Лосев А.Ф. Т7. История античной эстетики. Последние века.

Автор: Лосев А.Ф.

Название: Т7. История античной эстетики. Последние века.

Файл:  html

Размер:  2.69 Мb

Изд.: М.: «Искусство»

Год: 1988

 

Содержание

КНИГА ПЕРВАЯ
От автора

Часть Первая
РАННИЙ РИМСКИЙ НЕОПЛАТОНИЗМ
I. ОБЩАЯ ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ
§1. Амелий
1. Общие сведения. – 2. Учение о трех умах-демиургах. – 3. Использование гипотез «Парменида». – 4. Другие учения Амелия. – 5. Заключение.

§2. Порфирий. Общие сведения
1. Некоторые факты биографии. – 2. Сочинения Порфирия. – 3. Общее содержание сочинений Порфирия. – 4. К вопросу о современной методологии изучения Порфирия.

II. РАЗРАБОТКА ОТДЕЛЬНЫХ ФИЛОСОФСКИХ ОБЛАСТЕЙ У ПОРФИРИЯ
§1. История и теория философии
1. История философии. – 2. Три ипостаси. – 3. Возможность более насыщенной концепции демиургии. – 4. Диалектика. – 5. «Формальная» логика. – 6. Еще один оригинальнейший момент логики Порфирия.

§2. Специально о «душе» и «теле»
1. Психология и соматология. – 2. Некоторые детали. – 3. Заключение о психологии и соматологии.

III. ЭТИКА И РЕЛИГИЯ
§1. Письмо Порфирия к египетскому жрецу Анебону
1. Содержание письма. – 2. Основные идеи письма. – 3. Сообщения Августина. – 4. Самокритика у Порфирия и его положительный взгляд. – 5. Глубинно-исторический смысл письма к Анебону.

§2. Демонология Порфирия
1. Содержание демонологии. – 2. Философско-мифологический фон. – 3. Попытка новой классификации демонов.

§3. Умозрительно-регулятивный смысл мифологии
1. «Этика» Порфирия. – 2. Трактат «О философии из оракулов».

IV. НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ВВЕДЕНИЕ В ЭСТЕТИКУ
§1. Необходимое напоминание
§2. «Введение в «Гармонику» Птолемея»
1. Критерии музыкальной гармонии. – 2. Иерархия познавательных способностей. – 3. Необходимость сочетания двух основных критериев. – 4. Заключение. – 5. Некоторые уточнения.

§3. «Исходные пункты»
1. Упоминания о первоедином. – 2. Душа – энергийный логос ума. – 3. Красота есть результат творчества души на основе неаффицируемо продуцирующего ума. – 4. Неаффицируемость и неразрушимость. – 5. Специально о самодвижности неаффицируемой энергии. – 6. Выводы для мифологической эстетики.

V. ДВА СПЕЦИАЛЬНО ЭСТЕТИЧЕСКИХ ТРАКТАТА
§1. «Об изваяниях»
1. Общее замечание. – 2. Единственный положительный теоретический принцип. – 3. Примеры традиционно понимаемого теоретического принципа. – 4. Дальнейшие мифологические интерпретации. – 5. Заключение.

§2. «О пещере нимф»
1. Содержание мифа о пещере нимф и его толкования до Порфирия. – 2. Анализ содержания трактата. – 3. Общая символическая установка. – 4. Афина Паллада и ее оливковое дерево. – 5. Пещера и космос. – 6. Нимфы. – 7. Водный источник. – 8. Каменные станки и пурпурная ткань. – 9. Пчелы и мед. – 10. Вход и выход в пещере. Ветры. – 11. Архаическая мифология у Порфирия. – 12. Историко-эстетическое заключение.

VI. «ПИСЬМО К МАРЦЕЛЛЕ». ЗАКЛЮЧЕНИЕ
§1. Письмо к Марцелле
1. Вступительные замечания. – 2. Содержание «Письма». – 3. Вопрос о композиции «Письма». – 4. Идеи «Письма».

§2. Заключение ко всему Порфирию
§3. Переход к Ямвлиху
Часть Вторая
СИРИЙСКИЙ НЕОПЛАТОНИЗМ
I. ЯМВЛИХ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
§1. Биография Ямвлиха и вопрос об его оригинальности
1. Хронология и учителя. – 2. Связь с Александрией. – 3. Вопрос об оригинальности.

