
Содержание:
Часть первая
ГУМАНИЗМ И ВОЗРОЖДЕНИЕ
Глава первая
МЫСЛЬ ЭПОХИ ГУМАНИЗМА И ВОЗРОЖДЕНИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Историографическое значение термина «гуманизм»……………………………………. 2
Историографическое значение термина «Возрождение»………………………………. 9
Хронологические границы и существенные характеристики гуманистико-возрожденческого периода……………………………………………………13
Восточные и языческие «пророки» и «маги» как основатели теологической и философской мысли: Гермес Трисмегист, Зороастр и Орфей………………………..15
Отличие критико-исторического уровня гуманистической мысли латинской традиции отгреческой (15). Гермес Трисмегист и «Corpus Hermeticum» в их исторической реальности и возрожденческой интерпретации (16). Зороастризм эпохи Ренессанса (21). Орфей Ренессанса (22)
Глава вторая
ИДЕИ И ТЕНДЕНЦИИ ГУМАНИСТИКО-ВОЗРОЖДЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Дискуссии по проблемам морали и неоэпикурейство…………………………………..24
Начала гуманизма (24). Франческо Петрарка (24). Колюччо Салютати (26). Этико-политические дебаты гуманистов кватроченто Л. Бруни, П. Браччолини. Л. Б. Альберти (27). Леонардо Бруни (27). Поджо Браччолини (29). Леон Баггиста Альберти (30). Другие гуманисты кватроченто (31). Неоэпикуреизм Лоренцо Валла (32)
Возрожденческий неоплатонизм………………………………………………………………34
Краткие сведения о платоновской традиции и византийских ученых XV века (34). Николай Кузанский: ученое незнание в отношении к бесконечному (36). Жизнь, работы и культурные связи Кузанского (36). Ученое незнание (37). Отношение между Богом и универсумом (40). Значение принципа «все во всем» (41). Человек как микрокосм (42). Марсилио Фичино и платоновская Академия во Флоренции (44). Место Фичино в культуре Возрождения (44). Фичино в качестве переводчика (45). Достижения философской мысли Фичино (45). Достижения магической доктрины Фичино (48). Пико делла Мирандола между платонизмом, аристотелизмом, Каббалой и религией (50). Позиция Пико (50). Пико и Каббала (51). Пико и доктрина достоинства человека (54). Франческо Патрици (56)
Аристотелизм эпохи Возрождения……………………………………………………………57
Проблемы аристотелевской традиции в эпоху гуманизма (57). Пьетро Помпонацци и споры о бессмертии (59)
Возрождение скептицизма……………………………………………………………………….63
Новая жизнь эллинистической философии (63). Мишель Монтень и скептицизм как основа мудрости (64)
Глава третья
ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РЕЛИГИИ И ПОЛИТИКИ
Возрождение и религия …………………………………………………………………………..67
Эразм Роттердамский и «философия Христа» (67). Гуманистическая концепция христианской философии (68). Концепция «глупости» Эразма (69). Мартин Лютер (71). Лютер и его отношение к философии и возрожденческому гуманизму (71). Черты теологии Лютера (73). Черты пессимизма и иррационализма в мышлении Лютера 176). Ульрих Цвингли, реформатор из Цюриха (77). Кальвин и Женевская реформа (79). Другие теологи реформации и представители протестантизма (81)
Контрреформация и католическая реформа……………………………………………….83
Историографические концепции контрреформации и католической реформы (83). Тридентский Собор (85). Новое появление схоластики (88)
Возрождение и политика…………………………………………………………………………89
Никколо Макиавелли и теоретизация автономии политики (89). Реализм Макиавелли (90). Свобода и «судьба» (93). «Добродетель» древней римской республики (93). Макиавелли (тексты) (94). Гвиччардини и Ботеро (98). Томас Мор и «Утопия» (98). Жан Боден и абсолютизм власти государства (101). Гуго Гроций и обоснование естественного права (102)
Томас Мюнцер (тексты)…………………………………………………………………………104
