Феодор Дафнопат. Страдание святого славного великомученика Георгия.

К оглавлению
11. Святой Георгий сказал ему в ответ: “Почести твои, о царь, и бесчестия считаются у нас ничего нестоящими, (не так), как тебе представляются. Ибо как ты сам, получив сложение из тленных соков, немного позднее, подчиняясь естественному разрушению, переходишь в не сущее, и, прежде все грабящий и всеми созерцаемый, уходишь похищенным и не оставляешь в жизни даже не коего малого следа прежнего благополучия, так и все окружающее тебя растекается, гибнет и превращается в ничто, поелику вся зримая тварь раз на всегда подчинена суетности. Посему, о если бы скорее ты, повинуясь мне, познал единого истинного и вечного Бога, Который удостоил бы тебя и [46] небесного царства, как земного; ибо настоящая слава твоя, которою ты гордишься, нисколько не отличается от пара и пепла. Если же ты не желаешь придти к бессмертному Царю и просветиться светом благочестия, то, во всяком случае, не надейся обмануть раба Бога живого, чтобы он поклонился пагубным бесам и принес жертву мертвым истуканам; ибо разумным мужам свойственно возвращаться не от света во тьму, но от тьмы во свет, от худшего к лучшему, от смерти к жизни”. Царь сказал: “И ты воистину положил предать свою юность, покинуть сие сладкое солнце, и заменить безвременною смертью сию приятнейшую жизнь”? Святой Георгий сказал: “Сие не смерть и гибель, как думаешь ты, царь, но радость, наслаждение и веселие; ибо чрез кажущиеся муки мы приобретаем вековую жизнь, вечное блаженство, те блага, которых не видел глаз, не слышало ухо и которые не взошли на сердце человека 9: (блага), которые уготовал Бог любящим Его”.

12. После сих слов мученика нечестивый тиран. исполнившись гнева, бросив на него более суровый взор и вскричавши громко и гневно, сказал: “Я, заботясь о твоем спасении и желая поста вить тебя участником тьмы благ, доселе показывал тебе ясный взор и великодушно переносил твое бесстыдство; поелику же ты сам, не принимая сего во внимание, мечтаешь достигнуть вечных почестей чрез мучения от нас, то наслаждайся тем, к чему питаешь любовь в душе, и посмотрим, к чему приведет тебя твоя надежда, а скорее заблуждение”. [47]

И тотчас повелевает, чтобы он, сильно растянутый крепкими людьми, был жестоко бит воловьими жилами. Когда же мученик долгое время мужественно претерпевал сие мучение, царь вновь повелел, привязав его к столбу, пронзить копьем в живот, дабы тайный состав его внутренностей излился на землю, как вода. Когда же копье, подобно свинцу, изогнулось назад, сказал святой мученик: “Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, что Ты отвратил от меня меч слуги диавола и уничтожил высокомерие тирана против нас”.

13. Когда праведник произнес сии слова, облако страшнейшего неистовства набегает на нечестивого, и он повелел строгать его железными когтями. После сего он приказывает пригвоздить его ноги гвоздями к деревянному жертвеннику и метко наносить раны дротиками. Когда же блаженный мученик твердо претерпевал и таковое мучение, он повелевает, освободив его от жертвенника, отнести в темницу, сдавить его ноги в колодки преступников, распростереть его на полу, растянуть веревками и положить на грудь весьма тяжелый камень, дабы он испустил дух от сего насильственного сокрушения. Когда многими людьми при помощи некоего орудия был притащен камень и возложен на грудь праведника, он громким голосом сказал: “Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что я удостоен принять тяжесть на сердце моем, долженствующую укрепить во мне неизменность исповедания в Тебя”. Итак, непобедимый мученик всю ночь лежал распростертый под камнем, страшно давимый тяжестью его.

14. На следующий день царь, узнавши от приставленных к подобным делам, что он еще [48] жив, повелевает изготовить огромнейшее колесо, поддерживаемое в воздухе двумя столбами в виде плотничьего давила, и на земле против изгибов его подложить длинную плаху, в которой были крепко натыканы острые гвозди и разные другие острые орудия. Когда такое орудие было изготовлено, нечестивейший царь приказал привести святого и бросит на него. Когда же привели его на место, где было колесо, он, увидев изготовленное сатанинским искусством орудие и воззрев на небо, сказал: “Господи Иисусе Христе, преблагой Боже мой, благодарю Тебя, что Ты призвал меня недостойного к настоящему жребию. Итак, Сам, распятый посреди двух разбойников и ради спасения людей вкусивший смерть, будучи бессмертен, дай мне не уклонное исповедание веры в Тебя в час сей и сохрани душу мою от козней диавола”.

15. После такой молитвы праведника слуги супостата, по мановению тирана, схватив его как дикие звери и прикрепив к изгибам колеса, пригвоздили к ним гвоздями его руки и ноги, а шею, чресла и колена сковали и стянули железными цепями и начали вращать колесо на оси. Но можно было видеть терпение большее человеческого естества и рвение высшее всякой телесной нужды. Ибо, когда колесо вращалось с сильным скрипом и находящимися в плахе мечами жестоко поражало тело мученика, плоть его жалостно растягивалась, кости сокрушались, части тела отрезывались, потоки крови неслись по земле. Присутствовавшие и видевшие столь жестокое мучение его отвращали взоры, теряя сознание. Мученик же, — о душа мужественная, о ум доблестный! — чувствовал себя так, как бы

16. говоря: “Буду превозносит Тебя, Боже мой, Царю мой, [49] лежал на мягкой постели и наслаждался отдыхом. Ибо чистая и истинная любовь презирает все нападающие извне мучения и вынуждает ум обращаться к единому желаемому.

