Откровение Павла.


Название: Откровение Павла.

Откровение святого Апостола Павла: о том, что открылось ему, когда взошел он до третьего неба и был восхищен в рай, и услышал слова неизреченные.[1] (1) Жил один влиятельный человек в городе Тарсе, в доме святого Апостола Павла, во времена благочестивого царя Феодосия и блистательного Грациана.[2] И явился ему ангел Господень, говорящий: «Разобрав основание дома сего, возьми, что найдешь там». Он же принял это за наваждение. (2) Когда же ангел явился ему и на вторую, и на третью ночь, поневоле пошел тот влиятельный человек, разобрал основание дома, и, раскопав землю, нашел ларец мраморный, заключавший Откровение сие. Взяв же, показал его тот человек правителю города. А правитель, увидев ларец, запечатанный свинцом, убоялся, как бы не оказалось в нем нечто иное, и отослал его царю Феодосию. Царь же, получив ларец, повелел переписать Откровение сие и доставить подлинное писание в Иерусалим. Написано же в нем было вот что:
(3) Было слово Господне, обращенное ко мне: Скажи народу сему: Доколе будете вы грешить, доколе будете прибавлять к грехам своим и гневить Бога, создавшего вас, говоря, что вы — чада Авра-амовы, дела же творя сатанинские, пути свои направляя в дерзновении Божием, выставляя напоказ одно лишь имя Его, нищие нищетою греха?

[ 1] Ср. 2 Кор. 12:2-6.
[ 2] Т. е. между 375-385 гг. по Р. X. (годы правления Грациана в Западной Римской империи; Феодосии правил Восточной Римской империей в 373-395 гг.).

Узнайте, сыновья человеческие, что все Творение послушно Богу, и только греховная природа человека гневит Бога. (4) Ибо уже много раз Солнце, великое светило, приходило к Богу, так говоря против людей: «Господь Бог Вседержитель, до каких пор будешь Ты выносить все прегрешения людские? Вели мне, и дотла сожгу их».
И был голос ему: «Долготерпения Моего хватит на все грехи их, лишь бы покаялись. Если же нет — придут ко Мне, и Сам Я буду судить их». (5) И много раз Луна, и звезды приходили к Господу, говоря: «Господь Бог Вседержитель, Ты дал нам власть над ночью, и мы не можем долее терпеть воровства, разврата и кровопролития, чинимых людьми. Вели нам, и мы нашлем на них чудищ».[1] И был голос им: «Долготерпения Моего хватит на них, лишь бы обратились. Если же не обратятся — придут ко Мне и Я буду судить их». (6) Так и море возгласило, говоря: «Господь Бог Вседержитель, осквернили сыны человеческие святое имя Твое. Вели мне — и, поднявшись, скрою я землю и сотру с нее сынов человеческих». И был голос, говорящий: «Долготерпения Моего хватит на них, лишь бы покаялись. А если не покаются, пусть придут ко Мне, и Я буду судить их». (7) Смотрите, сыны человеческие: все творение послушно Богу, одна природа человеческая грешит пред лицем Божиим. Потому прославляйте Бога непрестанно, и более всего — на закате Солнца. Ибо в этот час все ангелы приходят к Богу, чтобы поклониться Ему, и приводят дела человеческие — что сделал каждый с утра до вечера хорошего и дурного.

[ 1] Ср. Откр. Варуха 8 и прим.

И один ангел идет, радуясь о человеке, и пребывает в веселии, другой же идет мрачный. Все ангелы в установленный час собираются для поклонения Богу, чтобы донести о делах людей за каждый день.[1] Вы же, люди, славьте Господа+ непрестанно. (8) И вот, когда в установленный час являются ангелы благочестивых людей, радуясь и распевая, и предстают в преклонении перед Господом, се, Дух Божий говорит им: «Откуда пришли! вы в радости?» Они же в ответ: «Мы здесь от благочестивых мужей — тех, что проводят жизнь свою| во всяческом благочестии, в страхе пред именем Божиим. Повели, Господи, чтобы до конца пребывали они в праведности Твоей». И был голос им: «Хранил Я и сохраню их непорочными в Царствии! Моем». (9) И когда поднялись эти с колен, пришли другие ангелы, радостные ликом, сияя словно Солнце. И се, был голос им: «Откуда пришли вы?» Они же сказали: «Мы здесь от тех, кто отрешился от мира и всего, что есть в мире, ради святого имени Твоего; мы от тех, кто в пустынях, на горах, в пещерах и ущельях земных,[2] спя на земляных постелях и постясь, проводят жизнь свою. Повели нам быть с ними». И был голос: «Идите с миром вместе^ с ними, храня их». (10) Еще не ушли они, как уже,, се, другие ангелы, плача и рыдая, пришли поклониться пред лицом Божиим. И Дух вышел навстречу им, и был им голос: «Откуда пришли вы?» И в ответ сказали они: «Пришли мы от призывающих имя Твое, служащих же природе греха.[3] [ 1] Весь этот отрывок по 11 гл. имеет параллель в Откр. \ Варуха 12-16.
[ 2] Ср. Еер. 11:38.
[ 3] Буквально сказано «веществу (hyle) греха». Ср. упот- j ребление этого слова Иак. 3:5.

