Юлиус Дуанель и Гностическая церковь Франции.

Название:Юлиус Дуанель и Гностическая церковь Франции.

Гностическую церковь основал Юлиус-Бенуа Станислас Дуанель дю Вал-Мишель (1842-1903 гг.). Дуанель был библиотекарем, масоном ложи Великого Востока, антикваром и практикующим спиритом. В своих многократных попытках связаться с духами он столкнулся с повторяющимся видением Божественной Женственности в различных ее аспектах. Постепенно у него созрело убеждение, что самой судьбой ему предначертано принять участие в возвращении женскому аспекту божественности надлежащего места в религии.

В 1888 году, работая архивариусом в Библиотеке Орлеана, он обнаружил оригинал документа, датированный 1022 годом, автором которого был каноник Стефан Орлеанский, школьный учитель и предшественник катаров, обучавший гностическим доктринам. В конце того же 1022 года Стефан был сожжен за ересь.

Дуанель был очарован драмой катаров, их героическим и трагическим сопротивлением силам Ватикана. Он начал изучать их доктрины и доктрины их предшественников: богомилов, павликан, манихеев и гностиков. По мере этой работы он все более и более убеждался, что гностицизм, наряду с масонством, был истинной религией.

Однажды ночью в 1888 году «Эон Иисус» появился как видение перед Дуанелем и вдохновил его на работу по созданию новой церкви. Он духовно посвятил Дуанеля в сан «Епископа Монсегюра и Примаса Альбигойцев». После видения Эона Иисуса, Дуанель попытался установить контакт с духами катаров и гностиков во время сеансов, проходивших в салоне Марии де Марьятеги, леди Кейтнесс, герцогини дю Медина Помар.

Дуанель долгое время был связан с леди Кейтнесс, видной фигурой во французских спиритических кругах того времени, ученицей Анны Кингсфорд и лидером французского отделения Теософического Общества. Она считала себя реинкарнацией Марии Стюарт; и, что любопытно, в 1881 году спиритическая связь с этой королевой помогла леди Кейтнесс предсказать революцию в религии, которая кончится «Новым Эоном Нашей Леди Святого Духа».

Гностические сеансы Дуанеля посещали и другие известные оккультисты из различных сект; включая аббата Рока, бывшего католического священника, близкого партнера Станисласа Гуайта и Освальда Вирта. Сообщения от духов обычно получались посредством маятника, который Леди Кейтнесс подвешивала над доской с буквами.

Во время одного сеанса Дуанель получил следующее сообщение:

{«Я обращаюсь к Вам, потому что Вы — мой друг, мой слуга и прелат моей альбигойской церкви. Я выслана из Плеромы, я — та, кого Валентин называл София-Ахамот. Я — та кого Симон Маг называл Елена-Энойя; поскольку я — Вечный Гермафродит. Иисус — Слово Бога; я — Мысль о Боге. Однажды я вновь вернусь к моему Отцу, но я нуждаюсь в помощи; в мольбе моего Брата Иисуса, чтобы ходатайствовать за меня. Только Бесконечный способен искупить Бесконечность, и только Бог способен искупить Бога. Слушайте внимательно: Один родил Одного, и это есть Один. И эти Три — Одно: Отец, Слово и Мысль. Укрепите мою Гностическую церковь. Демиург не сможет воспрепятствовать этому. Обретите Параклета» (Спасителя- прим. пер.).}

На других сеансах удалось установить контакт с каноником Стефаном и неким Жильбертом Кастре, катарским Епископом из Тулузы 12-ого столетия, который был убит в Монсегюре. На сеансе в сентябре 1889 года появился целый «Высочайший Синод Епископов Параклета», состоящий из 40 катарских епископов. Епископы назвали свои имена, которые были позже проверены по отчетам в Национальной Библиотеке и оказались вполне точными.

Главой Синода был Жильберт Кастрэ, который обратился к Дуанелю и поручил ему воссоздавать и преподавать доктрину гностиков, путем учреждения Собрания Параклета, которое следовало назвать Гностической церковью. Елена-Энойя должна была помочь ему, и они должны были стать духовными супругами. Собрание должно состоять из Parfaits и Parfaites («совершенных» — прим. пер.), его святой книгой должно было стать четвертое Евангелие, Евангелие от Иоанна. Церковь должна была управляться мужчинами-епископами и женщинами-«софиями», которых следовало избирать и посвящать по гностическому обряду.

Дуанель объявил 1890 год началом «Эры Восстановленного Гнозиса». Он принял сан Патриарха Гностической церкви под мистическим именем Валентина II, в знак уважения к Валентину, основателю гностической школы валентиниан, жившему во II веке н. э. Он посвятил множество епископов, все они выбирали мистические имена, которые предварялись греческой буквой Тау, представлявшей греческий тау-крест или египетский знак Анкх.

