Название: Парафраз Сима.
1. Парафраз Сима. Парафраз о нерожденном Духе. Мне, Симу, это открыл Дердекия. По воле Величия, моя мысль, которая в теле моем, похитила меня из моего рода. Она вознесла меня на вершину творения, находящуюся рядом с тем светом, который озаряет всю вселенную. Там я не видел лика земли, но это был свет. И моя мысль отделилась от темного тела, словно во сне. Я услышал голос, который сказал мне: «Сим, поскольку ты происходишь из несмешанной силы, и первый, существующий на Земле — слушай и постигни то, что я расскажу тебе впервые о великих силах, которые были вначале, до моего появления. (Это) были Свет, Мрак и был Дух между ними. Так как твой корень — нерожденный Дух — впал в забвение, я открою тебе правду о силах. Свет был Мыслью, преисполненной слухом и словом, слитыми в едином образе. А Мрак был
2. ветром в водах. У него был Ум, облаченный в бушующий огонь. А Дух, который между ними, был светом мягким, приглушенным. Таковы три корня. Они были сами себе владыки и скрывались друг от друга, каждый в своей силе. Свет же, поскольку он обладал великой силой, знал о расположении Мрака внизу и о его неупорядоченности, а именно, что (этот) корень был крив, а неправильность Мрака состояла в его непонятливости. Так, (он полагал), что нет никого выше его. Когда же он смог сдержать свою злобу, он покрылся водой. И она взволновалась, и Дух, испуганный шумом, поднялся в свою область. Он увидел огромное (пространство) темной воды и почувствовал отвращение. И мысль Духа пристально посмотрела вниз и увидела беспредельный Свет, а дурной корень не заметил его. По воле же великого Света вода разделилась, и Мрак, облаченный в порочное неведение, поднялся, чтобы Ум отделился от него, так как он возгордился в нем. Когда же он двинулся,
3. ему открылся свет Духа. Когда он увидел его, он удивился, так как он не знал, что есть другая сила выше его. А когда он увидел, что его лик темен по сравнению с Духом, он испытал боль, и в боли своей поднял свой Ум вверх. Из органов Мрака этот был оком горькой злобы. Он велел своему Уму принять форму органа духовных частей, полагая, что, наблюдая за своей злобой, он сможет сравняться с Духом. Но не смог, ибо желал невозможного. Но не случилось так, чтобы Ум Мрака, это око горькой злобы, остался праздным. Когда он отчасти принял образ, он поднялся и озарил весь Ад огненным светом, чтобы стало очевидным (его) равенство с беспорочным Светом. Ведь Дух извлекал пользу из каждого образа Мрака, потому что он явился в своем Величии. И явился высший беспредельный Свет. Ведь он пребывал в великой радости. Он пожелал явить себя Духу, и образ высшего Света явился нерожденному Духу.
4. (И) появился я. Я — сын незапятнанного, беспредельного Света. Ведь я — луч вселенского Света и его проявление. Это (мн. ч.) (свершилось), чтобы Ум Мрака не остался в Аду. Ведь Мрак уподобился своему Уму в части наших органов. Когда я, (о) Сим, по воле Величия явился в нем, чтобы Мрак омрачал (только) самого себя, чтобы Мрак был упразднен из каждого образа силы, которой он обладал, (тогда) он хлынул бушующим огнем, а Ум был покрыт водой, (располагаясь) между водой и Мраком. И вода из Мрака превратилась в облако, а из облака образовалось Чрево. Бушующий огонь вошел туда. Он заблуждался. Когда же Мрак увидел это, он стал нечистым. И когда он взволновал воды, он ударил Чрево, и его Ум растворился в глубинах Естества. Он смешался с горькой силой Мрака, и глаз Чрева лопнул (и пришел) в негодность, чтобы не могло оно снова породить Ум. Ведь он был
5. семенем Естества из темного корня. И когда Естество взяло себе Ум из темной силы, в нем сформировался всякий образ. И когда Мрак породил себе образ Ума, он уподобился Духу. Ведь Естество поднялось, чтобы исторгнуть его. Оно не одолело его, так как оно не обладало формой от Мрака. Ибо оно произвело его в облаке. Облако же засияло. Ум появился в нем, словно страшный огонь, причиняющий вред. Ум столкнулся с нерожденным Духом, — так как обладал его подобием, — чтобы Естество стало более праздным, чем бушующий огонь. И тотчас же Естество разделилось на четыре части. Это были облака, различные по виду Они называются: Гимен, Место, Сила, Вода. Гимен же, Место и Сила были бушующим огнем. И он (Ум) был извлечен из середины Мрака и воды, — а ведь Ум пребывал в средоточии Естества и силы Мрака, — чтобы вредоносные воды не пристали к нему.