Что пользы служить им?» И был голос: «Не переставайте служить им — может быть, они покаются. А если нет, то придут ко Мне — и тогда сам Я буду судить их». Знайте, сыны человеческие, что все, делаемое вами каждый день, ангелы записывают на небесах, — вы же не переставайте прославлять Бога.
(11) И был я в Духе Святом,[1] и говорит мне ангел: «Теперь следуй за мной, и я покажу тебе место праведников — то, куда отходят они после кончины своей». И отправился я вместе с ангелом, и вознес он меня на небеса под самую твердь, и посмотрел я, и увидел власти великие и страшные, полные гнева;[2] изо рта же их исходило пламя огненное, и были на них огненные одежды. И вопросил я ангела: «Кто сии?» И сказал он мне: «Сии суть те, кого пошлют к душам грешников в назначенное время, — ибо не веруют они ни в Суд, ни в воздаяние». (12) И возвел я очи к небу, и увидел ангелов, лица которых светились словно Солнце, и были они препоясаны золотыми поясами, и держали награды в руках своих, на наградах же начертано было имя Господа,[3] и были они исполнены всяческой кротости и милосердия. И вопросил я ангела: «Кто сии?» И сказал он мне: «Сии суть те, кого пошлют в день воскресения за душами праведников, которые невозбранно проследуют ко Господу». (13) И сказал я ангелу: «Хочу увидеть, как исходят из мира души праведников и грешников».

[ 1] Ср. Откр. 1:10.
[ 2] Власти (exoysiai) — см. прим. 2 на с. 153 к Откр. Варуха. Здесь они находятся на подобающем им месте.
[ 3] Ср. 1 Кор. 9:24; также 3 Езд. 9:39.

И сказал мне ангел: «Посмотри на землю». И посмотрел я на землю, и увидел, как целый мир предо мною обратился в ничто. И сказал я ангелу: «И это — величие людское?» И сказал он мне: «Да, ибо так исчезает всякий неправедный». И взглянул я, и увидел облаке огненное, простершееся надо всем миром, и сказал: «Что это, господин мой?» И сказал он: «Облако сие есть неправедность, смешанная с гибелью грешников». (14) Я же восплакал и сказал ангелу: «Хотел я увидеть исход и грешников, и праведников — каким путем[1] они оставляют мир». И говорит мне ангел: «Павел, взгляни вниз и увидишь то, о чем просишь». И взглянул я, и увидел одного из сынов человеческих, лежащего при смерти. И говорит мне ангел: «Этот человек — праведник». И се, все дела того человека были с ним в час нужды. И явились добрые ангелы, а вместе с ними — злые. И злые не обрели места в нем, добрые же взяли власть над душой праведника и сказали ей: «Запомни тело, из которого ты изошла, ибо предстоит тебе вернуться в него в день воскресения мертвых, когда получишь то, о чем возвестил Бог праведникам». И добрые ангелы, принявшие душу праведника, приветствовали ее как давно знакомую. И отправилась она с ними, и вышел Дух навстречу им со словами: «Се, душа, войди в место воскресения, которое уготовил Бог праведникам Своим». (15) И сказал мне ангел: «Взгляни вниз на землю и посмотри на душу нечестивца, как покидает жилище свое та, что гневила! Бога, говоря: «Будем же есть и пить, ибо кто, сойдя в ад, поднялся, возвестив, что существуют Суд и воздаяние?»

[ 1] Буквально следовало бы перевести примерно так: «на что похож, какой вид имеет их исход из мира».

И всмотрелся я, и увидел все дела того человека, какие он совершил, стоящими перед ним. И пришли ангелы злые и добрые. И добрые не нашли места успокоения в душе его, злые же обрели власть над ней, говоря: «Душа несчастная, вглядись в плоть свою, запомни, откуда изошла, ибо предстоит тебе вернуться в нее в день воскресения мертвых, чтобы получить достойное прегрешений твоих». (16) После того, как покинула она жилище свое, ангел, который все время был с нею, забежал вперед, говоря: «Куда направилась ты, душа несчастная? Я тот, кто день за днем вел запись прегрешений твоих. Загубила ты время, отданное на покаяние — да устыдишься весьма!» Когда же прибыла она[1], увидели ее все ангелы и воззвали к ней, в один голос говоря: «Горе тебе, душа несчастная! Какое оправдание пришла ты принести Богу? » И сказал ангел души той: «Восплачьте все над ней вместе со мною». И, подойдя, поклонился ангел тот Господу, со словами: «Господи, вот душа, пребывавшая во зле всю жизнь свою, все время, отпущенное ей. Поступи с ней по суду Твоему». И был голос, говорящий душе той: «Где плод праведности твоей?»[2] Она же молчала и не могла дать ответа. И снова был голос: «Всякий, кто помиловал, сам помилован будет — тот же, кто не помиловал, помилован не будет.[3] Да предастся душа эта не знающему милости ангелу Темелуху,[4] и да ввергнут ее во тьму внешнюю, где плач и скрежет зубовный».[5] [ 1] «Когда же прибыла она», т. е. на небо. О ее «прибытии» туда более подробно рассказывает сирийская версия апокрифа.
[ 2] Ср. Откр. Седраха 12 и прим.
[ 3] Ср. Мф. 5:7.
[ 4] Ангел Темелух упоминается в Откр. Петра 26. Те-мелух (греч.) — «заботящийся».
[ 5] Ср. Откр. Ездры 7 и прим.