Часть вторая
ВЕРШИНЫ И ДОСТИЖЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ ЛЕОНАРДО, ТЕЛЕЗИО, БРУНО, КАМПАНЕЛЛА
Глава четвертая
ЧЕТЫРЕ ВЫДАЮЩИЕСЯ ЛИЧНОСТИ ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ: ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ, БЕРНАРДИНО ТЕЛЕЗИО, ДЖОРДАНО БРУНО И ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА
Леонардо: природа, наука и искусство …………………………………………………….108
Механическое строение природы (108). Леонардо между Возрождением и Новым временем (110). «Умозрительное рассуждение» и «опыт» (111)
Бернардино Телезио: исследование природы согласно ее собственным принципам ………………..114
Жизнь и творчество (114). Новизна физики Телезио (115). Собственные принципы природы (117). Человек как природная реальность (118). Природная мораль (этика) (119). Божественная трансценденцня и душа как сверхчувственное существо (120)
Джордано Бруно: религия как метафизика бесконечного и «героический энтузиазм»……………………….121
Жизнь и творчество (121). Характеристика основных идей Бруно (123). Искусство запоминания (мнемотехника) и магико-герметическое искусство (125). Вселенная Бруно и ее значение (127). Бесконечность Всего и смысл, который Бруно сообщил коперниканской революции (130). «Героические энтузиасты» (131). Заключение (132)
Томмазо Кампанелла: натурализм, магия и тревожное ожидание всеобщей реформы ……………..133
Жизнь и творчество (133). Природа и смысл философского познания и переосмысление сенсуализма Телезио (135). Самопознание (138). Метафизика Кампанеллы: три первоосновы бытия (140). Панпсихизм и магия (141). «Город Солнца» (143). Заключение (144)
Часть третья
НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Глава пятая
НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Общая характеристика………………………………………………………………………….146
Формирование нового типа знания, требующего союза науки и техники (151). Ученые и ремесленники (152). Новая «форма знания» и новая «фигура ученого» (154). Оформление научного инструментария и его использования (156)
Научная революция и магико-герметическая традиция ……………………………..158
Присутствие и отторжение магико-герметической традиции (158). Характеристики астрологии и магии (161). И. Рейхлин и каббалистическая традиция; Агриппа: «белая магия» и «черная магия» (163). Ятрохимическая программа Парацельса (165). Три итальянских «мага»: Фракасторо, Кардано, делла Порта (167)
Николай Коперник и новая парадигма гелиоцентрической теории………………171
Философское значение «коперниканской революции» (171). Николай Коперник: формирование ученого (173). Коперник: общественная деятельность (175). «Первое повествование» Ретика и инструментальная интерпретация Оссиандером деятельности Коперника (177). Реализм и неоплатонизм Коперника (178). Проблемы астрономии до Коперника (180). Теория Коперника (182). Коперник и отношения между традицией и революцией (183)
Тихо Браге: ни старая расстановка Птолемея, ни нововведения великого Коперника……………….185
Тихо Браге: улучшение инструментария и техники наблюдении (185). Тихо Браге отрицает существование материальных сфер (186). Ни Птолемей, ни Коперник (187). Система Тихо Браге: реставрация с семенами революции (189)
Иоган Кеплер: переход от «круга» к «эллипсу» и математическая систематизация теории Коперника……………….191
Кеплер — преподаватель в Граце: Mysterium cosmographicum (191). Кеплер — придворный математик в Праге: «Новая астрономия» и «Диоптрика» (193). Кеплер в Линце: «Рудольфинские «таблицы» и «Гармония мира» (195). «Космографическая тайна»: в поисках божественного математического порядка небес (197). От «круга» к «эллипсу». «Три закона Кеплера» (199). Солнце как причина движения планет (200)
