Автор: Рыжов Ю.
Название: Религия, наука и искусство в системе культуры. По изданию: Балим Г.М., Рыжов В.П., Рыжов Ю.В. Проблемы системного анализа культуры.
Файл: doc
Размер: 369 Kb
Изд.: Таганрог, Изд-во ТРТУ
Год: 2003
С. 43-126
СКАЧАТЬ
По мнению Н. Бердяева, именно культуре (а не политике или экономике) принадлежит духовный примат в общественной жизни. О состоянии всего человеческого общества можно судить по состоянию его культуры [1]. В самом широком смысле культуру можно понимать как систему отношений между человеком и миром. Культура является сложной самоорганизующейся системой, развитие которой обусловлено разнообразием видов человеческой деятельности. К основным же свойствам любой системы, независимо от ее природы, можно отнести следующие [2]:
а) целостность, подразумевающая рассмотрение не отдельных изолированных элементов, а их совокупности;
б) наличие взаимосвязей и отношений между элементами системы;
в) противопоставление системы всем объектам, не входящим в нее;
г) наличие системообразующих факторов, придающих системе упорядоченность и устойчивость;
д) интерактивность, проявляющаяся при взаимодействии элементов системы; е) иерархичность элементов системы.
Другими словами, для культуры как системы характерно наличие материальных и духовных ценностей, упорядоченных относительно определенного идеала. Культура служит как трансляции социального опыта, так и социализации личности, благодаря которой у каждого индивидуума формируется картина мира, объединяющая все известные человеку ценности, смыслы, идеи, понятия в единую систему, имеющую как общие черты для данной общности людей (нации, субкультуры), так и индивидуальные особенности.