Автор: Шелер М.
Название: Проблема человека в западной философии
Переводы/Сост. и послесл. П. С. Гуревича; Общ. ред. Ю.Н. Попова.
Файл: doc
Размер: 360Kb
Изд.: М.: Прогресс, 1988
552 с (31-95, 519-523 стр.)
М. Шелер Положение человека в Космосе1
Если спросить образованного европейца, о чем он думает при слове «человек», то почти всегда в его сознании начнут сталкиваться три несовместимых между собой круга идей2. Во-первых, это круг представлений иудейско-христианской традиции об Адаме и Еве, о творении, рае и грехопадении. Во-вторых, это греко-античный круг представлений, в ко-тором самосознание человека впервые в мире возвысилось до понятия о его особом поло-жении, о чем говорит тезис, что человек является человеком благодаря тому, что у него есть разум, логос, фронесис*, mens, ratio** и т.д. (логос означает здесь и речь, и способ-ность к постижению «чтойности» всех вещей). С этим воззрением тесно связано учение о том, что и в основе всего универсума находится надчеловеческий разум, которому прича-стен и человек, и только он один из всех существ. Третий круг представлений — это тоже давно ставший традиционным круг представлений современного естествознания и гене-тической психологии, согласно которому человек есть достаточно поздний итог развития Земли, существо, которое отличается от форм, предшествующих ему в животном мире, только степенью сложности соединения энергий и способностей, которые сами по себе уже встречаются в низшей по сравнению с человеческой природе. Между этими тремя