6.Поэтому, по воле моей, Естество было разделено, чтобы Ум отделился в свою силу, которую корень Мрака, смешавшись с ним, забрал себе. И она (сила) появилась в Чреве, и во время разделения Естества она отделилась от силы Мрака, которая была у нее от Ума. Он (Ум) вошел в середину силы. Он был в Середине Естества. А Дух Света, когда Ум отяготил его, удивился, и сила его Удивления отторгла бремя, и оно возвратилось в свое пекло. Оно облачилось в свет Духа. И когда Естество удалилось от силы света Духа, бремя отделилось. И изумление Удивления Света отторгло бремя, и оно прилепилось к облаку Гимен. И все облака Мрака, отделившиеся от Ада, возопили из-за чужой силы. Это Дух Света вошел в них. И по воле Величия Дух посмотрел на беспредельный Свет, чтобы его (собственный) свет был удостоен милости. И (его) образ был изъят из Ада. И когда Дух посмотрел, я потек,
7. — я, Сын Величия, — (потек), подобно волнам света, как вихрь бессмертного Духа. И я дунул в облако Гимен, на Удивление нерожденного Духа. Оно (облако) отделилось и осветило (остальные) облака. Они разделились, чтобы отделился Дух. Поэтому Ум принял форму. Его покой был нарушен. Ведь Гимен Естества был непостижимым облаком. Это — великий огонь. Подобно (этому), Место Естества — это облако Безмолвия. Это — священный огонь. И Сила, смешанная с Умом — она (тоже) была облаком Естества. Она была объединена со Мраком, который возмутил Естество до (состояния) нечистоты. Темная же вода была облаком Страха. А корень Естества, который внизу, был крив, так как он был тягостным и вредоносным. Корень был слеп к связанному Свету, бездонному, так как у него множество лиц. Я же сжалился над светом Духа, который Ум забрал себе. Я удалился в свое местоположение, молить высший беспредельный Свет
8. (о том), чтобы сила Духа умножилась в области и наполнилась, без загрязнения Мраком. Я смиренно промолвил: «Ты — корень Света. Твой скрытый облик проявился, — (о), Возвышенный, Беспредельный! Да умножится вся сила Духа и да наполнится она своим светом. (О), беспредельный Свет! Он (Мрак? Бремя?) не сможет объединиться с нерожденным Духом, и сила Удивления, по воле Величия, не будет смешана с Естеством. Молитва моя была принята, и послышался голос Логоса, который сказал нерожденному Духу через Величие: «Вот — сила свершилась!. То, что явлено мною, проявилось в Духе». (И) снова я открою: я — Дердекия, сын чистого Света. Беспредельный Свет Духа снизошел в слабое Естество на малое время, пока вся нечистота Естества не станет праздной, чтобы Мрак Естества был обличен. Я облачился в свое одеяние. Это одеяние Света Величия, а (Свет Величия) — это я. Я оказался по воле Величия в облике
9. Духа, чтобы подумать обо всем Свете, — который пребывал в глубинах Мрака, — чтобы Дух в Логосе преисполнился собственным светом кроме силы беспредельного Света. И по воле моей Дух поднялся в свою силу. Ему было пожаловано собственное величие, чтобы он наполнился всем светом и избавился ото всякого бремени Мрака. Ведь позади (него) был огонь Мрака, дующий и обременяющий Дух. И Дух возрадовался, так как он был убережен от страшной воды. Но его свет не был равен Величию, но он был пожалован ему беспредельным Светом, чтобы он появился во всех своих членах в едином образе Света. Когда же Дух поднялся над водой, открылся его темный лик. И Дух почтил высший Свет: «Воистину, ты единственный, кто не имеет пределов, так как ты выше всего нерожденного. Ты спас меня от Мрака, и когда ты пожелал, я вознесся над силой Мрака». И чтобы для тебя ничто не было тайной, (я скажу тебе следующее): Мысль, которую Дух замыслил от Величия, начала быть,
10. так как Мрак не мог постигнуть то, что он плох. Но когда она (Мысль) появилась, три корня были осознаны так, как они были сначала. Если бы Мрак смог вынести свою злобу, Ум не отделился бы от него, и другая сила не появилась бы. Но после того как она появилась, тогда был увиден я, Сын Величия, чтобы Свет духа не остался невежественным, и не воцарилось над ним Естество. И по воле Величия, когда он увидел меня, мое равенство было явлено, чтобы было открыто принадлежащее Силе. Вы — великая сущая Сила. А я — совершенный Свет, который выше Духа и Мрака, тот, кто обличает Мрак в участии в нечистом деле. Ведь через разделение Естества Величие желает удостоится почестей вплоть до вершины Мысли Духа. И Дух обрел покой в своей силе. Ведь образ Света неотделим от нерожденного Духа. И он не получил имени (ни от одного) из всех облаков Естества, и законодатели не смогли дать ему имя.
11. Ведь всякий отдельный образ Естества является силой бушующего огня и материальным семенем. Взявший себе силу Мрака заключил ее в середине ее членов. По воле же Величия, для того, чтобы спасен был Ум и весь свет Духа от всякого бремени и мучения Естества, на облако Гимен пришел голос от Духа. И свет Удивления начал издавать радостные восклицания голосом, который был пожалован ему. И великий Дух Света, пребывавший в облаке Гимен, почтил беспредельный Свет. И вселенский образ, то есть я, Сын Величия, которого называют АНАССЕС ДИСЕС (сокр. «Пробуждающий Спящего»?) (также воздал ему хвалу в таких словах): «Ты — беспредельный Свет, тот, который был дан волей Величия, чтобы ты обустроил всякий свет Духа на (том) месте и отделил Ум от Мрака. Ведь не подобает Духу оставаться в Аду. Ведь когда ты пожелал, Дух поднялся, чтобы созерцать твое Величие». Ведь я рассказал тебе, Сим, эти вещи, чтобы ты понял,
