Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста, кн.1.

Автор:  Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский.

Название: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского ТОЛКОВАНИЕ НА СВЯТОГО МАТФЕЯ ЕВАНГЕЛИСТА, книга 1.

Файл:  htm

Размер: 1.78 Мb

 

 

Содержание:

 

БЕСЕДА I
Для чего дано свящ. Писание. — Когда и как даны были ветхий закон и новый завет. — Почему Матфей назвал свой труд евангелием. — Почему евангелие было писано четверыми. — Незначительные разногласия в повествованиях евангелистов служат доказательством их истинности. — В главном и существенном евангелия вполне согласны. — Различие целей написания четырех евангелий. — Согласие евангелистов подтверждается сродством каждой части их писаний с целым, а равно и принятием их проповеди всею вселенной. — Истина еванг. проповеди доказывается превосходством ее над учением философов и ее удобоприемлемостью для людей всякого звания и возраста. — Ошибочное мнение о простоте и легкости изъяснения евангелия Матфея. — Указание недоумений, представляющихся в самом начале евангелия. — Увещание слушателям быть внимательными к изъяснению, с усердием посещать храм вместо зрелищ, изучать относящееся к жизни небесной и наблюдать в храме тишину и молчание.

 

БЕСЕДА II
Изъяснение I, 1. Повторение увещания, данного в конце предыдущей беседы. — Описание небесного града. — Неизъяснимость рождения Сына Божия, как небесного, так и земного. — Величие воплощения. — Сын Божий воплотился, чтобы человека сделать сыном Божиим. — Христос соединил ветхий завет с новым. — Значение имени «Иисус»; его ветхозаветный прообраз. — Почему Матфей назвал свое евангелие «книгою родства И. Христа». — Почему он ставит Давида раньше Авраама. — Доказательства происхождения Иосифа и Девы от Давида. — Почему дается родословие Иосифа, а не Марии. — Увещание заниматься духовным учением. — Чтение Свящ. Писания необходимо особенно для живущих в миру, как врачевство против пустословия и сквернословия. — Действие слова Божия на человека. — И одно только слушание Писания полезно.

 

БЕСЕДА III
Другая причина, почему дается родословие Иосифа, а не Марии. — Почему евангелист не упоминает об Исаве. — Упоминание о порочных предках служит к большему прославлению Воплотившегося, научает нас не стыдиться злонравия предков, если мы добродетельны, низлагает гордость иудеев, величавшихся происхождением от Авраама, и показывает необходимость пришествия Христова. — Фарес и Зара служат образом народа еврейского и церкви Христовой. — Образом последней служат также Раав и Руфь. — Не должно хвалиться не только предками, но и собственными заслугами. — Добродетель каждого человека ничтожна сравнительно с его грехами. — Забвение добрых дел есть самое безопасное их хранилище. — Исповедание грехов — лучший способ умилостивления и благодарения Бога. — Смирение есть начало всякого любомудрия и мать всех благ. — Образцом смиренномудрия может служить Давид.

 

БЕСЕДА IV
Изъяснение I, 17-21. Почему родословие разделено на три части. — Почему родословие опускается у Марка, но есть у Луки — Для чего Матфей исчисляет количество родов до Христа? — Почему зачатие совершилось не прежде обручения — Непостижимость рождения. — Христос действительно родился от Девы и имеет плоть одинаковую с нами. — Добродетель и мудрость Иосифа. — Почему ангел возвещает ему о зачатии не с самого начала, как Деве. — Каким образом Ангел уверяет его в истине зачатия от Духа Св. — Величие дара отпущения грехов, принесенного Христом, побуждает верующих жить достойно этого дара. — Верующий должен отличаться от неверующего своею доброю жизнью, — равно и всем своим внешним поведением. — Безобразие души можно видеть как в зеркале, изучая жизнь святых мужей. — Человек, дающий волю своим страстям, хуже зверя. — Кто ищет внешней славы, тот бесчестит себя. — Истинную славу дает благочестие. — Пример трех отроков научает предпочитать нищету прелестям богатства. — Увещание творить милостыню.

