Флоровский Г. Пути русского богословия.

book_min

Автор: Георгий Флоровский, прот.

Название: Пути русского богословия.  Интернет-версия под общей редакцией Его Преосвященства Александра (Милеанта), Епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского.

Файл: doc, htm

Размер: 2.86 Мb, 1.38 Мb

 

 

Содержание

Часть I. История русского богословия. Его становление.

Предисловие. Предисловие автора.

I. Кризис русского византинизма.

1. Молчание или раздумье? 2. Синтез византийской “сухости” и славянской “мягкости.” 3. Русский эллинизм. 4. Апокалиптические мотивы в русском богословии XIV-XV веков. Взгляд в сторону Запада. 5. Борьба с ересью “жидовствующих.” Еще больший поворот к Западу. 6. “Осифляне” и “заволжцы” — два религиозных замысла, два религиозных идеала. 7. Победа “западничества” — под знаком “старины” и “собирания.”

II. Встреча с Западом.

1. На распутье. 2. Старец Артемий и князь А. М. Курбский. 3. Начало печатания богословской литературы на Западной Руси. 4. Против Унии. 5. Петр Могила. 6. Эпоха западно-русского богословия. 7. Заключение.

III. Противоречия XVII-го века.

1. Не спячка, скорее оторопь… 2. “Книжная справа.” 3. Реформы патриарха Никона. 4. Трагедия раскола. 5. Иноземцы. 7. Начала регулярного образования.

IV. Петербургский переворот.

1. Смысл церковной реформы Петра Великого. 2. Программа Русской реформации. 3. “Реформаторство” Феофана Прокоповича и борьба против протестанства. 4. Духовное образование по форме — двоеверие по сути. 5. Век ХVIII-ый — век эрудитов и археологов. Богословие на сваях. 6. Масонство. 7. Собирание духа в ответ на рассеяние Просветительского века.

V. Борьба за богословие.

1. Пробуждение сердца, но не пробуждение мысли. Теократический утопизм. 2. Император Александр — символ своей эпохи, эпохи религиозно-утопической. 3. Возрождение мистицизма. 4. Преобразование системы духовного образования. 5. Российское Библейское общество. 6. Русский перевод Библии. 7. Святитель Филарет, митрополит Московский. 8. Богословские воззрения святителя Филарета. 9. “Сердечное богословие” и “неологизм.” 10. Немецкое направление — “облегченное, уклончивое и зыбкое бословие.” 11. Пути реформирования духовного образования. 12. Итоги Александровско-Николаевских преобразований в духовно-образовательной сфере.

Часть II. На пути к катастрофе.

VI. Философское пробуждение.

1. Начало “великого ледохода” русской мысли. 2. Рождение “русского любомудрия.” 3. Философский подъем тридцатых и сороковых годов. 4. Историософия русской судьбы. 5. Западничество в среде славянофилов. 6. Религиозные воззрения Гоголя. 7. А. С. Хомяков — идеолог славянофильства. 8. О месте и роли Церкви. 9. Три периода русской философии. 10. Религиозный кризис “возбужденных семидесятых.” 11. Владимир Сергеевич Соловьев — трехчленная схема “вселенской теократии.” 12. Николай Федорович Федоров — “блеск мечты не есть пламень благодати…” 13. Заключение.

VII. Историческая школа.

1. Общие предпосылки церковных преобразований. 2. Русская духовная журналистика и подготовка общественного мнения к восприятию церковной реформы. 3. Столкновение косности и мечтательности. 4. Новые попытки перевода Библии на русский язык. 5. Реформа духовной школы. 6. Начало нучного осмысления Истории Церкви. 7. Исторический метод систематического богословия. 8. Влияние философского кризиса 60-х годов на богословие. Феофан Затворник и Иоанн Кронштадтский. 9. Религиозный кризис 60-70 годов. Лев Толстой, как зеркало русской интеллигенции. 10. Эпоха Победоносцева. 11. Проблематика христианской совести. Антоний Храповицкий. 12. Морализм в русском богословии. Михаил Михайлович Тареев. 13. Опыт антропологического построения богословской системы. Виктор Иванович Несмелов. 14. Заключение.




 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.