Автор: Лосев А.Ф. Тахо-Годи А.А.
Название: Аристотель: в поисках смысла. ЖЗЛ.
Файл: pdf
Размер: 24.4 Мb
Изд.: М.: Мол. гвардия
Год: 2014
С. 296
Известная книга замечательного мыслителя XX столетия Алексея Федоровича Лосева и именитого ученого-филолога Азы Алибековны Тахо-Годи посвящена Аристотелю, одному из величайших философов античности. Сложная, драматически насыщенная биография Аристотеля и основы его философско-аналитической системы, неразрывно связанной с живым опытом жизни, представлены в контексте бурных
общественно-политических событий того времени. Наиболее значимые труды Аристотеля, для которого истина дороже всего, актуальны по сей день.
Содержание
Введение. ПРОБЛЕМА ЖИВОГО АРИСТОТЕЛЯ . . . . 5
Глава первая. ДОАКАДЕМИЧЕСКИЙ ПЕРИОД……… 15
Македония…………………………………………………………. 15
Происхождение Аристотеля…………………………….. 19
Родственники Аристотеля………………………………… 26
Наружность и характер……………………………………. 26
Главное и неглавное в биографии молодых лет
Аристотеля…………………………………………………………. 28
Глава вторая. В ПЛАТОНОВСКОЙ АКАДЕМИИ . . . . 33
Появление Аристотеля в Академии…………………. 33
Расхождения с Платоном в пределах Академии.. 34
Черты уважения к Платону………………………………. 38
Некоторые сомнения относительно отъезда
Аристотеля из Академии………………………………….. 41
Глава третья. ЛИТЕРАТУРНО-ФИЛОСОФСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В АКАДЕМ ИИ…………………………….. 45
Диалог и монологический трактат…………………… 46
Ранние риторические занятия………………………… 51
Наиболее ранние диалоги Аристотеля…………… 54
Диалог «Евдем, или О душе»…………………………….. 56
«Протрептик», или «Увещание»………………………. 61
Диалог «О философии»……………………………………. 71
Глава четвертая. ВНЕАФИНСКИЙ ПЕРИОД
ЖИЗНИ, ИЛИ ОТ АКАДЕМИИ ДО Л И К Е Я …………. 85
Отъезд из Академии………………………………………….. 85
Пребывание в Ассосе и Митилене…………………… 87
Приглашение к македонскому дв ор у…………….. 93
Аристотель как воспитатель Александра……….. 96
Черты неполной достоверности в проблеме
воспитания Аристотелем Александра…………….. 98
Глава пятая. ЛИКЕЙ……………………………………………………. 104
Основание Л икея……………………………………………… 104
Ликей, Перипат и Академия…………………………….. 110
292Аристотель и Платоновская академия…………… 115
Евдокс Книдский……………………………………………… 117
Евдокс как переход от Платона к Аристотелю .. 118
Теория шарового космоса у Евдокса в связи с другими древнегреческими чувственными теориями космоса……………………………………………… 120
Взаимное влияние Платона и Евдокса…………… 121
Метод исчерпывания у Евдокса………………………. 123
Аристотель и Е вдокс………………………………………… 126
Общее отношение к философии в Ликее……….. 127
1. Тщательный историзм и систематика научно-философского исследования………………………………… 127
2. Становление присуще не только внеразумному бытию, но и самому разуму, где оно, однако,
вполне специфично и, кроме того, блаженно ввиду своей всеохватной общности…………………… 129
3. Неправильные теории рассудочно неподвижного разума………………………………………….. 131
4. Положительное учение Аристотеля о тождестве разума, блаженства и наслаждения 132
5. Всякая философия есть красота…………………… 133
6. Всякая наука есть кропотливо-точное исследование жизни……………………………………………. 135
7. Заключение……………………………………………………… 141
Литературная деятельность Аристотеля…………. 142
1. Литературно-художественный энциклопедизм
Аристотеля…………………………………………………………. 142
2. Эпистолярный жанр Аристотеля…………………. 143
3. Язык произведений Аристотеля…………………….. 145
4. Письмо Александру………………………………………….. 147
5. Письмо Феофрасту………………………………………… 148
6. Чувство равноправия с царями в переписке с ними …………………………………………………………………. 148
7. Жизненный реализм в переписке…………………….. 149
Общее заключение о языке произведений Аристотеля…………………………………………………………. 151
Глава шестая. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ Ж И ЗН И …………. 153
Вопрос об отравлении Аристотелем Александра … 155
Вопрос о греках и варварах………………………………. 156
Убийство Александром Каллисфена……………….. 158
293Политика и мораль……………………………………………. 164
Национальные настроения Аристотеля…………. 166
Отношение Аристотеля к личности Александра.