 

БЕСЕДА V
Изъяснение I, 22-25. Слушание проповеди приносит пользу тогда, когда слышанное припоминается и обсуждается дома. — Смысл выражения: сие же все бысть. — Для чего ангел напоминает Иосифу пророчество Исаии. — Почему Христос называется Эммануилом. — Возражение иудеев против девства Марии опровергается переводом 70-ти, равно как не имеет опоры и в других переводах. — Мария пребыла девою и после рождения. — Пример братьев Христа по плоти показывает, что родство с праведником не приносит пользы, если нет собственной добродетели. — Молитвы праведников не могут спасти тех, которые нерадят сами о спасении. — Милостыня, подаваемая и от неправедно приобретенного имущества, умилостивляет Бога. — Преступность и вред ростовщичества.

 

БЕСЕДА VI
Изъяснение II, 1-3. Звезда, явившаяся при рождении Христа, не служит оправданием учения астрологов. — Она была невидимой силой, принявшей вид звезды; — четыре доказательства этого. — Цель явления звезды и пришествия волхвов. — Бог в устроении домостроительства применяется к состоянию и обычным воззрениям людей. — Для чего евангелист указывает время и место рождения. — Кто побудил волхвов к путешествию. — Бог не нарушает свободного произволения. — Отчего смутились иудеи, услышав о рождении Христа. — Увещание слушателям воспитывать в себе любовь к духовному и сокрушение о грехах. — Слезы покаяния так же очищают душу, как и крещение. — Смех осуждается Писанием; он происходит от внушения дьявола, как и зрелища. — Великий вред, причиняемый зрелищами.

 

БЕСЕДА VII
Изъяснение II, 4-10. По явлению волхвов и другим событиям, сопровождавшим рождение Христа, иудеи могли познать истину. — Почему достоинство Христа не так ясно открывается при Его рождении, как впоследствии. — Злоба и безумие Ирода. — Для чего звезда скрылась и вновь явилась. — Поклонение волхвов испровергает учение Маркиона и Павла Самосатского. — Оно знаменовало призвание язычников. — Увещание подражать волхвам чрез служение Христу. — Порицание тем, которые оставляют Христа ради позорных зрелищ. — Целомудрие — долг всякого христианина.

 

БЕСЕДА VIII
Изъяснение II, 11-15. Что побуждало волхвов поклониться Младенцу. — Для чего они удаляются в Персию. — Бог для достижения своих целей попускает иногда врагам Своим впадать в заблуждение. — Для чего Христос посылается в Египет. — Пророчество Осии XI, 1 получает надлежащее исполнение во Христе. — Перемена, совершившая с Египтом, показывает силу Христову. — Пустынножительство в Египте. — Слава великого Антония. — Жизнь в миру не может служить препятствием для подражания монашествующим.

 

БЕСЕДА IX
Изъяснение II, 16-23. Для чего Бог попустил избиение младенцев. — Страдания и бедствия, претерпеваемые несправедливо, или заглаждают наши грехи, или служат к получению больших наград на небе. — В жизни человека все совершается по действию бож. Промысла. — В доказательство Своей силы, Бог исполняет свои намерения средствами противоположными. — Почему Иосиф приходит в Назарет. — Пророческие писания не все сохранены евреями. — Не должно гордиться ни отечеством, ни предками, ни богатством, ни другими внешними преимуществами. — Богатство не доставляет безопасности и приводит к погибели души.

 

БЕСЕДА X
Изъяснение III, 1-6. Какое время означается выражением «во дни оны». — Почему Христос крестился тридцати лет. — Отличие крещения Иоаннова от данного Христом. — Цель пришествия Иоанна. — Явление и деятельность Иоанна заранее предсказаны были пророками. — Образ жизни Иоанна. — Увещание подражать Иоанну. — Близость суда и необходимость покаяния. — Покаяние состоит не только в оставлении худых дел, но и в замене их делами добрыми. — Почему Бог не скоро исполняет наши прошения. — Польза искушений.

