Бубер Мартин. Два образа веры. 

Автор: Мартин Бубер.

Название: Два образа веры.  Пер. с нем./под ред. П.С.Гуревича, С.Я.Левит, С.В.Лезова.

Файл:  htm, doc

Размер:  322 Kb, 758 Kb

Изд.: «Республика»

Год: 1995

 

СКАЧАТЬ, htm

 

СКАЧАТЬ, doc

В этой книге я рассматриваю двойственный характер «веры». Есть  два — и только два — образа (или типа) веры. Конечно,  существует великое множество содержаний веры,  но  собственно вера известна нам  лишь в двух основных  формах. Обе они проявляются  в нашей повседневной жизни. Одна форма веры выражается в том, что я доверяю  кому-либо, пусть даже у меня нет «достаточного  основания»  доверять   этому  человеку.  Другая   форма  веры обнаруживается  в  том,  что  я, тоже  без  достаточного основания,  признаю истинность чего-либо. В обоих случаях невозможность обоснования указывает не на  недостаток  моих  интеллектуальных  способностей,   а   на  существенную особенность  моего  отношения  к  человеку,  которому  я  доверяю,   или   к содержанию, которое я признаю истинным. Это отношение по самой сути своей не строится  на  «основаниях»  и не  следует  из  них.  Конечно,  всегда  можно сослаться на некие основания и причины, но они  никогда  не смогут объяснить мою веру до  конца.  Причина  здесь  всегда отыскивается задним числом, даже если  она  появляется  на  ранних  стадиях процесса. Иначе  говоря,  причина возникает  вместе  с признаками своего позднего происхождения.  Это вовсе не значит,  что  дело  идет об «иррациональных  феноменах». Моя рациональность, присущая мне способность к рациональному мышлению есть лишь часть, частичная функция моего бытия. Когда  же  я «верю»-  одним или другим образом, — то  в веру вступает все мое бытие, целостность  моего  бытия. В  самом деле,  вера становится  возможной  лишь  потому,  что в отношение,  называемое  «верой», вовлечено все  мое  бытие. Но  то, что мы называем  личностной целостностью, способно осуществиться, лишь если  мышление,  не  искажаясь  и  не умаляясь, входит в  личностную целостность и может действовать в ней, став ее частью и получая  от  нее  свои  существенные  характеристики.  Конечно,  недопустимо заменять  эту целостность  «чувством».  Чувство —  отнюдь не  «все» (вопреки известным словам Фауста), чувство в лучшем случае лишь признак,  указывающий, что мое  бытие готовится  стать  целостным, а чаще чувство  только  вводит в заблуждение: оно создает видимость целостности там, где она на самом деле не состоялась.

 




 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.