12. что образ мой — Сын Величия — (происходит) из моей беспредельной Мысли. Для нее я — подлинный вселенский (про)образ. Я выше всякой истины и начала Слова. Его явление (происходит) в моем прекрасном одеянии Света, которое есть голос неделимой Мысли. Мы — единый Свет, пребывающий в единстве. Он явился в другом корне, чтобы сила Духа была пробуждена от слабого Естества. Ибо по воле великого Света я пришел от высшего Духа в облако Гимен без своего вселенского одеяния. И Логос взял меня себе от Духа в первом облаке Естества — Гимен. И я облачился в то, чего удостоили меня Величие и нерожденный Дух. И одна треть моего одеяния по воле величия появилась в облаке в единой форме. И образ мой был покрыт светом моего одеяния. Облако же взволновалось. Оно не смогло вынести моего вида. Оно излило первую силу, которую(?) оно взяло от Духа, (силу), которая освещала его от начала, (еще) до моего появления в Логосе Духа. Облако
13. не могло вынести их двоих. Свет же, исшедший из облака, шел через Безмолвие, пока не достиг Середины. И по воле Величия свет смешался с ним, (то есть) Дух, пребывавший в Безмолвии (и) отделенный от Духа Света. Он был отделен от Света облаком Безмолвия. Облако взволновалось. Это он дал покой пламени огня. Он усмирил Чрево Мрака, чтобы оно (?) не произвело другое семя из Мрака. Он (Мрак) воспрепятствовал им в Середине Естества, в их местоположении, которое находилось в облаке. Они встревожились, так как не знали, где они. Ведь в то время у них не было вселенского разумения Духа. Когда же я попросил Величие, беспредельный Свет, чтобы бушующая сила Духа могла ходить (свободно) и Чрево Мрака стало праздным и чтобы мой образ проявился в облаке Гимен так, как если бы я был облачен в шествующий предо мной Свет Духа, — (тогда) по воле Величия и по молитве моей я оказался в облаке, чтобы из моего одеяния, происходившего из Силы
14. Духа, Плерома Логоса сообщила силу членам, которые были у нее (м. р.) во Мраке. Ведь ради них я появился в наименьшем месте. Ведь я — помощь для каждого, у кого есть имя. Ибо когда я появился в облаке, свет Духа начал вызволяться из страшной воды и огненных облаков, которые были отделены от темного Естества. И я воздал им вечное возмездие, что-бы они не вмешивались больше в грязное дело. Свет же, который в (облаке) Гимен, взволновался из-за моей силы и вошел в мою Середину. Он преисполнился вселенской Мысли и в Логосе света Духа возвратился в свой покой. Он сформировался в своем корне. Он засиял светом, не имеющим изъяна. Свет же, происшедший вместе с ним в Безмолвии, вошел в Середину и возвратился на (свое) место. И облако засияло, и из него произошел неугасимый огонь. Часть же, отделившаяся от Удивления, облачилась в забвение. Она была обманута огнем Мрака. А тревога его волнения сбросила с него бремя
15. облака. Оно (бремя) было дурным и нечистым. И огонь смешался с водой, чтобы сделать воды вредоносными. И встревоженное Естество поспешно поднялось из праздных вод. Ведь его восхождение было позорным. Но Естество взяло себе силу огня. Оно усилилось из-за света Духа, который пребывал в Естестве. Его (Естества) образ явился в воде в виде страшного многоликого зверя, искривленного снизу. Свет спустился в Хаос, наполненный туманом и пылью, чтобы причинить вред Естеству. А свет Удивления, который был в Середине, пришел к нему (Свету), чтобы сбросить с себя бремя Мрака. Он (Свет) возрадовался, когда Дух поднялся. Ведь он смотрел из облака вниз, на темные воды над Духом, который пребывал в глубинах Естества. Ради того появился я, чтобы отправиться вниз, в Тартар, к угнетенному свету Духа, чтобы спасти его от злого ига. И из своего вглядывания вниз, на местоположение Мрака, Свет снова
16. появился, чтобы Чрево опять вышло из воды. По моей воле оно взошло. (Его) глаз коварно открылся. И Свет, явившийся в Середине, тот, который отделился от Удивления, успокоился и осветил его. И Чрево увидело вещи, которые оно (еще) не видывало, и возрадовалось, и возвеселилось в Свете, хотя тот, кто явился в середине его (Чрева) злобы не принадлежал ему. После того как он (Свет) осветил его, и Чрево увидело вещи, которые оно (еще) не видывало, оно было унесено вниз, в воду, полагая, что оно достигло силы Света. И оно не знало, что ее корень был бесплодным из-за образа Света, и что это к нему он приходил. Свет, который был в Середине, тот, который был «началом и концом» (Откр. 21:6, 22:13), удивился. Из-за этого его Мысль быстро посмотрела на высший Свет. И он воскликнул и сказал: «Господь! Смилуйся надо мной. Ведь мой свет и мое мучение заблудились, так как твое благо не достигает меня. Ведь я не знаю, где я». Когда же Величие услышало его, оно сжалилось над ним. И я явился из облака Гимен в (облако) Безмолвия,
17. без моего святого одеяния. По своему изволению я почтил свое святое одеяние, у которого было три формы в облаке Гимен. Свет же, пребывавший в Безмолвии, (происходивший) от силы ликования, взял меня себе. Я надел его. И две его части появились в единой форме. Другие его части не появились из-за огня. Я онемел в облаке Гимен. Ибо страшен был его огонь, который вздымался, не умаляясь. И чтобы мое Величие и Логос появились, я таким же образом я надел свое другое одеяние в облаке Безмолвия. Я вошел в Середину, я облачился в свет, который пребывал в ней, который был забыт и отделен от Духа Удивления. Ведь оно сбросило с себя бремя. Когда я пожелал, ничто из смертных не явилось ему, но (ему явились) все бессмертные, пожалованные ему Духом. И в Мысли Света он сказал: «АЙ ЕЙС АЙ, У ФАР ДУ, ЙА ЭЙ У», (что означает): «Я вошел в великий покой, чтобы он дал покой моему свету в своем корне и вынес его из