 

БЕСЕДА XI
Изъяснение III, 7-12. Неверие фарисеев, приходивших к Иоанну. — Обличение фарисеев Иоанном не лишало их надежды спасения чрез покаяние. — Для покаяния не требуется продолжительного времени. — Превосходство крещения Христова над крещением Иоанновым. — Почему Иоанн говорит о даровании Духа Св., умалчивая о предшествующих делах Христа. — Одного крещения недостаточно для спасения; требуется еще и добродетельная жизнь. — Нужно извлекать пользу из проповеди. — Добродетели надо научаться постепенно, переходя от легчайшего к более трудному. — Польза эпитимий. — Приобретение навыка в добродетели.

 

БЕСЕДА XII
Изъяснение III, 13-17. Крещение от Иоанна не уничижало Христа. — Христос крестился, чтобы исполнить весь закон. — Для чего нисшел Дух Св. по крещении на Иисуса. — Почему иудеи, видевшие сошествие Духа, не верили во Христа. — На всякого крещающегося и теперь сходит Дух Св. — Почему Дух Св. сошел в виде голубя. — Дух Св. по достоинству не ниже Сына Божия. — Исполнив крещение иудейское, Христос отверз дверь крещению новозаветному. — Христианин должен вести жизнь, достойную дара крещения. — Верующий должен на деле оправдывать свое учение пред язычниками и служить для них примером.

 

БЕСЕДА XIII
Изъяснение IV, 1-11. Для чего Христос терпел искушения в пустыне. — Польза искушений. — Не должно самому искать искушений. — Пост — оружие против дьявола. — Почему Христос постился 40 дней. — Смысл и значение трех искушений. — Своим примером Христос научает, как нужно побеждать дьявола. — Разнообразие средств, употребляемых дьяволом для обольщения. — Не следует усиленно искать спокойной жизни. — Благоденствующие грешники подвергнутся тягчайшему наказанию. — Несомненность будущего суда и воздаяния; доказательства этого.

 

БЕСЕДА XIV
Изъяснение IV, 12-24. Для чего Христос удаляется в Галилею. — Что такое Галилея. — Почему Христос начинает проповедь после Иоанна. — Призвание Петра и Андрея. — Пример послушания Христу, показанный ими. — Почему Христос в начале проповеди творил чудеса. — Христос и ныне исцеляет болезни душевные — источник болезней телесных. — Чтобы просить отпущения грехов, нужно чувствовать свои грехи. — Нераскаянность больше всего прогневляет Бога. — По смерти нельзя грешнику получить прощение.

 

БЕСЕДА XV
Изъяснение V, 1-16. Своим примером Христос научает не делать ничего на показ. — Обращая речь к ученикам, Христос говорит чрез них ко всем людям. — Кто разумеется под нищими духом. Смирение — начало всякого благочестия. — Плач о грехах освобождает от пристрастия к земному. — Утешение, даруемое Богом, помогает побеждать все. — Под землею, обещанною кротким, разумеются и чувственные блага. — Кто разумеется под алчущими и жаждущими правды, под милостивыми, чистыми сердцем, миротворцами и изгнанными правды ради, и какова их награда. — Не всякие поношения делают людей блаженными. — Царство небесное обещается не одним нищим духом. — Почему последняя заповедь обращена прямо к ученикам. — Терпеть злословие — больший подвиг, чем переносить опасности. — Заповеди пролагают путь одна другой. — Что значат выражения: „вы соль земли» и „свет мира». — Сила проповеди показывает могущество Христово. — Добродетель не может укрыться. — Она одна делает счастливым. — Злословящие внутренно хвалят добродетель. — Жизнь христианина должна оправдывать учение. — Порицание гоняющимся за наживой, подающим милостыню из тщеславия, забавляющимся ссорами других, и увещание не заводить распрей и ссор и прощать обиды.

 

БЕСЕДА XVI
Изъяснение V, 17-26. Для чего Христос говорит, что Он не разрушает закона. — Почему Он иное говорит и делает со властью, иное со смирением и с молитвою к Богу. — Как Христос исполнил закон и пророков. — Заповеди, восполнявшие ветхий закон, даны уже в предшествующих заповедях блаженства. — Почему свои заповеди Христос называет малыми. — Собственные дела должны предшествовать учению. — Ветхозаветная правда сродна с новозаветной. — Почему в новом завете требуются большие подвиги. — Заповеди Христовы утверждают и восполняют заповеди ветхозаветные. — Ветхозаветный закон свидетельствует о благости Законодателя. — Законодатель ветхого и нового завета один. — Не всякий гнев запрещается Христом. — Почему за оскорбления словом Христос угрожает геенной. — Примирение с братом есть истинная жертва Богу. — Почему повелевается мириться с соперником скоро. — Медлительность в совершении добрых дел бывает причиною больших зол. — Побуждением к добродетели должна служить мысль, что мы все делаем для Бога. — Помощь Божия все делает легким. — Добродетель кажется трудной для человека, пока только он пребывает в грехах.

