Уайт Дж. Cексуальные грехи.

Секс на необитаемом острове.

К оглавлению

Мастурбация — это сексуальная самостимуляция посредством манипулирования своими половыми органами. Младенцы и маленькие дети при этом могут достигать (но не всегда) кратковременного оргазма (сексуальной кульминации). Прогрессирующая мастурбация все чаще приводит к оргазму.
Существует много приемов мастурбации, некоторые из которых предполагают использование одежды, зеркала или причинения боли самому себе. Чем более необычной является техника, тем «греховнее» секс. В порыве эротического экстаза могут осуществляться даже мазохистские, суицидальные ритуалы.
Люди онанируют с раннего детства до старости. Мужчины и женщины, состоящие в браке и одинокие, вдовы и вдовцы, разведенные, гомосексуалы, гетеросексуалы, священнослужители и миряне… — онанисты встречаются повсюду.

Безопасность в количестве
Никто не знает, сколько людей регулярно онанируют. Американский ученый А. Кинзи, некогда удививший мир своими исследованиями, говорил, что почти все мужчины время от времени занимались мастурбацией. Другие исследования показали, что значительная доля мужчин продолжает эту практику (по крайней мере, периодически) в течение всей жизни. Согласно Кинзи, процент женщин меньше. Работы Кинзи, подвергавшиеся серьезной критике, положили начало многим другим исследованиям, стремящимся подтвердить и в некоторых случаях еще шире интерпретировать получаемые данные.
Но можно ли быть уверенным в цифрах? Легко доказать, что добровольцы, участвующие в исследовании проблем секса, уже должны обладать определенными сексуальными особенностями (а иначе почему они стали добровольцами?). Если это так, то у Кинзи была так называемая «смещенная выборка», приводящая к сильному завышению его цифр. С другой стороны, можно доказать, что страх саморазоблачения удерживал многих людей от сотрудничества. На всякого человека, пожелавшего рассказать о своей сексуальной жизни, может найтись моралист, одержимый чувством собственной вины, который захочет высечь его.
Почему так важна статистика? Если вас волнует ваша мастурбация, то вы измените свое отношение к ней, почувствовав себя неодиноким в этом занятии. Я подозреваю, что главный интерес людей к сексуальной статистике заключается именно в этом. Наверное, вас встревожит тот факт, что точность данных Кинзи невелика. Очевидно одно — многие люди онанируют.
Начало психического заболевания иногда сопровождается увеличением частоты мастурбации. Однако неверно, что мастурбация вызывает психическую болезнь. Увеличение ее частоты, видимо, результат, а не причина определенных форм шизофрении. На начальных стадиях депрессии может быть как увеличение, так и снижение частоты мастурбации.
Одинокие, издерганные жизнью люди прибегают к ней в надежде найти скудное утешение. Детям, испытывающим дома стресс, запутавшимся подросткам, мужьям, чьи жены беременны, а также бездомным мужчинам и женщинам свойственна привычка мастурбировать. Некоторые онанируют, чтобы заснуть, другие — потому что испытывают депрессию или чувство ущербности.

Жизнь на острове
Каков христианский взгляд на мастурбацию?
Раньше проповедники осуждали ее, считая опасной и безнравственной. Молодых людей предупреждали о ее ужасных последствиях. Предупреждение не предотвращало занятий мастурбацией, но приводило к тревожности и глубокому чувству вины. Сегодня многие подростки-христиане онанируют, не испытывая вины. Они усвоили, что сексуальное напряжение неизбежно, а мастурбация — естественный способ его разрядки: лучше мастурбировать, чем клеймить позором.
Я рад, что молодое поколение избавилось от груза вины и страха, свойственных многим из нас. Некоторые люди были одержимы борьбой с мастурбацией. Они молились и постились, рыдали и «верили в Бога ради победы». Они «уступали Святому Духу». Они прибегали к физическим упражнениям, «полезным видам деятельности» и утренним молитвам. Иногда они воодушевлялись «победой», чтобы позднее обнаружить, что вновь мастурбируют.
Как и при любой пагубной привычке, при мастурбации, видимо, идет борьба внутри самого борющегося: одна часть его «я» жаждет сексуального возбуждения, другая — избавления от мастурбации. И стремление к освобождению от нее истощается по мере усиления стремления к сексуальному возбуждению.