Среди первых епископов и софий, посвященных Дуанелем, были: Жерар Анкосс, известный также под именем «Папюс» (1865-1916 гг.), — Тау Винсент, Епископ Тулузский (позже в 1890 году Дуанель присоединился к Ордену Мартинистов Папюса и очень быстро стал членом его Высшего Совета); Поль Седир (настоящее имя Айвон Луп, 1871-1926 гг.), известный под именем Taу Поль, Коадьютор Тулузский; Люсьен Шамуэль (настоящее имя Люсьен Мошель), известный под именем Taу Вардезан, Епископ Ла Рошели и Санта; Луи-Софрон Фугерон (1846 -? гг.), известный под именем Taу Софрониус, Епископ Безье; Альбер Жоне (1863-1923 гг.), известный под именем Тау Феодот, Епископ Авиньона; Мари Шовель де Шовени (1842-1927 гг), известная под именем Эсклармонда, София Варшавы; и Леон-Эжен Жозеф Фабр дез Эссар (1848-1917 гг.), известный под именем Тау Синезиус, Епископ Бордо.

В Церкви имелось три уровня званий: высшее духовенство, низшее духовенство и «совершенные». Высшее духовенство состояло из женско-мужских пар епископов и софий, ответственных за церковную организацию. Они избирались своими конгрегациями и позже утверждались в должности официальным благословением патриарха. Низшее духовенство состояло из пар дьяконов и дьяконесс, которые действовали под руководством епископов и софий, и отвечали за повседневную деятельность церкви.

Преданные, или светские члены церкви назывались Parfaits (мужчина) и Parfaites (женщина), обозначения, которые переводят как «совершенные», и которые были переняты от катар. Однако в церкви Дуанеля термин «совершенный» не воспринимался в катарском смысле — как некто, давший строгий обет аскетизма. «Совершенный» интерпретировался исходя из более высокого деления валентининанской тройной классификации человеческой расы: Пневматики и Психики, исключая, впрочем, самую низкую ступень, материалистических Хиликов. Только индивидуумы, наделенные высоким интеллектом, утонченностью и открытостью разума, допускались к Гностической церкви Дуанеля.

Гностическая церковь Дуанеля объединила теологические доктрины Симона Мага, Валентина и Марка (поздний валентинианец, известный разработкой системы таинств чисел и букв, а также «мистического брака») с причастиями, ведущими свое начало от Катарской церкви, и выражавшиеся в ритуалах, которые были сформированы под влиянием Римско-католической церкви. В то же самое время, Гностическая церковь представляла систему мистического масонства.

Была сочинена Гностическая месса, называемая «Преломление хлеба». Священная литургия Церкви включала два Катарских таинства, Consolamentum (дословно «Утешение», посвящение в Совершенные) и Appareillamentum (публичную исповедь).

Лео Таксиль

В 1881 году молодой антиклерикал по имени Габриель-Антуан Жоган-Пажес (1854-1907 гг.) был посвящен в вольные каменщики. Не более, чем через год он отошел от масонства, обратился к католицизму, и начал одну из наиболее печально известных пропагандистских кампаний в истории оккультизма. Под псевдонимом Лео Таксиль, Жоган издал множество книг и статей, в которых он «доказал», что масонство, розенкрейцерство, мартинизм и тому подобные организации — крайне сатанинские по своей природе, и представляют страшную угрозу христианской европейской цивилизации.

Согласно Таксилю, все такие организации скрытно управлялись таинственным «Орденом Палладистов», беспощадной, жестокой и чрезвычайно закрытой организацией внутри масонства, которая поклонялась Дьяволу жестокими обрядами и получала приказы непосредственно от Князя Тьмы. «Палладистов», предположительно, возглавляли Альберт Пайк, Суверенный Великий Командор Древнего и Общепринятого Шотландского Обряда масонства, и Великая Жрица по имени Диана Воган. Мисс Воган, прямая наследница розенкрейцеров XVII столетия и потомок алхимика Томаса Вогана, якобы, переписывалась с Таксилем. Ее сердце, было смущено огромным количеством детей, приносимых в жертву, и она тайно написала Таксилю, чтобы узнать, как ей можно спастись.

В ее письмах содержалось также описание множества отвратительных дьявольских тайн членов Масонства: люциферическая символика, содержащаяся в казалось бы невинных эмблемах и фразах; ужасные человеческие жертвы и непристойные фаллические оргии, которые проводились в потайных помещениях для поклонения аду, вырубленных под мысом Гибралтара; и ужасающие заговоры с целью мировой победы сатаны.

Разумеется, работы Жогана/Таксиля стали весьма популярны. Таксиль быстро добился внимания и снисходительного патронажа Римско-католической Церкви, и в 1887 году даже получил официальную аудиенцию у папы Римского Льва XIII.

В конечном счете, мисс Воган, приобретшая к тому времени всемирную известность, решила раз и навсегда отречься от сатаны и обратится к католицизму. Церковь нетерпеливо ожидала ее представления общественности, которое Жоган/Таксиль наметил на 19 апреля 1897 года. В лекционном зале, заполненном католическим духовенством и масонами, Жоган заявил, что Диана Воган была никем иным, как его секретаршей, и что не было никакого смысла в ее представлении кому бы то ни было, потому что она никогда не была Великой Жрицей Палладистов. Фактически Орден Палладистов никогда не существовал. Вся эта история была сфабрикована Габриэлем Жоганом как грандиозная шутка над Церковью.