 

БЕСЕДА XVII
Изъяснение V, 27-37. Почему Христос начинает Свое учение не с заповеди о единобожии. — Какое пожелание запрещает Христос. — Почему запрещается самое воззрение на женщину. — Обличение женщин, любящих наряды. — Должно удаляться от соблазняющих, хотя бы и близких людей. — Почему закон дозволял давать разводную. — Почему запрещается брак с отпущенной. — Ограничение свободы развода. — Запрещение клятвы. — Для исполняющего заповеди Христовы не может быть нужды в клятве. — Почему развод и клятва допущены были в ветхом завете. — Одно и то же, смотря по времени, может быть и хорошим и нехорошим. — От человека в новом завете требуется высшее совершенство, чем в ветхом. — Как можно отстать от привычки клясться.

 

БЕСЕДА XVIII
Изъяснение V, 38-48. Для чего дан был закон око за око. — Что значит не противиться злому. — Повеление подставлять ударившему другую щеку выражает общий закон о незлобии. — Зло побеждается терпением. — Заповеди о непротивлении легкоисполнимы. — Исполнение их приносит пользу и обижающим. — Должно терпеть без сопротивления даже страдания. — Девять степеней незлобия. — Высшая степень добродетели — молитва за врагов. — Образец незлобия, данный Христом. — Увещание обходиться с гневающимися как с больными, предупреждать друг друга приветствиями и быть готовыми на всякие обиды и презрение — для Бога.

 

БЕСЕДА XIX
Изъявление VI, 1-15. Тщеславие незаметно приражается к добродетели. — Бог смотрит на намерение творящего добрые дела. — Как должно творить милостыню и молитву. — Заповедь Спасителя не запрещает молитвы в церкви. — В церкви во время молитвы должно наблюдать благопристойность. — От молящегося требуется не громкий вопль, а сердечное сокрушение. — Постоянство в молитве. — Для чего нужно молиться, если Бог знает наши нужды. — Наименование Бога Отцом заключает в себе учение о всякой добродетели. — Изъяснение молитвы Господней. — Прощение обид преимущественно заповедуется Христом. — Оно более всего уподобляет человека Богу. — Молитва об отмщении врагам прогневляет Бога. — Памятование собственных грехов — лучший способ научиться прощению обид.

 

БЕСЕДА XX
Изъяснение VI, 16-23. Притворяющиеся постящимися заслуживают особенного осуждения. — Обман лицемера изобличается и в настоящей жизни, и в будущей. — Добродетель должно почитать ради нее самой. — Христос постепенно истребляет страсть корыстолюбия. — Двоякое побуждение к подаянию милостыни. — Богатство порабощает душу. — Что глаз для тела, то ум для души. — Богатство не доставляет того, чего человек от него ожидает. — Оно делает его неспособным ни на что истинно полезное. — Как можно истребить вожделение богатства. — Отдаленность воздаяния не должна служить препятствием к собиранию сокровищ на небе.

 

БЕСЕДА XXI
Изъяснение VI, 24-27. Двоякий вред богатства. — Можно быть богатым, но не служить мамоне. — Почему богатство названо мамоной. — Христос запрещает заботу о житейских нуждах. — Удобоисполнимость заповеди. — Почему эта заповедь кажется невыполнимой. — Щедрая милостыня — путь к полному нестяжанию.