18. вредоносного Естества». Тогда, по воле Величия, я облачился в другое одеяние, из бесформенного огня, происходящего из Ума Силы. Он, по воле моей, был отделен и приготовлен для меня в Середине. Ведь Середина покрывала его силой Мрака, чтобы я пришел и облачился в него. Я спустился в Хаос, чтобы спасти весь Свет. Ведь без Силы Мрака я не мог бороться против Естества. Когда я вошел в Естество, оно не смогло выдержать моей силы. Но я остановился над ее наблюдающим оком. Оно было светом из Духа. Ведь оно было приготовлено для меня Духом в качестве одеяния и успокоения. Из-за меня он открыл свои глаза вниз, на Ад. Он на время пожаловал Естеству свой голос. Мое же огненное одеяние, по воле Величия, сошло к сильному и в нечистую часть Естества. Он был облачен в силу Мрака. И мое одеяние разорвало покров Естества. И его нечистая женственность стала сильной. И распаленное Чрево поднялось,
19. чтобы иссушить Ум наподобие рыбы, имеющей каплю огня и силу огня. Когда же Естество извергло из себя Ум, оно встревожилось и заплакало. Когда оно испытало боль и в слезах своих извергло из себя силу Духа, оно осталось как я. Я облачился в свет Духа и вместе со своим одеянием остановился над образом рыбы. И чтобы деяния Естества были осуждены — так как она слепа — множество видов животных по числу летучих ветров вышло из него. Все они возникли в Аду, в поисках изображенного света Духа. Они не могли устоять против него. Я возликовал над их невежеством. Я, Сын Величия, оказался перед Чревом, имеющим множество форм. Я облачился в зверя. И я попросил его (Чрево) великой просьбой, чтобы возникли Небо и Земля, чтобы весь Свет поднялся. Ибо иным способом сила Духа не смогла бы освободиться от пут, не явись я ему (Чреву) в образе зверя. Поэтому оно охотно послушалось меня,
20. как своего сына, и по моей просьбе Естество поднялось, обладая (свойствами) от силы Духа, Мрака и Огня. Ибо оно совлекло с себя свои формы и, отделившись, подуло на воду. Показалось Небо. И из небесной пены возникла Земля. И когда я пожелал, она произвела всякий вид пищи по числу животных. И она произвела из ветров росу для вас и тех, которые возникли на земле в следующий раз. Ведь Земля обладала силой бушующего огня, благодаря чему она произвела всякое семя. И когда показались Небо и Земля, мое одеяние поднялось в Середину облака Естества. Оно освещала все творение, пока Естество не высохло. Мрак, который был для него покровом, был ввергнут во вредоносные воды. Середина была очищена от Мрака. Чрево же горевало о том, что случилось. Оно созерцало свои части, подобные водному зеркалу. Когда оно осмотрело их, оно удивилось: «Каким образом это случилось?» Так оно осталось вдовой. (А) сам он (? архонт Мрака)
21. удивился. Он не был в нем (Чреве). Ведь в то время формы обладали силой огня и света. Она (сила?) продолжала пребывать в Естестве, пока все силы не будут изъяты из него. Ведь подобно тому, как был совершен свет Духа в трех облаках, (таким же образом) с необходимостью свершится в назначенное время другая сила, которая в Аду. Ведь по милости Величия я пришел к нему (Чреву) из вод во второй раз. Ведь лик мой был приятен ей, и его собственный лик был радостен. И я сказал ему: «Да произойдут из тебя на Земле семя и сила». Оно же повиновалось воле Духа, чтобы оно стало праздным, и когда его формы возвратились, они стали бить друг друга своими языками, они сошлись и произвели ветры, демонов и силу, состоящую из огня, Мрака и Духа. Форма же, которая оставалась одна, извергла из себя зверя. У нее не было пары, но она била сама себя. И она произвела ветер, обладающий силой из огня, Мрака и Духа. А чтобы другие демоны
22. были лишены силы, которой они обладали от грязного сношения, Чрево оказалось с ветрами в образе воды. И нечистый придаток вместе с демонами уподобился Мраку и (остался таким), как (когда) он бил Чрево от начала. После того, как формы Естества побывали вместе друг с другом, они отделились друг от друга. Они извергли силу, дивясь обману, который приключился с ними. Они горевали в вечном горе. Они были покрыты своей силой. И когда я посрамил их, я поднялся вместе со своим одеянием в силу, которая выше зверя, которая (который?) есть Свет, чтобы сделать Естество пустынным. Ум, явившийся из Естества Мрака — это был глаз сердца Мрака. Когда я возжелал, он воцарился над ветрами и демонами. И я дал ему облик огня, свет и слух вместе с частью беззлобного Логоса. Поэтому ему дано было от Величия быть сильным в своей (собственной) силе, отдельно от силы и отдельно от света Духа и (без) общения со Мраком, чтобы в конце времен, когда будет разрушено
23. Естество, он упокоился в почетном месте. Ведь его найдут верным, так как он испытал отвращение к нечистоте Естества Мрака. Могучая сила Ума произошла от Ума и нерожденного Духа. Ветры же, которые суть демоны, происходящие из воды, огня, Мрака и Света, вступили в сношение с погибелью. И от этого сношения ветры приняли в утробы свои пену с придатка демонов. Они зачали во ртах своих силу от дыхания. Утробы ветров били друг друга, пока не подошло время родов. Они ушли в воду. Сила же, рожденная от дыхания в середине (нечистого) занятия, движет рождением, и всякий вид рождения формируется в ней. Когда приблизилось время рождения, все ветры собрались из воды, которая рядом с землей. Они породили всякую нечистоту, и место, куда пришел один ветер, пропиталось нечистотой. Из него произошли бесплодные женщины и бессильные мужчины.
