Учение Господа, данное народам через двенадцать апостолов.


Название: Учение Господа, данное народам через двенадцать апостолов. Дидахе.  Публикуется по изданию. Учение 12 апостолов. М., 1996. Центр апостола Павла. Пер. игумена Иннокентия (Павлова).

Дидахе, или поучения 12 апостолов — аутентичный и древнейший из известных нам документов Церкви. В канон он никогда не входил, но был общепринятым справочником по повседневным вопросам.

Впоследствии «Учение» забылось. Одной из причин его забвения стало, вероятно, то, что христианам было все сложнее воспринимать литургические тексты, где не содержалось исповедания Богосыновства Иисуса — «Учение» называет Иисуса только исключительно «рабом Божиим». То, что Богосыновство подразумевалось, видно из других мест, но все же в христианстве возобладали более прямые молитвословия. Однако документ считался адекватным и душеполезным все то время, что находился в активном употреблении.

Читая Дидахе, поражаешься: это писалось самое позднее в начале 2 в. , а как мало с тех пор изменилось по существу в обычаях Церкви… Большая часть наставлений апостолов и сейчас адекватны хоть куда. Это — пример того самого неуловимого Священного Предания, о котором идут такие жаркие споры — аутентичным оно дошло до нашего времени или нет. Что ж, теперь можно точно проверить по «Учению» — и результат будет сильно не в пользу тех, кто считает, что христианскую традицию надо создавать заново с нуля.

Учение о двух путях

1. Есть два пути: один — жизни и один — смерти; велико же различие между этими двумя путями.

2. Путь жизни на самом деле таков: полюби, во-первых, Бога, создавшего тебя, а во-вторых, своего ближнего, как самого себя, и не делай другому всего того, чего бы ты не захотел, чтобы случилось с тобой.

3. А вот учение, проистекающее из этих заповедей: благословляйте проклинающих вас и молитесь за своих врагов, за преследующих же вас поститесь: потому что какая же это любовь, если вы любите лишь любящих вас? Не то же ли делают и язычники? Вы же любите ненавидящих вас и не будет у вас врага.

4. Удаляйся от плотских и телесных влечений; если кто тебя ударит по правой щеке, поверни к нему и другую, и будешь совершенен ; если кто тебя заставит идти с собой одну милю, иди с ним две ; если кто себе возьмет твои плащ, отдай ему и рубаху; если кто у тебя возьмёт твоё, не требуй назад, хотя бы ты и мог это сделать.

5. Каждому, просящему у тебя, давай и не требуй возвращения назад : потому что Отец желает, чтобы всем подавалось от Его собственных даров. Блаженен дающий согласно заповеди: потому что он неповинен. Горе же берущему: потому что если кто берёт, имея в том нужду, то будет неповинен; не имеющий же нужды даст отчёт, почему и на что он взял; и, оказавшись в заключении, он будет допрошен о том, что сделал со взятым, и не выйдет оттуда до тех пор, пока не отдаст последнего кодранта.

6. Впрочем, об этом также сказано: «Пусть твоя милостыня запотеет у тебя в руках, прежде чем ты узнаешь кому подаёшь.»

Заповеди

1 А вот вторая заповедь учения:

2. Не убивай, не нарушай супружеской верности, не занимайся деторастлением, не распутничай, не воруй, не колдуй, не составляй яда, не губи дитя абортом и не умерщвляй родившегося, не желай захватить принадлежащее твоему ближнему.

3. Не клянись ложно, не лжесвидетельствуй, не злословь, не помни зла.

4. Не будь ни двойственным в мысли, ни двуязычным, потому что двуязычие — это западня смерти.

5. Да будет твоё слово не лживо и не пусто, а исполнено на деле.

6. Не будь ни алчным, ни хищным, ни лицемерным, ни злонравным, ни надменным; не держи злого намерения против своего ближнего.

7. Не имей ненависти к любому человеку, но одних обличай, за других молись, а иных же люби больше своей души

Наставление премудрого

1. Дитя моё, убегай от участия во всяком зле и во всём ему подобном.

