Гусейнов А.А. История этических учений.

Автор:  Гусейнов А.А.

Название: История этических учений.

Файл: doc

Размер:  4.79 Мb

Изд.: М.: Гардарики

Год: 2003

С. 911

Представляет собой первую в нашей стране систематизацию этики во всем разнообразии ее важнейших философско-культурных традиций и исторических эпох. Предметом рассмотрения в ней является философская этика. Этические учения распределены авторами по основным философским самостоятельным культурным регионам (Китай, Индия, арабо-мусульманский мир, Европа, Россия), а внутри регионов — по школам и этапам развития, что составляет структуру книги.

 

Содержание:

Предисловие……………………………….5

Раздел первый. Китай…………………………..7

Глава I. Китайская философия как суперэтика…………….7

Глава II. Четыре главные этические программы………….. 12

§ 1. Конфуцианство (жу цзя): этика ритуальной благопристойности и человеколюбивого самосовершенствования…… 12

§ 2. Даосизм (дао цзя): индивидуалистический натурализм — этика природосообразного недеяния …………… 17

§ 3. Моизм (мо цзя): религиозно-популистский утилитаризм — этика объединяющей любви и взаимной пользы ……..22

§ 4. Легизм (фа цзя): законнический этатизм — этика тотальной власти…………………………..26

Глава III. Категориальные основы китайской этики ………..32

§ 1. Категория «благопристойность» (ли3) как единство этики и ритуала…..;………………………32

§ 2. Категория «благодать» (дэ): магическая сила и моральный императив …………………………..38

§ 3. Категории «путь» (дао), «орудийные предметы» (ли2) и «великий предел» (тай цзи): синергия неба и человека в благом абсолюте………………………..52

§ 4. Категория «гуманность» (жэнь1): любовь к людям и гармония мира……………………………67

§ 5. Категория «должная справедливость» (и): бескорыстная ответственность и соответствие смыслу…………..70

Глава IV. Конфуцианская антропология……………….75

§ 1. Концепция природы человека от Конфуция до Хань Юя … 75

§ 2. Концепции природы и чувственности от Сюнь-цзы до Чжу Си……………………………..87

§ 3. Концепция природы и чувственности, выработанная Ван Янмином……………………………93

§ 4. Эволюционная преемственность представлений о человеческой природе в конфуцианстве и категория «предопределение» (мин)…………………………99

Литература …………………………….106

Раздел второй. Древняя и средневековая Индия………….109

Глава I. Предварительные понятия………………….109

§ 1. «Ценности», блага и цели…………………. 110

§ 2. Границы этического……………………. 122

§ 3. Оценки «извне» и «изнутри»……………….. 125

Глава П. Этическая дидактика …………………… 130

§ 1. Аретология индийских религий……………… 130

§ 2. Моральные нормы совершенства…………….. 139

§ 3. Моралистическая афористика и «наглядная проповедь» . . . 154

§ 4. Этика и индийские пути к «освобождению»……….. 166

Глава III. Этическое теоретизирование ……………… 174

§ 1. Дискуссионное пространство эпохи первых философов . . . 174

§ 2. Философия нравственности и безнравственности шраманского периода……… 179

§ 3. Философская этика буддистов и мимансаков………. 187

§ 4. Индия и современная философская этика………… 198

Литература……………………………. 203

Раздел третий. Классическая арабо-мусульманская мысль……204

Глава I. Этика в арабо-мусульманской культуре………….. 204

§ 1. Понятия «мусульманская этика» и «этика в мусульманских обществах»………. 204

§ 2. Соотношение этики и права в арабо-мусульманской культуре ……………………………… 211

§ 3. Системообразующие принципы мусульманской этики …. 215

Глава II. Намерение-и-действие как предмет мусульманской этики . 216

§ 1. Предмет мусульманской этики. Намерение и действие . . . . 216

§ 2. Правильность намерения-и-действия…………… 222

§ 3. Основные классификации намерений-и-действий в мусульманской этике……………………….. 223

Глава III. Благо и зло. Утилитаристская классификация намерений-и-действий ……………………….. 224

§ 1. Понимание блага и зла в мусульманской этике……… 224

§ 2. Утилитаристская классификация намерений-и-действий . . 236

Глава IV Пригодность. Апроприаторная классификация намерений-и-действий ……………………….. 239

