Тиллих П. Систематическая теология. Тт.1-2

Автор: Пауль Тиллих

Название: Систематическая теология. Тт. 1-2

Файл:  doc

Размер:   2.8 Mb

Изд.:  М.; СПб.: Университетская книга

Год: 2000

 

Пауль Тиллих (1886-1965) — немецко-американский христианский мыслитель, теолог, философ культуры. Основные проблемы творчества Тиллиха — христианство и культура: место христианства в современной культуре и духовном опыте человека, судьбы европейской культуры и европейского человечества в свете евангельской Благой Вести. Эти проблемы рассматриваются Тиллихом в терминах онтологии и антропологии, культурологии и философии истории, христологии и библейской герме^ невтики. На русский язык переведены «Теология культуры», «Мужество быть», «Динамика веры», «Христианство и встреча мировых религий» и Другие произведения, вошедшие в том «Избранное. Теология культуры». Москва, 1995 (Серия «Лики культуры»). «Систематическая теология» -одно из наиболее фундаментальных произведений Пауля Тиллиха.

 

 

Содержание

Том I

Систематическая теология
Предисловие
Введение
А. Точка зрения
1. Весть и ситуация
2. Апологетическая теология и керигма
Б. Природа систематической теологии
3. Теологический круг
4. Два формальных критерия всякой теологии
5. Теология и христианство
6. Теология и философия: вопрос
7. Теология и философия: ответ
В. Организация теологии
Г. Метод и структура систематической теологии
8. Источники систематической теологии
9. Опыт и систематическая теология
10. Норма систематической теологии
11. Рациональный характер систематической теологии
12. Метод корреляции
13. Теологическая система
Примечания
Комментарии (О.Я. Зоткина)
Часть I. Разум и откровение
I. Разум и поиск откровения
А. Структура разума
1. Два понятия разума
2. Субъективный и объективный разум
3. Глубина разума.
Б. Разум в существовании
4. Конечность и амбивалентности актуального разума
5. Конфликт внутри актуального разума и поиск откровения
В. Когнитивная функция разума и поиск откровения
6. Онтологическая структура познания
7. Когнитивные отношения
8. Истина и верификация
II. Реальность откровения
А. Смысл откровения
1. Знаки откровения
2. Проводники откровения
3. Динамика откровения: откровение изначальное и зависимое
4. Знание об откровении
Б. Актуальное откровение
5. Актуальное и окончательное откровение
6. Окончательное откровение во Иисусе как во Христе
7. История откровения
8. Откровение и спасение
В. Разум в окончательном откровении
9. Окончательное откровение преодолевает конфликт между автономией и гетерономией
10. Окончательное откровение преодолевает конфликт между абсолютизмом и релятивизмом
11. Окончательное откровение преодолевает конфликт между формализмом и эмоционализмом
Г. Основание откровения
12. Бог и тайна откровения
13. Окончательное откровение и Слово Божие
Примечания
Комментарии (О.Я. Зоткина)
Часть II. Бытие и Бог
I. Бытие и вопрос о Боге
Введение: вопрос о бытии
А. Базисная онтологическая структура: «я» и мир
1. Человек, «я» и мир
2. Логический и онтологический объект
Б. Онтологические элементы
3. Индивидуализация и соучастие
4. Динамика и форма
5. Свобода и судьба
В. Бытие и конечность
6. Бытие и небытие
7. Конечное и бесконечное
8. Конечность и категории
9. Конечность и онтологические элементы
10. Бытие эссенциальное и экзистенциальное
Г. Человеческая конечность и вопрос о Боге
11. Возможность вопроса о Боге и так называемый онтологический аргумент
12. Необходимость вопроса о Боге и так называемые космологические аргументы
II. Реальность Бога
А. Смысл «Бога»
1. Феноменологическое описание
2. Типологические соображения
Б. Актуальность Бога
3. Бог как бытие
4. Бог как «Бог живой»
5. Бог как созидающий
5. Бог как соотносимый
Примечания
Комментарии (О.Я. Зоткина)

Том II

Существование и Христос
Предисловие
Введение
А. Соотношение второго тома «Систематической теологии» с первым томом и с системой в целом
Б. Повторение ответов, данных в первом томе
1. По ту сторону натурализма и супранатурализма
2. Использование в систематической теологии понятия бытия
3. Независимость и взаимозависимость экзистенциальных вопросов и теологических ответов
Часть III. Существование и Христос
I. Существование и поиск Христа
А. Существование (экзистенция) и экзистенциализм
1. Этимология существования (экзистенции)
2. Возникновение проблемы существования
3. Экзистенциализм против эссенциализма
4. Экзистенциальное и экзистенциалистское мышление
5. Экзистенциализм и христианская теология
Б. Переход от сущности к существованию и символ «падения»
1. Символ «Падения» и западная философия
2. Конечная свобода как возможность перехода от сущности к существованию
3. «Спящая невинность» и искушение
4. Нравственный и трагический элемент в переходе от эссенциального бытия к бытию экзистенциальному
5. Творение и Падение
В. Признаки отчуждения человека и понятие греха
1. Отчуждение и грех
2. Отчуждение как «безверие»
3. Отчуждение как «hubris»
4. Отчуждение как «вожделение»
5. Отчуждение как факт и как акт
6. Отчуждение: индивидуально и коллективно
Г. Экзистенциальное саморазрушение и учение о зле
1. Утрата себя и утрата мира в состоянии отчуждения
2. Конфликты в онтологических полярностях в состоянии отчуждения
3. Конечность и отчуждение
4. Смысл отчаяния и его символы
Д. Поиск нового бытия и смысл «Христа»
1. Существование как рок или рабство воли
2. Способы самоспасения и их несостоятельность
3. Неисторические и исторические ожидания Нового Бытия
4. Символ «Христа», его исторический и его надисторический смысл
5. Смысл парадокса в христианской теологии
6. Бог, человек и символ «Христа»
II. Реальность Христа
А. Иисус как Христос
1. Имя «Иисус Христос»
2. Событие, факт и восприятие
3. История и Христос
4. Исследования исторического Иисуса и их несостоятельность
5. Исторические исследования и теология
6. Вера и исторический скептицизм
7. Библейское свидетельство об Иисусе как о Христе
Б. Новое Бытие в Иисусе как во Христе
1. Новое Бытие и новый эон
2. Новое Бытие, проявляющееся в личностной жизни
3. Выражение Нового Бытия во Иисусе как во Христе
4. Новое Бытие во Иисусе как во Христе как победа над отчуждением
5. Историческое измерение Нового Бытия
6. Противоборствующие элементы в образе Иисуса как Христа
В. Оценка христологического догмата
1. Природа и функция христологического догмата
2. Опасности и решения в развитии христологического догмата
3. Христологическая задача настоящей теологии
Г. Универсальное значение события «Иисус Христос»
1. Уникальность и универсальность события
2. Центральные символы универсального значения Иисуса как Христа и их соотношение
3. Символы, подтверждающие символ «Крест Христов»
4. Символы, подтверждающие символ «Воскресение Христово»
Д. Новое Бытие во Иисусе как во Христе как сила спасения
1. Смысл спасения
2. Христос как Спаситель (Посредник, Искупитель)
3. Учения об искуплении
4. Принципы учения об искуплении
5. Трисоставный характер спасения
Примечания
Комментарии (О.Я. Зоткина)
Указатель имен. Составитель И.А. Осиновская
Предметный указатель. Составитель И.А. Осиновская
Указатель иностранных слов. Составитель И.А. Осиновская

 



 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.