2. Не будь гневливым, потому что гнев ведёт к убийству, ни ревнивым, ни сварливым, ни вспыльчивым: так как из всего этого порождаются убийства.

3. Дитя моё, не будь пленником страстных влечений, потому что страстное влечение ведёт к распутству, не сквернословь и не будь наглым: так как из всего этого порождаются супружеские измены.

4. Дитя моё, не гадай по птицам, потому что это ведёт к идолослужению, и не будь ни заклинателем, ни математиком, и не занимайся очищениями, и даже не желай на это ни смотреть, ни слушать об этом: так как из всего этого порождается идолослужение.

5. Дитя моё, не будь лживым, потому что ложь ведёт к воровству, ни сребролюбивым, ни тщеславным: так как из всего этого порождаются кражи.

6. Дитя моё, не ропщи, потому что ропот ведёт к богохульству, и не будь ни своенравным, ни зломыслящим : так как из всего этого порождаются хулы на Бога.

7. Будь же кротким, потому что кроткие наследуют землю.

8. Будь долготерпеливым и милостивым, и незлобивым, и тихим, и добрым, и всегда страшись не исполнить те заповеди, которые ты услышал.

9. Не превозносись и не давай дерзости места в своей душе. Да не прилепляется твоя душа к гордым, но да общайся со справедливыми и смиренными.

10. Выпадающие на твою долю обстоятельства принимай как благо, зная что без Бога ничего не происходит

Отношение к братьям

1.Дитя моё, ночью и днём помни о говорящем тебе слово Божье, и почитай его как Господа : потому что где говорится о власти Господа, там и Господь.

2. Каждый же день ищи встречи со святыми, чтобы найти поддержку в их словах.

3. Не учиняй разделения, но примиряй враждующих; суди справедливо, не взирай на лицо, когда следует обличить чьи-либо грехопадения.

4. Не сомневайся, будет ли суд Божий или нет.

5. Не протягивай рук, чтобы взять, и не сжимай, когда нужно дать.

6. Если у тебя будет что-либо от труда, твоих рук, давай выкуп за свои грехи.

7. Не колеблись, когда, следует дать, и не ропщи отдавая : так как ты узнаешь — Кто есть Добрый Мздовоздаятель.

8. Не отворачивайся от нуждающегося, но во всём имей общение со своим братом, и не говори о чем-либо, что это твоя собственность: потому что если вы имеете общение в бессмертном, то не тем более ли должны его иметь в смертных вещах ?

9. Не отнимай своей руки от твоего сына или от твоей дочери, но от юности учи их страху перед Богом.

10. Не приказывай в своём раздражении твоему рабу или твоей служанке, надеющихся на того же Самого Бога, что и ты, чтобы они не утратили страха перед Богом, Который над вами обоими : так как Он приходит призвать, глядя не на лицо, а на тех, чей дух Он подготовил.

11. Вы же, рабы, подчиняйтесь своим господам как Божьему образу, по совести и со страхом.

12. Возненавидь всякое лицемерие и всё, что не угодно Господу.

13. Не оставляй без исполнения заповедей Господних, но храни то, что ты принял, ничего не прибавляя и не убавляя.

14. Исповедуй в церкви свои грехопадения и не приступай к своей молитве с лукавой совестью.

Таков путь жизни.

Путь смерти

1. А вот путь смерти: прежде всего он зол и полон проклятия: здесь убийства, супружеские измены, страстные влечения, распутство, кражи, идолослужение, колдовство, составление ядов, грабежи, лжесвидетельства, лицемерие, двоедушие, коварство, надменность- злоба, своенравие, алчность, сквернословие, зависть, дерзость, гордость, бахвальство, отсутствие страха перед Богом;

2. по этому пути идут преследующие добрых людей, ненавидящие правду, любящие ложь, не признающие воздаяние за справедливость, не присоединяющиеся ни к доброму делу, ни к справедливому суду, бодрствующие не ради добра, а ради зла; от них далеки кротость и терпение, они любят суету, гоняются за выгодой, не оказывают милости бедному, не сострадают удручённому, не знают своего Творца, здесь детоубийцы, губители Божьего создания, отворачивающиеся от нуждающегося, удручающие угнетённого, угодники богатых, беззаконные судьи бедных — грешники во всём; будьте же, дети, избавлены от всех таких.