Драма Галилея и основание современной науки ……………………………………….202
Галилео Галилей: жизнь и творчество (202). Галилей и вера в подзорную трубу (206). «Звездный вестник» и подтверждение системы Коперника (209). Эпистемологические корни разногласия между Галилеем и Церковью (212). Реализм Галилея против инструментализма Беллармино (214). Несоразмерность науки и веры (216). Первый суд (219). «Диалог о двух главнейших системах» и поражение космологии Аристотеля (221). Второй суд: осуждение и отречение (225). Последняя большая работа (228). Галилеевский образ науки (231). Проблема метода: «чувственный опыт» и (или?) «необходимые доказательства» (236). «Опыт» — это «эксперимент» (239). Роль мысленных экспериментов (240)
Система мира, методология и философия в творчестве Исаака Ньютона………………..242
Философское значение творчества Ньютона (242). Жизнь и творчество (243). «Правила философствования» и «онтология», которую они предполагают (247). Порядок мира и существование Бога (249). «Гипотез не измышляю» (251). Великий мировой механизм (252). Механика Ньютона как программа исследований (254). Открытие исчисления бесконечно малых величин и спор с Лейбницем (255)
Ньютон (тексты)…………………………………………………………………………………..259
Науки о жизни……………………………………………………………………………………..262
Развитие анатомических исследований (262). Уильям Гарвей: открытие кровообращения и биологический механицизм (263). Франческо Реди против теории самозарождения (265)
Академии и научные общества ……………………………………………………………….266
Академия Линчей и академия Чименто (266). Лондонское Королевское общество и Королевская академия наук во Франции (269)
Часть четвертая
БЭКОН И ДЕКАРТ
РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ И СОЦИАЛЬНОМ АСПЕКТАХ В СРАВНЕНИИ С НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ
Глава шестая
ФРЭНСИС БЭКОН, ФИЛОСОФ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЭРЫ
Фрэнсис Бэкон: жизнь и деятельность…………………………………………………….272
Почему Бэкон критикует магов и алхимиков ……………………………………………277
Почему Бэкон критикует традиционную философию…………………………………279
Почему Бэкон критикует традиционную логику ……………………………………….281
«Антиципации» и «интерпретации природы»…………………………………………….282
Теория «идолов» …………………………………………………………………………………..284
Социология познания, герменевтика и эпистемология ………………………………287
Цель науки: открытие «форм» ………………………………………………………………..288
Индукция путем элиминации………………………………………………………………….290
Experimentum crucis («Решающий аргумент»)………………………………………….292
Бэкон против чистого техницизма…………………………………………………………..294
Глава седьмая
ДЕКАРТ — ОСНОВАТЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ…………………..295
Жизнь и творчество………………………………………………………………………………296
Опыт крушения культуры………………………………………………………………………301
Правила метода…………………………………………………………………………………….304
Сомнение как метод………………………………………………………………………………307
Cogito ergo sum…………………………………………………………………………………….309
Существование и роль Бога……………………………………………………………………313
Мир как машина…………………………………………………………………………………..316
Революционные последствия механицизма………………………………………………320
Рождение «аналитической геометрии»…………………………………………………….322
Душа и тело …………………………………………………………………………………………324
Правила морали……………………………………………………………………………………327
Декарт (тексты)……………………………………………………………………………………329
Часть пятая
ВЕЛИКИЕ МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ. ОККАЗИОНАЛИЗМ, СПИНОЗА И ЛЕЙБНИЦ
Глава восьмая
МЕТАФИЗИКА ОККАЗИОНАЛИЗМА И МАЛЬБРАНШ………………………………………………………………………………….334