И был голос словно! бы из тысячи уст, говорящий: «Праведен Ты, Господи, праведен и суд Твой». (17) И еще увидел я: се, другая душа влекома была ангелом, и плакала она, говоря: «Смилостивься надо мной, праведный! Судия, избавь меня от руки ангела сего, ибо ужасен он и беспощаден». И был ей голос, говорящий: «Вовсе беспощадна была ты, оттого и предана теперь этому ангелу. Исповедуйся в грехах своих,; какие совершила в мире». И сказала душа та: «Не грешила я, праведный Судия!» И сказал Господь душе той: «Истинно полагаешь, что, где бы ни была + в мире, скрыта ты от людей. Но разве не известно тебе, что, когда умрет человек, вперед него спешат + дела его, будь то добрые или злые?» Услышав эти слова, умолкла она. И услышал я, как говорил Судия: «Пусть подойдет ангел, держащий в руках рукописание грехов твоих»[1]. И говорит Судия тому ангелу: «Тебе говорю Я, ангел: умолчи обо всем, содеянном человеком сим, говори лишь о том, что совершил он за последние пять лет до смерти своей. Клянусь тебе Собою, что в первый век жизни его преданы были забвению все прошлые грехи его». И сказал ангел в ответ: «Господи, повели, чтобы явились души и стали рядом с ангелами своими». (18) И сей же час явились они и стали. И сказал Господь душе: «Признай души эти, и если в чем согрешила ты перед ними».

[ 1] О том, что на небе есть книги, в которые ведется запись человеческих грехов известно, например, из Откр. 10:2 и 9. Ср. также Завещ. Авраама 12: «правый ангел вел запись добродетелей, а левый — грехов» и далее.

Она же в ответ сказала: «Господи, года не прошло с тех пор, как одну из них я убила, а с другой вступила в сожительство. И это не все, но я же еще и обидела ее». И сказал Господь: «Разве не ведомо тебе, что обижающий кого-либо в мире после смерти содержится под стражей, пока не придет обиженный — и тогда оба будут судимы, я каждый получит по делам его?» И услышал я голос, говорящий: «Да будет предана душа эта ангелу Тартаруху,[1] и да содержится она под стражей до великого Судного Дня». И услышал Я голос словно бы из тысячи уст, говорящий: «Праведен Ты, Господи, праведен и суд Твой».
(19) Говорит тут мне ангел: «Видел ты это все?» И ответил я: «Да, господин мой». И снова сказал он мне: «Се, следуй за мной, и я покажу тебе место праведников». И последовал я за ним, и поставил он меня перед городскими воротами. И увидел я дверь златую, и два столба златых впереди нее, и две плиты златые поверх нее, заполненных письменами. И сказал мне ангел: «Блажен всякий входящий через врата сии, потому не все войдут сюда, но только имущие простоту, непорочность и чистое сердце». И вопросил я ангела: «Что за письмена начертаны на плитах сих?» И сказал он мне: «То имена праведников и служителей Божиих».[2] И сказал я ему: «Так значит, имена их записаны на самом небе еще при жизни их?» Ангел же сказал мне: «Стараниями…[3] ангелов становятся известны Богу те, кто хорошо служит Ему». (20) И тотчас отворились врата, и вышел человек, убеленный сединами, навстречу нам.

[ 1] Ангел Тартарух упоминается в Откр. Петра XIII. Тартарух (греч.) — «хранитель Тартара».
[ 2] Завещ. Авраама 12.
[ 3] Место испорчено.

И сказал он мне: «Радуйся, Павел, возлюбленный Божий». И целовал он меня, весел лицом, со слезами. И сказал я ему: «Отче, о чем ты плачешь?» И сказал он: «Плачу, ибо многие блага уготовил Бог людям, и не исполняют они воли Его, чтобы вкусить от них». И вопросил я ангела: «Господин мой, кто этот человек?» И сказал он мне: «Человек сей — Енох, свидетель Последнего Дня».[1] (21) И говорит мне ангел: «Берегись рассказывать обо всем, что я покажу тебе, кроме как с моего позволения». И поставил он меня над рекой, исток которой был утвержден в своде небесном, сама же река омывала кругом всю землю, и говорит мне: «Река сия есть Океан».[2] И был там свет великий. И сказал я: «Господин мой, что сие?» И сказал он мне: «Сие есть земля кротких. Или не знаешь, что написано: «блаженны кроткие, ибо они наследуют землю»?[3] Так вот, души праведников в месте сем и охраняются». И сказал я ангелу: «А когда же они явят себя миру?» И сказал он мне: «Когда наступит день воскресения мертвых и воссядет Судия. Тогда повелит Он и откроет землю сию, и она просияет, и явятся в ней святые, и утешатся благами, уготованными им от создания мира. (22) И были по берегу реки дерева посажены, осыпанные всевозможными плодами. И обратил я взор к восходу Солнца, и увидел там дерева весьма великие, осыпанные плодами.