§2. Сочинения Ямвлиха
1. Перечень сочинений Ямвлиха. – 2. Вопрос о хронологии сочинений Ямвлиха.

II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЯМВЛИХА В ЦЕЛОМ
§1. Вступительные замечания
1. Общее значение теоретической философии. – 2. Исконная игнорация и современный переворот. – 3. Начало нового отношения к Ямвлиху. – 4. Исследование Дж. Диллона.

§2. Единое и ноуменальная сфера
1. Единое и числа. – 2. Ноуменальная сфера и ее триадическое строение. – 3. Интеллигибельный и интеллектуальный ум. – 4. Детали основной ноуменальной триады.

§3. Душа и космос
1. Душа в чистом виде. – 2. Индивидуальные души. – 3. Намек на учение о творческой фантазии. – 4. Общий характер учения Ямвлиха о душе. – 5. Время и пространство как функции мировой души. – 6. Природа и материя. – 7. Использование гипотез «Парменида». – 8. Переход к дальнейшему (о необходимости использования философско-стилистического метода).

III. ОСНОВЫ СИМВОЛИЗМА В ЦЕЛОМ
§1. «Свод пифагорейских учений»
1. Жанр сводки. – 2. Жанр введения. – 3. Пифагорействующий платонизм. – 4. Аритмология и теургия.

§2. «О пифагорейской жизни»
1. Введение. – 2. Основной метод философии. – 3. Символизм. – 4. Вопросы воспитания. – 5. Платонизм. – 6. Специфика стиля трактата.

§3. «Протрептик» («Увещание»)
1. Пифагорейский и общий метод. – 2. Специфика нового способа интерпретации символов. – 3. Влияние Платона. – 4. Ямвлих и Аристотель. – 5. Многоплановость символа.

§4. «О науке общей математики»
1. Характеристика трактата в целом. – 2. Способ изложения. – 3. Область чисел и область души. – 4. Общее место числа в научно-смысловой области и его значение во всех сферах жизни.

§5. «О Никомаховом введении в арифметику»
1. Общая установка. – 2. Исторические источники и оригинальность трактата. – 3. Определение числа. – 4. Основные типы числа.

§6. Значение последнего трактата в общей системе символизма
§7. Эстетическая терминология «Свода»
1. «Красота» и «мудрость». – 2. Другие термины. – 3. «Символ» и «миф».

IV. МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА
§1. Что такое миф?
1. Понятие мифа. – 2. Общее разделение мифологических категорий.

§2. Природа богов, демонов, героев и душ
1. Боги. – 2. Демоны. – 3. Герои. – 4. Души.

§3. Классификация богов
1. Отличие от Плотина. – 2. Формальная классификация. – 3. Необходимые теоретические уточнения. – 4. Замечание общеисторического характера. – 5. Имена богов. – 6. Замечания по поводу классификации богов. – 7. Вопрос о судьбе.

§4. Классификация прочих мифологических существ
1. Данные предыдущих текстов. – 2. Новая классификация. – 3. Анализ новой классификации.

§5. Специальная эстетическая терминология
1. Красота и благо. – 2. Красота и ее структуры. – 3. Красота и ее общая функция. – 4. Красота и ее специальная функция. – 5. Красота и. ее общая структурная функция. – 6. Красота и ее специальная структурная функция. – 7. Детализация этой разновидности эстетической функции (принцип порядка). – 8. Принцип меры и гармонии. – 9. Мифологически-эстетические элементы в общефилософской терминологии.

V. АРИТМОЛОГИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА
§1. Вступительные замечания
§2. Единица и двоица
1. Единица (monas). – 2. Двоица (dyas).

§3. Числа 3-9
1. Троица (trias). – 2. Четверица (tetras). – 3. Числа пять-девять.

§4. Десятерица (decas)
1. Парадигма гармонической вечности. – 2. Соответствующая терминология. – 3. Отличие десятерицы от единицы.

§5. Общая характеристика трактата
1. Отрицательные черты. – 2. Положительные черты. – 3. Заключение.

§6. Историко-литературная справка
1. Современные исследователи. – 2. Два непосредственных предшественника «Теологумен». – 3. «Теологумены» и Никомах. – 4. «Теологумены» и Анатолий.