Следование пути жизни

1. Смотри, чтобы кто тебя не совратил с этого пути Учения, потому что такой учит тебя вне Бога.

2. Ведь если ты способен понести иго Господне целиком, то понеси, и будешь совершенен ; а если неспособен, то делай то, что можешь.

3. Что же касается пищи, то понеси то, что можешь; но особенно остерегайся идоложертвенного: потому что вкушение его — есть служение мёртвым богам.

Крещение

1. Что же касается крещения, то крестите так: предварительно всё это сказав, крестите в проточной воде во имя Отца и Сына и Святого Духа .

2. Если же у тебя нет проточной воды, то крести в другой воде; если не можешь крестить в холодной воде, то крести в тёплой.

3. А если у тебя нет ни той, ни другой, то трижды полей водой на голову крещаемого во имя Отца и Сына и Святого Духа.

4. А перед крещением пусть попостятся крещающий и крещаемый и, если могут, то и некоторые другие; крещаемому же вели попоститься перед крещением один или два дня.

Литургия

1. А ваши посты да не будут в одно время с постами лицемеров : так как они постятся во второй и в пятый день после субботы; то вы поститесь в четвёртый день и в день приготовления к субботе.

2. И молитесь не как лицемеры, а как в Своей Доброй Вести повелел Господь, то есть молитесь так :

Наш Отец, Который на небе,
Да будет освящено Твоё имя,
Да придёт Твоё Царство,
Да будет Твоя воля и на земле как и на небе;
Дай нам на этот день наш каждодневный хлеб,
И прости нам наш долг,
Так же как и мы прощаем нашим должникам,
И не введи нас в искушение,
Но избавь нас от зла :
Потому что Твоя во веки есть сила и слава.

3. Молитесь так трижды в день.

Евхаристия

1. А что касается благодарения, то благодарите Бога так:

2. Сперва о чаше :

Благодарим Тебя, наш Отец,
за святую лозу Давида, Твоего Слуги,
Которую Ты нам явил через
Твоего Слугу Иисуса;
Слава Тебе во веки.

3. О преломляемом же хлебе:

Благодарим Тебя, наш Отец,
За жизнь и познание,
Которые Ты нам явил через Твоего Слугу Иисуса;
Слава Тебе во веки.

4. Как этот преломляемый хлеб был рассеян по горам и, будучи собранным, стал одним,
Так да будет собрана от концов земли в Твоё Царство и Твоя Церковь:
Потому что через Иисуса Христа Твоя во веки есть слава и сила.

5. И пусть никто не ест и не пьёт от вашего благодарения, кроме крещённых во имя Господа: так как и Господь об этом сказал: «Не давайте святыни псам.»

Действие благодати

1. А после того, как вы насытились, поблагодарите так:

2. Благодарим Тебя, Святой Отец,
За Твоё святое имя,
Которое Ты вселил в паши сердца,
И за познание и веру и бессмертие,
Которые Ты нам явил через Твоего Слугу Иисуса;
Слава Тебе во веки.

3. Ты, Владыко Вседержитель,
Всё сотворил ради Своего имени,
А пищу и питьё дал людям в наслаждение,
чтобы они Тебя благодарили.
Нас же через Твоего Слугу Иисуса
Ты одарил духовной пищей и питьём
и вечной жизнью.

4. Прежде всего мы Тебя благодарим, потому что Ты могуч ;
Слава Тебе во веки.

5. Вспомни, Господь, Свою Церковь, дабы избавить её от всякого зла,
И совершить её в Своей любви,
И от четырёх ветров собери её, освящённую,
В Своё Царство, которое Ты ей приготовил:
Потому что Твоя во веки есть сила и слава.

