Автор: Тит Флавий Климент (Климент Александрийский) (150 — 213 (?))
Название: Строматы. Оглавление по книге «ОТЦЫ И УЧИТЕЛЯ ЦЕРКВИ III ВЕКА. АНТОЛОГИЯ», Т. 1
Файл: htm, txt
Размер: 6,26 Mb
Изд.: «Либрис», Москва
Год: 1996
Составитель иеромонах Иларион (Алфеев)
Содержание
Первая книга
1. Общее предисловие. О стиле, жанре, целях и задачах {Стромат}. О пользе знания греческой науки и философии. 1,1 — 21,3
2. Греческая философия и наука как начальное образование.
2.1. Об опасности увлечения софистикой. Философия как упражнение для ума. 22,1 — 58,4
2.2. Краткая история греческой философии. 59,1 — 100,5
2.3. Хронология истории древнего мира, включающая в себя различные легендарные сведения из эллинских, римских и иудейских источников. Жизнь Моисея (на основании одноименного сочинения Филона). 101,1 -179,4
3. Заключительные замечания: греки «дети» по сравнению с варварами (cf. Plato, Tim. 22 b). Историческая зависимость греческой философии от варварской мудрости. 180,1 -182,3
{Заключительное предложение: конец первой книги Стромат}.
Вторая книга
1. Краткие предварительные замечания. 1,1 — 3,5
2. Вера как основание знания. Критика воззрений Василида и Валентина, философские и евангельские представления о вере как основании знания и мудрости. 4,1 — 96,4
3. Цель и смысл человеческой жизни. Идеал «уподобления Богу», роль аскетизма и самоконтроля, мнения философов о цели человеческой жизни и счастье, высшее благо согласно Платону. 97,1 — 136,3
4. О браке и сексуальной жизни.
4.1 Предварительные замечания. Закон и христианские писания о браке.
{Краткое заключительное замечание о том, что «об этом достаточно и следует перейти к дальнейшему»}. 137,1 — 147,5
Третья книга
Какое-либо предисловие к третьей книге отсутствует.
4.2 Ложные учения о браке гностиков Валентина, Василида и карпокраниан. 1,1 — 11,2
4.3 Критика теорий крайнего аскетизма (Орфей, Гераклит, пифагорейцы, Платон, Маркион и др.) 12,1 — 24,3
4.4 Критика излишней вседозволенности некоторых гностиков, ведущей к разврату. Краткий итог. 25,1 — 78,5
4.5 Христианское учение о браке. 79,1 — 104,5
4.6 Заключение: о важности соблюдения меры и золотой середины во всем.
Заключительное предложение: конец третьей книги Стромат. 105,1 -110,3
Четвертая книга
1. Предисловие. План дальнейшего изложения. Климент говорит, что он намеревается далее рассмотреть вопрос о смысле мученичества, а затем перейти к описанию истинного гностика и мудреца. Затем предполагается рассмотреть символизм и остановиться более подробно на греческой философии для того, чтобы показать какую пользу христианин может извлечь из нее. Дается обещание после этого рассмотреть «учение о первопринципах», а затем перейти к теологии закона, пророков и Евангелия. 1,1 -3,4
2. Замечание о смысле и названии {Стромат}. 4,1 -7,4
3. Греки и варвары о ценности подлинной доблести и самопожертвования. 8,1 — 69,4
4. Христианское учение о смысле самопожертвования. Критика воззрений Василида и Валентина. Свидетельство Климента Римского. 70,1 — 117,5
5. О том, что женщины, как и мужчины, способны достигнуть совершенства. Примеры из жизни замечательных женщин. 118,1 — 129,5
6. Описание идеального христианина и мудреца — истинного гностика. 130,1 — 172,3
{Заключение или заключительные слова отсутствуют}.
Пятая книга
1. Вводное предложение: Климент говорит, что описав истинного гностика, он снова переходит к вопросу о вере. 1,1
2. Вера, поиск и знание.
2.1. Гармония знания и веры. 1,1 — 3,1
2.2. Валентин, Василид и Маркион о вере. 3,2 — 4,4
2.3. Путь от веры к знанию. Замечание о плагиате эллинов. 5,1 — 13,4
2.4. Вера и надежда. 14,1 — 15,5
2.5. О природе небесной сущности и эманации Логоса. 16,1-8
2.6. О поиске, вере и неверии. 17,1 -18,5
3. Символизм и эзотеризм.
