Лосев А.Ф. Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. ЖЗЛ.

Автор: Лосев А.Ф. Тахо-Годи А.А.

Название:  Платон. Аристотель. ЖЗЛ. + 3-е изд., испр. и доп.

Файл:  pdf, fb2

Размер:  35 Мb, 5.51 Mb

Изд.: М.: Мол. гвардия

Год: 1993, 2005

С. 383

Книга А. Ф. Лосева и А. А. Тахо-Годи — плод совместного труда выдаю­щегося философа современности и известного ученого-филолога. Изданием ее в серии «Жизнь замечательных людей» редакция отдаст дань памяти Алексею Федоровичу Лосеву, 100-летне со дня рождения которого отмечается в 1993 году.
По мнению авторов книги, судьбы двух великих философов античности Плато­на м Аристотеля учителя и ученика, настолько тесно переплетены, что логика требует объединения их жизнеописания в одном издании.

 

 

Содержание

ПЛАТОН
Глава I. Истоки . 5
Глава II. Вместе с Сократом И
Глава III. Один в поисках истины . 34
Глава IV. Сицилийский тиран Дионисий Старший 38
Глава V. Академия 44
Глава VI. «Просвещенная» тирания Дионисия Младшего 52
Глава VII. Платон — философ высокой классики 65
Глава VIII. Что такое идеализм Платона? 73
Глава IX. Диалоги Платона — драма мысли 93
Глава X. Самоотрицание драматизма . 116
Глава XI. Иллюзия действительности 123
Глава XII. Платон — мифотворец и утопист 132
Глава XIII. Конец жизни 151
Глава XIV. Вечность философии 160
АРИСТОТЕЛЬ
Глава I Введение Проблема живого Аристотеля 177
Глава II Доакадемический период
Македони 183
Происхождение Аристотел 185
Родственники Аристотеля 190
Наружность и характер 190
Главное и неглавное в биографии молодых лет Аристо­теля 191
Глава III В Платоновской Академии
Появление в Платоновской Академии 194
Расхождения Аристотеля с Платоном в пределах Ака­демии 194
Черты уважения к Платону 197
Некоторые сомнения относительно отъезда Аристотеля из Академии . 199