§ 1. Апроприаторная классификация намерений-и-действий………..239

§ 2. Обоснование интересов и их соотношение……….. 242

Глава V. Состояние и предрасположенность. Аффективная классификация намерений-и-действий……………… 252

§ 1. Аффективная классификация намерений-и-действий….. 252

§ 2. Мусульманский этос…………………….. 261

Глава VI. Общие черты мусульманской этики…………… 274

§ 1. Отличительные черты мусульманской этики в контексте общих особенностей ислама……….. 274

§ 2. Макропроблемы мусульманской этики……………278

§ 3. Основные жанры, в которых обсуждалась этическая проблематика ……………………..283

Глава VII. Философская разработка мусульманской этики в каламе, исмаилизме и суфизме ………..285

§ 1. Калам и ранняя мусульманская мысль: ригоризация этики…..285

§ 2. Исмаилизм: императивная этика совершенствования……..290

§ 3. Суфизм: этика «растерянности» …………………293

Глава VIII. Этика в мусульманских обществах…………….299

§ 1. Личное совершенство: исправление нравов и обретение добродетелей ……………300

§ 2. Политическая утопия: «добродетельный город» аль-Фараби …. 303

§ 3. Интуитивизм: Ибн Сина и Ас-Сухраварди ……………305

Литература……………………………….308

Раздел четвертый. Европа: Античность……………….310

Глава I. Моральный канон античности: Гомер, Гесиод, Семь мудрецов………………….310

§ 1. Гомер ……………………………..310

§ 2. Гесиод……………………………..316

§ 3. Семь мудрецов…………………………320

Глава II. Этика в ранней греческой философии…………..325

§ 1. Анаксимандр………………………….325

§ 2. Гераклит ……………………………328

§ 2. Пифагор и пифагорейцы…………………..332

§ 3. Парменид……………………………335

§ 4. Демокрит……………………………338

Глава III. Софисты, Сократ, сократики………………..344

§ 1. Софисты ……………………………344

§ 2. Сократ……………………………..351

§ 3. Сократики …………………………..359

Глава IV. Платон и Аристотель…………………….364

§ 1. Платон……………………………..364

§ 2. Аристотель…………………………..377

Глава V. Этические учения эпохи эллинизма…………….401

§ 1. Эпикур……………………………..401

§ 2. Стоицизм……………………………410

§ 3. Скептицизм…………………………..430

Глава VI. Конец античной этики: Платин……………….435

Литература ……………………………. 444

Раздел пятый. Европа: Средневековье………………. 446

Введение……………………………….. 446

Глава I. Основоположения средневековой морали ……….. 460

§ 1. Этический смысл «Посланий» ап. Павла (I в. н.э.)……. 460

§ 2. Божественное пари: контроверсия морализма и легизма . . 466

§ 3. Раннехристианская литература……………… 474

Глава П. Недогматические формы морального сознания Средневековья ……….. 477

§ 1. Синкретические доктрины первых веков новой эры….. 477

§ 2. Недоктринальные формы бытийствования морали…… 486

§ 3. Аскетическая традиция Восточной церкви……….. 492

Глава III. Формирование моралистической традиции Западной церкви……………………………. 509

§ 1. Амвросий Медиоланский…………………. 509

§ 2. Аврелий Августин……………………… 510

§ 3. Происхождение зла. Теодицея………………. 514

§ 4. Добродетели разума и добродетели веры………… 523

§ 5. Григорий Великий …………………….. 526

Глава IV. Схоластическая традиция в истории средневековой этики…………………………….. 527

§ 1. Ансельм Кентерберийский. Диалог «О свободном выборе» …………………………….. 527

§ 2. Бернар Клервоский. «О благодати и свободной воле» …. 530

§ 3. Петр Абеляр. «Познай самого себя» …………… 532

Глава V. Этика Фомы Аквинского …………………. 535

§ 1. Воля и интеллект……………………… 535

§ 2. Типология добродетелей…………………. 539

Глава IV. Этические идеи Иоанна Дунса Скота и Уильяма Оккама . . 543

Литература……………………………. 549

Раздел шестой. Европа: Новое время……………….. 552

Введение……………………………….. 552

Глава I. Гуманизм и Реформация………………….. 556

§ 1. Лоренцо Валла……………………….. 556

§ 2. Джордано Бруно………………………. 560

§ 3. Макиавелли…………………………. 565

§ 4. Лютер……………………………. 570

Глава II. XVII в…………………………….. 578

§ 1. Декарт……………………………. 578

§ 2. Спиноза…………………………… 583