Что сказать об этом? Порочна или добродетельна мастурбация?
Если вы мастурбируете, то для начала вам следует знать две вещи. Прежде всего, вы не должны мастурбировать. Если вы прекратите, ничего страшного не случится. Неверно, что сексуальные побуждения прорываются, как давление пара в котле, когда оно достигает определенной величины.
Однако вы можете возразить мне, что теория очень хороша, но ваш собственный опыт говорит об абсолютно противоположном. «В определенные моменты я совершенно не могу противостоять этому, — говорите вы мне. — Напряжение слишком велико». Хорошо. Я принимаю сказанное вами. Вы действительно это чувствуете. Но знайте: ваше тело дурачит вас.
Я не говорю: «Вы не должны мастурбировать, поэтому прекратите прямо сейчас!» Я знаю, что в действительности это совсем не так просто. Позднее я дам некоторые советы, которые помогут вам. А сейчас я говорю только то, что вы не являетесь беспомощной жертвой неконтролируемых побуждений, хотя вы можете чувствовать совершенно обратное. Вы ответственны за свои действия.
Мое второе замечание заключается в напоминании о том, что такое секс. Его главная цель — избавление от одиночества. Секс — это физическая близость, которая используется для построения прочных отношений двух людей, чья плоть становится единой. За сильными чувствами, подвергающими вас пытке, лежит страстное желание познать и быть познанным, любить и быть любимым. Недаром в эпоху королевы Елизаветы для обозначения полового сношения использовали слово «познать» мужчину или «познать» женщину.
Это одна из причин того, почему мастурбация никогда не приносит реального удовлетворения. Оргазм — маленькая часть большого и личностно значимого целого. Как утверждает английский поэт Джон Донн, физически вы можете и не быть на необитаемом острове, но вы живете на нем по своему ощущению.
Ваши сексуальные желания связаны с глубинной потребностью в том, чтобы кто-нибудь оказался на вашем острове и положил предел вашему одиночеству. Вы разочарованы, если одиночество затягивается. Вокруг вас как будто разливается пустынное море, безжизненные волны которого обрушиваются на песок. Ваши глаза ищут дымок на горизонте, ваши уши жаждут музыки человеческой речи. Мастурбация же обесценивает тот самый инстинкт, который должна удовлетворять.
Но это еще не все. Нигде в Библии о мастурбации не упоминается. Из-за Онана (Быт. 38:4-10), который пролил свое семя на землю, католики осуждают мастурбацию как онанизм.
Онан не мастурбировал. Он вступил в половое сношение с вдовой брата. Этот тип сношения известен как прерванный коитус (совокупление). Причиной недовольства Бога было не прерванное сношение, а нежелание Онана стать отцом для детей, носящих имя его брата. Осуждалось не действие, а его мотив. Дети, зачатые Онаном и рожденные вдовой, считались бы детьми его умершего брата. Суть католического взгляда на секс состоит в том, что он усиленно подчеркивает значение деторождения в сексе и недооценивает секс как общение.
Мастурбация — это самостимуляция, а не стимуляция другим человеком. Это внутри-, а не межличностное дело. В основе мастурбации лежит ущербность: она требует чего-то, что могло бы быть мощным побуждением, поощряющим близкие личностные отношения, но сама же и уничтожает их. Она означает пустую трату времени в одиночестве. Но сопутствующие ей печаль и депрессию вряд ли нужно учитывать, стремясь помочь некоторым людям, страдающим от чувства вины. Как же мы можем объяснить его?

Как возникает чувство вины
Есть различные теории. Фрейдовский психоанализ полагает, что мастурбация связана с «бессознательными кровосмесительными фантазиями». Теоретические построения об «эдиповом комплексе» никогда не были популярны среди психоаналитиков, Сейчас же большинство из них отвергает эти построения перед лицом антропологических и экспериментальных данных. Тем не менее они остаются частью непрофессионального мышления, и поэтому нам следует рассмотреть их.
Считается, что в период «эдиповой фазы» психосексуального развития (от 4 до 6 лет) мальчики хотят овладеть своей матерью и занять место отца. У девочек возникают подобные желания в отношении своих отцов.
