Мефодий Патарский. Пир десяти дев.

Автор: священномученик Мефодий Олимпийский, епископ Патарский.

Название:    Пир десяти дев или о девстве.

Файл:  fb2, pdf

Размер:  402 Kb, 670 Kb

 

 

Содержание:

Речь I. Маркелла
Глава I. Трудность и превосходство девства. – Упражнение в учении необходимо для дев.
Глава II. Девство – небесное растение, поздно узнанное. – Как устроено возвышение человека к совершенству.
Глава III. Браки с сестрами прекращены обрезанием Авраама. Со времен пророческих отвергнуто многоженство. Самая супружеская чистота ограничена.
Глава IV. Один Христос научил девству, открыто предсказывая царство небесное. Уподобление Богу должно совершаться при свете божественных добродетелей.
Глава V. Христос, сохранив плоть нерастленною в девстве, побуждает к соблюдению девства. Небольшое число девственников в сравнении с множеством других святых.

Речь II. Феофила
Глава I. Похвалою девству не уничтожаются браки.
Глава II. Рождение подобно образованию первой Евы из ребра и кости Адама. – В обыкновенном рождении Бог есть Создатель людей.
Глава III. Толкование места из Писания. Незаконнорожденные бывают не только верующими, но иногда и предстоятелями.
Глава IV. Объяснение человеческого рождения и действия в нем Божия.
Глава V. Святой Отец продолжает изъяснять тот же предмет.
Глава VI. Попечение Божие и о незаконнорожденных людях. – Им даны Ангелы хранители.
Глава VII. Разумная душа – от самого Бога. Девство – не единственное благо, хотя лучшее и предпочтительное.

Речь III. Фалия
Глава I. Сравнение слов книги Быт.2:23, 24, с словами Ап. Павла в послании к Еф.5:28–32.
Глава II. Переходы в речах Ап. Павла. – Характер его учения, не заключающего в себе никаких противоречий. – Небезопасно обращать все в аллегорию.
Глава III. Сравнение первого и второго Адама.
Глава IV. Продолжение о том же предмете.
Глава V. Изъяснение места из пророчества Иеремии.
Глава VI. Целостное число духовных овец. Человек – второй после Ангелов лик во славу Божию. Объяснение притчи о погибшей овце.
Глава VII. Дела Христовы, свойственные Богу и человеку, принадлежат Ему самому, как единому.
Глава VIII. Кости и плоть Премудрости. Ребро, из которого образована духовная Ева, есть Дух Святый. Жена, помощница Адама, есть обрученные Христу девы.
Глава IX. Действие благодати в Апостоле Павле.
Глава X. Учение того же Апостола о целомудрии.
Глава XI. О том же предмете.
Глава XII. Павел – пример для вдовых и тех, которые могли бы не иметь жен.
Глава XIII. Объясняется учение Павла о девстве.
Глава XIV. Девство есть дар Божий, и решимость на него не всяким безрассудно должна быть принимаема.

Речь IV. Феопатра
Глава I. Необходимо прославлять добродетель всякому, у кого есть к тому способность.
Глава II. Целомудрие и девство даны Богом в охрану людям, чтобы они избавлялись от нечистоты пороков.
Глава III. Объясняется псалом Давида: На реках Вавилонских и пр. Что означают арфы, повешенные на вербах? Верба – символ девства. Вербы, напоенные водами.
Глава IV. Писатель продолжает объяснения того же места.
Глава V. Свойства девственниц, которыми украсившись они усвояются одному мужу – Христу.
Глава VI. Девство везде и всегда должно быть соблюдаемо и восхваляемо.

Речь V. Фаллуса
Глава I. Обет девства есть великое приношение.
Глава II. Что значит принесение Авраамом в жертву трилетней телицы, трилетней козы и трилетнего овна? Всякий возраст должен быть посвящаем Богу. Трикратная смена стражи и наш возраст.
Глава III. Самое лучшее – с детства упражняться в добродетели.
Глава IV. Какой же обет и посвящение Богу – совершенны?
Глава V. Обет девства и постановление о нем в законе. Виноградные лозы – Христос и диавол.
Глава VII. Церковь находится в средине между тенями закона и небесными истинами.
Глава VIII. Два жертвенника – вдовы и девы. Золото – символ девства.

Речь VI. Агафа
Глава I. Превосходство девы, соблюдающей свою красоту. Душа создана по подобию образа Божия, т.е. Сына. Диавол – обольститель души.
Глава II. Притча о десяти девах.
Глава III. Стремление и предначинания к девству бывают одинаковы, а последствия различны.
Глава IV. Что значит елей в светильниках?
Глава V. Награда девства.

