Бондаренко Г. Не ищите Грааля в Монсегюре!


Название: Григорий Бондаренко. Не ищите Грааля в Монсегюре! (с) Григорий Бондаренко, «Соборность». 2000.   Жак Мадоль. Альбигойская драма и судьбы Франции. СПб.: «Евразия», 2000.

Южная Франция, Лангедок всегда притягивали пытливые умы своим своеобразием и гордой приверженностью ко всевозможным заманчивым ересям: то там в горах попрятались друиды и митраисты, то приплывают с востока «сюрреалистические» манихеи, проповедуют альбигойцы, гугеноты, и, наконец, промелькнет насмешкой над южными свободами правительство Виши.

Впрочем, тому, что Мадоль пишет о друидическом культе на Пиренеях в средние века, позвольте не поверить. Вообще интересна тенденция эдак обиняками возводить все европейские секты и тайные общества к неведомым друидам из дремучего примордиального леса. Тенденция, на первый взгляд, дикая и галломанская, но и здесь не все так просто.

Вот, например, в 1022 году в Орлеане первые катары («чистые», их же потом будут называть «альбигойцами») Герберт и Лизой говорили: «Земля и небо существовали предвечно, никто не сотворял их. Благодетельный Бог не мог быть творцом порочного». Порочен, по мнению катаров, весь тварный мир. Подобным же образом катары не верили в конец света. Все эти представления соответствуют доктрине друидов, отрицавших как творение, так и эсхатологию, что известно еще из «Географии» Страбона.

Здесь даже не интересно, заимствовали или нет катары элементы своей доктрины у древних галльских жрецов. Примечательно же то, что доктрина этих лангедокских еретиков явно отличается от христианской в объяснении основ мироздания, не говоря уже о катарском дуализме, вере в переселение душ, презрении к плоти и отрицании Воплощения и Воскресения Спасителя. Как раз в вопросе о катарской доктрине я не могу согласится с Мадолем, который, будучи в первую очередь историком-популяризатором, а не религиоведом или философом, считает катаров добрыми христианами. Дескать, «и ритуалы у них похожи на ранние христианские»!

Жак Мадоль, автор этой ни к чему не обязывающей популярной книги, к сожалению, стоит в ряду тех французских историков, на которых действительно повлияло обаяние «безвинных жертв Монсегюра». Ну конечно, инквизиция отвратительна, а жертвы ее невиновны и благородны! Это мы все знаем еще из «Имени розы» (кто из книжки, а кто из фильма). Не хватает только мудрого Вильяма Баскервильского с его собакой, чтобы он вынес из пламени Монсегюра/Монсальвата тайные скрижали катаров и бонус — Грааль.

Все гораздо сложнее. Наверное, в любую эпоху во многом знании — много печали. От того-то так печальна судьба разнообразных гностиков, презревших мир. И, да простит меня искушенный читатель, лучше покойного Льва Гумилева об их судьбе еще никто не написал. Не вызывает доверия и утверждение Мадоля, что связь альбигойцев с манихеями и богомилами еще никто не доказал и доказать не сможет. Можно было бы просто вспомнить, что еще в XI веке катары верили, что Святой Дух передается только через Мани, посланца Бога, а яркий камень mani уничтожает мирские желания.

Что касается связи с географически близкими нам славянскими богомилами, сам Мадоль упоминает о восточном катарском епископе Никите, председательствовавшем на соборе в Сен-Феликс. Скорее всего, он был из богомилов, тех самых, что проповедовали крайний дуализм в Болгарии, а в Боснии потом смогли добиться того, о чем страстно мечтали их братья в Лангедоке, — стали господствующей церковью государства. (Заметим, что нынешние боснийские мусульмане — потомки тех самых богомилов, так что война, так давно начатая «Посланцем Света» в Иране, продолжается на Балканах и по сей день.)

Относительно же аскетической морали катаров, воспеваемой Мадолем, я могу привести один лишь политически некорректный пример. Английское слово bugger, «гомосексуалист», происходит от этнонима «болгарин», причем имелась в виду вполне определенная разновидность болгар — богомилы. Что же можно ожидать от западных катаров, подчиняющихся своим восточным епископам? No comments.

Нет же, я вполне допускаю, что среди катаров действительно были убежденные аскеты, евшие только «светлые овощи» — дыни, тыквы, огурцы, — подобно древним манихеям, или морившие себя голодом во время обряда endura. Только подобные умерщвления плоти без должного духовного содержания, как показывает практика, зачастую оборачиваются плотскими же излишествами.

Не в наших силах развенчать миф об альбигойцах или затмить их харизму, да я и не ставил здесь себе такой цели. Но все-таки хочется посоветовать искателям приключений, реальных и виртуальных: не ищите Грааля в окрестностях Монсегюра, не тратьте время зря!Продолжение темы

 




 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.