[ 1] Согласно традиции, в последние дни, предупреждая приход Христа, явятся Енох и Илия, праведники, взятые Богом на небо. См. Откр. 11:3-8; Откр. Петра II; Откр. Ездры 10. Иногда бывает назван один Илия j (например, Мал. 4:5-6).
[ 1] Ср. гл. 31 и Откр. Варуха 2 и прим.
[ 1] Мф. 5:5.

Земля же та была светлее серебра и золота, и были на пальмовых тех деревах виноградные лозы, и тысячи гроздий, и тысячи побегов на каждой ветви. И сказал я архангелу: «Что сие, господин мой?» И говорит он мне: «Сие есть Ахерон-тово озеро,[1] внутри же его — град Божий.[2] Не всем дозволено войти в этот град, разве только покаявшись в грехах своих. Когда же человек покаялся и преставился от жизни, предается он Михаилу, и бросают его в Ахеронтово озеро, и уж затем приносит его оно ко граду Божию в соседство к праведникам». Подивился я и вознес хвалу Богу за все, что видел. (23) И сказал мне ангел: «Следуй за мной, и я введу тебя в град Божий и в свет его». Свет же его был ярче, чем свет мира,[3] и ярче, чем золото, и стены окружали его. Длиною же и шириной был он в сто стадиев.[4] И увидел я двенадцать врат, богато украшенных, ведущих в город, и четыре реки окружали его, текшие медом, молоком, маслом и вином.[5] И сказал я ангелу: «Господин мой, что это за реки?» И сказал он мне: «Сами праведники, пребывая в мире, не пользовались этим, но умалились во славу Божию. Здесь же получают они тысячекратно».

[ 1] Ср. гл. 31 и Откр. Петра XIV.
[ 2] «Град Божий» — небесный Иерусалим (ср. гл. 29). Ср. Откр. 21:10-23.
[ 3] «Свет мира» — очевидно, то же, что солнечный свет. Ср. Откр. 21:23.
[ 4] Стадий — мера длины, равная 177,6 м.
[ 5] «Двенадцать врат» — ср. Откр. 21:12 и 21; «четыре реки» — Книги Сивилл II, 315-318: «Ангелы этих людей поднимут над страшным потоком/ Пламени и поведут их к свету и жизни беспечной/ Тем нетленным путем, что Богом проложен великим,/ Где три источника бьют — медовый, винный и млечный».

(24) Входя в город, увидел я дерева весьма высокие, росшие перед городскими воротами и не имевшие плодов. Под ними же — людей немногих, которые плакали громко, и склонялись вместе с ними дерева.[1] При виде же их заплакал я, и вопросил ангела: «Сии суть те, кому не дозволено войти в город?» И сказал он мне: «Да; тщеславие — вот корень всех зол».[2] И сказал я: «Для чего же и дерева те так умалились?» И в ответ сказал мне ангел: «Потому нет на них плодов, что не отступили от своей надменности». И вопросил я ангела: «Господин мой, ради какой милости поставлены они перед городскими воротами?» И в ответ сказал он мне: «Ради многой благости Божией, ибо с этого места Христос должен вступить в град, чтобы те, кто будет с Ним, смогли просить за них и разделить их горе». (25) Я же отправился дальше, предводительствуемый на пути своем ангелом, и поставил он меня над рекой. И увидел я тогда всех пророков, и, подойдя, приветствовали они меня, говоря: «Радуйся, Павел, возлюбленный Божий». Я же сказал ангелу: «Господин мой, кто сии?» И сказал он мне: «Сии суть все пророки, а песнопения эти — от всех пророчеств. И всякий, кто опечалил душу свою, не исполнив желания ее во имя Бога, входя, проходит здесь, и пророки приветствуют его». (26)

[ 1] Здесь единственное число (в оригинале сказано «дерево») заменено на множественное для согласования с предыдущим и последующим.
[ 2] Ср. Флп. 2:3. «Корень всех зол» — 1 Тим. 6:10.