24. Ведь как кого породят, так они (потом) и рождают. Ради вас образ Духа явился на Земле в воде. Ведь вы подобны Духу, ибо у вас есть часть (от) ветров, и демонов, и Мысль из света силы Удивления. Ведь каждый, кого он породил из Чрева на Земле, был для него (Чрева) не во благо, но его стоном и его болью из-за образа, явившегося в вас от Духа. Ибо вы возвышены в вашем сердце. Блаженство же, Сим, это если взявши одну часть из души, дают (ее) Мысли Света. Ведь душа есть бремя Мрака, и те, которые знают, откуда происходит корень души, смогут постигнуть другое Естество (также и Естество?). Ведь душа — произведение нечистоты и насмешка над Мыслью Света. Ведь я — тот, кто раскрыл все, касающееся нерожденного, чтобы исполнился грех Естества. Я украсил сокрушенное Чрево, чтобы я смог сделать его праздным. И когда я
25. пожелал, он (? архонт Мрака) вместе с водой Мрака и Мраком задумал ранить всякий образ вашего сердца. Когда по воле света Духа вы были окружены, вы были связаны Верой, чтобы Мысль его стала тщетной. Он (?) послал демона, чтобы Мысль ее (?) злобы была провозглашена. И он учинил Потоп и уничтожил ваш род, чтобы взять Свет и отнять (его) у Веры. Я же поспешно объявил устами демона, чтобы возведена была башня до частицы Света, остававшейся в демонах и в роду их, то есть в воде, чтобы демон был спасен от бушующего Хаоса. Об этих же (вещах), по воле моей, позаботилось Чрево, чтобы оно могло полностью опустеть. Башня была создана демонами. Мрак встревожился из-за своей утраты. Он ослабил мышцы Чрева, и демон, входящий в башню, был спасен, чтобы поколения могли продолжаться и обустраиваться с его помощью. Ведь у него есть сила от каждого образа. Теперь возвращайся,
26. о Сим, и пребывай в великой радости о роде твоем и с Верой, так как, (будучи) отделен от тела и необходимости, он защищен от всякого тела Мрака (и) свидетельствует о святынях Величия. Это открыто им в их Мысли по воле моей. И они будут покоиться в нерожденном Духе, не печалясь. Ты же, Сим, из-за того остался в теле вне облака Света, чтобы ты пребывал вместе с Верой. И Вера придет к тебе. Мысль ее будет взята и дана тебе в сознании Света. А я сообщил тебе это (мн. ч.) из облака Света на пользу твоему роду. И то, что я таким же образом скажу тебе обо всякой вещи, я открою тебе до конца, чтобы ты открыл это тем, кто будет на Земле в следующий раз. О Сим! Движение, происшедшее по воле моей, случилось, чтобы Естество стало праздным. Ведь гнев Мрака утих, о Сим! Рот Мрака закрылся. По воле моей более не появляется в мире Свет, освещающий его. И когда Естество сказало, что воля его исполнилась, тогда всякий образ в тщеславном неведении погрузился вниз, в воды.
27. Оно округлило свой темный рот. Оно извергло из него силу огня, которая была в нем изначально от темного дела. Он стал освещать весь мир вместо Праведного. И все формы его (Естества) испустили силу, словно языки пламени до неба, на помощь загрязненному Свету, который поднялся. Ведь они были членами бушующего огня. И оно не знало, что вредило самому себе. Когда оно извергло силу, — силу, которая была у него, — оно извергло ее из своих половых органов. Это — лживый демон, который гонит Чрево ко всякому образу. И в своем невежестве, словно бы совершая великое дело, оно подарило каждому демону и ветру по звезде. Ведь нет ничего, что может свершиться на Земле без ветра и звезды. Ибо всякая сила наполняется ими, когда они высвобождены из Мрака, Огня, Силы и Света. Ведь в месте, где их Мрак и Огонь смешались друг с другом, были порождены животные. А место Мрака, Огня, Силы
28. Ума и Света, где от Духа произошли люди — (это) Мысль Света, мое око, которое присутствует не во всяком человеке. Ведь (g?r) до того, как из-за ветров и демонов случился потоп (kataklusmOj),+(?) стали людьми, (ds) чтобы порождена еще (?ti) была сила, которая в башне (pUrgoj), и упокоилась на Земле. Тогда (tOte) возмущенное Естество возжелало вредить (bl?ptw) семени, которое будет на Земле после потопа (kataklusmOj). Были посланы к ним (людям) демоны вместе с заблуждением (pl?nh) ветров и бремя (b?roj) ангелов (?ggeloj), и страх пророка (prof»thj), осуждение (kat?gnwsij) словесное, чтобы (+na) я научил тебя, о Сим, от какой слепоты спасен твой род (gene?). Если бы (Otan) я открыл тебе все, что было сказано, тогда (tOte) Праведный (d+kaioj) осветил бы мир (kt+sij) и мое одеяние, и ночь отделилась бы ото дня. Ведь (g?r) я поспешу к миру (kt+sij), чтобы взять свет того места, у которого есть Вера. И я явлюсь тем, которые породят себе Мысль света Духа. Ибо (g?r) ради них появилось мое Величие. Когда (Otan) оно, о Сим, явится на Земле, в месте, которое
29. назовут Содома, храни понимание, которое я дам тебе. Ибо имеющие святые сердца соберутся к тебе ради учения, которое ты откроешь. Ведь если ты явишься в мире, темное Естество ринется на тебя вместе с ветрами и демонами, чтобы уничтожить (твое) понимание. Ты же немедленно провозгласи содомлянам твое вселенское учение. Ибо они — члены твои. Ведь из того места изыдет демон в человеческом обличье, который, по воле моей, невежествен. Он сохранит это сказание. А содомляне, по воле Величия, будут свидетельствовать вселенское свидетельство. Они упокоятся в святом сознании в месте упокоения, то есть в нерожденном Духе. И когда это случится, Содома будет неправедно сожжена злым Естеством. Ведь зло не успокоится, так как в том месте появится твое Величие. Тогда
30. придет ангел с Верой. И тогда он появится в четырех частях света. Когда же Вера появится в последнем образе, тогда ее откровение сделается явным. Ибо перворожденный — это демон, явившийся из гармонии Естества во многих обличьях, чтобы Вера открылась в нем. Ведь если он явится в мире, то наступят дурные нравы, (произойдут) землетрясения, войны, голод и богохульства, ибо из-за него возмутится вся вселенная. Ведь он будет искать силу Веры и Света, (но) не найдет ее. Ибо в то время явится другой ангел на реке, чтобы крестить несовершенным крещением и двигать мир в водные путы. Мне же надлежит явиться в членах Мысли Веры, чтобы явить великие дела моей силы. Я отделю его от демона, который зовется Солдас. А свет, которым он владеет от Духа, я смешаю с моим непобедимым одеянием. И вот, что я открою
31. во Мраке ради тебя и твоего рода, который будет спасен от зла Мрака. Знай, о Сим, что без (тех, кого зовут) ЭЛОРХАЙОС, АМОЙАС, СТРОФАЙАС, ХЕЛКЕАК, ХЕЛКЕА, АЙЛЕУ, никто не сможет пройти через это дурное место. Ведь это — мое напоминание, так как им я одолел дурное место и взял свет Духа из страшной воды. Ведь когда приблизятся назначенный срок демона, того, который будет ложно крестить, тогда я появлюсь в крещении демона, чтобы явить устами Веры свидетельство тем, которые привержены ей (Вере). Я свидетельствую о тебе, неугасимая Искра ОСЕЙ, избранник Света, око неба, и (о тебе), Вера, первая и последняя, и (о тебе), София, САФАЙА и САФАЙНА, и (о тебе), Праведный Искры, и (о тебе), загрязненный Свет, и о тебе — восток и запад, север и юг, эфир и воздух, вместе со всеми силами и властями.