6. Да придет благодать и да сгинет этот мир.
Осанна Богу Давидову.
Если кто свят, пусть подходит,
А если нет, пусть кается;

Маран-ата.

Аминь.

7. Пророкам же позволяйте благодарить столько, сколько они хотят.

Учители

1. Если кто-либо, придя к вам, научит вас всему тому, что сказано выше, то примите его;

2. а если сам учащий, совратившись, станет вас учить иному учению с целью разрушить вышесказанное, не слушайте его; если же он учит вышесказанному с целью прибавить вам справедливости и познания Господа, то примите его как Господа.

3. А что касается посланников и пророков, то, согласно повелению Доброй Вести поступайте с ними так.

4. Каждый же приходящий к вам посланник да будет вами принят как Господь;

5. но пусть он не остаётся у вас более одного дня; если же будет нужда, то может остаться и на другой день; а если он останется на три дня — он лжепророк.

6. Уходя же от вас, посланник пусть не берёт ничего, кроме хлеба, необходимого ему в пути до тех пор, пока он не остановится в следующем месте, а если он просит денег — он лжепророк.

7. И каждого пророка, говорящего в духе, не проверяйте и не обсуждайте его: потому что всякий грех будет прощён, а этот грех прощён не будет.

8. Однако не каждый говорящий в духе есть пророк, но только если у него нравы Господни. Итак, по нравам будет узнан лжепророк и подлинный пророк.

9. И каждый пророк, назначающий, будучи в духе, трапезу для бедных, да не ест от неё, а иначе он — лжепророк.

10. Каждый же пророк, учащий истине, если сам не делает того, чему учит, есть лжепророк.

11. И каждый проверенный, подлинный пророк, творящий в миру тайну Церкви, но не учащий делать всего того, что сам делает, да не будет вами судим: так как у него суд с Господом; потому что также поступали и древние пророки.

12. Если же кто, будучи в духе, скажет: дай мне денег или чего-то другого, не слушайте его; а если скажет дать для других нуждающихся, то пусть никто его не осуждает.

Христианское странноприимство

1. А каждый приходящий к вам во имя Господне да будет вами принят: но затем, проверив его, вы узнаете о нём, так как у вас будет представление о правом и о левом.

2. Если приходящий к вам действительно странник, то помогите ему, сколько можете; но пусть он у вас не остаётся более двух или, если будет необходимость, трёх дней.

3. Если же он хочет у вас жить, то, будучи ремесленником, пусть трудится и ест.

4. А если у него нет ремесла, то вы по своему усмотрению позаботьтесь, чтобы христианин не жил среди вас праздным.

5. А если он не хочет поступать таким образом, то он — христопродавец: остерегайтесь таковых.

Вознаграждение пророков и учителей

1. Но каждый подлинный пророк, желающий у вас жить, достоин своего пропитания.

2. Также и подлинный учитель, как труженик и он достоин своего пропитания.

3. Поэтому каждый начаток произведённого в точиле и на току, а также быков и овец возьми начаток и дай пророкам: потому что они ваши первосвященники.

4. Если же у вас нет пророка, то отдайте начатки бедным.

5. Если ты выпекаешь хлеб, то возьми начаток и дай согласно заповеди.

6. Также, открыв сосуд с вином или маслом, возьми начаток и дай пророкам.

7. Возьми и начаток денег, и одежды, и всякого имущества по своему усмотрению и дай согласно заповеди.

Собрание в день Господень

1. А в день Господень, собравшись вместе, преломите хлеб и поблагодарите, исповедовав прежде свои грехопадения, дабы ваша жертва была чистой.

2. Каждый же, находящийся в разладе со своим другом, да не присоединяется к вам до тех пор, пока они не примирятся, чтобы вашей жертве не быть осквернённой .

3. Ведь Господь так сказал о ней: «На всяком месте и во всякое время приносите Мне чистую жертву: потому что Я Великий Царь, — говорит Господь, — и Моё имя дивно у народов».