И увлек меня ангел в южную часть града, где течет река молочная. И увидел я там всех младенцев, кого убил царь Ирод за имя Господне. (27) И снова ангел отнес меня в восточную часть града, и увидел я там Авраама, Исаака и Иакова. И вопросил я ангела: «Господин мой, что есть место сие?» И сказал он мне: «Всякий, кто гостеприимен к людям, покидая мир, приходит сюда, и встречают его здесь как друга Божия за гостеприимство его».[1] (28) И снова отнес меня ангел в другое место, и увидел я там реку, текущую маслом, в северной части града, и увидел там людей, поющих и радующихся. И вопросил я: «Кто сии, господин мой?» И сказал он мне: «Сии суть посвятившие себя Богу, они радуются, ибо допущены в град сей». (29) И взглянул я, и увидел посреди града жертвенник великий и весьма высокий. И был человек, стоявший рядом с жертвенником, чье лицо сияло, словно Солнце. И держал в руках тот человек Псалтирь и гусли, и пел сладкозвучно аллилуйю, и голос его наполнял весь град. И все единодушно вторили ему, так что сотрясался град от крика их. И вопросил я ангела: «Кто сей человек, поющий сладкозвучно, которому вторят все?» И сказал он мне: «Человек сей — пророк Давид, град же — небесный Иерусалим. И вот, когда придет Христос во второе пришествие Его, сам Давид выйдет в сопровождении всех святых. Ибо подобно тому, как есть на небесах, так происходит и на земле: не должно без Давида[2] возносить жертву во время каждения драгоценного тела и крови Христовой,[3] но непременно нужно, чтобы пелась Давидова аллилуйя»

[ 1] Ср. Иак. 2:23 — об Аврааме. То же в Завещ. Авраама passim.
[ 2] Т. е. без псалмов.
[ 3] Ср. Лк. 1:9-11.

(30) И вопросил я ангела: «Господин мой, как следует толковать слово «аллилуйя»?» — «На еврейском языке «аллилуйя» означает «тевель маримата» — хвала Богу, Основателю всего: «восхвалим Его за это».[1] Потому всякий, поющий аллилуйю, возносит Богу хвалу».
(31) После того, как сказаны были эти слова, вынес меня ангел за пределы града, Ахеронтова озера и земли благодатной, и поставил над рекой Океаном, держащим на себе твердь небесную, и сказал он мне: «Знаешь, куда я направляюсь?» И сказал я: «Нет, господин мой». И сказал он мне: «Следуй за мной, и я покажу тебе, где души нечестивцев и грешников». И отнес он меня туда, где заходит Солнце, и где начало неба было утверждено в водах реки Океана. И увидел я то, что по другую сторону реки, и не было там света, но мрак, печаль и стон. И увидел я реку, всю в водоворотах, и многое множество мужчин и женщин, ввергнутых в нее одни до колен, другие до пупа, многие же по самое темя.[2] И вопросил я: «Кто сии?» И сказал он мне: «Это люди, которые в разврате и прелюбодеяниях прожив свою жизнь, умерли без покаяния». (32) И увидел я на юго-запад от этой реки еще одну реку — там, где впадала в нее огненная река. И была в ней толпа из многих душ. И вопросил я ангела: «Кто сии, господин мой?»

[ 1] «Аллилуйя» действительно означает хвалу Богу. Что касается соответствия этому слову в еврейском, должно быть, имеется в виду поздний язык евреев — арамейский. Так или иначе, сказанное предстает в сильно искаженном виде.
[ 2] Ср. Откр. Богородицы 5 и 23. Казнь прелюбодеев — ср. также Откр. Петра 24 и Откр. Богородицы 6.

И сказал он мне: «Сии суть воры, хулители и клеветники, которые не полагались на Бога как на заступника своего, а понадеялись на тщету богатства своего». И сказал я ему: «Насколько глубока река эта?» И сказал он мне: «Меры не имеет глубина ее, но она безмерна». (33) И стал я сетовать, и восплакал о природе человеческой. И сказал мне ангел: «О чем ты плачешь? Не милосерднее ли ты Бога?[1] Ибо Бог, сожалея о людях в святости Своей, ждет их обращения и покаяния. Те же, соблазняемые собственным вожделением, приходят сюда и терпят вечное наказание». (34) И посмотрел я на реку огненную, и увидел человека преклонных лет, кого силою влекли двое, и кого они опустили в реку по колено. И ангел Темелух, подойдя к ним, держал в руке железо, им извлекая внутренности того старика через рот его. И вопросил я ангела: «Господин мой, кто сей человек, подвергаемый такому наказанию?» И сказал он мне: «Старик, которого ты видишь, был пресвитером,[2] и когда он ел и пил, тогда же и служил Богу». (35) И увидел я там другого старца, поспешно несомого четырьмя ангелами. И ввергли они его в реку огненную по пояс, и жестоко жгли его молнии. И сказал я ангелу: «Кто этот человек, господин мой?»

[ 1] Ср., например, 3 Езд. 5:33.
[ 2] Главы 34-36 (казни священнослужителей) — ср. Откр. Богородицы 15-16. Пресвитерами в евангельские и апостольские времена иногда назывались священники — пресвитеры (Цеян. 14:23), епископы, сами апостолы (1 Пет. 5:1; 3 Ин. 1:1) — без строгого различия. Позднее это наименование закрепилось за лицами второй степени церковной иерархии, получавшими власть через рукоположение от епископов.