32. Вы пребываете в Естестве. А вы, МОЛУХФА и СОХ — (происходите) из всякого (грязного) дела и всякой грязной работы Естества. Тогда я перейду от демона вниз, в воду, и водовороты вместе с языками пламени поднимутся на меня. Тогда я выйду из воды, облачившись в свет Веры и неугасимый огонь, чтобы с моей помощью сила Духа, заброшенная в мир ветрами, демонами и звездами, переправилась (через воды). И в них преисполнится всякая нечистота. Кроме того, Сим, подумай о себе самом, укрась себя Мыслью Света. Не позволяй своей мысли общаться с огнем и темным телом, которое было нечистым произведением. Вещи, которым я учу тебя справедливы. Это — Парафраз. Ведь (что касается) тверди — (то) ты не думал, что твой род был защищен от нее. ЭЛОРХАЙОС — это имя великого Света. (Это) — место, откуда я пришел. (Это) — бесподобный Логос. А Образ — это мое высокочтимое одеяние. А ДЕРДЕКЕАС — это имя, произнесенное (?)
33. голосом Света. А СТРОФАЙА — это благословенное видение, которое есть Дух. А ХЕЛКЕАХ — это мое одеяние, исшедшее из Удивления. Оно было в облаке Гимен, которое явилось, будучи облаком в трех формах. А ХЕЛКЕА — это мое одеяние, у которого две формы. Это то (одеяние), которое было в облаке Безмолвия. А ХЕЛКЕ — это мое одеяние, которое было дано ему (?) от всякой части. Оно было дано ему в едином образе от Величия. Это то (одеяние), которое было в облаке Середины. А вышеупомянутая звезда Света — это мое непобедимое одеяние, которое я носил в Аду. Это милость, которая за пределами Мысли, свидетельство тех, которые будут свидетельствовать. А вышеупомянутое Свидетельство — (это) первая и последняя, Вера, Ум темного ветра. А СОФАЙА и САФАЙНА — в облаке тех, которые отделились от бушующего огня. А Праведная Искра — это облако Света, которое сияет среди вас. Ибо в нем мое одеяние сойдет в Хаос. А
34. загрязненный Свет явившийся во Мраке и принадлежащий Естеству, есть сила. Эфир же и воздух, силы и власти, демоны и звезды обладали частицей (?) огня и света из Духа. А МОЛУХФА — это ветер, без него же ничто не рождается на Земле. У него облик змея и единорога. Его конечности суть крылья разнообразной формы, а остальное — раздраженное Чрево. Ты блажен, Сим, так как род твой спасен от многоликого темного ветра. И они засвидетельствуют вселенское свидетельство и нечистое дело (trib») Естества. И они возвысятся сердцем в воспоминании о Свете. Никто, носящий тело, не сможет совершить эти (вещи), но (?ll?) в припоминании он сможет постигнуть их, чтобы, когда Мысль его отделится от тела, тогда открылись бы ему эти (вещи). Они были открыты твоему роду, о Сим. Трудно тому, кто носит тело, исполнить то, о чем я рассказал тебе,
35. и мало тех, которые совершат это (мн. ч.). Те, у которых есть частица (?) Ума и Мысли света Духа, сохранят свою мысль от грязного занятия. Ибо многие в роду Естества будут искать твердости силы, но не найдут и не смогут исполнить волю Веры. Ибо они — семя вселенского Мрака. А те, которые обретут эти (вещи) во многих трудах, — ветры и демоны возненавидят их. Велики же оковы тела. Ведь в месте, куда забросили их из силы Духа ветры, звезды и демоны, им явится покаяние и свидетельство, и милость поведет их в нерожденный Дух. А те, кто обладает покаянием, упокоятся в окончании (времен) и в Вере в области Гимен. Это Вера, которая наполнит опустошенное место. А те, которые не обладают (ничем) от Духа Света и от Веры, растворятся во Мраке, в месте,
36. куда не пришло покаяние. Я тот, кто навечно раскрыл врата, от начала закрытые. Он явил их тем, кто стремятся к возвышенной жизни и достойным упокоения. Я подарил понимание тем, кто (способен) воспринять его. Я открыл им все знания и верования праведных и не был им врагом ни в чем. Когда же я претерпел злобу мира, я победил. Никто из них не узнал меня. Врата огня и беспредельного дыма раскрылись предо мной. Все ветры поднялись против меня. Временно поднимутся против меня (также) громы и молнии. И они разгневаются на меня. И из-за меня они будут начальствовать над ними по плоти (и) согласно колену. И многие, носящие заблуждающуюся плоть, из-за ветров и демонов сойдут вниз во вредоносные воды. И они (будут) связаны водами. А он будет лечить недейственным лечением. Он будет заблуждаться (plan?w) и свяжет мир, и те, которые исполняют волю Естества — их часть будет…
37. дважды в день воды и формы Естества, и не будет дано им. Когда Вера (будет) сокрушать их, чтобы взять себе Праведного, о Сим, необходимо, чтобы Мысль была призвана в Логосе, чтобы связь (?) силы Духа была спасена из страшной воды. Блаженство же — это если кому-нибудь дано думать о возвышенном и знать возвышенное время и путы. Ибо вода — это наименьшее тело. И не отпускают людей так как они связаны водой, как от начала был связан свет Духа, о Сим. Они введены в заблуждение множеством форм демонов, полагая, что в нечистом водном крещении, которое темно, лживо, бесплодно и суетно, будут унесены грехи прочь. И они не знают, что из воды в воду тянутся (?) путы и обман, вместе с нечистотой, завистью, убийством, прелюбодеянием, лжесвидетельством, ересями, грабежами, страстями, многословием, гневом (и) горечью…
