Автор: Еремина В. М.
Название: Онтологический и нравственный критерий преподобного Силуана Афонского для различения добра и зла.
Файл: htm
Размер: 23,4Kb
Как свидетельствовал духовный сын и сотаинник преподобного Силуана Афонского архимандрит Софроний (Сахаров), “подобно тому, как для поверки истинности нашего пути к Богу Старец считал, что вторая заповедь — о любви к ближнему является верным руководящим началом, так и для распознавания добра от зла верным показателем является не столько святая и высокая по своей внешней формулировке цель, сколько средства, избираемые для достижения этой цели” (1).
Таким образом, архимандрит Софроний рассматривает две категории, находящиеся в тесной взаимосвязи: “цель” и “средства”. Обыкновенно “цель” имеет определяющее значение, подобно тому, что предел выше беспредельного, нечет выше четного, как мужское выше женского. В другом месте в писаниях отца Софрония приводится образ иерархического порядка Бытия, как опрокинутой пирамиды. Господь Иисус Христос, Который есть вершина Бытия, оказывается в основании пирамиды и держит на себе всю тяжесть мира. Подобно этому “средства”, которые, казалось бы, должны иметь вспомогательное, подсобное, промежуточное значение, оказываются тем краеугольным камнем, который положен во главу угла и является критерием Божиего дела (2).
Можно выделить три рода целей в Божием мире и в плане Божественного домостроительства: …