Глава IV. Литературно-философская деятельность в Ака­демии
Диалог и монологический трактат
Ранние риторические занятия
Наиболее ранние диалоги Аристотеля
Диалог «Евдем, или О душе»
«Протрептик», или «Увещание»
Диалог «О философии»
Глава V Внеафинский период жизни, или От Академии до Ликея
Отъезд из Академии
Пребывание в Ассосе и Митилене
Приглашение к македонскому двору
Аристотель как воспитатель Александра
Черты неполной достоверности в проблеме воспитания Аристотелем Александра
Глава VI Ликей
Основание Ликея
Ликей, Перипат и Академия
Аристотель и Платоновская Академия
Евдокс Книдский
Евдокс как переход от Платона к Аристотелю
Теория шарового космоса у Евдокса в связи с другими древнегреческими чувственными теориями космоса
Взаимное влияние Платона и Евдокса
Метод исчерпывания у Евдокса есть способ слиянии пла­тоновских идей вещей с самими вещами, когда идея вещи не остается в своем изолированном существова­нии, но изливается в вещи как их принцип и метод, как закон их реального становления
Аристотель и Евдокс
Общее отношение к философии в Ликее
1) Тщательный историзм и систематика научно-философского исследования
2) Становление присуще не только внеразумному бытию, но и самому разуму, где оно, однако, вполне специфично и, кроме того, блаженно ввиду своей всеохватной общности
3) Неправильные теории рассудочно-неподвижного разума
4) Положительное учение Аристотеля о тождестве разума, блаженства и наслаждения
5) Всякая философия есть красота
6) Всякая наука есть кропотливо-точное исследова­ние жизни 263
7) Заключение 267
Литературная деятельность Аристотеля 268
1) Литературно-художественный энциклопедизм Ари­стотеля 268
2) Эпистолярный жанр Аристотеля 268
3) Язык произведений Аристотеля 270
4) Письмо Аристотеля к Александру 271
5) Письмо к Феофрасту 272
6) Чувство равноправия с царями в переписке с ними 272
7)Жизненный реализм в переписке 273
Общее заключение о языке проиаведений Аристотеля 273
Глава VIL Последние годы жизни
Вопрос об отравлении Аристотелем Александра 275
Вопрос о греках и варварах 277
Убийство Александром Каллисфена 278
Политика и мораль 282
Национальные настроения Аристотеля 284
Отношение Аристотеля к личности Александра Обоже­ствление Александра 286
Греция и Македония второй половины IV века до на­шей эры 290
Бегство из Афин 298
Отравление Александра и самоубийство Аристотеля 304
Завещание Аристотеля 308
Глава VIII Философия Аристотеля в целом
Если вещи действительно существуют, то необходимым образом существуют и идеи вещей, так что без идеи вещь не существует или сама вещь остается непознаваемой 311
Аристотель решительно критикует принципиальный отрыв идеи вещи от самой вещи 312
Идея вещи, по Аристотелю, находится внутри самой же вещи 314
Идея вещи, будучи чем-то единичным, как единична и сама вещь, в то же время является и обобщением всех частей вещи, является некоей общностью 314
Общность вещи обязательно существует и в каждой отдельной вещи, и существует каждый раз по-разному; но это значит, что общность вещи охватывает все ее раздельные части и потому является целостностью вещи Термины «идея», «эйдос», «форма» и «вещь» Целостность вещи, когда с удалением одной части вещи гибнет и вся вещь, есть организм вещи в отличие от механизма вещи, когда вещь остается целостной, несмотря ни на какое удаление отдельных ее частей и замену их
другими частями Четырехпринципная структура всякой вещи, как организ­ма. Форма и материя
Учение о мерс Материя и случайность
Общая формулировка четырехпринципной структуры и ее художественно-творческая основа
Художественно-творческий первопринцип в связи с учением о ступенчато-восходящем, или иерархийном строении жиз­ни и бытия
1) Художественная роль материи
2) Природа как произведение искусства
3) Душа есть не что иное, как принцип живого тела
Художественно-творческий первопринцип в его заверше­нии
1) Подобно тому, как всякое материальное тело есть нечто, то есть является тем или иным эйдосом, и подобно тому как эйдос живого тела есть принцип его жизни, то есть его душа, подобно этому и вся­кая душа движущая телом в том или другом на­ правлении, тоже имеет свой собственный эйдос, ко­торый Аристотель называет Умом так что душа, по Аристотелю, есть не более чем энергия Ума
2) Ум есть эйдос всех эйдосов
3) Ум, несмотря на всю свою свободу от чувственной материи, содержит свою собственную чисто умствен­ную материю, без которой он не был бы художественным произведением
4) Другие свойства абсолютного Ума, вытекающие из общеаристотелевской четырехпринципной структу­ры всего существующего: неподвижный перводвигателЬу абсолютная закономерность бытия, «мышление мышления» у совпадение субъекта и объекта в одной неделимой точке, абсолютная надкосмичность и абсолютная внутрикосмичпость
Три концепции Ума-перводвигателя у Аристотеля
Характер религиозности Аристотеля
1) Аристотель бесконечно далек от детской наивности религиозно-мифологических представлений своего народа 348
2) Однако, чтобы отдать дань справедливости учению Аристотеля о разуме, необходимо сказать, что Арис­тотель был очень далек от какой бы то ни было односторонности в этом учении 348
3) Аристотель всегда оставался сыном своего народа и безусловным патриотом, для которого исконные верования греческого народа были чем-то родным, чем-то уютным, чем-то милым и ласковым, чем-то мудрым и неопровержимым 350
4) Аристотель, основываясь на чувственном опыте, но находя в нем разумные основы, конструирует осно­вание всего космоса при помощи таких категорий, которые приходится и нам и ему самому интерпре­тировать как религиозные, так что чисто мыслитель­ная конструкция космоса завершается учением об абсолютной мировой закономерности, или об Уме, который вовсе не обязательно называть Богом, но который сам Аристотель склонен трактовать
вполне религиозно 351
5) Религиозно-философское бесстрашие Аристотеля 353
Разумно-жизненное всеединство 355
Глава IX. Заключение. Жизнь и смысл
Жизнь и смысл 363
Теория и практика жизни 365
Не решенный, но самый главный вопрос 365
Основные даты жизни Платона 367
Основные даты жизни Аристотеля 368
Основные сочинения Аристотеля 369
Полулегендарная родословная Крития и Платона 370
Родословная Аристотеля и его ближайших потомков 371
Приложение. Сократ 372




 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.