Все это время он оставался преданным анти-клерикалом. Присутствующие масоны нашли это открытие весьма забавным. Католическое духовенство — нет. К счастью владельцев лекционного зала, полицию удалось вызвать прежде, чем началась настоящая потасовка.

Жоган был обязан успехом, прежде всего, своему журналистскому таланту и тому доверию, которым он пользовался благодаря своей огромной эрудиции; однако, другим существенным фактором его успеха была ловкая вербовка ряда стратегических, хотя зачастую невольных союзников.

Отступничество Дуанеля

В 1895 году Юлиус Дуанель внезапно сложил полномочия Патриарха Гностической церкви, вышел из своей масонской ложи, и обратился к римскому католицизму. Под псевдонимом «Джен Костка» в книге «Люцифер разоблаченный», он напал на Гностическую церковь, масонство и мартинизм. В течение последующих двух лет Дуанель совместно с Таксилем пишет статьи, осуждающие организации, которые прежде являлись частью его жизни. «Люцифер разоблаченный», вероятно, был непосредственным плодом их совместных усилий; его стиль выдает руку Жогана/Таксиля.

Анкосс отмечал позже, что Дуанелю не хватило «необходимого научного образования, чтобы с легкостью объяснить те чудеса, которые невидимый мир растрачивал на него». Поэтому, размышлял Анкосс, Дуанель стоял перед выбором — измениться самому или лишиться разума; и «Давайте будем благодарны, что Патриарх Гнозиса выбрал первый путь», сказал Анкосс.

Отступничество Дуанеля нанесло сокрушительный удар по Гностической церкви, но она сумела выжить. Временное управление Церковью принял на себя Синод епископов, и на Высоком Синоде в 1896 году наследником Дуанеля был выбран один из епископов, Леонс-Эжен Фабр дез Эссар, известный под именем Тау Синезиус. Он стал новым патриархом гностической церкви.

Фабр дез Эссар был парижским оккультистом, поэтом-символистом и исследователем Гнозиса и Эзотерического Христианства. Он и другой Епископ-Гностик, Луи-Софрон Фугерон (Тау Софрониус), врач, который также был исследователем истории катаров и рыцарей-тамплиеров, вместе продолжили развитие Гностической церкви. Они сместили акцент учения Гностической церкви от гностического богословия к более общим направлениям «оккультной науки». В 1899 году, через два года после того, как Лео Таксиль раскрыл свой обман, Дуанель вновь начал общаться с Фабром дез Эссаром. В 1900 году он попросил примирения с Гностической церковью и нового признания его епископом. В качестве первого акта посвящения, как Патриарха Гностической церкви, Фабр дэз Эссар повторно посвятил его под именем Тау Юлиуса, Епископа Алета и Мирпуа.

В 1901 году Фабр дэз Эссар посвятил двадцатилетнего Жана «Джанни» Брико (1881-1934 гг) под именем Тау Иоанна, Епископа Лионского. Между 1903 и 1910 годами он посвятил еще двенадцать Епископов-Гностиков, включая Леона Чампрено (1870-1925 гг) под именем Тау Феофана, Епископа Версальского; Рене Генона (1886-1951 гг) под именем Тау Палингениуса, Епископа Александрийского; и Патрика Дженти (1883-1964 гг) под именем Тау Василида.

После смерти Фабра дэз Эссара в 1917 году, патриархом Гностической церкви стал Леон Чамперно (Тау Феофан). В 1921 году Леону Чамперно наследовал Патрик Дженти (Тау Василид), который в 1926 году передал Гностическую церковь Франции под управление Вселенской Гностической церкви Жана Брико.

Католическая гностическая церковь

Жан Брико (Тау Иоанн) получил образование в Римско-католической семинарии, где он учился, чтобы стать духовным лицом, но когда ему исполнилось 16 лет, он отказался от обычных религиозных представлений и начал исследовать мистический оккультизм. Он принимал участие в работе организаций «Элиатская церковь Кармеля» и «Работа Милосердия», основанных в 1839 году Эженом Винтра (1807-1875 гг); а также «Иоанитская Церковь Первоначальных Христиан», основанной в 1803 году тамплиером, сторонником учения возрожденцев Раймондом Бернаром Фабрэ-Палапра (1777-1838 гг). В 1899 году Брико встретил Анкосса и вступил в его Орден Мартинистов.

В 1907 году при поддержке (если не под прямым давлением) Анкосса, Брико порвал с Фабром дэз Эссаром, чтобы основать собственное раскольническое отделение Гностической церкви. Фугерон решил присоединяться к Брико. Очевидно, поводом для этой ереси послужило желание создать отделение Гностической церкви, чья структура и доктрина были бы ближе к Римско-католической Церкви, чем к катарской (например, эта церковь предполагала наличие ордена Духовенства и крещение водой); и которая была бы более тесно связана с Орденом Мартинистов.