И сказал он мне: «Тот, кого видишь ты, был епископом, но имя это не пристало ему. В благости Божией не ходил он, судом праведным не судил, над вдовой и сиротой не смилостивился, не был ни добр, ни гостеприимен, Ныне же воздано ему по делам его».[1] (36) И взглянул я, и увидел посреди реки другого человека, опущенного в нее до пупа; руки же его были все в крови, и черви выползали наружу через рот его. И вопросил я ангела: «Кто этот человек, господин мой?» И сказал он мне: «Тот, кого видишь ты, был диаконом[2] — таким, что ел, и пил, и служил Богу». (37) И увидел я в другом месте: была здесь стена медная, охваченная огнем, и внутри нее мужи и жены, пожиравшие языки свои, терпевшие жестокое наказание. И вопросил я ангела: «Кто они, господин мой?» И сказал он мне: «Сии суть те, которые оговаривают перед церковью ближних своих, а сами не прислушиваются к Слову Божию».[3] (38) И взглянул я, и увидел яму, залитую кровью. И сказал: «Что это за яма?» И сказал он мне: «Сие есть место, куда ввергнуты убийцы [4] и обманщики, блудники и прелюбодеи, мучители вдов и сирот». (39) И увидел я в другом месте жен, одетых в черное и гонимых туда, где мрак. И вопросил я: «Кто сии, господин мой?» И сказал он мне: «Жены сии — те, что не слушались родителей своих, но до брака запятнали девство свое».[5] (40) И видел я жен, одетых в белые одежды, слепых, насаженных на вертела огненные, и ангел, не знающий пощады, бичевал их, говоря: «Теперь узнали, где пребываете, — когда же читали о том в Писании, то не верили».

[ 1] Ср. 1 Тим. 3:1-7. \
[ 2] Диакон — низшая степень священства (от греч. diaconeo — «служить», «прислуживать»). О том, какие качества должны отличать диакона, см. 1 Тим, 3:8-13.
[ 3] Ср. Откр. Богородицы 17.
[ 4] Казнь убийц — см. Откр. Петра 25.
[ 5] Казнь потерявших девство — ср. Откр. Петра XI.

И сказал мне ангел: «Жены сии погубили себя, а вместе с собой и младенцев своих. И се, пришли младенцы, вопия: «Взыщи за нас с матерей наших!» И были они преданы ангелу, чтобы отнес он их в просторное место, родительниц же их — в вечный огонь».[1] (41) И отнес меня ангел прочь от тех казней, и поставил над кладезем, запечатанным семью печатями. И сказал ангел, бывший со мной, ангелу, приставленному ко кладезю в месте том: «Открой кладезь, дабы увидел Павел, возлюбленный Божий, ибо дана ему власть смотреть на казни». И сказал мне ангел того места: «Стань поодаль, пока я открою печати». И когда открыл он кладезь, изошло оттуда зловоние, какого нельзя было вынести. И, приблизившись к месту тому, увидел я, что заполнен кладезь тот мраком и тьмой, и очень тесен. И сказал мне ангел, бывший со мной: «От места, где находится кладезь сей, который ты видишь, отврати-лась слава Божия, и ни один из ангелов не взирает на людей тех. Все, кто не признал в святой Марии Богородицу и говорил, что не воплотился от Нее Господь в человеке,[2] что хлеб причастия и чаша благословения — не плоть Его и кровь, ввергнуты в кладезь сей, и, как были о том слова мои, ни один ангел не взирает на них». (42) И видел я на западе, где плач и скрежет зубовный, мужей многих и жен, мучимых там. И сказал я ангелу: «Кто сии, господин мой?» И сказал он мне: «Сии суть говорящие, что не существует воскресения мертвых, и никогда не будет к ним снисхождения».

[ 1] Казнь преступных матерей — ср. Откр. Петра 26.
[ 2] Ср. Откр. Богородицы 4.

(43) Услышав это, восплакал я горько. И воззрев на твердь, увидел, как разверзлись небеса, и архангел Гавриил сошел вниз с войском ангелов, и сделали они смотр всем казням. И при виде их все приговоренные к наказанию возопили громко в один голос: «Смилостивься над нами, Гавриил, предстоящий пред Богом![1] Ибо слышали мы, что есть суд, и вот, сами узнали его». И в ответ сказал архангел Гавриил: «Жив Господь, пред Коим я предстою! Денно и нощно, без устали исполняю я посольство для рода человеческого, но не содеяли они и малости благой в этой жизни, а суетно загубили отпущенное им время. Ныне же и я восплачу с возлюбленным Павлом: сжалится, быть может, благой Господь и дарует вам успокоение». Ответствовали они ему в один голос: «Смилостивься над нами, Господин наш!» И пали пред лицем Божиим, и умоляли, говоря: «Смилостивься, Господь, над сынами человеческими, которых создал Ты по образу Своему!» (44) И сотряслось небо как лист,[2] и увидел я двадцать четыре старца, лежащих ниц, и увидел жертвенник, престол и завесу,[3] и все взывало к славе Божией. И увидел я Сына Божьего, со славой и многим могуществом сходившего на землю. И когда раздался глас трубный, возопили все казнимые, говоря: «Смилостивься над нами, Сын Божий, ибо Тебе дана власть над небесными, земными и подземными!»