 

БЕСЕДА XXII
Изъяснение VI, 28-34. Почему, говоря о заботе касательно одежды, Христос приводит в пример лилию. — Промышление Божие о человеке. — Почему Христос усвояет промышление Богу Отцу. — Вера в Промысл освобождает от бесполезных забот и малодушия. — Искание благ небесных дает и блага земные. — Все, что мы ни делаем, делаем помощью Бога. -Что означает выражение довлест дневи злоба его. — Искреннее желание делает легкоисполнимою всякую заповедь. — Нет греха, который не изглаждался бы покаянием. — Бог не спасает человека против воли. — Усиленная молитва всегда бывает услышана. — Бог не может быть врагом человека. — Молитва всегда благовременна и угодна Богу.

 

БЕСЕДА XXIII
Изъяснение VII, 1-20. Заповедь о неосуждении не все грехи повелевает не судить и не всем запрещает судить. — Должно с любовью исправлять согрешающих. — Не исправивший себя, не должен осуждать другого. — Не должно открывать учение Христово людям, не способным его принять. — Евангельские заповеди легкоисполнимы при помощи Божией, подаваемой по молитве. — Не должно отчаиваться в получении просимого. — О чем следует молиться. — Вместе с молитвою необходима и добрая жизнь. — Что делает трудный путь, ведущий в жизнь, легким. — Нужно распознавать и избегать прикрывающихся личиной добродетели. — Лицемер может быть легко узнан по делам его. — Лишение небесной славы и любви Христовой тяжелее самой геенны. — Жизнь людей, преданных мирским заботам, подобна детской игре. — Расточающий имение в помощь нуждающимся достоин более уважения, чем собирающий; уничиженный — более, чем пользующийся славой.

 

БЕСЕДА XXIV
Изъяснение VII, 21-27. Ни правая вера, ни дар чудотворения не приносят пользы при отсутствии добродетели. — Благодать часто действует в недостойных для блага других. — Одна добродетель доставляет безопасность в настоящей жизни. — Праведнику никто не может причинить вред. — Многочисленные труды не приносят никакой пользы порочным. — Пример апостолов и иудеев показывает силу добродетели и бессилие порока. — Порок бессилен против добродетели. — Жизнь порочного исполнена печалей и страха.

 

БЕСЕДА XXV
Изъяснение VII, 28 — VIII, 4. Сила учения Христова. — Почему за учением следует совершение чудес. — Почему Христос исцеляет прокаженного прикосновением руки. — Должно иметь в мыслях Бога не только во время болезни, но и при здравии. — Для чего Христос порою соблюдает закон, порою не соблюдает. — Христос делает с своей стороны все, чтобы привлечь к вере. — Благодарность Богу есть лучшее средство сохранить Его благоволение. — Должно благодарить Бога за блага, дарованные не только нам, но и другим. — Всякий дар Божий велик. — Бог благодетельствует часто против воли самого человека. — Смирение делает благодарным Богу.

 

БЕСЕДА XXVI
Изъяснение VIII, 5-13. Христос похваляет тех, кто имел о Нем высокое мнение. — Матфей и Лука говорят об одном и том же чуде, взаимно восполняя друг друга. — Высота веры и добродетели сотника. — Христос возвещает учение об оправдании верою и призвании язычников. — Как для добродетельного возможно падение, так и для порочного исправление. — Пример Давида научает, как и для добродетельного нужно постоянное бодрствование, и как легко восстать после падения.

 

БЕСЕДА XXVII
Изъяснение VIII, 14-22. С какою быстротою совершались Христом исцеления. — Болезни телесные суть следствия грехов. — Христос ничего не делал из тщеславия. — Христос привлекал народ не только чудотворениями, но и приятностью своего вида. — Вопрошавшим Христос давал ответы сообразно их внутреннему расположению. — Заботы о духовном должно предпочитать всему остальному. — Живущие во грехах хуже мертвецов.

 

БЕСЕДА XXVIII
Изъяснение VIII, 23-34. Почему Христос взял одних только учеников и попустил им обуреваться волнами. — Различие между чудом Христовым и чудом Моисея. — Бесы исповедуют божество Христа. — Согласие евангелистов в повествовании об исцелении бесноватых. — Почему бесноватые жили в гробах. — Душа, исшедшая из тела, не остается на земле. — Бог промышляет о каждом человеке. — Для чего Христос позволил бесам потопить свиней. — Сребролюбцы страдают более тяжким недугом, чем бесноватые. — Изображение сребролюбца. — Сребролюбие вредит самому приобретению богатства.