Дуанель был мартинистом, Брико был мартинистом, но Фабр дэз Эссар им не был. Сначала, в порядке эксперимента, Брико, Фугерон и Анкосс назвали свое отделение Гностическая Католическая Церковь. Она была объявлена соединением трех существующих гностических церквей Франции: Гностической церкви Дуанеля, Кармелитской Церкви Винтра, и Иоанитской Церкви Фабрэ-Парлапа. В феврале 1908 года епископальный синод Гностической Католической Церкви собрался еще раз и выбрал Брико своим патриархом, дав ему имя Тау Иоанн II. После 1907 года, чтобы ясно различать две ветви Гностической церкви, Гностическая Церковь Фабра дэз Эссара стала называться Гностической церковью Франции.

Парижская Конференция 1908 года

24 июня 1908 года Анкосс организовал «Международную масонскую и спиритуалистическую конференцию» в Париже, где бесплатно получил патент от Теодора Ройсса (Мерлин Перегринус, 1855-1923 гг), главы O.T.O., на то, чтобы создать «Высший Великий Генеральный Совет Объединенных Обрядов Древнего и Первоначального Масонства для Великого Востока Франции и его отделений в Париже». В том же самом году название Гностическая Католическая Церковь было изменено на Вселенскую Гностическую церковь.

Приблизительно четырьмя годами позже были изданы два важных документа: Манифест M:.M:.M:. (M:.M:.M:. была британской секцией O.T.O.), который включил «Гностическую Католическую Церковь» в перечень организаций, чья «мудрость и знание» сосредоточены в O.T.O.; и «Юбилейное издание» «Орифламмы», официального органа O.T.O. Ройсса, где было объявлено, что «l’Initiation», журнал Анкосса, является «Официальным органом обрядов Мемфис-Мицраим и O.T.O. во Франции». При этом издателем был назван Анкосс.

Подробности договоренностей, имевших место на парижской конференции 1908 года неизвестны, но, основываясь на последующих событиях, можно логически заключить, что Анкосс и Ройсс решили по-братски обменяться полномочиями: Ройсс получил епископальную и высшую власть в Католической гностической церкви, а Анкосс — полномочия на Обряды Мемфиса и Мицраима. Для Немецкого отделения Церкви Ройсс перевел название Гностическая Католическая церковь на немецкий как Die Gnostische Katholische Kirche (G.K.K.); в то время как Анкосс, Фугаирон и Брико изменили название Французского отделения Церкви на Вселенскую гностическую церковь (E.G.U), с Брико в качестве патриарха.

Как и все остальные свои организационные завоевания, Ройсс поместил G.K.K. под прикрытие O.T.O. В 1911 году, со своей стороны, Брико, Фугаирон и Анкосс объявляли E.G.U. официальной церковью Мартинизма.

E.G.U. и антиохийская преемственность

Став патриархом Вселенской Гностической церкви, Брико подружился с Епископом Луи-Мари-Франсуа Жиро (Магистр Франсуа, умер в 1951 году), бывшим монахом трапистом, чья епископальная преемственность восходила к Джозефу Рене Вилату (Магистр Тимотео, 1854-1929 гг.). Вилатт был парижанином, эмигрировавшем в Америку в начале своего жизненного пути. Всю жизнь он оставался религиозным энтузиастом, но не смог реализовать себя в строгих рамках Римско-католической Церкви; поэтому начал поиски религиозной среды, более благоприятной для его индивидуальности и амбиций, в Америке. Он блуждал от секты к секте, служил какое-то время конгреционалистским священником, позже пристал к духовенству раскольнической «старо-католической» церкви.

В конечном счете, он получил епископальное посвящение в 1892 году из рук Епископа Антонио Франсиско-Ксавиера Алвареза (Магистра Юлиуса I), Епископа Сирийской Яковитской Ортодоксальной церкви и Метрополита Независимой Католической церкви Острова Цейлон, Гоа и Индии, который в свою очередь получил посвящение от Игнатиуса Петра III («Петра Скромного»), яковитского Ортодоксального Патриарха Антиохии. Вилатт посвятил Паоло Мираглиа-Гулотти в 1900 году; Гулотти посвятил Джулиуса Хауссая (или Хуссэ, 1844-1912 гг.) в 1904 году, Хуссэ посвятил Луи-Мари-Франсуа Жиро в 1911 году; и Жиро посвятил Жана Брико 21 июля 1913 года.

Это посвящение было важно для церкви Брико, поскольку обеспечивало действительную и документально подтвержденную апостольскую епископальную преемственность, которая была признана Римско-католической Церковью имеющей силу, но «незаконной» (то есть, духовно действующей, но неофициальной и противоречащей основному курсу, проводимому Церковью). Кроме того, по общему признанию, апостольская преемственность отражала передачу истинной духовной власти в Христианском потоке, восходящем еще к временам Святого Петра; и даже глубже — к Мельхиседеку, полумифическому царю-священнику Иеруалима, служившему священником при Иудейском патриархе Аврааме.