[ 1] Лк. 1:19; ср. Завещ. Авраама 4 и прим.
[ 2] Ср. апокриф. Откр. Иоанна 17.
[ 3] «Двадцать четыре старца» — см. Откр. 4:4; «жертвенник, престол и завеса» — ср. Исх. 40:3-6; Евр. 9:2-3.

И был голос, говорящий: «Какое благое дело сделали вы, что просите об успокоении? Творили вы, что хотели, и не покаялись, но в распутстве загубили жизнь вашу. Ныне же ради Гавриила, ангела правды Моей, и ради Павла, возлюбленного Моего, дарую вам для успокоения ночь и день святого Воскресения, в который восстал Я из мертвых». И возопили все казнимые, говоря: «Благословляем Тебя, Сын Бога Живого: то успокоение милее нам жизни, что мы прожили, подвизаясь в мире».[1] (45) И после того говорит мне ангел: «Вот, увидел ты все казни. А теперь следуй за мной, и отнесу я тебя в Рай, и развлечешь ты душу свою лицезрением праведников, ибо многие хотят приветствовать тебя». И взял он меня, не успел я вздохнуть, и перенес меня в Рай. И говорит он мне: «Сие есть Рай, где согрешили Адам и Ева». И увидел я древо весьма великое, цветущее, на коем почил Дух Святой. И от корня его истекала влага благовонная, расходившаяся по четырем руслам. И сказал я ангелу: «Господин мой, что сие за древо, от которого истекает столь великое множество влаги, и куда текут воды сии?» И в ответ сказал он мне: «Прежде, чем возникли небо и земля, поделил Господь воды сии между четырьмя началами и главенствами, коим имена Фисон, Геон, Тигр и Евфрат».[2] И снова взяв мою руку, подвел он меня ближе к Древу Познания Добра и Зла.

[ 1] Глава 44 — ср. Откр. Богородицы 29.
[ 2] Быт. 10:14.

И говорит мне: «Сие есть древо, из-за которого смерть вошла в мир, и от плода которого Адам взял из рук жены своей и ел.[1] Ныне же изгнаны они отсюда». И вслед за тем показал Древо Жизни,[2] и сказал мне: «Его стерегут Херувимы и пламенеющий меч». (46) Когда же я осматривал древо и дивился, увидел я жену, идущую издалека, и множество ангелов, славословящих ее. И вопросил я ангела: «Кто она, Господин мой, грядуща в столькой красе и славе?» И говорит мне ангел «Жена сия есть святая Мария, мать Господа». Подойдя же, приветствовала она меня, говоря: «Радуйся, Павел, возлюбленный Божий, Ангельский и человеческий! Ты возвестил в мире слово Божие, учредил церкви, и свидетельствуют о тебе все спасшиеся через тебя — ибо, избавившись от идольского соблазна учением твоим, приходят они сюда».
(47) Еще говорили они со мной, как, воззрев на небо, увидел я трех других мужей, идущих к нам. И вопросил я ангела: «Кто сии, господин мой?» И сказал он мне: «Сии суть Авраам, Исаак и Иаков, праотцы праведные».[3] И подойдя, приветствовали они меня со словами: «Радуйся Павел, возлюбленный Божий! Бог не огорчил нас: знаем, что ты во плоти и еще не оставил мир». И по порядку сказали они мне имена свои от Авраама до Манассии.[4] [ 1] Быт. 3:6.
[ 2] Ср. Откр. Ездры 3; Откр. Седраха 5.
[ 3] Ср. окончание Завещ. Авраама (гл. 20): «Вознесите ныне друга моего Авраама в Рай, где пребывают шатры праведников моих и где обители святых моих Исаака и Иакова в лоне его, и нет там страданий, печали и стонов, но мир, веселье и жизнь бесконечная». Ср. также Откр. Петра 14.
[ 4] Авраам, Исаак, Иаков, двенадцать сыновей Иакова и два сына Иосифа. Здесь названы старший и младший.