Давайте рассмотрим, что же происходит с девочкой согласно психоаналитической теории. Чтобы овладеть отцом, она должна вытеснить мать. Смутно осознавая это, она начинает рассматривать мать как грозную соперницу, которая значительно сильнее ее. Более того, она страстно стремится получить защиту и понимание со стороны матери. Потребность в материнской опеке, сочетающаяся со страхом перед матерью, обычно принуждает девочку отказаться от своего желания занять первое место в сердце своего отца. Вместо этого она решает стать похожей на мать и занять второе место в отцовской любви.
С другой стороны, считается, что у мальчика есть «кровосмесительное» желание овладеть матерью. Он видит соперника в своем отце. Всю жизнь он считал его непререкаемым авторитетом, устанавливающим законы. Но согласно природе вещей мальчик тоже должен пойти на компромисс.
Поступив, как и сестра, он использует два так называемых защитных психологических механизма, для того чтобы запрятать страх перед соперником (своим отцом) в глубины своего сознания. Он отождествляет себя с отцом и идентифицируется с ним. Он как бы пропускает образ отца через свое собственное «Я». Если до этого момента требования отца звучали извне, то теперь они начинают раздаваться внутри него самого. До этого он не понимал смысл хорошего и плохого. Он понимал только, что определенные вещи злят его родителей. Но сейчас это не так. Слова «ты не должен» превращаются в «я не должен». Сознание (или «сверх-Я») родилось, и теперь мера жесткости наказания в сознании ребенка будет соответствовать степени жесткости и требовательности его отца. Образ Бога в сознании мальчика (мыслимый как продолжение его собственного отца) будет столь же жестким и требовательным.
Невозможно понять психоаналитическую теорию до тех пор, пока вы не усвоите еще одно понятие — понятие бессознательного. Считается, что глубоко внутри нас находится тайная пещера, где скрыты наши мощнейшие побуждения, наши пугающие и постыдные воспоминания. Они страшны, и именно по этой причине мы не осознаем их полностью. Но, подобно демонам, пойманным в ловушку внутри нас, они стремятся освободиться и выразить себя.
Среди этих желаний и воспоминаний есть и стремление к физическому обладанию родителем противоположного пола. Факт, что мы столь злобно торопимся облить презрением мысль о нашем сексуальном влечении к одному из родителей, является для аналитика дополнительным подтверждением существования этого влечения. Наш гнев, говорит он нам, нужен для того, чтобы убедить самих себя. Мы высмеиваем теорию, потому что она пробуждает наш внутренний страх. Страх того, что нечто, столь глубоко спрятанное в нас, поднимет свою голову из бездны и плотоядно взглянет на нас.
Если Фрейд был прав, то становится понятно, почему некоторые люди испытывают чувство вины при мастурбации. Если мастурбация бессознательно связывается с кровосмесительными влечениями, которые гремят своими оковами в темнице, куда мы их загнали, то она способна высвободить наш страх вины.
Уязвимость концепции Фрейда состоит в том, что многие молодые люди в наши дни, подобно представителям некоторых примитивных культур, испытывают при мастурбации лишь небольшой внутренний конфликт или вообще не чувствуют никаких угрызений совести. Как объяснить отсутствие у них переживания своей вины? Если они, как большинство из нас, хранят кровосмесительные скелеты в своих шкафах, то почему эти скелеты не гремят? Либо фрейдовская теория копает слишком глубоко, либо она довольно поверхностна, когда пытается объяснить только чувство вины, но не его отсутствие.
Возможно, полезнее окажется более простой взгляд на вещи. Джон и Нэнси могли быть воспитаны в семьях, где секс считался чем-то очень неприличным. Они усвоили, что это нечто грязное, о чем не следует говорить. Они обнаружили, что нельзя обнажать свои половые органы или играть с ними («Стыдно! Так делать очень плохо!», «Прекрати, или я возьму ножницы и отрежу это!», «Не играй сама с собой. Хорошие девочки так не делают!» И так далее и так далее). Затем, в период полового созревания и подросткового возраста, сексуальность у них считалась чем-то порочным, а сексуальные переживания не рассматривались как свидетельство наступления половой зрелости, вследствие чего подростки, естественно, испытывали чувство вины при мастурбации. То есть отвращение и стыд явились результатом как подражания, так и целенаправленного обучения.