Поместная иерархия

1. Поэтому избирайте себе надзирателей (епископов, т.е. буквально «смотрящих сверху» — Ересиарх) и служителей достойных Господа, мужей кротких и несребролюбивых, и правдивых, и провереных: потому что и они совершают для вас служение пророков и учителей.

2. Поэтому не пренебрегайте ими: так как они должны быть у вас почитаемы наряду с пророками и учителями.

3. Обличайте же друг друга не в гневе, а в мире, как вы это содержите в Доброй Вести; и пусть с каждым, кто плохо поступает с другим, никто из вас не разговаривает и не выслушивает его до тех пор, пока он не раскается.

4. А ваши молитвы и милостыни и все ваши дела творите так, как вы это содержите в Доброй Вести нашего Господа.

Ожидание пришествия Господня

1. Бодрствуйте ради своей жизни: ваши светильники да не будут угашены, и ваши бёдра да не будут непрепоясаны, но будьте готовы: потому что вы не знаете часа, в который наш Господь придёт.

2. Часто же собирайтесь вместе в поисках того, что приличествует вашим душам: потому что не принесёт вам пользы всё время вашей веры, если вы не достигнете совершенства в последнее время.

3. Ведь в последние дни умножатся лжепророки и губители и овцы превратятся в волков, а любовь обратится в ненависть.

4. Потому что, когда возрастёт беззаконие, люди будут ненавидеть друг друга и преследовать, и предавать, и тогда подобно Сыну Божьему явится обманщик мира, и он будет творить знамения и чудеса, и земля будет предана в его руки, и он сотворит такие преступления, каких никогда от века не было.

5. Тогда человечество пойдёт в огонь испытания, и многие соблазнятся и погибнут, а оставшиеся в своей вере будут спасены Самим, ставшим Проклятием.

6. И тогда явятся знамения истины: сперва на небе знамение Его открытия, затем знамение звука трубы, а третье знамение — воскресение мёртвых;

7. но не всех, а как сказано: «Придёт Господь и с Ним все святые.»

8. Тогда мир увидит Господа, идущего по облакам небесным…

__________________________________________________________________________________

Глава I.

Есть два пути: один — жизни и один — смерти; велико же различие между обоими путями.

И вот путь жизни: во-первых возлюби Бога, создавшего тебя, во-вторых ближнего своего, как самого себя, и не делай ничего другому, чего ты не желал бы, чтобы случилось с тобою. Учение же этих заповедей таково: благословляйте проклинающих вас и молитесь за врагов ваших, поститесь за тех, которые преследуют вас; ибо какая благодать, если вы любите любящих вас ? Разве и язычники не делают того же ? Вы же любите ненавидящих вас, и не будет у вас врага.

Воздерживайтесь от плотских и телесных похотей. Если кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую, и будешь совершен. Если кто отнимет у тебя верхнюю одежду, отдай ему и нижнюю. Если кто возьмет у тебя что-либо твое, не требуй назад, ибо ты не можешь. Всякому просящему у тебя давай и не требуй назад, ибо Отец хочет, чтобы всем было раздаваемо от даров каждого. Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен. Горе тому, кто берет! Ибо если он берет, имея в том нужду, то он неповинен; а неимеющий нужды даст отчет, зачем и на что он взял и, подвергшись заключению, будет спрошен о том, что он сделал и не выйдет оттуда до тех пор, пока не заплатит последнего кодранта. Впрочем об этом сказано еще так: пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем ты узнаешь, кому даешь.

Глава II.

Вторая заповедь учения.

Не убивай, не прелюбодействуй, не развращай детей, не предавайся блуду, не воруй, не занимайся волхвованием; не составляй яда, не умерщвляй младенца во чреве и по рождению не убивай его. Не пожелай того, что принадлежит ближнему твоему, не преступай клятвы, не лжесвидетельствуй, не злословь, не помни зла. Не будь двоедушен, ни двуязычен, ибо двуязычие есть сеть смерти. Да не будет слово твое пусто, но да будет оно согласно с делом. Не будь алчен, или хищник, или лицемерен, или коварен, или надменен. Не злоумышляй против ближнего своего. Никого не возненавидь, но одних обличай, за других молись, иных же возлюби свыше души своей.

