Симеон Новый Богослов. Божественные Гимны.

book_min

Автор: Преподобный Симеон Новый Богослов.

Название:  Божественные Гимны.

Файл: doc

Размер: 1.22 Мb

 

Содержание:

О гимнах преп. Симеона Нового Богослова 1
Никиты Стифата, монаха и пресвитера Студийского монастыря, на книгу божественных гимнов преподобного Отца нашего Симеона. 8
Начало божественных гимнов, т.е. введение. (Молитва – призыв, от состав.) 12
Гимн 1. О том, что Божественный огонь Духа, коснувшись душ, очистившихся слезами и покаянием, охватывает их и еще более очищает; освещая же помраченные грехом части их и врачуя раны, он приводит их к совершенному исцелению, так что они блистают божественною красотою. 13
Гимн. 2. О том, что страх рождает любовь; Любовь же, будучи Божественным и Святым Духом, искореняет из души страх и остается в ней Одна. 16
Гимн 3. О том, что Святой Дух пребывает в тех, которые сохранили чистым Святое Крещение; от осквернивших же его Он отступает. 21
Гимн 4: Кому Бог является, и кто чрез делание заповедей приходит в доброе состояние. 23
Гимн 5: Четверостишия преп. Симеона, показывающие его любовь к Богу. 24
Гимн 6. Увещание к покаянию и о том, каким образом воля плоти, сочетавшись с волей Духа, соделывает человека богоподобным. 24
Гимн 7. Согласно с природою одно только Божество должно быть предметом любви и вожделения; кто приобщился Его, тот сделался причастным всех благ. 25
Гимн 8: О смирении и совершенстве. 25
Гимн 9. Кто живет не ведая еще Бога, тот есть мертвый среди живущих в познании Бога; и кто недостойно причащается св. Тайн, для того неуловимо бывает божественное тело и кровь Христова. 29
Гимн 10. Исповедание, соединенное с молитвой, и о сочетании Духа Святого с бесстрастием. 30
Гимн 11: О том, что для человека, досаждаемого и злостраждущего ради заповедей Божией, (само) это бесчестие за заповедь Божию является славою и честию; и диалог (разговор) ко своей душе, научающий неисчерпаемому богатству Духа. 31
Гимн 12. О том, что желание и любовь к Богу превосходят всякую любовь и всякое желание человеческое; ум же очищающихся, погружаясь в Свет Божий, весь обожается и потому называется умом Божиим. 33
Гимн 13. Изъявление благодарности за дары Божии и каким образом во отце, пишущем это, действовал Дух Святой. Также наставление, изреченное от лица Бога о том, что должно делать, чтобы получить спасение. 33
Гимн 14. Те, которые еще в этой жизни через причастие Духа Святого сочетались с Богом, и по преставлении из сей жизни будут сопребывать с Ним вовеки. Если же нет, то противоположное будет с теми, которые являются иными. 35
Гимн 15: Благодарение за изгнание и скорби, которые претерпел (св. отец) во время гонения на него. 37
Гимн 16. Все святые, будучи озаряемы, просвещаются и видят славу Божию, насколько возможно человеческой природе видеть Бога. 38
Гимн 17. Соединение Всесвятого Духа с очищенными душами происходит с ясным чувством, то есть сознанием; и души, в которых это происходит, Он соделывает подобными Себе, световидными и светом. 38
Гимн 18: Алфавит в двустишьях, побуждающий и наставляющий недавно удалившегося от мира восходить к совершенству жизни. 40
Гимн 19: Наставления монахам, недавно отрекшимся мираи того, что в мире; и о том, какую должно иметь веру к отцу своему (духовному). 41
Гимн 20: Каковым должно быть монаху, и какое его делание, или преспеяние и восхождение. 41
Гимн 21. Об умном откровении действий Божественного света и об умном и Божественном делании добродетельной жизни. 43
Гимн 22. Божественные вещи ясны и открыты только одним тем, с которыми через причастие Святого Духа весь со всеми соединился Бог. 45
Гимн 23. Озарением Духа Святого прогоняется в нас все страстное, как тьма от света; когда же Он сокращает лучи Свои, мы подвергаемся нападению страстей и злых помыслов. 47
Гимн 24: О том, что иногда и учитель, заботясь об исправлении ближнего, увлекаем бывает находящуюся в том слабость страсти. 48
Гимн 25: Кто от всей души возлюбил Бога, тот ненавидит мир. 50
Гимн 26: О том, что лучше быть хорошим пасомым, чем быть пастырем над не желающими; ибо не будет никакой пользы тому, кто, стараясь других спасти, сам себя погубит чрез предстоятельство над ними. 50
Гимн 27. О Божественном озарении и просвещении Духом Святым; и о том, что Бог есть единственное место, в котором все святые по смерти имеют упокоение; отпавший же от Бога нигде в другом месте не будет иметь упокоения в Будущей Жизни. 51
Гимн 28: Исполненные любви к Богу слова Отца, показывают здесь, какое изменение произошло в нем, как он, вконец очистившись, соединился с Богом и из какого каким стал. К концу он, богословствуя, говорит (еще) и об ангелах. 53
Гимн 29: Соделавшийся причастником Духа Святого, будучи восхищаем Его светом или силою, возвышается над всеми страстями, не терпя вреда от приближения их. 55