Однако многие люди, которые обращались ко мне за помощью, не хотели менять своих взглядов. Они хотели только избавиться от мастурбации. Почему же это так трудно сделать?

Звонок, рычаг, электрод
Среди многих теорий, объясняющих усвоение навыка, наверное, легче всего понять те, которые были разработаны в рамках поведенческой психологии. Одним из родоначальников поведенческой психологии был русский психолог Иван Павлов. Он приучал собак выделять слюну при звуке звонка. Всякий раз, когда звенел звонок, собаке давали мясо. Она начинала выделять слюну через одну-две секунды после звонка. Даже если ей не давали мяса, звонок вызывал у собаки выделение слюны. В ее нервной системе установилась связь между звонком и слюновыделением. Факт, что условная связь может быть сформирована, привел к появлению многообразных теорий обучения.
На Западе превалирующей среди них является теория оперантного обусловливания, осуществляемая следующим образом.
Представьте себе голубя в маленьком ящике, а также рычаг, торчащий из одной стенки ящика. Он соединен с механизмом, насыпающим зерно в ящик всякий раз, когда на этот рычаг нажимают.
Голубь передвигается по коробке, останавливается, движется вновь, вертя головой туда-сюда. Рано или поздно он нажимает на рычаг, и в ящик сыплется зерно. Сначала голубь не видит связи между нажатием рычага и появлением зерна. Но когда это (нажатие рычага — появление зерна) повторяется несколько раз, голубь начинает нажимать на рычаг чаще. Награда пищей «впечатала» в его нервную систему навык нажатия на рычаг.
Теперь мы можем понять, как бихевиористы рассматривают усвоение навыка. Они называют это не навыком, а «повторяющимся выученным образцом поведения». Бихевиористы не пытаются рассказать нам, как голубь говорит: «Ага! Всякий раз, когда я нажимаю на рычаг, появляется зерно. Я должен нажимать рычаг чаще». Или: «Нажимание рычага — это становление навыка. Я должен прекратить это, потому что толстею». Их не интересует сознательное мышление. Они видят, что голубь научился нажимать на рычаг. Птица рассматривается как разновидность компьютера, автоматически выполняющего то, что предписано программистом. Ее поведение сформировано поощрением за нажатие рычага и отсутствием награды за другие формы поведения.
Награды могут очень эффективно формировать поведение. Американский нейрофизиолог Джеймс Олдс, поместив микроэлектроды в мозг крысы, сделал выдающееся открытие. Рычаг в ящике был соединен с электродом, стимулирующим часть мозга. Крыса быстро научилась стимулировать собственный мозг. Но открытие состояло в том, что за нажатием рычага следовала такая сильная награда, что крыса делала это непрерывно тысячи раз — до тех пор, пока не сваливалась в изнеможении. Но, отдохнув, она опять приступала к выполнению задачи.
Кончик электрода размещался в части мозга перед гипоталамусом, которая, видимо, отвечает за формирование приятных ощущений. Олдс назвал эту область «награждающим центром».
Согласно его точке зрения, нервные волокна этой области связаны с центрами, управляющими сексом, питанием и сном. Возможно, всякий раз, нажав на рычаг, крыса моментально начинала испытывать ощущения, сравнимые и с поеданием сочного бифштекса, и с оргазмом, и с запахом розового масла, и с прослушиванием Девятой симфонии Бетховена, и с передвижением на облаке — и все это одновременно. Но каким бы ни было это переживание, награда была достаточной, для того чтобы после немногих нажатий поймать крысу на крючок, так как у нее всегда возникало то, что называется пагубным пристрастием.
Согласно бихевиористам, мастурбация ничем не отличается от любого другого образца выученного поведения. Навык глубоко усваивается. Мастурбатор запрограммировал себя мастурбировать для получения эротического наслаждения, служащего наградой. Его личностные решения здесь ни при чем. Он будет мастурбировать так же, как в приведенном выше примере, когда крыса нажимает на рычаг до тех пор, пока не будет перепрограммирован (или запрограммирован не мастурбировать).
У меня есть некоторый опыт (хотя, возможно, недостаточный) в «программировании» человеческого поведения, но, поскольку объем книги не позволяет вдаваться в подробности, я только скажу, что программа избавления от мастурбации должна быть разработана таким образом, чтобы занять все свободное время человека и сделать мастурбацию практически невозможной.