Предшественники окказионализма…………………………………………………………334
Мальбранш и развитие окказионализма…………………………………………………..336
Жизнь и сочинения Мальбранша (336). Постижение истины и видение вещей в Боге (337). Отношения между душой и телом (341). Всё в Боге (344). Значение философии Мальбранша (345)
Глава девятая
СПИНОЗА И МЕТАФИЗИКА МОНИЗМА И ПАНТЕИСТИЧЕСКОГО ИММАНТЕИЗМА
Жизнь и сочинения Спинозы………………………………………………………………….347
Поиск истины, придающей смысл жизни………………………………………………….349
Концепция Бога как ось философии Спинозы ………………………………………….353
Геометрический порядок (353). «Субстанция», или Бог Спинозы (354). «Атрибуты» (357). Модусы (358). Бог и мир, или же natura naturans и natura naturata (359)
Спиноза о параллелизме между ordo idearum и ordo rerum…………………………360
Познание……………………………………………………………………………………………..363
Три рода познания (363). Адекватное познание любой реальности подразумевает Бога (365). В формах адекватного познания нет места для случайности, все оказывается необходимым (366). Моральные следствия адекватного познания (367)
Нравственный идеал Спинозы и amor dei intellectualis……………………………….368
Геометрический анализ страстей (368). Попытка Спинозы встать «по ту сторону добра и зла» (370). Познание как освобождение от страстей и основа добродетели (371). Познание sub specie aeternitatis и amor Dei intellectualis (372)
Концепции религии и государства Спинозы………………………………………..373
Государство как гарантия свободы (375)
Глава десятая
ЛЕЙБНИЦ: МЕТАФИЗИКА ПЛЮРАЛИЗМА И ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ
Жизнь и сочинения Лейбница………………………………………………………………..378
Вечная философия и новые философы …………………………………………………….381
«Финализм» и «субстанциальные формы»………………………………………………..383
Новое значение «финализма» (383). Новое значение субстанциальных форм (386). Опровержение механицизма и учение о монадах (388). «Примечательная ошибка» Декарта (388). Следствия из открытия Лейбница (390)
Основы монадологической метафизики……………………………………………………392
Природа монады (392). Каждая монада представляет вселенную (395). Принцип тождества неразличимых (397). Закон непрерывности и его метафизическое значение (399). Монады и строение вселенной (399). Объяснение материальности и телесности монад (400). Объяснение строения живых организмов (401). Отличие духовных монад от остальных (403)
Предустановленная гармония…………………………………………………………………404
Бог и лучший из возможных миров………………………………………………………….408
Истины разума, истины факта и принцип достаточного основания………………410
Теория познания: виртуально врожденные идеи как новая форма «припоминания» ………….412
Человек и его судьба………………………………………………………………….414
Часть шестая
РАЗВИТИЕ ЭМПИРИЗМА
Глава одиннадцатая
ТОМАС ГОББС: ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО АБСОЛЮТИЗМА
Жизнь и сочинения Гоббса……………………………………………………..418
Концепция философии и ее разделов………………………………………..420
Номинализм, конвенцианализм и чувственный опыт у Гоббса…………………………………………………..425
Принцип телесности и механицизм………………………………………….429
Теория абсолютного государства…………………………………………………………….432
«Левиафан» и выводы из философии Гоббса …………………………………………….437
Гоббс (тексты) ……………………………………………………………………………………..439
Глава двенадцатая
ДЖОН ЛОКК И СОЗДАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО ЭМПИРИЗМА
Жизнь и сочинения Локка……………………………………………………………………..443
Задача и программа «Опыта о человеческом разуме»…………………………………445
Принцип опыта и критика теории врожденных идей………………………………….447
Учение Локка об идеях и его общая основа………………………………………………451
