Волконский А. Христианство и национализм.

Автор: Свящ. кн. А. Волконский

Название: Христианство и национализм.

Русский должен быть православным, говорят наши соотечественники, подрозумевая под словом «православие» учение официальной русской церкви. Если по прочтении этого раздела, человек, так говорящий, усомнится в правильности своего афоризма, цель наша будет достигнута.

Стремление вместить безначальную, вечную и сверхвселенную истину во временные и пространственные пределы государства и народности является со стороны христианина столь непоследовательным (нелогичным), что неминуемо и вредно отражается на всем его мышлении. Это стремление породило у нас смешение понятия «русский» и «православный», «церковь» и «народ», «обряд» и «догмат». Признать объективность бытия Истины (ни чуть не зависящей от нашего отношения к ней),- вот первое условие, чтобы в вопросах веры мысль стала на правильные рельсы. Тогда устранится и смешение понятий.

Гл. 1. Русские католики

1. Кто мы?

Мы русские люди и сыны других народов не русского племени, но былой русской государственности, признавшие главенство Римского Вселенского Первосвященника; здесь мы говорим о тех русских католиках, которые держатся византийско-славянского обряда в русском его облике.

Признать главенство Римского престола значит признать, что управляемая им Католическая церковь и есть Единая, Святая, Соборная (= Вселенская), Апостольская Церковь, основанная Спасителем. Такое признание было свободным актом нашей воли и исповеданием нашей веры. Вера- дар Божий. У одних этому дару предшествовала работа разума по изучению тех догматических и исторических вопросов, в которых заключается разногласие между современным учением православным и католическим; у других подобное изучение лишь подтвердило верою принятое решение. Благодатноепрозрение истины доступно каждому, мужественно ищущему ее; умственное обоснование веры доступно (в данном случае) каждому образованному человеку путем изучения литературы обеих сторон по спорным вопросам: правда выяснится с полной очевидностью. Но и здесь требуется мужественное стремление к Истине и готовность последовать ее голосу, как еслибы сам Спаситель, проходя, сказал:»Следуй за мной».

Исповедание истинности Католической церкви составляет основу нашей религиозной жизни. За это исповедание мы готовы отдать нашу жизнь.

2. Вера и национальность

Нас называют изменниками; говорят что мы изменили русским началам, ибо отказались от «национальной», «русской», «нашей» веры.

Такая постановка вопроса противоречит самым основам христианства. Истинная вера не может быть национальной,- она едина для всех. «Едино тело, един дух…Един Господь, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех…»(Еф. 4, 4-6). В Новом Завете нет избранного народа: хранение Истины вверено в нем Сынам Божиим не отдельному народу, а Его Вселенской Церкви. Посему христианский народ, считающий себя (в лице своей власти, своего духовенства, своих мыслителей или просто верующих) народом-хранителем Истины, впадает в тяжкий грех гордыни, граничащий с кощунством («Народ Богоносец»).

Христианин обязан держаться своего исповедания не потому, что оно «наше», а потому, что оно истонное. Христианин простолюдин, по доверию к своему священнику искренно верящий, что он находится в истинной церкви и соблюдающий нравственное учение Христово, спасается этой верой и своими делами, хотя бы в действительности он к телу Вселенской Церкви не принадлежал. Но, кто убедился, что в какой либо своей части верование его церкви противоречит Истине, тот обязан вступить в Церковь, хранящую полноту Христового учения. А таковая Церковь не может не существовать, ибо по словам Спасителя она будет существовать до скончания веков.

Так как истинность веры не связана с той или другой народностью, с тем или другим государством, то перемена христианского исповедания на другое, христианское-же, не может быть изменой отечеству. Если англиканец, уверовав в действительность присутствия Тела и Крови Христовой в Св. Причастии, примет православие или католичество, то вряд-ли найдется православный, который обвинит его в измене Британской империи; всякому ясно, что если перешедший был хорошим английским патриотом, то он останется таковым, и перейдя в католичество. Каждому ясно, что баварцы не менее патриотичные немцы, чем прусаки. И так у любого народа. Но когда дело касается перехода в католичество русского (хотя бы и протестанта), то появляется обвинение в измене. Почему? Разве мы не от того же падшего Адама? Разве не в составе всего рода людского искуплены мы Тем, Кто спас всех людей? Разве не для всех людей создал Господь свою Церковь?




 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.