Таким образом, Брико и его преемники получили апостольскую власть, чтобы распоряжаться христианскими причастиями; что имело большое значение, поскольку многие члены Ордена Мартинистов были католиками, но как члены тайного общества, могли быть отлучены от церкви, в случае обнаружения их принадлежности к мартинизму. E.G.U. таким образом, гарантировала спасение католикам-христианам, являющимся мартинистами или желавшими вступить в орден.

После смерти Анкосса в 1916 в течение непродолжительного времени Орден Мартинистов, Французские секции Ритуалов Мемфиса и Мицраима и O.T.O возглавлял Шарль Анри Детре (Тедрэ). В 1918 году Детре умер и ему на смену пришел Брико.

15 мая 1918 года Брико посвятил Виктора Бланшарда (Тау Тарджелиуса), бывшего секретаря Анкосса и Детре. 18 сентября 1919 года Брико повторно посвятил Теодора Ройсса sub conditione (этот термин применяется к посвящению, которое должно исправить некоторый «дефект» предыдущего посвящения), таким образом, наделив и его антиохийской преемственностью, и назначил его «Гностическим Легатом» E.G.U. в Швейцарии.

Вскоре между Брико и Бланшардом возникли разногласия относительно лидерства в Ордене Мартинистов, которые вылились в сильную взаимную вражду. В конечном счете Бланшард порвал с Брико, чтобы сформировать свой собственный раскольнический Орден Мартинистов, который получил известность как «Мартинистский и Синархический орден». Позднее отделение Бланшарда участвовало в формировании «Вселенского совета» оккультных обрядов, известного как F.U.D.O.S.I., благодаря которому, в значительной степени, А.М.О.R.C. (Древний Мистический Орден Розы и Креста) Спенсера Льюиса завоевал свою популярность.

В свою очередь, ответвление Брико, находящееся в ведении его преемника Константа Шевийона, объединилось с Р. Суинберном Клаймером, противником розенкрейцера Льюиса Спенсера, и сформировало конкурирующий совет под названием F.U.D.O.F.S.I.

Бланшард посвятил по крайней мере еще пять других Гностических Епископов, находящихся в его подчинении, включая Чарльза Артура Хорвата, который позже повторно посвятил, sub conditione, Патрика Дженти (Тау Василида), последнего патриарха Гностической церкви Франции. Ранее Дженти был посвящен Фабром дэз Эссаром в духовной преемственности от Дуанеля; посвятил Брико и Роджера Менара (Тау Эон II), который, в свою очередь, в 1946 году посвятил Роберта Амбелена (Тау Робера). В 1953 году, году смерти Бланшарда, Амбелен основал свою собственную Апостольскую Гностическую церковь. Амбелен посвятил, по крайней мере, 10 Гностических Епископов в Апостольской гностической церкви, включая Педро Фрера (Тау Пьера), Примаса Бразилии; Андре Моера (Тау Андреаса), Примаса Френч-Комте; и Роджера Поммери (Тау Жана), Номинального Епископа Машеронта.

Брико умер 21 февраля 1934 года. В качестве Патриарха E.G.U. и Гроссмейстера Ордена Мартинистов ему наследовал Констан Шевийон (Тау Гармониус). Шевийон был посвящен Жиро в 1936 году и впоследствии посвящал множество епископов самостоятельно, включая Р. Суинберна Клаймера в 1938 и Арнольдо Крумм-Хеллера (основателя Древнего Братства Розенкрейцеров и представителя O.T.O толка Ройсса в Южной Америке) в 1939 году.

Во время Второй мировой войны марионеточное правительство Виши запретило в оккупированной Франции все тайные общества, и 15 апреля 1942 года E.G.U. была официально распущена правительством. 22 марта 1944 года Шевийон был жестоко убит солдатами из оккупационных частей Клауса Барби.

E.G.U. была восстановлена после войны; и в 1945 году Тау Ренатус был избран преемником убитого Шевийона. Ренатусу в 1948 наследовал Генри Чарльз Дюпонт (Тау Чарльз-Генри), который уступил в 1960 году Роберту Амбелену (Тау Жану III), достигшему благодаря своим работам выдающегося положения. Амбелен наконец совместил Вселенскую гностическую церковь со своей собственной Гностической католической церковью.

В 1969 Тау Жану III в качестве патриарха Гностической Апостольской церкви наследовал Андре Моер (Тау Андреас), за которым, в 1970 г, последовал Педро Фрер (Тау Пьер), примас Южной Америки. В том же самом году Фрер был повторно посвящен как Мар Петр-Иоанн XIII, патриарх Апостольской гностической католической церкви. Его посвятил Дом Антиджио Варгас из Бразильской Католической Апостольской Церкви. После смерти Фрера в 1978 году ему наследовал Эдмон Фьесчи (Тау Сиалул I), который отрекся от полномочий патриарха в пользу своего заместителя Фермина Вэйл-Амести (Тау Валентинуса III), отказавшегося принять должность; Апостольская гностическая церковь, а также Гностическая Католическая Апостольская церковь были превращены в международные организации.

