Автор: Свящ. кн. А. Волконский
Название: Христианство и национализм.
Русский должен быть православным, говорят наши соотечественники, подрозумевая под словом «православие» учение официальной русской церкви. Если по прочтении этого раздела, человек, так говорящий, усомнится в правильности своего афоризма, цель наша будет достигнута.
Стремление вместить безначальную, вечную и сверхвселенную истину во временные и пространственные пределы государства и народности является со стороны христианина столь непоследовательным (нелогичным), что неминуемо и вредно отражается на всем его мышлении. Это стремление породило у нас смешение понятия «русский» и «православный», «церковь» и «народ», «обряд» и «догмат». Признать объективность бытия Истины (ни чуть не зависящей от нашего отношения к ней),- вот первое условие, чтобы в вопросах веры мысль стала на правильные рельсы. Тогда устранится и смешение понятий.
Гл. 1. Русские католики
1. Кто мы?
Мы русские люди и сыны других народов не русского племени, но былой русской государственности, признавшие главенство Римского Вселенского Первосвященника; здесь мы говорим о тех русских католиках, которые держатся византийско-славянского обряда в русском его облике.
Признать главенство Римского престола значит признать, что управляемая им Католическая церковь и есть Единая, Святая, Соборная (= Вселенская), Апостольская Церковь, основанная Спасителем. Такое признание было свободным актом нашей воли и исповеданием нашей веры. Вера- дар Божий. У одних этому дару предшествовала работа разума по изучению тех догматических и исторических вопросов, в которых заключается разногласие между современным учением православным и католическим; у других подобное изучение лишь подтвердило верою принятое решение. Благодатноепрозрение истины доступно каждому, мужественно ищущему ее; умственное обоснование веры доступно (в данном случае) каждому образованному человеку путем изучения литературы обеих сторон по спорным вопросам: правда выяснится с полной очевидностью. Но и здесь требуется мужественное стремление к Истине и готовность последовать ее голосу, как еслибы сам Спаситель, проходя, сказал:»Следуй за мной».
Исповедание истинности Католической церкви составляет основу нашей религиозной жизни. За это исповедание мы готовы отдать нашу жизнь.
2. Вера и национальность
Нас называют изменниками; говорят что мы изменили русским началам, ибо отказались от «национальной», «русской», «нашей» веры.
Такая постановка вопроса противоречит самым основам христианства. Истинная вера не может быть национальной,- она едина для всех. «Едино тело, един дух…Един Господь, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех…»(Еф. 4, 4-6). В Новом Завете нет избранного народа: хранение Истины вверено в нем Сынам Божиим не отдельному народу, а Его Вселенской Церкви. Посему христианский народ, считающий себя (в лице своей власти, своего духовенства, своих мыслителей или просто верующих) народом-хранителем Истины, впадает в тяжкий грех гордыни, граничащий с кощунством («Народ Богоносец»).
Христианин обязан держаться своего исповедания не потому, что оно «наше», а потому, что оно истонное. Христианин простолюдин, по доверию к своему священнику искренно верящий, что он находится в истинной церкви и соблюдающий нравственное учение Христово, спасается этой верой и своими делами, хотя бы в действительности он к телу Вселенской Церкви не принадлежал. Но, кто убедился, что в какой либо своей части верование его церкви противоречит Истине, тот обязан вступить в Церковь, хранящую полноту Христового учения. А таковая Церковь не может не существовать, ибо по словам Спасителя она будет существовать до скончания веков.
Так как истинность веры не связана с той или другой народностью, с тем или другим государством, то перемена христианского исповедания на другое, христианское-же, не может быть изменой отечеству. Если англиканец, уверовав в действительность присутствия Тела и Крови Христовой в Св. Причастии, примет православие или католичество, то вряд-ли найдется православный, который обвинит его в измене Британской империи; всякому ясно, что если перешедший был хорошим английским патриотом, то он останется таковым, и перейдя в католичество. Каждому ясно, что баварцы не менее патриотичные немцы, чем прусаки. И так у любого народа. Но когда дело касается перехода в католичество русского (хотя бы и протестанта), то появляется обвинение в измене. Почему? Разве мы не от того же падшего Адама? Разве не в составе всего рода людского искуплены мы Тем, Кто спас всех людей? Разве не для всех людей создал Господь свою Церковь?