Критика идеи субстанции, сущности и универсалий и язык науки ………………455
Познание, его значение и границы ………………………………………………………….458
Вероятность и вера ……………………………………………………………………………….462
Морально-политическая доктрина ………………………………………………………….463
Религия, разум и вера……………………………………………………………………………465
Заключение………………………………………………………………………………………….467
Джон Локк (тексты) ……………………………………………………………………………..468
Глава тринадцатая
ДЖОРЖ БЕРКЛИ:
ГНОСЕОЛОГИЯ НОМИНАЛИЗМА В РОЛИ ОБНОВЛЕННОЙ ПОЛОГЕТИКИ
Жизнь и научное наследие Беркли………………………………………………………….472
«Философские заметки» и «программа исследований» Беркли……………………476
Теория зрения и мысленное конструирование «предметов»………………………..480
Объектами нашего знания являются идеи, а они суть ощущения………………..483
Почему абстрактные идеи являются иллюзией…………………………………………484
Различие между первичными и вторичными качествами ложно………………….486
Критика идеи материальной субстанции………………………………………………….488
Великий принцип: esse est percipi……………………………………………………………489
Бог и законы природы……………………………………………………………………………490
Беркли — предшественник Маха……………………………………………………………493
Джорж Беркли (тексты) ………………………………………………………………………..497
Глава четырнадцатая
ДЭВИД ЮМ И ИРРАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЙ ЭПИЛОГ ЭМПИРИЗМА
Жизнь и сочинения Юма ……………………………………………………………………….502
«Новое поприще философии», или «наука о человеческой природе» ……………504
Впечатления и идеи. Принцип ассоциации……………………………………………….506
Отрицание общих понятий и номинализм Юма…………………………………………510
Отношения между идеями и «факты»………………………………………………………512
Критика понятия причинности……………………………………………………………….514
Критика материальной и духовной субстанций…………………………………………516
Теория аффектов и отрицание свободы и практического разума………………….520
Внерациональная основа нравственности………………………………………………..522
Религия и ее иррациональная основа ………………………………………………………525
Вырождение эмпиризма в скептический разум…………………………………………527
Часть седьмая
ПАСКАЛЬ И ВИКО: ДВА МЫСЛИТЕЛЯ ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Глава пятнадцатая
ЛИБЕРТИНИЗМ. ГАССЕНДИ: СКЕПТИЧЕСКИЙ ЭМПИРИЗМ И ЗАЩИТА РЕЛИГИИ. ЯНСЕНИЗМ И ПОР-РОЯЛЬ
Либертинизм………………………………………………………………………………………..530
Либертинизм эрудитов и светский либертинизм (531)
Пьер Гассенди: эмпирик-скептик в защиту религии…………………………………..532
Полемика против аристотелевско-схоластической традиции (532). Почему мы не знаем сущностей и почему схоластическая философия вредит вере (533). Гассенди против Картезия (534). Почему и как Гассенди возвращается к Эпикуру (535)
Янсенизм и Пор-рояль…………………………………………………………………………..536
Янсений и янсенизм (536). Логика и лингвистика Пор-Рояля (537)
Глава шестнадцатая
БЛЕЗ ПАСКАЛЬ. АВТОНОМИЯ РАЗУМА, НИЧТОЖЕСТВО И ВЕЛИЧИЕ ЧЕЛОВЕКА. ДАР ВЕРЫ И ЕГО РАЗУМНОСТЬ
Страсть к науке………………………………………………………………………………
«Первое» и «второе» обращение……………………………………………………….
Паскаль в Пор-Рояле……………………………………………………………………….
«Письма к провинциалу» …………………………………………………………………
Демаркация научного знания и религиозной веры………………………………
Научный разум между традицией и прогрессом………………………………….
Идеал научного знания и правила построения аргументации ……………….
Esprit de geometrie и esprit de finesse дух геометрии и дух утонченности .
Величие и нищета человека……………………………………………………………..
«Дивертисмент»…………………………………………………………………………….
Беспомощность разума в обосновании ценностей и недоказуемость существования Бога………………………………………………
«Без Христа не постичь ни жизни, ни смерти, ни Бога, ни себя» …………..
Против «Картезия, бесполезного и неточного» …………………………………..
«Спорим на Бога»?………………………………………………………………………….