 

БЕСЕДА XXIX
Изъяснение IX, 1-8. Матфей и Иоанн говорят о двух различных расслабленных. — Христос подтверждает свое божественное достоинство и разночестие с Отцом чрез отпущение грехов, обнаружение тайных мыслей врагов и исцеление расслабленного. — Врагов истины должно исправлять с кротостью.

 

БЕСЕДА XXX
Изъяснение IX, 9-17. Почему Матфей призывается после других. — Могущество Христа и послушание Матфея. — Достоверность евангелий. — Для чего Христос разделял трапезу с Матфеем и другими грешниками. — Обращение с грешниками и их исправление предпочитается жертвам. — Не утвержденных не должно обременять тяжкими заповедями. — В исправлении других должно подражать Христу, начиная с легчайшего. — Наставления, как исправлять жен, любящих украшаться.

 

БЕСЕДА XXXI
Изъяснение IX, 18-26. Просьба начальника синагоги об исцелении дочери. — Почему кровоточивая тайно приступила ко Христу, и для чего Он обнаружил ее. — Превосходство кровоточивой пред начальником синагоги. — Христос научает не страшиться смерти. — Истинность воскрешений, совершенных Христом, удостоверяется предшествующими и последующими обстоятельствами. — Вера в воскресение и будущую блаженную жизнь запрещает плач об умерших. — Плач об умерших происходит от превратной любви к ним. — Смерть освобождает от земных бедствий.

 

БЕСЕДА XXXII
Изъяснение IX, 27 — X, 15. Почему Христос требует от исцеляемых исповедания веры, — и запрещает рассказывать об исцелении. — Действия Христа противоположны действиям дьявола. — Благотворящий для Бога должен на злословие отвечать благодеяниями. — Образ и цель посольства учеников. — Мир, обещанный Христом, дается в церкви чрез предстоятелей. — Отвергающим этот мир угрожает тяжкое наказание. Увещание соблюдать благоговение в церкви и оказывать любовь и проповеднику и друг другу. — Не должно требовать от проповедника чудес. — Добродетель выше чудес и больше приносит пользы.

 

БЕСЕДА XXXIII
Изъяснение X, 16-22. Новый закон брани, данный апостолам. — Кроткие побеждают силою благодати, хотя должны оказывать и свое содействие. — Что разумеется под мудростью змииной. — Удобоисполнимость заповеди Христовой подтверждается примером апостолов. — Послушание апостолов Христу. — Дело апостолов, как по условиям совершения, так и величием своим, безмерно превосходит дела языческих философов и знаменитых мужей. — Причина успеха их проповеди. — Пример апостолов лишает извинения падающих и изнемогающих в мирное время. — К подвигам должно приучаться прежде их наступления. — Пример Иова.

 

БЕСЕДА XXXIV
Изъяснение X, 23-33. Христос утешает учеников обещанием скорого своего пришествия, примером собственных страданий, надеждою будущих благ и успехом проповеди. — Презрение смерти избавляет от истинной смерти. — Для исповедания Христа нужна помощь благодати. — Почему кроме сердечной веры требуется и устное исповедание. — Не должно бояться смерти. — Должно радоваться, что тело истлевает — Сколько худых последствий имело бы неистление тел. — Красота души сообщает благообразие телу. — Должно любить и искать красоты душевной.

 

БЕСЕДА XXXV
Изъяснение X, 34-42. Единомыслие не всегда полезно. — Причиной брани, произведенной Христом, служит злоба человеческая. — Единство и согласие ветхого и нового заветов. — Должно повиноваться родителям в том, что не противно благочестию. — Ради Христа должно быть готовым на всякую смерть. — Награда принимающим апостолов. — Должно принимать всякого нуждающегося в помощи. — Не должно упрекать просящего милостыни. — Нужда извиняет бесстыдство просящего. — Упрекающий нищего показывает большее бесстыдство. — Порицание отказывающим в милостыни по лености и гордости.