§ 3. Гроций……………………………. 590

§ 4. Гоббс…………………………….. 595

§ 5. Локк………………………………603

Глава III. XVIII в…………………………….611

§ 1. Этический сентиментализм………………….611

§ 2. Мандевиль…………………………..628

§ 3. Дидро……………………………..631

§ 4. Гельвеций……………………………638

§ 5. Руссо………………………………645

Глава IV. Немецкая классическая философия XVIII-XIX вв……..651

§ 1. Кант………………………………651

§ 2. Гегель……………………………..659

§ 3. Фейербах……………………………667

Литература …………………………….672

Раздел седьмой. Европа: XIX-XX вв………………….663

Глава I. Антинормативный поворот в этике……………..673

§ 1. Шопенгауэр ………………………….673

§ 2. Маркс и марксистские традиции ………………680

§ 3. Ницше……………………………..687

Глава II. Основные этические учения…………………696

§ 1. Утилитаризм……………………………696

§ 2. Эволюционная этика……………………..703

§ 3. Прагматизм…………………………..710

§ 4. Фрейдизм……………………………716

§ 5. Феноменология………………………..723

§ 6. Экзистенциализм……………………….733

§ 7. Аналитическая этика и метаэтика………………742

Глава III. Современные дискуссии и тенденции…………..753

§ 1. Новые споры вокруг старых нормативных программ…..753

§ 2. Прикладная этика……………………….761

§ 3. Постмодернизм………………………..765

Литература …………………………….770

Раздел восьмой. Россия…………………………771

Введение ……………………………….. 771

Глава I. Нравоучение средневековой Руси (XI-XVII вв.)………775

§ 1. Нравоучение как вид христианского учительства……..775

§ 2. Этический «номинализм» нравоучительной литературы……….776

§ 3. Этос религиозного подвижничества: аскетизм, святость, юродство……………………………778

§ 4. Христианский этический идеал, мирское благочестие и житейская нравственность…………………783

Глава II. Нравоучительная философия Просвещения (сер. XVIII — первая треть XIX в.)…………………….786

§ 1. Секуляризация этической мысли …………….. 786

§ 2. Этическое образование. Место этики в системе нравоучительной философии…………,………… 787

§ 3. Нравственное учение масонства……………… 789

§ 4. Эстетический морализм русских романтиков………. 792

Глава III. Нравственная философия: становление этики как самостоятельной науки (вторая половина XIX в.) . ………. 794

§ 1. Утилитарная переоценка морали: нигилистический и утопический морализм 60-х годов………………. 794

§ 2. Моральный метод в социологии: социальный морализм народничества (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский)…… 795

§ 3. Этическое «оправдание» христианства: этика «абсолютного добра» Ф.М. Достоевского; этика «непротивления злому» Л.Н. Толстого……………………. 798

§ 4. Православно-христианское учение о нравственности: богословский морализм……………………. 801

§ 5. «Научное» обоснование этического идеализма: этико-психологический синтез К.Д. Кавелина ….. 806

§ 6. Этико-правовые учения и их роль в становлении автономной этики………………………….. 808

§ 7. Метафизический поворот в этике (80-90-е годы)…….813

§ 8. Нравственная философия как система: этика «соборного добра» B.C. Соловьева…………………… 822

§ 9. Этические итоги конца XIX в……………….. 827

Глава IV. Философская этика: от этической автономии к институциональной морали (XX в.)…… 829

§ 1. Этический «ренессанс» начала века (1900-1922) ……. 831

§ 2. Основные направления этической мысли………… 839

§ 3. Пореволюционный этический идеализм в России (1918-1922)…………………………. 854

§ 4. Этический «раскол»: моральная идеология в Советской России и этика русского зарубежья (сер. 20-х — кон. 50-х годов) ……………………………. 858

§ 5. Неортодоксальные этические учения в Советской России…………863

§ 6. Этика русского зарубежья: основные учения………. 867

§ 7. Советская этика. Общая характеристика (60-80-е годы)……..887

§ 8. Российская этика. Основные тенденции развития (90-е годы) …………………………. 892

Литература……………………………. 894

Приложение. Этика ненасилия…………………… 896




 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.