Глава III.

Чадо мое! Убегай от всякого зла и от всего подобного ему. Не отдавайся гневу, ибо гнев ведет к убийству. Не будь вспыльчив, ни сварлив, ни страстен, ибо все это порождает убийства. Чадо мое! не будь похотлив, ибо похоть ведет к блуду. Воздерживайся от непристойных речей и не будь наглым, ибо все это порождает прелюбодеяния. Чадо мое! не гадай по птицам, ибо это ведет к идолопоклонству. Не будь также заклинателем или звездочетом, не твори очищений и не желай даже смотреть на это, ибо это все порождает служение идолам. Чадо мое! не будь лжив, ибо ложь ведет к воровству; ни сребролюбив, ни тщеславен, ибо все это порождает воровство. Чадо мое! удержись от ропота, ибо он ведет к богохульству; не будь также своенравен и не имей дурных помыслов, ибо все это порождает богохульства. Но будь кроток, ибо кроткие наследуют землю. Будь терпелив и милостив, и незлобив, и спокоен, и добр и страшись во всякое время тех слов, которые ты слышал. Не превозносись и не будь дерзким. Да не прилепляется сердце твое к высокомерным, но обращайся с праведными и смиренными. Случающиеся с тобой тяжелые обстоятельства принимай как благие, зная, что без Бога ничего не бывает.

Глава IV.

Чадо мое! поминай ночью и днем того, кто возвещает тебе слово Божие и почитай его как Господа, ибо где возвещается господство, там Господь. Каждый день стремись к общению со святыми, дабы найти успокоение в их словах. Не причиняй раскола, но примиряй спорящих. Суди по справедливости. Обличая проступки, не взирай на лицо. Не сомневайся в том, будет ли (суд Божий) или нет. Не будь протягивающим руки, чтобы получить и складывающим их, когда нужно дать. Если имеешь что-нибудь от рук своих, давай выкуп прегрешений своих. Не колеблись давать и отдавая не ропщи, ибо ты узнаешь, кто есть добрый Воздаятель за заслуги.

Не отворачивайся от нуждающегося, но разделяй все с братом своим, и не говори, что это твоя собственность, ибо если вы имеете общение в бессмертном, не тем ли паче и в смертных вещах ? Не отнимай руки своей от сына своего или от дочери своей, но с юности научай их страху Божию. Не приказывай ничего с гневом рабу своему или служанке, уповающим на того же Бога, дабы они не перестали бояться Бога, Который над вами обоими; ибо он не по наружности призывает, но приходит к тем, кого уготовал Дух. Вы же, рабы, покоряйтесь господам вашим, как образу Божию со страхом и скромностью. Возненавидь всякое лицемерие и все, что не угодно Господу. Не оставляй заповедей Господних, но береги то, что получил, ничего не прибавляя и не отнимая. В церкви исповедуй грехи свои и не приступай к молитве своей с дурной совестью.

Таков путь жизни!

Глава V.

А вот путь смерти: прежде всего он зол и полон проклятия. (Тут) убийства, прелюбодеяния, страсти, блуд, воровство, идолопоклонство, чародейство, яд, разбои, лжесвидетельства, лицемерие, двоедушие, коварство, надменность, подлость, самомнение, корысть, сквернословие, зависть, дерзость, высокомерие, чванство. (По этому пути идут) гонители добрых, ненавистники истины, друзья лжи, те, которые не признают воздаяния за праведность, не присоединяются к доброму делу, ни к справедливому суду, не бодрствуют в добре, но во зле, от которых далеки кротость и терпение, которые любят суету, гоняются за воздаянием, не сострадают бедному, не удручаются об удрученном, не знают Того, Кто сотворил их. (Тут) детоубийцы, исказители образа Божия, отвращающиеся от нуждающегося, удручающие несчастного, заступники богатых, беззаконные судьи бедных, во все грешники! Бегите, дети, от всех таковых!
Глава VI.