 

БЕСЕДА XXXVI
Изъяснение XI, 1-6. Цель посольства Иоаннова ко Христу. — Ответ Христа ученикам Иоанна. — Опровержение ошибочных мнений о цели посольства: Иоанн, как и другие пророки, знал о страдании и смерти Христовой; проповедь предтечи о Христе не нужна была в аде. — Жившие добродетельно до пришествия Христа будут наслаждаться всеми благами. — Существование будущих наказаний не нарушает правды Божией.

 

БЕСЕДА XXXVII
Изъяснение XI, 7-24. Как Христос защищает Иоанна против подозрений народа. — Почему Иоанн назван большим пророка. — Христос не может быть сравниваем с Иоанном. — Прекращение явления пророков доказывает, что Иисус есть Мессия. — Иоанн и Христос противоположными путями шли к одной цели. — Неверие иудеев Иоанну и Христу не может иметь оправдания. — Увещание к странноприимству. — Против срамных песен и рассказов. — Вред, причиняемый семейной и общественной жизни зрелищами. — Где нужно искать чистых удовольствий.

 

БЕСЕДА XXXVIII
Изъяснение XI, 25-30. Многообразие средств, употребленных Христом для возбуждения веры в иудеях. — Смирение делает человека достойным откровения. — Единосущие Сына с Отцом. — Невозможность полного познания Отца и Сына. — Смирение — мать всякого любомудрия. — Иго порока тяжелее ига добродетели. — Подтверждение этой истины примером людей, возлюбивших нищету, и богатых, незлобных и гневливых.

 

БЕСЕДА XXXIX
Изъяснение XII, 1-8. Христос не нарушал субботы без причины. — Как защищает Он учеников от обвинения их фарисеями в нарушении субботы. — Цель ветхозаветного закона о субботе. — Бесполезность его в новом завете. — Истинный праздник состоит в удалении от всякого зла. — Благодать делает легким исполнение заповедей, когда мы прилагаем и собственное старание.

 

БЕСЕДА XL
Изъяснение XII, 9-24. Милосердие Господа и бесчеловечие и злоба иудеев. — Благодеяния, оказываемые Христом, особенно возбуждали против Него ненависть иудеев. — Зависть — худшее из зол. — Средства освобождения от зависти: сознание великой греховности ее, причиняемого ею вреда самому завидующему и ничтожества внешних преимуществ, возбуждающих зависть.

 

БЕСЕДА XLI
Изъяснение XII, 25-32. Опровержение клеветы фарисеев и цель его. — В каком смысле хула на Духа Св. не прощается. — Самоосуждение и сердечное сокрушение — путь к совершенству и избавлению от наказаний.

 

БЕСЕДА XLII
Изъяснение XII, 33-37. Цель обличения фарисеев. — Почему Христос называет их порождениями ехидн. — Выражаемое словами, — худое ли, доброе ли, — есть только избыток внутреннего. — Всякий будет судим по собственным словам. — Обижающий несчастнее обижаемого; подтверждающие это примеры. — Не должно оглашать чужих грехов, даже и явных. — Должно заниматься испытанием собственной совести. — Время и место для такого испытания. — Беспечность и леность — причина недоступности добродетелей.

 

БЕСЕДА XLIII
Изъяснение XII, 38-45. Для чего фарисеи просили знамения. — Знамением силы Христовой служат бедствия, постигшие иудеев. — Действительность смерти Христовой. — Справедливость наказаний, понесенных иудеями после смерти Христа. — Освободившийся от зол, но не сделавшийся благоразумнее, подвергается более тяжкому наказанию. — Сильные страдания не облегчаются видом страданий других. — Польза напоминания о геенне. — Увещание к исправлению жизни. Условия общественной и семейной жизни не служат препятствием для добродетели.

 

БЕСЕДА XLIV
Изъяснение XII, 46 — XIII, 9. Цель упрека, сделанного Христом матери и братьям. — Родство по плоти не приносит никакой пользы, если нет родства духовного. — Изъяснение притчи о сеятеле. — Семя погибает не во вине сеющего. — Погибель и плодоношение зависят от воли приемлющего. — Для спасения недостаточно одной какой-либо добродетели. — Вред, причиняемый телу и душе пресыщением.

 

 

 



 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.