VI. ТЕУРГИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА
§1. Необходимые исторические сведения в связи с трактатом «О египетских мистериях»
1. Происхождение и назначение трактата. – 2. Название трактата. – 3. Вопрос об авторстве. – 4. Три возможных, или, вернее сказать, невозможных, источника. – 5. Ямвлих и Платон.

§2. Тематика трактата
1. Религия и философия. – 2. Тематика.

§3. Основная проблематика. Условия возможности мистериальной теургии
1. Общее изложение вводной части. – 2. Проблематика в собственном смысле. – 3. Логика культа. – 4. Сущность теургии и мистерии.

§4. Обзор отдельных типов теургии
1. Ноуменальные критерии явления высшего в низшем. – 2. Мантика. – 3. Жертвоприношения. – 4. Молитва.

§5. Обобщение всех типов мистериальной теургии при помощи учения о символах
1. Универсальный символизм. – 2. Символ и судьба. – 3. Символ и человеческое блаженство. – 4. Общее заключение трактата.

§6. Формальная структура философского метода
1. Неправильность традиционного взгляда. – 2. Разделение и соединение. – 3. Принцип (archē), основание (aitia), предположение (hypothesis). – 4. Интерпретация (exēgeisthai, hermeneyein), апория и разрешение. – 5. Вывод.

§7. Систематическая проблематика трактата в целом
1. Высший мир. – 2. Мантика, культ и молитва. – 3. «Монотеизм» и «судьба». – 4. Естественность для Ямвлиха формально-методологической структуры проповедуемой у него теургии. – 5. В чем же, в конце концов, заключается ответ Ямвлиха на сомнения Порфирия?. – 6. Небезынтересные биографические параллели.

§8. Из терминологии
1. «Красота» и «мудрость». – 2. Другие термины.

VII. ТРАДИЦИЯ И НОВАТОРСТВО У ЯМВЛИХА
§1. Ямвлих и Платон
1. Ямвлих и платоновская традиция. – 2. Метод комментирования Платона у Ямвлиха. – 3. Ямвлих и содержание платонизма. – 4. Некоторые текстуальные заимствования у Платона.

§2. Ямвлих и Аристотель
1. Аристотелизм до Ямвлиха. – 2. Объективистская позиция Ямвлиха. – 3. Логическая направленность использования Аристотеля. – 4. Онтологическая база логической системы.

§3. Платоно-аристотелевский метод
1. Интерпретация и метод. – 2. Genos, «род». – 3. Scopos, «цель». – 4. Принципиально оценочное отношение к интерпретируемым текстам.

§4. Ямвлих и пифагорейство
1. Аритмологизм. – 2. Символизм. – 3. Теургизм.

§5. Ямвлих, Порфирий, Плотин
1. Вековой предрассудок. – 2. «Правильная» теургия. – 3. Теургия и умозрение. – 4. Плотин о мировой симпатии. – 5. Мировая симпатия у Порфирия и Ямвлиха. – 6. Умеренный характер магической практики. – 7. Результат сопоставления трех мыслителей.

VIII. УЧЕНИКИ ЯМВЛИХА
§1. Феодор Асинский
1. Введение. – 2. Триадическая диалектика. – 3. Краткая сводка триадической диалектики. – 4. Одно очень важное разъяснение. – 5. Элементы диалектики мифа. – 6. Феодор и Нумений. – 7. Феодор и Плотин. – 8. Феодор и Порфирий. – 9. Феодор и Ямвлих. – 10. Феодор и Прокл.

§2. Другие ученики Ямвлиха
1. Сопатр Апамейский. – 2. Дексипп.

§3. Аристид Квинтилиан
1. Вопрос о хронологии трактата. – 2. Определения и разделения музыки. – 3. Музыка и гармония сфер. – 4. Космически-числовая природа музыки. – 5. Общий вывод.

§4. Переход к пергамскому неоплатонизму
1. Теургия как принцип и теургия как система. – 2. Проблема мифологии и эстетики. – 3. Миф есть предельно и субстанциально данная теургема.