17. Диоклетиан, увидев, что святой страшно изрезан, и подумав, что он испустил дух в сем тяжком мучении, громко и звучно воскликнул, говоря: “Видите все окружающие, что нет другого бога, кроме Аполлона и Посидона, Иракла, Дия и великой Артемиды. Где ныне Бог Георгиев? Как не предстал Он похитить его из рук наших?” Итак, повелев оставить подвижника на колесе якобы для уничтожения Христа и устрашения зрящих, он удалился во дворец. Когда же настал уже час седьмой, принесся громкий и страшный звук с неба и пришел глас, говорящий: “Мужайся, Георгий, и будь непоколебим! ибо многие уверуют в Меня чрез тебя”. Сторожившие его воины, испуганные раздавшимся звуком и исполнившиеся ужасного страха, бежали, нечестивые, со всею быстротою своих ног; ангел же Господень, сойдя с неба, разорвал узы, освободил доблестного от смертоносного орудия и, восстановив тело его здравым и невредимым, облобызал его святым лобзанием, говоря: “Радуйся истинно в Господе, Георгий! Ты воистину блажен и триблажен, что предал и себя на смерть за Предавшего себя за тебя; итак, укрепляйся еще более в самом Господе и в державе силы Его; ибо Царь славы украсит тебя венцом благодатей, обратившего вспять нечестие”. Услышав сии слова, мученик, укрепленный и телом и душою. быстро устремился во дворец, [50] и благословлять имя Твое во век 10. Направь на Тебя стопы мои, Господи, Господи, и да не овладеет мною всякое беззаконие” 11. Узнав от кого-то из встречных, что царь с окружающими его находится в капище Аполлона, почитая его туками жертв и возлияниями, он и сам приходит туда и, найдя их бесчувственно служащими мертвым идолам, сильно огорчился закоренелостью и гибелью такого множества народа, еще более воспламенился в сердце божественным рвением, рыкнул по львиному против пагубных бесов, мужественно растолкал собравшуюся толпу и, ставши посредине, тотчас рассеял сие мерзкое и гнуснейшее сборище, вызвав немалое смятение своим появлением, и прервал на время мерзкое бесовское служение, говоря следующую речь: “Доколе, о мужи, вы жертвуете бесам свои души? доколе, будучи одержимы мраком безбожия и смежая душевныt очи, вы не желаете воз зреть на солнце праведности? познайте, заблудшие и суетные, что все, приближающиеся к нечистым бесам, делаются подобно им нечистыми и гнусными! Прибегите к вечной жизни, дабы не покорила вас смерть; потщитесь когда-нибудь воззреть на безвременный свет, дабы соделаться чадами света и дня! Предметы вашего почитания, братия, суть бесы, посылающие в огонь неугасимый повинующихся им. Истинный Бог есть Христос, Бог мой, повинующихся Ему с Собою сопрославляющий и сооживляющий”.

18. Произнесши сие вообще к присутствующим, он, обратившись к царю, говорит ему: “Познай [51] меня, царь, и благовествуемого мною тебе Бога, избавившего меня от тяжкого орудия, которое ты изготовил на мою погибель, как думал”. Пораженный этим царь, едва двинув оцепеневший язык, сказал мученику: “Кто ты, человек, смущающий жертву богам, а нам всем внушающий смятение?” Святой мученик говорит: “Я есмь Георгий, проповедующий вам благочестивую веру в Бога живого и делом подтверждающий могущество Его, ибо Он не только из рук беззаконных, но и из всякого вражеского нападения и всякой смерти избавляет уповающих на Него”. Взирая на него пристальнее, царь говорил, что, вероятно, это призрак его, как жизнесмертного, и издевается над нами. Магнентий же говорит: “Нет, но подобен ему”. И мученик говорил: “Я есмь Георгий, раб Христов; не сомневайтесь друг с другом обо мне, но, явно познавши могущество Бога моего, уверуйте в Него непоколебимо; ибо сей есть единый Бог истинный, словом могущества Своего несущий все и оживляющий мертвых”.

19. Когда святой со дерзновением кричал сие, стратилаты Анатолий и Протолеонт, видя здравым и крепким сопричисленного уже, как казалось, к умершим, уверовали в Господа нашего Иисуса Христа всем домом вместе со многими другими и единодушно воскликнули: “Един Бог христианский воистину, сей Бог единый и нет подобного Ему, Который избавляет от всякой скорби надеющихся на Него”. Разгневавшись на это, царь повелел всех их вывести далеко за город в пустынные места и истребить; шествуя к кончине, они все согласно восклицали: “Господи Иисусе Христе, [52] Боже Георгиев, прими и наши души в мире, удостаивая нас жребия святых Твоих, вменив сие весьма запоздалое исповедание веры в Тебя в праведность и отпущение грехов наших”.

20. Узнавши все происшедшее со святым мучеником, и царица Александрия также уверовала во имя Господа нашего Иисуса Христа и, вышедши из дворца, с дерзновением воскликнула, говоря царю: “Буди ведомо тебе, царь, что и я христианка и по читаю проповедуемого Георгием Бога”. Магнентий говорит ей: “И чего ради, госпожа царица, ты отвергла бессмертных богов и уверовала в Распятого?” Она сказала: “Стремясь к лучшему, я презрела худшее”. И сказав сие, она вышла из собрания, имея в сердце укоренившуюся веру во Христа. Многие из сенаторских жен, узревши, что она так горячо уверовала, и зная уже по слухам происшедшее с великим Георгием, также уверовали в Господа вместе со многими другими женщинами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.