Смотри, что кто-нибудь не совратил тебя с этого пути учения, ибо такой учит вне Бога. Ибо, если ты можешь снести иго Господне в целости, то будешь совершен; если же нет, то делай то что можешь. Что же касается пищи, понеси что можешь; но особенно воздерживайся идоложертвенного, ибо это есть служение мертвым богам.

Глава VII.

Что же касается крещения, крестите так: наперед провозгласив все это, крестите в живой воде во имя Отца и Сына и Святого Духа. Если же нет живой воды, крестите в другой воде; если не можешь в холодной то в теплой. А если нет ни той, ни другой, возлей воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа. А перед крещением крестящий и крещаемый должны поститься, также и некоторые, если могут. Крещаемому же вели поститься за день или за два.
Глава VIII.

Да не совпадают посты ваши с постами лицемеров; ибо они постяться во второй и пятый день по субботе, вы же поститесь в среду и в канун (субботний). Также не должны вы молиться как лицемеры, но как повелел Господь в своем Евангелии, так и молитесь: Отче наш, сущий на небе, да святится имя Твое; да придет царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день и прости нам долг наш, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение; но избавь нас от лукавого. Ибо Твоя есть сила и слава во веки. Молитесь так трижды в день.

Глава IX.

Что касается Евхаристии, благодарите так. Прежде о чаше: благодарим Тебя, Отче наш, за святую лозу Давида, отрока Твоего, которую Ты явил нам через Иисуса, отрока Твоего. Тебе слава во веки!

Что же касается преломляемого хлеба (благодарите так): благодарим Тебя, Отче наш, за жизнь и ведение, которые Ты открыл нам через Иисуса, Сына Твоего. Тебе слава во веки! Как этот преломляемый хлеб быв рассеян по холмам и, будучи собран, сделался единым, так да соберется Церковь Твоя от концов земли в Царствие Твое. Ибо Твоя есть слава и сила чрез Иисуса Христа во веки.

Никто же да не ест и не пьет от вашей Евхаристии, кроме крещенных во имя Господне; ибо об этом сказал Господь: не давайте святыни псам.

Глава X.

Исполнивши все, так благодарите: благодарим Тебя, Святой Отче, за святое имя Твое, которое Ты вселил в сердца наши, и за ведение и веру и бессмертие, которые Ты открыл нам через Иисуса, Сына Твоего. Тебе слава во веки! Ты, Владыка Вседержитель, создав все, имени Своего ради, дал людям пищу и питье на пользу, чтобы они благодарили Тебя, нас же благославил духовною пищею и питьем и жизнью вечной через Твоего Отрока. Прежде всего благодарим Тебя потому, что Ты всесилен. Тебе слава во веки! Помни, Господи, Церковь Свою, да охранишь ее от всякого зла и сделаешь ее свершенной в любви Твоей, и собери ее от четырех ветров, освященную, во Царствие Твое, кторое Ты уготовал ей. Ибо Твоя есть сила и слава во веки! Да придет благодать и да прейдет мир сей! Осанна сыну Давидову! Если кто свят, пусть приходит, а кто нет пусть покается. Маранафа! Аминь.

Пророкам же предостовляйте благодарить, сколько они хотят.

Глава XI.

Если кто, придя к вам, станет учить вас всему тому, что сказано выше, того примите. Если же учитель, совратившись сам, станет учить другому, чтобы опровергнуть ваше учение, такого не слушайте. Если же (он учит с тем), чтобы умножить правду и познание Господа, примите его как самого Господа.