Североамериканское автокефальное отделение Гностической Католической Апостольской церкви сохранилось благодаря руководству Примаса Роджера Сент-Виктора Херарда (Тау Чарльза), который посвятил множество епископов, но умер в 1989 году, не назначив преемника. Несколько из епископов, посвященных Херардом, все еще служат в США.

G.K.K. И E.G.C.

Алистер Кроули (1875-1947 гг.) присоединился к O.T.O Ройсса в 1910 году как посвященный VII° (в то время любой посвященный масон по 33 Шотландскому Ритуалу мог присоединяться к O.T.O. как инициированный VII° степени). 1 июня 1912 года Кроули получил от Ройсса IX°степень и назначение Национальным Гроссмейстером X ° Ирландии, Ионы и всех британцев (Британская Секция O.T.O. называлась Мистерия Мистика Максима, или M:.M:.M:.). Кроули взял магическое имя «Бафомет». В следующем году, он издал Манифест M:.M:.M:., который включил «Гностическую Католическую Церковь» в список организаций, чья «мудрость и знание» сосредоточены в O.T.O.

В 1913 году Кроули написал также Книгу XV или Гностическую мессу. Первоначально Книга XV была издана в 1918 году в журнале «International», затем — в 1919 — в журнале «Эквинокс», Том III, Номер 1 («Синий Эквинокс»), наконец в 1929/30 — в Приложении VI к книге самого Кроули «Магия в теории и практике». Латинское название Ecclesia Gnostica Catholica (E.G.C.) Кроули придумал в 1913 году, когда написал Книгу XV.

В главе 73 своей «Исповеди» Кроули заявляет, что написал Гностическую мессу как «Ритуал Гностической Католической Церкви», который он подготовил «для использования О.Т.О. в качестве центральной церемонии публичного и частного празднования, соответствующей мессе Римско-католической Церкви». Очевидно, Кроули был убежден, что Гностическая Католическая Церковь и O.T.O. неотделимы друг от друга; особенно, в том, что касается IX° O.T.O., в которую Кроули был посвящен за год до написания Гностической мессы, и которая названа «Посвященный Святилища Гнозиса».

В 1918 году Ройсс перевел Гностическую мессу Кроули на немецкий язык, внеся множество редакторских изменений, и издал ее под эгидой O.T.O. В своей публикации Гностической мессы Ройсс упомянул Брико как Суверенного Патриарха Вселенской Гностической Церкви, и себя самого как гностического легата Швейцарии (для Вселенской гностической церкви) и Суверенного Патриарха и Примаса Die Gnostische Katholische Kirche (название, право на которое он, вероятно, получил на конференции 1908 года в Париже).

Гностическая месса Кроули, несмотря на то, что ее структура подобна мессе Римско-католической Церкви, является явным Телемитским, а не Христианским ритуалом. Перевод Ройсса сохранил по существу Телемитско-гностический характер ритуала, хотя Ройсс понимал Телему явно иначе, чем Кроули. Публикация Ройссом Гностической мессы была значительным событием по двум причинам: она представляла собой декларацию независимости Ecclesia Gnostica Catholica от Вселенской Гностической Церкви, а также означала формальное принятие церковью Закона Телемы на самом высоком уровне.

Современная E.G.C.

После Ройсса лидерство в Телемитской Гностической Католической Церкви O.T.O. было передано его преемнику в качестве Внешнего Главы Ордена (O.H.O)., Алистеру Кроули, который в 1922 году восстановил первоначальную версию Гностической мессы. Кроули, кажется, неоднократно исполнял Гностическую мессу в своем Телемском Аббатстве в Чефалу на Сицилии. В 30-х годах он также сделал звуковую запись Гностической Мессы, с певицей Долорес Силларно, исполнившей партию жрицы. Но, к сожалению, до наших дней дошла только часть записи.

Неясно, проводил ли Гностическую мессу, как часть обрядности О.Т.О., Чарльз Стансфилд Джонс (1886-1950 гг), который оставался Великим мастером X° Северной Америки и при Ройссе, и при Кроули. Однако одним из членов его ложи Агапе в Ванкувере (Британская Колумбия) был Уилфред Т. Смит (1887-1957 гг). Смит переехал в Южную Калифорнию в 1920-ых гг, и в 1930 году начал собирать рабочую группу O.T.O. в Голливуде. Эта группа исполняла Гностическую мессу на еженедельных собраниях в 1933 году; и в 1935 году группа вошла в приоритетный список как ложа Агапе (вторая ложа O.T.O. с тем же названием).