38. Поэтому происходит множество смертей, которые отягощают их мысль. Ведь я предрекаю тем, у которых есть разум: они прекратят нечистое крещение. И те, у которых есть разум от света Духа, не будут участвовать в нечистом деле. И разум их не угаснет, и они не будут прокляты. А воде не будет дана слава. Там, где есть проклятие, есть недостаток. А слепота — там, где есть слава, там есть и она. Ведь если они смешаются с дурными, они станут праздными в темной воде, так как в месте, которое названо водой, (пребывает) Естество, клятва, ложь и вред. Ведь только (место) в нерожденном Духе — (место), где упокоился высший Свет — не названо водой и не будет названо. Ибо это — мое явление, так как когда я исполню времена, назначенные для меня на Земле, тогда я сброшу с себя (мое огненное одеяние) и
39. мое несравненное одеяние придет ко мне, и все мои другие одеяния, которые я надел во всех облаках, происшедших из Удивления Духа. Ведь воздух разорвет мое одеяние. Ибо оно засияет и разорвет все облака вплоть до корня Света. Ум — это покой и мое одеяние. И другие мои одеяния слева, справа и сзади будут сиять, чтобы явился образ Света. Ведь мои одеяния, которые я надел в трех облаках, в последний день упокоятся в своем корне, то есть в нерожденном Духе, не имея недостатка. Из разделения облаков — из-за этого явился я, не имея недостатка, ради облаков, так как они не равны, чтобы свершилось зло Естества. Ведь в то время оно хотело изловить меня. Оно распнет Солдаса, то есть темный огонь, который стоял на вершине заблуждения
40. …чтобы он изловил меня. Оно позаботилось о пустой вере своей. И в то время Свет будет отделяться от Мрака. И будет слышен голос в мире, говорящий: «Блаженно око, видящее тебя, и ум, (способный) вынести Величие твое по воле моей». Возвышенный скажет: «Блаженна (ты), Ребуэль среди всякого рода людского, так как ты единственная, которая видит». И она услышит. И люди последуют за женщиной, обладающей пониманием, которую ты явишь на Земле. И по воле моей она будет свидетельствовать, и опочит от всякой праздной работы Естества и Хаоса. Ведь та женщина, за которой они последуют в то время, есть средоточие силы демона, который будет крестить жестоко семя Мрака, чтобы оно смешалось с нечистотой. Он породил женщину, называемую Ребуэль. Смотри, о Сим, — то, что я рассказал тебе, исполнилось. И (ты получил)
41. вещи, в которых ты нуждался. По воле моей, они будут явлены тебе в том месте на Земле, чтобы ты открыл их как они есть. Не позволяй мысли твоей общаться с телом. Ведь я рассказал это тебе голосом огня, а именно, что я прошел сквозь облака. И я говорил с каждым на его собственном языке. Язык, на котором я говорил с тобой — это мой собственный язык. Он будет отнят у тебя. И на земле ты будешь говорить мирским голосом. И он (мир?) будет являться тебе тем же лицом и голосом, и то, что я говорил тебе. Теперь ступай с Верой, сияя в глубинах творения. И я, Сим, пробудился, словно от глубокого сна. Я удивился, когда получил силу Света и всю его Мысль. И я пошел с Верой, излучая из себя свет. И Праведный последовал за нами с моим непобедимым одеянием. И все то, о чем он сказал, что оно произойдет на Земле, сбылось. Естество было дано Вере, чтобы она сокрушалась и оставалась во Мраке. Оно произвело брожение,
42. отделившееся и гулявшее деннно и нощно, не обретая покой вместе с душами. Это (мн.ч.) исполнило ее дела. Тогда я возрадовался в Мысли Света. Я вышел из Мрака. Я пошел с Верой туда, где пребывают формы Естества, до вершины Земли, к тем, которые приготовлены. Твоя Вера пребывает на Земле целый день. Ибо всю ночь и (весь) день она окружает Естество, чтобы взять себе Праведного. Ведь Естество обременено и встревожено. Ведь никто не сможет раскрыть формы двери, кроме одного Ума. Ему был вверен их облик. Ибо страшен облик двух форм Естеств, тот, который слеп. Но те, которые обладают свободным сознанием, удаляются от многословия Естества, так как они будут свидетельствовать вселенское свидетельство. Они совлекут бремя Мрака и облачатся в Логос Свет… И им не будут препятствовать