Обожествление Александра…………………………….. 170
Греция и Македония второй половины IV века до н. э…………………………………………………………………… 175
Бегство из А ф и н ……………………………………………….. 186
Отравление Александра и самоубийство Аристотеля…………………………………………………………. 195
Завещание Аристотеля……………………………………… 202
Глава седьмая. ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ
В ЦЕЛОМ………………………………………………………………………. 205
Без идеи вещь не существует или сама вещь остается непознаваемой……………………………………. 206
Аристотель решительно критикует принципиальный отрыв идеи вещи от самой вещи …………………………………………………………………… 208
Идея вещи, по Аристотелю, находится внутри самой же вещи……………………………………………………. 210
Идея вещи, будучи чем-то единичным, как единична и сама вещь, в то же время является и
обобщением всех частей вещи, является некоей общностью…………………………………………………………. 211
Общность вещи является целостностью вещи___ 215
Термины «идея», «эйдос», «форма» и «вещь»___ 216
Целостность вещи и механизм вещи………………. 217
Четырехпринципная структура всякой вещи как организма. Форма и материя…………………….. 220
Учение о м ер е……………………………………………………. 223
Материя и случайность……………………………………. 226
Общая формулировка четырехпринципной структуры и ее художественно-творческая основа…………………………………………………………………. 236
Художественно-творческий первопринцип в связи с учением о ступенчато-восходящем, или
иерархийном строении жизни и бытия…………… 244
/. Художественная роль материи…………………….. 246
2 Природа как произведение искусства…………… 247
3. Душа есть не что иное, как принцип живого тела…………………………………………………………………….. 248
Художественно-творческий первопринцип в его завершении……………………………………………………….. 250
1. Подобно тому, как всякое материальное тело есть нечто, то есть является тем или иным
эйдосом, и подобно тому, как эйдос живого тела есть принцип его жизни, то есть его душа, подобно этому и всякая душа, движущая телом в том или другом направлении, тоже имеет свой собственный эйдос, который Аристотель называет Умом, так что душа, по Аристотелю, есть не более чем энергия У м а………………………………………………………… 250
2 Ум есть эйдос всех эйдосов…………………………….. 252
3. Ум, несмотря на всю свою свободу от чувственной материи, содержит свою собственную чисто
умственную материю, без которой он не был бы художественным произведением………………………. 253
4. Другие свойства абсолютного Ума, вытекающие из общеаристотелевской четырехпринципной
структуры всего существующего: неподвижный перводвигателъ, абсолютная закономерность
бытия, «мышление мышления», совпадение субъекта и объекта в одной неделимой точке,
абсолютная надкосмичность и абсолютная внутрикосмичность……………………………………………. 254
Три концепции Ума-перводвигателя у Аристотеля……………………………………………………… 256
Характер религиозности Аристотеля……………….. 259
1. Аристотель бесконечно далек от детской наивности религиозно-мифологических представлений своего народа…………………………….. 259
2 Однако, чтобы отдать дань справедливости учению Аристотеля о разуме, необходимо
сказать, что Аристотель был очень далек от какой бы то ни было односторонности в этом учении……………………………………………………… 261
3. Аристотель всегда оставался сыном своего народа и безусловным патриотом, для которого
исконные верования греческого народа были чем-то родным, чем-то уютным, чем-то милым
и ласковым, чем-то мудрым и неопровержимым……………………………………………….. 263