Башляр Г. Поэтика пространства.

book_min

Автор: Гастон Башляр.

Название:    Поэтика пространства. / Пер. с франц. 2004. Серия «Книга света».

Файл: docx

Размер: 1.13 Мb

Изд.: М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН)

Год: 2004

С. 376

 

Содержание:

Поэтика пространства 7
Введение 7
Глава I. Дом от подвала до чердака. Смысл хижины 16
Глава II. Дом и мир 30
Глава III. Ящики, сундуки и шкафы 43
Глава IV. Гнездо 49
Глава V. Раковина 55
Глава VI. Углы 66
Глава VII. Миниатюра 71
Глава VIII. Простор внутри нас 85
Глава IX. Диалектика внешнего и внутреннего 96
Глава X. Феноменология круглого 104
Примечания автора 107
Примечания переводчика 114
Пламя свечи 115
Предисловие 115
Глава I. Прошлое свечи 120
Глава II. Одиночество грезовидца свечи 124
Глава III. Вертикальность пламени 131
Глава IV. Поэтические образы пламени в жизни растений 135
Глава V. Свет лампы 140
Эпилог. Лампа и белый лист 144
Примечания автора 146
Примечания переводчика 148
Лотреамон 149
Глава I. Агрессия и поэзия нервов 149
Глава II. Бестиарий Лотреамона 154
Глава III. Человеческое насилие и комплексы культуры 163
Глава IV. Биографический вопрос 167
Глава V. Лотреамон: поэт мускулов и раздирающего крика 174
Глава VI. Комплекс Лотреамона 178
Заключение 185
Примечания автора 189
Примечания переводчика 191
Указатель имен 196

Гастон Башляр (1884-1962) — французский философ, эстетик, исследователь психологии художественного творчества, интерпретатор поэтических текстов. В истории французской культуры ХХ в. трудно найти аналогичный пример столь глубокого проникновения и в науку, и в поэзию. Для Башляра наука и поэзия — сферы совершенно равноправные, в поэтике он не сторонник рационализма, а продолжатель неоромантических традиций и направления, связанного с европейским сюрреализмом 30-40 гг. Башляр оказал значительное влияние на таких теоретиков литературы и эстетиков, как Р.Барт, Ж.Пуле, Ж.П.Ришар, Ж.Старобинский, Ж.П.Вебер, Н.Фрай. Книги «Поэтика пространства», «Поэтика мечты» относятся к феноменологическому периоду творчества Башляра. Феноменология, по его мнению, наиболее целесообразный метод исследования художественного творчества, ибо поэты и живописцы — прирожденные феноменологи. Поэтический опыт имеет собственную динамику, свою собственную, «непосредственную онтологию». В том вошли следующие работы: «Поэтика пространства», «Пламя свечи», «Лотреамон».




 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.