3.1. Предварительные замечания: об универсальности символических учений. 19,1 — 20,2
3.2. Египетские письмена. 19,3 — 21,3
3.3. Эллинские оракулы, различные изречения и поэтические выражения. 21,4 — 24,3
3.4. Символизм Священного писания 25,1 — 26,5
3.5. Пифагорейский символизм. 27,1 — 31,5
3.6. Замечание об универсальности символизма. 32,1
3.7. Символизм скинии. 32,2 — 40,3
3.8. Египетский символизм. 41,1 — 43,3
3.9. Символическое письмо скифского царя. Анахарсис Скифский. 44,1-5
3.10. Символизм эллинских грамматиков. Этимологии. 45,1 — 50,2
3.11. Аллегории Ветхого и Нового Заветов. Послание Варнавы. 51,1 — 55,4
3.12. О смысле символических учений. Эзотеризм философских школ. 56,1 — 59,6
3.13. Апостольское учение о двух степенях посвящения. 60,1 — 66,5
3.14. Теология: отвлечение от материально как первый шаг на пути богопознания. Различные аргументы о непостижимости и неописуемости Бога, об идеях Платона как мыслях Бога. 67,1 — 82,3
3.15. Знание Бога как откровение. 83,1 — 88,5
Замечание о необходимости более подробно остановиться на вопросе зависимости греческой философии от варварской. 89,1
4. О греческих заимствованиях и заблуждениях.
4.1. Мнения философов. 90,2 — 99,3
4.2. Мнения поэтов. Рассуждение прерывается замечаниями о Платоне, числовом символизме и т. д. 99,4 — 133,6
4.3. Заключение: врожденное знание Бога и естественная теология. 133,7 — 141,3
Заключительное предложение, сообщающее о том, что пятая книга на этом заканчивается. 141,4
Шестая книга
Предварительное замечание: о плане шестой и седьмой книг {Стромат}, упоминание о теории образования, развитой в трех книгах {Педагога}. 1,1-4
О стиле {Стромат}. 2,1-4
Замечание о двойственной природе гносиса. 3,1-3
{Продолжение: О греческих заимствованиях и заблуждениях:}
4.4. О плагиате философов и поэтов. 4,1 — 27,5
4.5. О чудесах. 28,1 — 34,3
4.6. Египетские теологи и индийские гимнософисты. 35,1 — 38,11
5. О естественной теологии и справедливости божественного провидения. О единстве откровения и общечеловеческой значимости христианства. Приводится свидетельство из Проповедей Петра, цитируется Валентин и Исидор. Говорится об ограниченности греческой философии и подчеркивается роль наставника в процессе образования. Философия ведет к истинному гносису. 39,1 — 70,4
6. Образ истинного гностика. 71,1 — 83,2
7. Использование гностиком знаний, полученных их различных наук. Числовой символизм, геометрия, музыка, астрономия, диалектика. Значение образования для гностика. 84,1 — 95,4
8. Природа гностическкого знания. Ошибочность еретических воззрений о врожденном знании и невольном грехе. Неутилитарность гносиса. Отношение гностика к семье, гностическая молитва и праведность. 96,1 — 104,3
9. Подобие церковной и небесной иерархий. Канон, небесная обитель покоя. Понятие покоя. 105,1 — 114,5
10. О таинственном смысле писаний. Об использовании философии для обнаружения истины, ограниченность учения всех школ, кроме тех, учение которых основано на апостольском предании. Церковный канон, универсальный характер «языка пророчеств». 115,1 — 132,5
11. Гностическое толкование десяти заповедей. Числовой символизм. 133,1 — 148,6
12. Заключение: теология и философия. О {подражании Богу}, правде {в самих вещах} и суждениях {о вещах}, вере как основании знания, философии как начальном образовании. Определение {разумения}. Аргументы в пользу божественного происхождения философии. Философия как развлечение для гностика в свободное от трудов время. Универсальность христианского знания и его общечеловеческая значимость. 149,1 — 168,3
{Заключительное предложение: Климент говорит, что портрет истинного гностика им нарисован. Теперь перейдем, говорит он, к его отношению к природе (вероятно, этике), а затем обсудим предметы, связанные с учением о сотворении мира (не сказано, библейским или философским)}. 168,4
Седьмая книга
1. Вводные замечания. Климент говорит, что он намеревается показать грекам, что гностик воистину благочестив, то есть исполнить обещанное в самом начале пятой книги {Стромат}. 1,1
2. Идеал гностической жизни. Божественный Логос и его различные функции. Идеал уподобления Богу. Осуждение идолопоклонства. О созерцательной жизни. Этапы совершенствования. 1,1 — 59,7
3. Портрет совершенного мудреца и гностика и описание идеальной созерцательной жизни. 60,1 — 92,7
4. Священное писание и церковное предание — критерии истинности учения. Необходимость им следовать. Критика ложных экзегетов. Итог: авторитет церковной традиции. 93,1 — 108,2
5. Appendix: Аллегория «чистой» и «нечистой» жизни и различие между церковью и еретиками. 109,1 -110,3
6. Заключение. Климент сообщает, что он достаточно сказал об этике, еще раз отмечает особенность стиля {Стромат} (сравнивая их с рыбным ассорти — вспомним Атенея, см. прим. 18) и обещает перейти к обещанному и новому. 110,4 — 111,3
{Заключительное предложение: конец седьмой книги Стромат}. 111,4
Все. На этом {Строматы} заканчиваются. Далее следуют «записные книжки» Климента, которые явно не полны. Восьмая книга начитается с «Однако… «