Что же касается апостолов и пророков, согласно правилу Евангелия, поступайте так: всякий приходящий к вам апостол да будет принят как сам Господь. Но он не должен оставаться долее одного дня, в случае же нужды может остаться и на второй; если же останется три дня, то он лжепророк. Уходя, апостол не должен брать ничего, кроме хлеба (необходимого) до тех пор, пока где-нибудь не остановится. Если же потребует денег, то но лжепророк. И всякого пророка, говорящего в духе, не испытывайте и не расследывайте; ибо всякий грех простится, а этот грех не простится. Но не всякий, говорящий в духе, есть пророк, а только кто имеет нрав Господень, ибо по нраву своему будет признан лжепророк и (истинный) пророк. И никакой пророк, начиная в духе трапезу, не станет есть с нее, если только он не лжепророк. Всякий пророк, научающий истине, если он не делает того, чему учит, есть лжепророк. Всякий же изведанный, истинный пророк, поступающий согласно со всемирною тайною Церкви, но учащий не делать всего того, что он сам делает, да не будет вами судим, ибо его суд у Бога; так поступали и древние пророки. Если же кто скажет в духе: дай мне денег, или чего-нибудь другого, не слушайте его; если же попросит дать для других, неимущих, никто да не судит его.

Глава XII.

Всякий, приходящий во имя Господне, да будет принят; а потом, испытавши, вы узнаете его; ибо вы должны иметь рассудок и отличать правое от левого. Если пришедший — странник, помогите ему, насколько можете; но он не должен оставаться у вас более двух или, в случае нужды трех дней. Если же он, будучи ремесленником, захочет поселиться у вас, то пусть, работает и ест. А если он не знает ремесла, то поразмыслите и позаботьтесь (устроить его так), чтоб христианин не жил у вас без дела. Если же он не захочет так поступать, то он христопродавец. Держитесь подальше от таковых!

Глава XIII.

Всякий же истинный пророк, желающий поселиться у вас, достоин пропитания своего; точно также и истинный учитель, как работник, достоин пропитания своего. Поэтому, взявши всякий начаток от произведений точила и гумна, от быков и овец, отдай начаток этот пророкам, ибо они первосвященники ваши. А если нет у вас пророка, отдайте бедным. Если ты приготовишь пищу, то, взявши начаток, отдай его по заповеди. Точно также, если ты открыл сосуд вина или масла, взявши начаток, отдай его пророкам. Взявши начаток серебра и одежды и всякого имущества, как тебе угодно, отдай по заповеди.

Глава XIV.

В день Господень, собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши наперед прегрешения ваши, дабы чиста была жертва ваша. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока они не примирятся, дабы не была осквернена жертва ваша; ибо такого есть наречение Господа: на всяком месте и во всякое время надлежит приносить Мне жертву чистую, ибо Я Царь великий, говорит Господь, и имя Мое чудно в народах.

Глава XV.

Поставляйте себе также епископов и диаконов, достойных Господа, мужей кротких и несребролюбивых, и правдивых, и испытанных, ибо и они также исполняют для вас служение пророков и учителей; поэтому не презирайте их, ибо они у вас должны быть почитаемы вместе с пророками и учителями.

Обличайте друг друга не во гневе, но в мире, как имеете в Евангелии; со всяким же, кто погрешает против ближнего, никто да не разговаривает, и пусть он не услышит от нас (слова), пока не покается. А молитвы ваши и милостыни и все дела творите так, как имеете в Евангелии Господа нашего.

Глава XVI.

Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши, и чресла ваши да не будут развязаны, но будьте готовы, ибо вы не знаете часа, в который приходит Господь ваш. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим; ибо не принесет вам пользы все время веры вашей, если вы не сделаетесь совершенными в последнее время. Ибо в последнии дни умножатся лжепророки и губители и превратятся овцы в волков, и любовь првратится в ненависть. Ибо когда возрастет беззаконие, станут (люди) ненавидеть друг друга и преследовать и предовать, и тогда явится обманщик мира, наподобие Сына Божия, и станет творить знамения и чудеса, и земля предастся в руки его, и будет он творить беззакония, каких никогда не было от века. Тогда придет тварь человеческая в огонь испытания, и многие соблазнятся и погибнут, а пребывшие в вере своей спасутся в самом проклятии. И тогда явится знамение истины: первое знамение — разверзнется небо, потом знамение гласа трубного, и третье — воскресение мертвых, но не всех, а как сказано: придет Господь и все святые с Ним. Тогда узрит мир Господа, грядущего на облаках небесных.




 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.