Глава семнадцатая
ДЖАМБАТТИСТА ВИКО И ОБОСНОВАНИЕ «СОТВОРЕННОГО ЛЮДЬМИ ГРАЖДАНСКОГО МИРА»
Жизнь и сочинения……………………………………………………………………………….557
Границы знания «новых философов»……………………………………………………….559
Verum-Factum и открытие новой истории………………………………………………..562
Вико против истории философов…………………………………………………………….563
Вико против истории историков……………………………………………………………..565
«Четыре автора» Вико……………………………………………………………………………566
Единство и различия философии и филологии………………………………………….567
Истина, которой философия оснащает филологию ……………………………………569
Точность, сообщаемая филологией философии…………………………………………571
Люди как герои истории и гетерогенность целей ………………………………………572
Три возраста истории…………………………………………………………………………….574
Язык, поэзия и миф……………………………………………………………………………….577
Провидение и смысл истории …………………………………………………………………580
Исторические колебания……………………………………………………………………….581
Вико (тексты) ………………………………………………………………………………………582
Часть восьмая
РАЗУМ В КУЛЬТУРЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Глава восемнадцатая
РАЗУМ В КУЛЬТУРЕ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Девиз эпохи просвещения: «имей мужество пользоваться собственным умом»……………………………………592
Просветители о разуме………………………………………………………………………….593
«Просветительский разум» против метафизических систем……………………….596
Атака на «суеверия» «позитивных» религий……………………………………………..598
«Разум» и естественное право ………………………………………………………………..600
Просвещение и буржуазия…………………………………………………………………….603
Как просветители распространяли «свет»………………………………………………..605
Просвещение и Неоклассицизм………………………………………………………………607
Просвещение, истории и традиции………………………………………………………….610
Пьер Бейль: задача историка — в выявлении ошибок………………………………..611
Часть девятая
РАЗВИТИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО РАЗУМА ВО ФРАНЦИИ, АНГЛИИ, ГЕРМАНИИ И ИТАЛИИ
Глава девятнадцатая
ПРОСВЕЩЕНИЕ ВО ФРАНЦИИ
Энциклопедия………………………………………………………………………………………616
Цели и принципы «Энциклопедии» (620)
Д’Аламбер и философия как «наука о фактах»………………………………………….622
«Философский век» и «век эксперимента и анализа» (622). Деизм и естественная мораль(626)
Дени Дидро: от деизма к материализму……………………………………………………628
Деизм против атеизма и позитивной религии (628). Всё есть материя в движении (631)
Кондильяк и гносеология сенсуализма…………………………………………………….634
Жизнь и творчество (634). Ощущение как основа познания (636). «Статуя, внутренне устроенная, как мы», и построение человеческих функций (638). Вредный «жаргон» метафизиков и хорошо составленный язык науки (640). Традиция и воспитание (642)
Просветительский материализм: Ламерти, Гельвеции, Гольбах………………….643
Ламетри и его труд «Человек-машина» (643). Гельвеции: ощущение как начало умственных способностей, а интерес — начало морали (647). Гольбах: «Человек — это творение природы» (649)
Вольтер: борьба за терпимость……………………………………………………………….653
Жизнь и творчество Вольтера (653). Зашита деизма от атеизма и теизма (658). «Защита человечества» от «возвышенного мизантропа» Паскаля (661). Против Лейбница и его «лучшего из возможных миров» (663). Основы веротерпимости (667). «Дело Каласа» и «Трактат о веротерпимости» (668)
Монтескье: условия свободы и правовое государство………………………………..672
Жизнь и сочинения Монтескье (672). Соображения об исключительном значении наук (673). «Персидские письма» (674). «О духе законов» (678). Разделение властей — это когда одна власть может остановить другую (680)
Жан-Жак Руссо: просветитель-«еретик» ………………………………………………….682
Жизнь и сочинения (682). Человек в «естественном состоянии» (686). Руссо против энциклопедистов (689). Руссо-просветитель (693). «Общественный договор» (695). «Эмиль», или Педагогический путеводитель (699). Естественность религии (703)
Глава двадцатая
АНГЛИЙСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
Спор о деизме и религии откровения……………………………………………………….706
Джон Толанд: христианство без тайн (706). Сэмюэль Кларк и доказательство существования необходимого и независимого Существа (709). Энтони Коллинз и защита «свободомыслия» (710). Мэтью Тиндаль и сведение Откровения к естественной религии (712). Джозеф Батлер: естественная религия фундаментальна, но это не все (714)
Этика английского просвещения…………………………………………………………….717