Гимн 30: Благодарение Богу за дары, которых (св. отец) удостоился от Него. И о том, что достоинство священства и игуменства страшно даже для ангелов. 55
Гимн 31. О бывшем святому отцу видении Божественного света, и как Божественный свет не объемлется тьмою в тех, кто, изумляясь величию откровений, помнит и человеческую немощь и осуждает себя самого. 56
Гимн 32. Здесь отец с изумлением рассказывает о том, как он видел Бога, подобно апостолам Стефану и Павлу. 58
Гимн 33. Благодарение Богу за бывшие от Него благодеяния, и просьба научить, ради чего сделавшимся совершенными попускается терпеть искушения от бесов, и об отрекающихся от мира — наставление, изреченное от лица Божия. 59
Гимн 34. Что значит выражение «по образу», и справедливо человек признается образом Божиим. И о том, что любящий врагов, как благодетелей, является подражателем Бога, а потому, соделавшись причастником Духа Святого, он бывает богом по усыновлению и по благодати, будучи познаваем одними теми, в которых действует тот же Дух Святой. 62
Гимн 35: Просительная и вместе благодарственная молитва (св. Отца) к Богу за излитые на него (благодеяния). 64
Гимн 36: Богословие о единстве во всем триипостасного божества; и как (св. отец), смиряя себя, (этим исповеданием) посрамляет самомнение мнящих о себе, что они нечто. 65
Гимн 37. Учение с богословием о действиях Святой Любви, то есть Самого Света Духа Святого. 66
Гимн 38. Учение с богословием, в котором (говорится) о священстве и вместе о бесстрастном созерцании. 69
Гимн 39. Благодарение и исповедание с богословием, и о даре и причастии Св. Духа 71
Гимн 40. Благодарение с богословием, и о тех действиях, по которым наименована Божественная Благодать Духа. 73
Гимн 41: Точное Богословие о неуловимом и неописуемом Божестве, и о том, что Божественное естество, будучи неописуемо (неограниченно), не находится ни внутри ни вне вселенной, но и внутри и вне есть, как причина всего, и что Божество только в уме уловимо для человека неуловимым образом, как лучи солнца для глаз. 76
Гимн 42: О Богословии и о том, что Божественное естество неисследимо м совершенно непостижимо для людей. 80
Гимн 43: О Богословии и о том, что сохранившие образ (Божий) попирают злые силы князя тьмы; прочие же у которых жизнь проходит в страстях, находятся в его власти и царстве. 81
Гимн 44: О Богословии и о том, что ум, очистившись от вещества страстей, невещественно созерцает Невещественного и Невидимого. 83
Гимн 45. О точнейшем богословии и о том, что не видящий света славы Божией хуже слепого. 84
Гимн 46. О созерцании Бога или вещей Божественных, о необычайном действии Духа Святого и о свойствах Святой и Единосущной Троицы. И о том, что не достигший вступления в Царство Небесное не получит никакой пользы, хотя бы он был и вне адских мук. 85
Гимн 47. О богословии и о том, что изменившемуся через причастие Святого Духа и не сделавшемуся с познанием богом по усыновлению непозволительно учить людей вещам Божественным. 89
Гимн 48: Кто есть монах и какое его делание. И на какую высоту созерцания взошел это Божественный отец (Симеон). 90
Гимн 49: Моление к Богу, и как этот отец, соединяясь с Богом и видя славу Божию, в нем самом действующую, приходил в изумление. 91
Гимн 50: Общее наставление с обличением ко всем: царям, архиереям, священникам, монахам и мирянам, изреченное и изрекаемое от уст Божиих. 91
Гимн 51: О том, что славные земли и гордые богатством прельщаются тенью видимого; презревшие же настоящее необманчиво делаются причастниками Божественного Духа. 95
Гимн 52: Блестящее исследование о мысленном рае и о древе жизни в нем. 96
Гимн 53: Моление и молитва преподобного к Богу о (даровании от) Него помощи. 97
Гимн 54: Молитва ко Святой Троице 98
Гимн 55: Другая молитва ко Господу нашему Иисусу Христу о святом причащении. 100
Гимн 56: О том, что каждому из людей Бог дал прирожденное и полезное дарование чрез Духа Святого, чтобы действовать не так, как сам он желает, но как предопределено от Него, дабы не быть бесполезным среди членов Церкви Его. 101
Гимн 57: О том, что смерть касается и более крепких по природе 102
Гимн 58: Как этот Божественный Отец, видя славу Божию, был действуем Св. Духом. И о том, что Божество находится внутри и вне всего (mиpa), но Оно и уловимо и неуловимо для достойных; и что мы— дом .Давидов; и что Христос и Бог, соделывающийся многими нашими членами, есть один и тот же и пребывает нераздельным и неизменным. 103
Гимн 59: Послание к монаху, вопрошавшему (св. Отца): как ты отделяешь Сына от Отца, мыслью или делом? В нем найдешь богатство богословия, опровергающего его (вопрошателя) хуление. 105
Гимн 60: Путь к созерцанию Божественного Света. 110




 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.