В следующем году Кроули назначил Смита Национальным Генеральным Великим мастером X° Соединенных Штатов. С 1933 по 1942 год гностическая месса проводилась каждое воскресенье вечером в ложе Агапе Смитом и жрицей Реджиной Кахл (1891-1945 гг.), затем ложа переехала на новое место, в Пасадену (Калифорния). Джейн Вулф (1875-1958 гг.), которая училась лично у Кроули в 1920-ых годах в Чефалу, помогла Смиту и Кахл в развитии стандартного исполнения Гностической мессы, и часто служила на церемонии в качестве дьякона.

Кроули умер в 1947 году, его преемником в качестве O.H.O. (внешнего главы ордена) стал Карл Гермер (Сатурн, 1885-1962 гг.). Все время, пока Гермер оставался O.H.O., единственной группой, регулярно служившей Гностическую мессу, являлось швейцарское отделение О.Т.О. под руководством Германа Метцгера (1919-1990 гг.), который начал служить Гностическую мессу в 1950-ых годах в своем храме в Штейне. Гермер умер в 1962 году, не назначив приемника.

С 1962 до 1969 года O.T.O. США бездействовал, пока Греди МакМартри (Гименей Альфа, 1918-1985 гг.), последний действующий высокопоставленный офицер Международного штаба О.Т.О не применил чрезвычайные полномочия, предоставленные ему в 1940-ых годах Кроули, и не принял должность Халифа и O.H.O O.T.O. В июле 1977 года Гименей Альфа и члены недавно восстановленного O.T.O. официально провели Гностическую мессу — в первый раз в США, со времени ложи Агапе.

В отличие от других организаций, включенных в O.T.O., E.G.C. имеет свой собственный опубликованный ритуал, который может быть осуществлен вне контекста инициатической структуры O.T.O. Гностическая месса имеет своих собственных должностных лиц. Хотя ритуал призывает их использовать знаки различных степеней O.T.O., должностные лица не имеют очевидной взаимозависимости со степенями O.T.O. Книга XV также призывает к отправлению других священных обрядов: таких как крещение, конфирмация, брак и посвящение духовенства. Теоретически, E.G.C. могла бы работать независимо от O.T.O.

В 1979 году Гименеем Альфа была учреждена некоммерческая религиозная организация, независимая от O.T.O., под названием «Ecclesia Gnostica Catholica». То была полная благих намерений, но недолгая попытка распространить Телему среди более широкой аудитории, чем это мог бы сделать O.T.O. E.G.C. развивала свое собственное направление, включая процедуры крещения, конфирмации и рукоположения (со ссылкой на Книгу XV), а также имея свою собственную иерархию епископов, священников, жриц, экзорцистов, неофитов и дьяконов — в значительной степени основанную на традициях Римско-католической церкви. С осени 1984 года по осень 1985 года независимая E.G.C. выпустила четыре номера издания, под названием «Ecclesia Gnostica».

Греди МакМартри умер в 1985 году, и в соответствии с его желанием, его преемник был избран голосованием Суверенного Святилища Гнозиса, членами О.Т.О. IX°. Его преемник (Уильям Бриз) выбрал магическое имя Гименей Бета. Когда Гименей Бета занял свой пост, он почувствовал, что разделение E.G.C. и O.T.O., в конечном счете, пагубно отразится на развитии Телемы. O.T.O. была необходима сфокусированная и открытая социальная структура, обеспечиваемая регулярным отправлением Гностической мессы, а E.G.C. требовала перспективной и эзотерической доктрины инициатической системы O.T.O.

В 1985 году Гименей Бета распустил корпорацию E.G.C., и в 1987 году вновь объединил ee с O.T.O., включив постулаты E.G.C. в устав О.Т.О. Согласно уставу, один из видов членства в O.T.O. назывался «Духовным Членством», специально для епископов E.G.C. Поскольку в то время полагали, что обители «Гностической Католической Церкви» должны существовать вне O.T.O., в устав были включены положения, разрешающие епископам таких отделений присоединяться к O.T.O. в качестве Духовных Членов, при их взаимном признании иерархии ордена.

Духовным Членам было позволено осуществлять свои «традиционные» епископские полномочия, при минимальном вмешательстве. В период с декабря 1988 года по сентябрь 1989 года новая E.G.C., состоящая из Духовных Членов O.T.O., издала четыре выпуска информационного бюллетеня «Gnostic news».

Когда E.G.C. была окончательно преобразована из квазихристианской в телемическую, она прекратила быть учреждением, посвященным отправлению христианских обрядов и причастий. Поэтому христианская апостольская преемственность утратила свое решающее значение. Вместе с тем, традиционная апостольская преемственность может и теперь представлять некоторый интерес и ценность в рамках Телемитской E.G.C. как аспект традиций, унаследованных от до Телемитской Французской Гностической церкви, и как форма символической преемственности от великих религиозных систем прошлого — христианства, иудаизма и язычества. Однако, для церкви, которая, как претендует на Телемическую религию, «апостольская» или священническая преемственность от Пророка Телемы гораздо более уместна, в чисто духовном и теологическом смысле, чем преемственность от апостолов «Бледного Галилеянина».