Часть Третья
ПЕРГАМСКИЙ НЕОПЛАТОНИЗМ
I. ВВЕДЕНИЕ
1. Основатель школы
2. Представители школы
II. САЛЛЮСТИЙ
§1. Общие сведения и анализ трактата Саллюстия
1. Общие сведения. – 2. Содержание трактата Саллюстия. – 3. Анализ системы.

§2. Определение мифа и учение о богах
1. Определение мифа. – 2. Классификация богов. – 3. Имена богов.

§3. Историко-литературный фон трактата
1. Несколько текстовых параллелей. – 2. Пять типов толкования мифов. – 3. Некоторые важные подробности в мифах о воздействии богов на космос и на людей. – 4. Историко-эстетический вывод.

III. ЮЛИАН
§1. Введение
1. Вступительные замечания. – 2. Биография и общая характеристика. – 3. Обстановка раннего философствования. – 4. Сочинения.

§2. Речь «К царю Солнцу»
1. Содержание речи. – 2. Теоретический анализ концепции Гелиоса. – 3. Исторический контекст концепции Юлиана.

§3. Речь «К Матери богов»
1. Содержание речи. – 2. Оригинальные черты. – 3. Противоречия.

§4. Другие рассуждения Юлиана о мифологии
1. Речи VII и III. – 2. «Против христиан». – 3. Восторженный стиль мифологии.

§5. Личность и стиль
1. Литературный стиль произведений Юлиана как показатель его эстетического мировоззрения. – 2. Личность Юлиана как показатель его эстетического мировоззрения. – 3. Трагический общественно-политический фон. – 4. Между язычеством и христианством. – 5. Трагическая раздвоенность. – 6. Некоторые иллюстрации.

§6. Литература в связи с Юлианом
1. Христианские критики Юлиана. – 2. Отечественные исследователи Юлиана.

§7. Переход к афинскому неоплатонизму
1. Миф есть субстанциальное тождество идеи и материи. – 2. Заметка о термине «теургия». – 3. Конструктивная мифология. – 4. Необходимое условие для перехода от конструктивной мифологии к систематически-диалектической.

КНИГА ВТОРАЯ
Часть Четвертая
АФИНСКИЙ НЕОПЛАТОНИЗМ
I. ДО ПРОКЛА
§1. Плутарх Афинский
1. Жизнь и сочинения. – 2. Основная установка. – 3. Учение о фантазии.

§2. Гиерокл Александрийский
1. Общее направление. – 2. Космическая иерархия. – 3. Эфирное тело.

§3. Сириан и Домнин
1. Общие сведения о Сириане. – 2. Развитие основной неоплатонической триады. – 3. Упоминание о световом теле. – 4. Домнин из Лаодикии или Ларисы.

§4. На ближайших подступах к Проклу
1. Упорядочение первых двух основных неоплатонических ипостасей. – 2. Сущность триадизма Прокла. – 3. Простейший способ понимания античного мифа. – 4. Жизненный смысл мифологии. – 5. Диалектика реальных мифов.

II. ПРОКЛ
§1. Жизнь и сочинения
1. Общие сведения. – 2. Перечень сочинений.

§2. Аналитический обзор главнейших сочинений
1. «Первоосновы теологии». – 2. «Платоновская теология». – 3. Общая характеристика комментариев Прокла к отдельным диалогам Платона. – 4. Комментарий к «Алкивиаду I». – 5. Комментарий к «Кратилу». – 6. Комментарий к «Государству». – 7. Комментарий к «Пармениду». – 8. Комментарий к «Тимею».

§3. Философская система в целом
1. Метод философии. – 2. Единое и числа. – 3. Ноуменальная сфера. – 4. Космическая душа и космос. – 5. Пространство, время, вечность. – 6. Материя. – 7. Исторический контекст термина «вечность». – 8. Некоторые другие весьма важные понятия и термины.

§4. Диалектика мифа
1. Боги доноуменальные. – 2. Боги ноуменальные. – 3. Необходимые разъяснения к таблице интеллектуальных богов. – 4. Таблица ноуменальных богов. – 5. Боги посленоуменальные. – 6. Одно очень важное разъяснение о различии отца и творца. – 7. Таблица посленоуменальных богов. – 8. Необходимые дополнительные разъяснения к посленоуменальной и общекосмической области. – 9. Использование платоновского «Парменида» для диалектики мифа. Боги доноуменальные. – 10. То же. Боги ноуменальные. – 11. То же. Боги посленоуменальные. – 12. Выводы.