43. в наименьшем месте. И то, чем они обладают от силы Ума, они отдадут Вере. Они будут приняты, не печалясь. А бушующий огонь, который есть у них, они поместят в Середине Естества. И при помощи моих одеяний они возьмут себе то, что находится в облаках. Они — те, кто управляет своими членами. Они упокоятся в Духе без страдания. И поэтому предназначенный Вере срок явился на Земле на малое время, пока не снимут Мрак с нее и (пока не) будет открыто свидетельство, явленное мною. Те, которые окажутся происходящими из ее корня, совлекут с себя Мрак и бушующий огонь. Они облекутся в свет Ума и будут свидетельствовать. Ибо то (мн. ч.), что я сказал, обязательно сбудется. После того как я окончу земную (жизнь) и отойду в свой покой, настанет великое порочное заблуждение в мире, и множество бедствий по числу форм
44. Естества. Настанут дурные времена, и срок Естества приблизится к разрушению. Мрак наступит на Земле, число уменьшится. И войдет в силу демон с огненным ликом. Он разорвет небо. Он упокоится в глубине востока. Ибо все творение придет в движение, и заблуждающийся мир возмутится. Множество областей будут затоплены из-за зависти ветров и демонов. У них — имя безумия: ФОРБЕА ХЛОЭРГА. Они те, которые управляют миром при посредстве своего учения. И они введут в заблуждение множество умов своим беспорядком и нечистотой. Многие области будут забрызганы кровью, и пять родов будут сами пожирать своих сыновей — южная же часть примет учение (вар. «Логос») Света — а они от мирского заблуждения и с востока. Из Дракона выйдет демон. Он
45. скрывался в пустынной области. Он совершит множество чудес. У многих он вызовет отвращение. Ветер в обличье женщины выйдет из его рта. Ее назовут именем Абальфе. Он будет царствовать над миром от востока до запада. Тогда наступит последний срок для Естества. И не останется на небе звезд. Будет открыта дверь заблуждения, чтобы злой Мрак стал пустым и безмолвным. И в последний день будут уничтожены формы Естества со всеми ветрами и демонами. Они станут сгустком Мрака, как они были от начала. И погибнут сладкие воды, которые были отягощены демонами. Ведь в месте, куда ушла сила Духа, пребывают мои сладкие воды. Другие дела Естества не явятся. Оно смешается с бескрайними темными водами. Я, Сим, совершил это, и мой разум начал отделяться от темного тела.
46. Мое время истекло. Мой разум облачился в бессмертное воспоминание. И я сказал: «Я в согласии с твоим напоминанием, которое ты открыл мне, ЭЛОРХАЙОС, и ты, АМОИАИАИ, и ты, СЕРДЕКЕА, и твоя искренность, СТРОФЕА, и ты, ХЕЛКЕАК, и ты, ХЕЛКЕА, и ХЕЛКЕ, и ЭЛАЙЕ. Вы — бессмертное напоминание. Я свидетельствую о тебе, Искра, неугасимая, око неба и голос Света. И (о вас), СОФАЙА, САФАЙА, САФАЙНА, Праведная Искра, Вера, первая и последняя, эфир и воздух, ХЕЛКЕАК, ХЕЛКЕ и ЭЛАЙЕ. Вы — бессмертное напоминание. Я свидетельствую о вас, неугасимая Искра, глаз неба и голос Света, СОФАЙА, САФАЙА, САФАЙНА, и Праведная Искра, и Вера, первая и последняя, и эфир, и воздух, и все силы и власти, которые есть в мире. И о тебе, загрязненный Свет, и о тебе самом, восток и запад, юг и север. Вы —
47. вершины вселенной. А также о вас, МОЛУХФА и ЭССОХ. Вы — корень зла и всякое грязное дело и работа Естества».Это (мн. ч.) — то, что я совершил я, Сим, свидетельствуя в (тот) день, когда я выходил из тела, пока моя Мысль оставалась в теле. Я очнулся словно от глубокого сна. И когда я поднялся, будто из-под бремени тела, я сказал: «Как состарилось Естество — так сегодня и человечество. Блаженны те, которые знали, в какой силе покоится их Мысль, когда они спят». И когда взорвались Плеяды, я увидел облака, сквозь которые мне предстоит пройти. Облако же Духа было как чистый берилл . А облако Гимен — как сияющий смарагд. А облако Безмолвия — как сияющий амарант. А облако Середины — как чистый иакинф. И когда Праведный явился в Естестве, тогда, когда Естество разгневалось, оно испытало боль. Оно позволило
48. МОРФАЙА посетить небо, чтобы Праведный за один раз посетил то, что он обычно посещает за двенадцать раз, дабы время его свершилось быстро, и Естество стало пустым. Блаженны те, которые хранят себя от приданого смерти, то есть от отягощающих вод Мрака. Ведь их не одолеть за малое время, так как они бегут от мирского заблуждения. А если одолеют их, то им воспрепятствуют и будут мучить их во Мраке до скончания (времен). Когда настанет конец, и Естество погибнет, тогда их Мысль отделится от Мрака. Естество обременило их на малое время. И они пребудут в неизреченном свете нерожденного Духа, и у них не будет формы. Таким же образом и Ум, как я говорил в начале. Теперь, о Сим, иди с благодарностью и пребывай на Земле в Вере. Ибо всякая сила Света и Огня исполнится мною
49. ради тебя. Ведь без тебя они (эти знания) не будут открыты, пока ты не расскажешь о них явно. Когда тебя не станет на Земле, они будут переданы достойным. И кроме этого откровения, пусть они рассказывают и о тебе на Земле, так как им достанется страна облегчения и согласия.
* * *
Перевод Егоренкова И.С. (СПб филиал ИВ РАН) по изданиям:
1. Concordance des textes de Nag-Hammadi. Le Codex VII, R. Charron, 1992./BCNH,SC,1/
2.La Paraphrase de Sem (NH VII, 1), M. Roberge, 2000./BCNH,ST, 25/