Тем не менее, эта преемственность поддерживалась в E.G.C. при Гименее Альфа, и какое-то время и при Гименее Бета. Считалось, что действующая традиционная апостольская преемственность повышает престиж E.G.C. и способствует получению признания гражданских властей. Делались попытки продемонстрировать, что сам Кроули обладал действительной христианской апостольской преемственностью по линии Виллата, через Теодора Ройсса (чего почти наверняка не было), затем пытались укрепить традиционную апостольскую преемственность в E.G.C., введя дополнительные линии преемственности из внешних источников. Некоторые члены O.T.O. были признаны епископами E.G.C. после их посвящения епископами вне E.G.C.; и некоторые епископы других ветвей Гностической церкви были признаны Духовными Членами O.T.O. В «Gnostic news» было напечатано множество статей относительно различных предполагаемых линий традиционной апостольской преемственности в E.G.C.

К сожалению, акцент на апостольской преемственности и полуавтономии епископов закончился разрушением центрального управления. Широкое распространение получило убеждение, что традиционной апостольской преемственности, которая могла переходить от одного человека к другому простым наложением рук, было достаточно, чтобы стать епископом E.G.C. Практическая деятельность епископов в качестве администраторов церкви и исполнителей обрядов омрачалась мистикой апостольской преемственности; и множество неквалифицированных личностей было посвящено в «епископы» без необходимой подготовки и уведомления ордена.

Вместе с тем и внешние критики О.Т.О. начали высказывать серьезные сомнения относительно законности традиционной апостольской преемственности в E.G.C. Вследствие того, что Духовное Членство было ограниченно епископами, роль священников, жриц и дьяконов как явных представителей E.G.C. оказалась серьезно недооценена. Многие священники и жрицы посвящались, ни разу не посетив Гностическую мессу. Церковь постиг кризис тождественности; началась фундаментальная переоценка ее структуры, ее отношений с O.T.O., роли ее должностных лиц и уместности традиционной апостольской преемственности от других остаточных, пред-Телемических учреждений. Осенью 1990 года Гименей Бета приостановил посвящение епископов в E.G.C. до выработки критериев для установления официальной квалификации Духовных Членов.

Это было сделано осенью 1991 года, когда был принят курс на расширение определения Духовного Членства (теперь оно включало священников, жриц и дьяконов), и было введено требование, чтобы официальные лица E.G.C. являлись инициированными членами определенной степени O.T.O. Дьяконы, для официального признания орденом, должны были быть, по крайней мере, членами I° O.T.O. и, следовательно, полноправными членами Ордена; священники и жрицы должны были посвящаться в степень Рыцаря востока и запада (между IV° и V°), первую ступень в серии званий О.Т.О., на которую можно было подняться только через приглашение; а для посвящения в епископы необходимо было иметь степень VII°, дающую власть посвящать в степень Рыцаря Востока и Запада и таким образом рукополагать священников и жриц.

В 1993 году было обнаружено описание Телемитского ритуала крещения, созданного Алистером Кроули, и включено в систему E.G.C., Гностическая Католическая Церковь продолжает развиваться как литургическое и пастырское крыло Ordo Templi Orientis, благодаря росту членства в О.Т.О., творческому подходу его лидеров и прогрессирующей манифестации Телемико-гностического эгрегора. Не обошлось без трудностей, но, перефразируя Книгу Книг, в испытаниях и неприятностях — Сила, через них пролегает дорога к Свету.

Примечания:

{Это эссе было первоначально издано в сборнике «Тайна Тайн: Учебник Телемического Духовного Гностицизма», изданный в виде второго номера частного Телемического журнала «Красное Пламя», М. Cornelius, почтовый ящик 11693, Беркли, 94714-2693. После публикации в «Красном Пламени» было исправлено несколько незначительных ошибок; в частности следующие:
— Перевод Гностической Мессы, осуществленный Ройсом, был издан в 1918 году, а не в 1920 году;
— Документом, изданным приблизительно через четыре года после Парижской конференции 1908 года, был Манифест M:.M:.M:, а не Манифест O.T.O.
-Бразильская Католическая Апостольская Церковь была основана в 1945 году Магистром Карлосом Дуартом Коста, Римско-католическим Архиепископом Ботакату, который был отлучен от церкви Папским престолом за критику в адрес Римского папы Пия XII, благословившего нацистские и фашистские отряды на площади Cвятого Петра в 1943 году. Ходили слухи, что Гностическая месса, проводимая в Агапе Ложа, включала элементы явного сексуального содержания. По словам живущих и по сей день членов Ложи Агапе, этот слух был совершенно неоправданным. При проведении мессы непосредственно использовался текст Книги XV, а жрица всегда появлялась в полном облачении.
Гностическая Католическая Церковь официально прекратила свое существование вне O.T.O. в 1908 году, когда название Еglise Catholique Gnostique было заменено на Еglise Gnostique Universelle. Эта формулировка используется в настоящее время только для установления дружественных отношений, а не для присуждения фактической епископальной власти в E.G.C.

Tau Apiryon
Copyright (c) 1995 Ordo Templi Orientis




 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.