Речь VII. Прокилла
Глава I. Какой истинно-достойный способ хваления? Отец больше Сына по силе начала, но не по существу. Девство – лилия. Души верных и девы; единая невеста единого Христа.
Глава II. Объяснение места из Песни Песней: 4:9–12.
Глава III. Девы, как мученицы, занимают первое место между близкими ко Христу.
Глава IV. Объяснение места из книги Песнь Песней, 4:7–8. Царицы – души святых, живших до потопа. – Сожительницы – души пророков. – Божественное семя для рождения духовных плодов в книгах пророков. – Как бы тайный брак Слова с пророческими душами.
Глава V. Шестьдесят цариц: почему исчислено шестьдесят, и почему они названы царицами? Превосходство святых первого века.
Глава VI. Кто такие восемьдесят сожительниц? Преподанное пророками учение о воплощении.
Глава VII. Девицы – древние праведники. Церковь – единственная невеста, превосходнее всех прочих.
Глава VIII. Человеческая природа Христа – единственная голубка Его.
Глава IX. Девы следуют непосредственно за царицею и невестою.

Речь VIII. Фекла
Глава I. Производство снова παρθενία (девство) в смысле почти обожествления. Добродетель (αρετή) почему так называется?
Глава II. Высокий образ мыслей и твердость святых дев. Вступление дев в блаженные обители прежде других.
Глава III. Жребий и наследие девства.
Глава IV. Увещание к соблюдению девства. – Предлагается объяснение места из Апок.12:1–6.
Глава V. Жена, рождающая при враждебном драконе, есть Церковь; ее священнослужение и благодать.
Глава VI. Дело Церкви – рождение детей в крещении. Она как бы свет луны при крещении. – Полнолуние страдания Христова.
Глава VII. Рождение от жены в Апокалипсисе есть рождение не Христа, а верующих – в крещении.
Глава VIII. Мужи суть верующие, в крещении уподобляющиеся Христу. – Святые сами – помазанники.
Глава IX. Сын Божий, Который сам всегда существует, ныне рождается в душах и чувствах верующих.
Глава X. Дракон – диавол. – Звезды, увлеченные с неба хвостом дракона, – еретики. – Числа Троицы, т.е. исчисление лиц Ее. – Заблуждение касательно их.
Глава XI. Жена, родившая сына и живущая в пустыне, есть Церковь. – Пустыня дев и святых. – Совершенство чисел и тайн. – Равенство и совершенство числа шести. – Приложение числа шести ко Христу. – Из этого же числа создание мира и вся стройность его.
Глава XII. Девы приглашаются к подражанию Церкви, живущей в пустыне и побеждающей дракона.
Глава XIII. Седмь диадим зверя низлагается победоносным девством. Десять рогов дракона – противоположные десяти заповедям пороки. Мысль о судьбе – величайшее зло.
Глава XIV. Учение математиков, поколику оно относится к познанию звезд, не совсем достойно отвержения. – Двенадцать знаков Зодиака – названия баснословные.
Глава XV. Доказательства от новизны судьбы и рока. – Древние люди – золотой род. – Сильные доказательства против (веровавших в рок) математиков.
Глава XVI. Другие многочисленные доказательства, направленные против тех же математиков.
Глава XVII. Желания плоти и духа: порок и добродетель.

Речь IX. Тисиана
Глава I. Девство – главное украшение истинной кущи. – Что означает седмь дней, предписанных Иудеям для празднования кущей? – Неизвестность предела этого седмеричного числа, и никому не открыто, когда совершится будущее окончание мира. – Устройство мира еще продолжается.
Глава II. Прообраз, образ, истина, – закон, благодать, слава. Человек создан бессмертным. – Смерть введена для истребления греха.
Глава III. Каким образом каждый должен приготовляться к будущему воскресению?
Глава IV. Ум, очистившись от пороков, становится проницательнее. Украшение души и порядок добродетелей. Любовь – ветвиста и плодовита. – Девство – крайнее из всех украшений. – Самое пользование браком должно быть целомудренно.
Глава V. Тайна кущей.

Речь X. Домнина
Глава I. Одно девство производит и совершает то, что душа управляется наилучшим образом.
Глава II. Изъяснение места Судей 9:8–15. Аллегорическое сказание о деревьях, искавших себе царя.
Глава III. Терновник и агнос – символ девства. – Четыре Евангелия, т.е. провозвестия или правила, руководящие ко спасению.
Глава IV. Закон недействителен для спасения. – Последний закон девства под видом терновника.
Глава V. Подражательная во всем злоба диавола. – Два рода смоковниц и виноградных лоз.
Глава VI. Тайна видения пророка Захарии.

Речь XI. Арета
Глава I. Истинных и непорочных девственниц – немного. – Девство – подвиг. – Фекла – главнейшая из дев.
Глава II. Фекла стройно поет песнь, а прочие девы подпевают ей. Иоанн Креститель – исповедник девства. Церковь – невеста Божия, непорочная дева.
Глава III. Кто лучше: воздержные ли, или обладающее невозмутимостью души? Опасность борьбы у девственников. – Счастье невозмутимости. – Чистые и спокойные души – божественны и узрят Бога. – Добродетель, испытанная искушениями, заслуживает предпочтение.




 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.