Но дает ли бихевиоризм или психоанализ полное объяснение того, как возникают привычки? Является ли человек компьютером? Или он крыса в ящике? Только некоторые формы поведения являются автоматическими, в творческой деятельности мы не можем обходиться без мышления?
Если во всякий момент своего существования я должен поддерживать частоту дыхания на уровне 20 вдохов в минуту, частоту сердечных сокращений — 80, а температуру тела — 36,5°, то значительная часть моей психической активности будет занята только этим. Однако большую часть времени мое дыхание регулируется автоматически. Я могу дышать поверхностно или глубоко, быстро или медленно, но редко беспокоюсь об этом. Большинство повседневных видов активности — таких, как ходьба, подъем по лестнице, вождение автомобиля, — либо автоматичны, либо полуавтоматичны. Но в любое время я могу овладеть ими. Я похож на дорогой спортивный автомобиль, который имеет и ручное, и автоматическое управление. Разница лишь в том, что мои механизмы регуляции более тонки.
Бихевиористы и психоаналитики долго объясняли процесс усвоения привычек, но так и не поняли, что человек, созданный по образу Божьему, ответственное существо. Они игнорируют человеческую свободу. Их основное допущение состоит фактически в том, что свободы нет. Кроме того, они оставляют многие вопросы без ответов. Например, почему частота половых сношений с годами медленно уменьшается, тогда как должна, согласно их доказательствам, возрастать, поскольку все больше подкрепляется опытом?

Некоторые практические советы
Позвольте мне свести некоторые нити воедино. Мастурбация — не благодетельная вещь, но и не ужасный грех. Я знаю, что противоречу современным педагогам, утверждая, что она может быть причиной каких-либо нарушений. Но это так. Я был бы неискренен, отвергая это. Всякий испытавший и половое сношение, и мастурбацию, знает, что в сношении есть аспект, совершенно отсутствующий в мастурбации. Сношение не может быть заменено мастурбацией, сопровождающейся фантазиями о чьей-то жене, сексом с манекеном или использованием искусственного пениса. Технические приспособления и фантазии — это не люди, а безжизненные человеческие творения. Сношение с человеком, который чувствует, любит и переживает — незаменимо. А когда межличностного компонента недостаточно, сексуальная стимуляция приводит именно к тому, что она призвана преодолеть.
Стремление убедить нас в том, что умеренная мастурбация — это хорошо, исходит из похвального желания избавить многих людей от чрезмерных чувств страха и вины, ею порождаемых. Мне импонирует это желание. Но, желая устранить чувство вины, я не должен называть бледно-серые тени белыми.
Справедливо и то, что говорят бихевиористы. Чем более глубокое эротическое наслаждение заложено в мастурбаторном образце поведения, тем труднее этот образец разрушить. Для объяснения процесса усвоения привычек можно процитировать и представителей других научных школ, описавших иные психологические механизмы. Но как бы то ни было, всякий, кто пытался избавиться от мастурбаций, знает, как это трудно.
Самой трудноразрешимой проблемой является духовная: почему Бог не отвечает на мою молитву об избавлении, если я верю в Него всем сердцем? Ведь Бог избавил от этого некоторых людей. По крайней мере, они так говорят. Если Он помог им, то почему не мне? Я менее духовен, чем они? Чего недостает моей вере? Многие христиане с сожалением делают вывод: раз у Бога не может быть неудач, значит, неудачниками должны быть мы.
Выше я упоминал, что не знаю ссылок на мастурбацию в Писании. Из этого я заключил, что другие вопросы должны вызывать большую озабоченность Бога, чем мастурбация. Действительно, если обратиться к длинному перечню грехов, которые ранят и причиняют боль окружающим (воровство, супружеская измена, насилие, оставление семьи, жестокость) или Самому Создателю (неверие, возмущение, ожесточение), то они окажутся гораздо более серьезными.
Стремясь к добродетельности, важно помнить две забытые истины. Первая состоит в том, что нигде в Библии не упоминается о мотивизации наших поступков и действий. В ней используются бескомпромиссные выражения: «Поступай…» или «Не поступай…»
Вторая истина связана с первой. У Бога собственная программа изменения нашей жизни. В Библии не заложена точная иерархия грехов или добродетелей, но можно увидеть общие принципы. Имея дело с вами или со мной, Бог действует так, как поступаем мы сами, пытаясь распутать болевой узел; тем временем какие-то узелки должны подождать.
