Автор: Кандлинцев Виталий
Название: Учение оптинских старцев о
- познании и исполнении воли Божией.
- молитве
- смирении в приложении к обстоятельствам мирской жизни
Файл: htm
Размер: 165 Kb
В настоящей статье затронута одна, но наиболее важная, как считали сами Оптинские старцы, тема их учения: путь познания и исполнения воли Божией. И здесь автор использовал далеко не все, что было сказано старцами. Но все же даже в таком неполном виде их наставления оставляют впечатление очень жизненного, очень сильного, логичного и убедительного, основанного на Священном Писании и священном Предании, учения.
О молитве Оптинские старцы сказали много, сумев охватить своими наставлениями широкий круг вопросов и проблем, с которыми приходится сталкиваться христианину на его молитвенном пути. Универсальная основа молитвенного пути, по учению старцев, — смирение. Поэтому многие их поучения, касающиеся молитвы, прямо или косвенно затрагивают тему смирения.
Вместе с тем, смиренному взору открываются и великие горизонты молитвы или степени молитвенных состояний, путь молитвы как все более высокая жизнь души. И эта сторона молитвы также была отчетливо раскрыта старцами. Наконец, молитва – это испытание молящегося, в котором он должен правильно реагировать на специфические трудности, которые неизбежно возникают при молитвенном делании.
Смирение – это путь к Богу. Таково краткое определение понимания Оптинскими старцами сущности смирения. Поскольку путь к Богу лежит через всецелое исполнение воли Божией, то учение о смирении является существенной частью учения Оптинских старцев о познании и исполнении воли Божией. Вместе с тем смирение – это надлежащий образ жизни христианина, в котором достигаются ее цели, независимо от того, протекает ли данная жизнь в монастыре или в миру. Поэтому тема смирения может рассматриваться относительно самостоятельно, но непременно в соотнесении с учением о воле Божией.
Настоящая статья имеет две части. Первая часть посвящена изучению наставлений Оптинских старцев о смирении, выявлению того духовного смысла, который они вкладывали в понятие смирения. Вторая часть относится к вопросу о том, как применить наставления старцев о смирении к обстоятельствам мирской жизни, в которых большинство из нас в той или иной мере находится всю жизнь.