Шефтсбери и автономия морали (717). Фрэнсис Хатчесон: наилучшее действие обеспечивает наибольшее счастье наибольшему числу людей (720). Дэвид Гартли: «физика разума» и этика на психологической основе (722)
Бернард Мандевиль и «Басня о пчелах, или пороки частных лиц — блага для общества»…………………………………724
Когда частный порок становится общественной добродетелью (724). Когда частная добродетель ведет общество к гибели (726)
Бернард Мандевиль (тексты)………………………………………………………………….728
«Шотландская школа» «здравого смысла»……………………………………………..732
Томас Рид: человек как культурное животное (732). Рид и теория интеллекта (734). Рид: реализм и здравый смысл (735). Дугальд Стюарт и условия философской аргументации (736). Томас Браун: философия духа и искусство сомнения (738)
Глава двадцать первая
НЕМЕЦКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
Немецкое Просвещение: характеристики, предшественники, соцокультурная среда…………………………741
Характеристики (741). Источники (741). Э. В. фон Чирнхауз: ars inveniendi как вера в разум (742). Самюэль Пуфендорф: естественное право и проблема разума (742). Христиан Томазий: различие между правом и моралью (743). Пиетизм и его связи с Просвещением (744). Фридрих II и политическая ситуация (745)
«Энциклопедия знания» Христиана Вольфа……………………………………………..745
Александр Баумгартен и обоснование эстетической систематики……………….748
Герман Самюэль Реймарус: натуральная религия против религии откровения……………………………………..751
Мозес Мендельсон и существенное различие между религией и государством…………………………752
Готхольд Эфраим Лессинг и «Страсть к истине»……………………………………….753
Лессинг и проблема эстетики (753). Лессинг и проблема религии (755)
Глава двадцать вторая
ИТАЛЬЯНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
Истоки Итальянского Просвещения………………………………………………………..758
Антиклерикализм Пьетро Джанноне (758). Людовико А. Муратори и защита «хорошего вкуса», т.е. критического взгляда на вещи (760)
Просветители Ломбардии………………………………………………………………………762
Пьетро Верри: «Добро рождается из зла» (763). Алессандро Верри: недоверие — «ласточка истины» (764). ЧезареБеккариа: против пыток и смертной казни (766)
Беккариа (тексты) ………………………………………………………………………………..768
Неаполитанское Просвещение ……………………………………………………………….772
Антонио Дженовези: первый итальянский профессор политической экономии (772). Фердинандо Галиани: автор трактата «О деньгах» (774). Гаэтано Филанджери: разумные и универсальные законы должны учитывать состояние нации (775)
Часть десятая
КАНТ И ОБОСНОВАНИЕ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
Глава двадцать третья
КАНТ И ПОВОРОТ К ФИЛОСОФСКОЙ КРИТИКЕ
Жизненный путь и сочинения Канта ………………………………………………………779
Сочинения Канта (780). Духовная перспектива докритического периода (781). «Великий свет» 1769 г. и Диссертация 1770 г. (785)
«Критика чистого разума» ……………………………………………………………………..786
«Коперниканская революция» Канта (788). Трансцендентальная эстетика (теория чувственного познания и априорных форм) (790). Трансцендентальная аналитика и теория априорных форм рассудочного познания (793). Трансцендентальный схематизм и трансцендентальное обоснование ньютоновской физики (797). Различие между феноменом и ноуменом (вещью в себе) (799). Трансцендентальная диалектика (800)
«Критика практического разума» и Кантианская этика………………………………808
Понятие «практического разума» и цель новой «Критики» (808). Моральный закон как «категорический императив» (809). Сущность категорического императива (811). Формулы категорического императива (812). Свобода как условие и основание морального закона (813). Принцип автономии морали и его смысл (814). «Моральное благо» и типология суждения (816). «Ригоризм» и кантианский гимн долгу (817). Постулаты практического разума и примат его над чистым разумом (818)
«Критика способности суждения»…………………………………………………………..820
Положение третьей «Критики» по отношению к двум предыдущим (820). Способность суждения определяющая и способность суждения рефлектирующая (820). Эстетическая способность суждения (821). Понятие возвышенного (823). Телеологическая способность суждения и выводы из «Критики способности суждения» (824)
Звездное небо надо мной и моральный закон во мне………………………………….824
Кант (тексты)……………………………………………………………………………………….826
Хронологическая таблица…………………………………………………………………….. 851
Именной указатель……………………………………………………………………………… 864