Если я чувствую присутствие Святого Духа во время ежедневной прогулки, то я найду возможным повиноваться Богу. Например, Бог говорит со мной о прощении и приводит меня к осознанию того, что я возмущен поведением моей жены. Может быть, я не хочу прощать ее. Но если хочу, то могу. Кто-нибудь, сказав мне: «Попытайся сейчас простить ее», только все испортит. «Но я пытался и не могу», — отвечу я. Бог же говорит: «Прости!» И хотя мне может быть ненавистна даже мысль об этом, я могу ее простить.
Нам, совершившим грех, нет оправдания, но Господь пытается нам помочь. Есть нечто, что Он рассматривает во мне в данный момент. Не существует вопроса, могу я повиноваться ему или нет. Если Бог указывает перстом на нечто, то, значит, я могу.
Это вовсе не означает, что я живу безгрешно. Я знаю, что Он никогда не устанет обращать свой взгляд на то в моей жизни, что Ему неприятно.
Но у меня есть свои приоритеты. Некие грехи удручают меня более других, и мне хочется, чтобы Бог начал с них. Мы оба опечалены моими унизительными поражениями. Но когда бы в своих молитвах я ни упомянул о них, Он всегда говорит: «Я знаю. Я тоже печалюсь. Но есть нечто, чего ты, видимо, избегаешь, нечто, с чем ты мог бы иметь дело, если бы захотел. Готов ли ты повиноваться мне сегодня?»
Вам, расстроенным из-за мастурбации, скажу следующее:
1. Бог вполне способен дать вам избавление. Если Он не делает этого в данный момент, то Он занят чем-то более важным в вашей жизни, хотя это может вам показаться неправдоподобным.
2. Вы преувеличиваете серьезность своей проблемы. Обратившись к Писанию, вы обнаружите много добродетелей, которые Бог рекомендует вам, и грехов, о которых предупреждает. Не хотите ли вы забыть эту вашу проблему и всерьез принять указания Библии? Мастурбацией вы не раните никого, кроме себя. А кого вы обидели на этой неделе своим сарказмом, холодностью, забывчивостью, ленью, нетактичностью или недостаточной учтивостью? Сколько минут вы восхваляли Бога за последние 24 часа?
3. Благодарите Бога за все свои сексуальные переживания. Не нужно ненавидеть их. Они могут быть трудны в управлении, как необъезженная лошадь, но являются одним из самых дорогих подарков Бога. Он сделал так, чтобы вы чувствовали сексуальное желание. Радуйтесь ему и наслаждайтесь им. Благодарите Бога за тот день, когда вы станете хозяином своих сексуальных влечений. Хоть и не скоро, но это придет, если вы позволите Богу быть хозяином в других сферах вашей жизни.
4. Избавьтесь от ненависти к себе. Отказывайтесь от бесконечных выслушиваний мучительных обвинений клеветников, которые винят вас день и ночь, — сказано в Откровении святого Иоанна Богослова (12:10). Если вы пребываете в унынии, Бог ждет вас с широко раскрытыми объятиями. Во что бы то ни стало выскажитесь. Итак, веруя, научитесь смеяться над своими оковами.
5. Не позволяйте мастурбации вызвать у вас растерянность и отвращение к себе. Томас Келли говорил: «Унижение основано на обескураженности, безысходности и отвращении к себе, на установке запуганности и отвергнутости». Он также советует: «Когда вы вновь запутаетесь в себе, не теряйте времени на самообвинения, но вознесите безмолвную молитву о прощении и начните все сначала. Вознесите почитание Ему и скажите: «Вот он я весь, кроме того, что Ты дал мне». Не падайте духом, беспрестанно возвращайтесь к Нему смиренно и ждите».
Вот мы такие, как есть. Он знает это. Мы знаем это. Признательность — первый шаг к прогулке с Богом в любую область нашей жизни. Обратив свой взгляд как на серьезные сексуальные грехи, так и на мелочи, будучи при этом честными с самим собой, с Богом и друг с другом, мы сделаем первый шаг к здоровью и духовному росту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.