Автор: Ригин А.С.
Название: Безмолвие и свет (традиция исихазма в контексте истории).
Файл: htm
Размер: 35.1 Kb
СКАЧАТЬ
«Нет ничего прекраснее личности, которая в таинственной мгле внутреннего делания отстояла муть греховных тревог и, осветленная, дает увидеть в себе мерцающий, как драгоценный маргарит, образ Божий» – писал Павел Флоренский. В этих словах отражены альфа и омега духовной практики православия – от «мути греховных тревог» через «внутреннее делание» к осветленности покоя и безмолвия и, затем, – к преображению. Это и есть то «искусство из искусств», «художество из художеств», как называл отец Павел в другой своей работе православную психотехнику. Секреты этого «искусства из искусств», этой тонкой алхимии духа на протяжении веков сохранялись мастерами этого тайного «ремесла» преображения душ человеческих – «духовными старцами».
Духовная практика, в первоначальном смысле этого слова – «праксис», «делание» (в данном случае «духовное делание»), – это действия, предпринимаемые человеком для достижения переживания единства с Богом, в котором осуществляется «обожение» и восхождение Богу – «теосис». Это процесс, обратный «кенозису», при котором Бог, создавая мир, как бы «вкладывает» в него себя, «нисходя» в ограниченное и конечное бытие.
Один из основных парадоксов духовной практики состоит в том, что ее успешность (достижение «исихии», внутреннего безмолвия и покоя; прикосновение «несозданного света» и преображение ума) зависят исключительно от «благодати», исходящей от Бога, являясь Его даром человеку. Никакие действия не могут гарантировать достижения цели духовной практики, но в то же время если не делать ничего из того, что обычно предписывается «монашеским деланием» и не предпринимать этот шаг навстречу Богу, то, вероятнее всего, ничего вообще не произойдет. Этот парадокс духовной практики относится, конечно же, не только к христианству, но и к духовным практикам всех религий, и в этой труднопостижимой диалектике – «находит тот, кто не ищет» и «побеждает тот, кто не стремится к победе» содержится та движущая сила, которая и побуждает человека к постоянному духовному росту; тому росту, который делает человека извечным странником духа – поистине, homo viator…