§5. Двенадцать типов единства
1. Весь Прокл – славословие всеединству. – 2. Шесть типов единства в связи с первой неоплатонической ипостасью. – 3. Обзор последующих типов единства. – 4. Типы единства у Прокла в связи со второй платоновской гипотезой. – 5. Общий вопрос о количестве типов единства у Прокла. – 6. Три вопроса. – 7. Два варианта учения о гипотезах у Прокла в связи с проблемой единства. – 8. Необходимость и непреложность для Прокла огромного количества типов единства.

§6. Восемь основных типов триады
1. Общий взгляд. – 2. Сущность триады. – 3. Единственно возможный принцип классификации. – 4. Доноуменальные триады. – 5. Бытийно-ноуменальные триады. – 6. Понятийные и собственно мыслительные ноуменальные триады. – 7. Вопрос о посленоуменальных типах триады. – 8. Типы триад в связи с круговой природой триады вообще. – 9. Диалектическая сущность триады. – 10. Эстетическая природа триады.

§7. Генологически-триадический гипотетизм как обоснование всякого мышления и бытия
1. Сущность вопроса. – 2. Вопрос об античной гипотезе в современной науке. – 3. Красота точки. – 4. Красота круга. – 5. Геометрическая фантазия. – 6. Эстетическое значение теории гипотезы.

§8. Символическое толкование мифологии
A. КЛАССИКА (миф как объект)
Б. ЭЛЛИНИЗМ (миф как субъект)
B. НЕОПЛАТОНИЗМ ДО ПРОКЛА
Г. ПРОКЛ
Д. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

§9. Наука, искусство, мораль и религия
A. НАУКА
Б. ИСКУССТВО
B. МОРАЛЬ И РЕЛИГИЯ

§10.Специальный очерк эстетики
1. Трактат «О единении и красоте», сконструированный Фр. Крейцером на основе комментария Прокла к «Алкивиаду I». – 2. Благо, красота, справедливость. – 3. Красота и благо. – 4. Красота и справедливость. – 5. Красота и душа. – 6. Аргументация в защиту всегдашней красоты и единства справедливости. – 7. Самодовление красоты и ее утилитарно-производственный характер. – 8. Значение эстетики Прокла для методологии всей истории античной эстетики..

§11.Заключительная характеристика
1. Из истории изучения Прокла в прошлом. – 2. Теология и теософия. – 3. Теургия и мифология. – 4. Философская эстетика Прокла в одной фразе. – 5. Личность Прокла. – 6. Общественно-политический и вообще культурно-исторический смысл «истинного вакханства» «чистого мышления». – 7. Гимны Прокла как наилучшая характеристика его философско-эстетического символизма.

III. СОВРЕМЕННИКИ И ПРЕЕМНИКИ ПРОКЛА
§1. Последние схолархи Платоновской Академии
1. Общие сведения. – 2. Марин. – 3. Исидор.

§2. Дамаский
1. Общие сведения. – 2. Композиция трактата «О первых принципах». – 3. Общее учение о первопринципе, включая всю доноуменальную ступень. – 4. Интеллигибельное. – 5. Интеллигибельно-интеллектуальное. – 6. Интеллектуальное. – 7. Посленоуменальная область. – 8. Сверхкосмическая ступень. – 9. Сверх-и-внутрикосмическая ступень. – 10. Внутрикосмическая ступень. – 11. Девять гипотез в связи с использованием платоновского «Парменида». – 12. Заключение.

§3. Ученики и современники Дамаския
IV. ГИПОТЕЗЫ «ПАРМЕНИДА» ПЛАТОНА
В СВЯЗИ С ИСТОРИЕЙ ИХ ИСТОЛКОВАНИЯ В АНТИЧНОМ НЕОПЛАТОНИЗМЕ
§1. Вступление и первые две гипотезы
§2. Третья и четвертая гипотезы
§3. Последние четыре гипотезы
§4. Сводная таблица неоплатонических интерпретаций платоновского «Парменида»
§5. Заключение
Приложения
I. Порфирий. «О пещере нимф»
II. Ямвлих. «Теологумены арифметики»
Библиография




 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.