И говорит мне один из них, Иосиф, проданный в Египет: «Послушай меня, Павел, друг Божий:[1] не воздал я братьям моим, проклявшим меня, ибо блажен могущий противиться искушению — воздаст ему Господь в грядущем веке всемеро мзду его». (48) И еще говорил он со мной, как увидел я другого человека, идущего издалека, и видом своим был он подобен ангелу. И вопросил я ангела, говоря: «Господин мой, кто человек сей?» И сказал он мне: «Человек сей есть Моисей законодатель, им же Бог вывел сынов Израилевых из Египетского рабства». Подойдя же, приветствовал он меня с плачем. И сказал я ему: «Отче, что плачешь ты, кроткий и праведный?» И в ответ сказал он: «Восплакать нужно мне о каждом человеке, ибо тяжкий труд положил я на народ неразумный, и не принесли они плода. И вижу я, что овцы, которых пас я, рассеяны, а тяжкий труд, который превозмог я ради сынов Израилевых, обращен в ничто. Силы и полчища увидел я среди них, они же не разумели; и вижу язычников, поклоняющихся и уверовавших через слово твое, обратившихся и приходящих сюда, из народа же моего, столь многочисленного, ни один не уразумел. Ибо когда повесили Иудеи Сына Божьего на кресте, все ангелы и архангелы, все праведники и творение всякое из числа небесных, земных и подземных восплакали и возрыдали великим плачем, нечестивые же и неразумные Иудеи не уразумели — оттого и уготован им огонь вечный и червь неусыпный».[2] Манассия — первенец Иосифа и Асенефы (Быт. 46:20), однако из двух сыновей Иосифа Иаков «поставил Ефрема выше Манассии» (Быт. 48:20).

[ 1] Ср. Иак. 2, 23.
[ 2] Ср. Мф. 11:17.

(49) Еще говорил он эти слова, как пришли трое других и приветствовали меня, говоря: «Радуйся, Павел, возлюбленный Божий, церквей хвала, ангелов краса!» И вопросил я: «Кто вы?» И сказал первый: «Я — Исайя, тот, кого перепилил царь Манас-сия деревянной пилой».[1] И сказал второй: «Я — Иеремия, тот, кого побили Иудеи камнями,[2] сами же навеки остались гореть в огне». И сказал третий: «Я — Иезекииль, тот, кого сожгли христоубийцы. Все эти муки претерпели мы, но не смогли обратить каменные сердца Иудеев».[3] И пал я на лице свое, взывая к благости Божией, ибо милостив Он был ко мне, избавив от рода Еврейского. И был голос, говорящий: «Блажен ты, Павел, возлюбленный Божий, блаженны и уверовавшие через тебя в имя Господа нашего Иисуса Христа, ибо им уготована жизнь вечная».
(50) Еще говорил тот голос, как пришел другой человек, возглашая: «Блажен ты, Павел!» И вопросил я ангела: «Кто он, господин мой?» И сказал он мне: «Человек сей — Ной, живший во времена потопа». Когда же приветствовали мы друг друга, спросил я его: «Кто ты?»

[ 1] Манассия — царь Иудейский, сын и преемник Езе-кии (4 Цар. 20:21). Согласно преданию, по его приказу был перепилен деревянной пилой пророк Исайя.
[ 2] О мученическом конце Иеремии в Писании ничего не сказано. Существовало предание, что он был побит камнями в городе Тафнисе.
[ 3] Ко всей главе 49 ср. Евр. 11:37.

И сказал он мне: «Я — Ной, ста лет отроду построивший ковчег; и не снимал я хитона, который носил, и не стриг волос, но, упражняясь в воздержании, не приближался к жене своей, и вот, к ста годам хитон мой не порвался, и волос головы не поредел, и не перестал я пропове-дывать людям: «Покайтесь, ибо, се, грядет потоп». И никто не внял, но все смеялись надо мною, не стыдясь беззаконий своих, пока не пришли воды и не погубили всех».[1] (51) И, оглянувшись, увидел я вдалеке еще двоих. И вопросил ангела: «Кто они, господин мой?» И сказал он мне: «Люди сии — Енох и Илия». И подойдя, приветствовали они меня, говоря: «Радуйся, Павел, возлюбленный Божий!» И сказал я: «Кто вы?» В ответ же Илия пророк сказал мне: «Я — Илия пророк, вознесший молитву к Богу, и сделал Он так, что три года и шесть месяцев не сходил дождь на землю за нечестие сынов человеческих.[2] Часто тогда ангелы взывали к Богу, прося дождя. И услышал я [как сказал Он им]: «Будьте долготерпеливы до тех пор, пока возлюбленный мой Илия не вознесет молитву, и Я ниспошлю дождь на землю…»…[3] [ 1] Быт. 6-7; ср. Книги Сивилл I, 125-209.
[ 2] Ср. 3 Цар. 17-18.
[ 3] Обрыв текста. На беседе Павла с Илией заканчиваются почти все известные рукописи.

Примечание

Апокриф основан на тексте Второго Послания к Коринфянам (глава 12), который молено было истолковать таким образом, что апостол Павел сам побывал на небесах при жизни.
Памятник относится к концу IV в. по Р. X. Был очень популярен в средние века. Греческих рукописей сохранилось мало, но имеется ряд восточных версий (сирийская, коптская и эфиопская), а также латинская версия («Видение Павла»), которая считается лучшей.
В описании мук ада автор следует Откровению Петра.
Греческая, латинская и сирийская версии обрываются на речи пророка Илии; коптская версия имеет длинное продолжение, вероятно, более позднего происхождения.
Перевод выполнен по первому изданию текста в книге: Tischendorf С. Apocalypses apocryphae. Lipsiae (Leipzig), 1866.




 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.