Феодор Дафнопат. Страдание святого славного великомученика Георгия.

К оглавлению
31. Царь, повелевши надеть на шею праведника тягчайшую цепь и крепко запереть его, сам бегом [60] скрылся во дворец с лицом; преисполненным стыда. Когда мученик был заключен в узилище, по всему городу и окрестной стране распространилась молва о необычайном чуде с мертвецом, и можно было видеть, как толпы мужчин и женщин, вполне подобные на вид морю, каждую ночь приходили к темнице, давали обильные дары стерегущим, входили к божественному Георгию и посвящались им в таинства благочестивой веры. Они приводили к нему страдавших тяжкими болезнями, хромых, калек и одержимых нечистыми духами и, получая всех свободными от одержащих бичей, возвращались с невыразимым благодушием в домы свои, воссылая Христу благодарственные песни и искренно веруя в Него.

32. У некоего земледельца Гликерия во время пашни один из волов, внезапно упавши, испустил дух. И сей, пришедши к святому и с горячею верою повергшись пред ногами его, сказал: “Господин мой, я имел хорошего вола, которого запрягал вместе с сояремником его и, возделывая землю, кормился, несчастный. Ныне же он, упавши у плуга, издох. Итак, помолись Богу твоему, молю; ибо знаю, что Он услышит моление твое, как во всем, и воскресит его”. Святой Георгий сказал: “Если веруешь в Бога моего, восстанет вол твой”. Гликерий говорит: “Верую, господин мой, что нет иного бога, кроме Бога твоего”. Говорит ему мученик: “Итак, уйди и найдешь вола живым”. Он же, быстро пришедши на место и найдя вола, по слову мученика, живым, возвратился, крича громогласно: “Велик Бог христианский!” Воины, тотчас схвативши его, донесли о нем чрез начальников царю. [61] Он, весьма смущенный этим, повелел разрубить его на части. Гликерий, кончая жизнь в исповедании веры во Христа, воскликнул, говоря: “Боже истинный, все сотворивший, не отвергни меня, негодный сосуд; ибо я прибег к Тебе чрез раба Твоего Георгия и уверовал во святое имя Твое. Итак, да будет сочтена мне, Владыко Господи, кровь моя во крещение и отпущение грехов моих”. Так молящемуся ему с горчайшими слезами и стенаниями пришел глас с неба, говорящий: “Прииди ко Мне, Гликерий, радуясь; ибо ты благоугоден и честен у Меня”. И так он скончался.

33. Когда же наставлениями и знамениями святого увеличивались толпы верных и шли к величайшему приросту, Диоклетиан, признав сие невыносимым (ибо и о сем было донесено ему), повелевает сильно раскалить медный одр и распростреть на нем приведенного праведника, скованного двумя цепями по рукам и по ногам. Жестокие и бесчеловечные копьеносцы, схватив его подобно львам, прикрепляют к раскаленному одру. И по исполнении сего Дадиан присоединяет повеление сильнее разжигать подложенный огонь, окропляя его серою и смолою. Итак, когда пламя жалостным образом истребляло плоть святого, сам он, возвышая душу к сущему на небесах Владыке, просил Его помощи. Посему и утешения Божии возрадовали душу его по множеству скорбей в сердце его. Ибо некая божественная сила, низшедшая на него, превратила в росу сильный и неутомимый огонь и, расторгнув цепи, соделала подвижника здравым. Когда все были поражены происшедшим, Максимиан сказал заседавшим вместе с ним: “Клянусь непреоборимым [62] могуществом богов, сей злодей, применив, как я ныне вижу, некие: волшебства, избег сожжения огнем. Итак, по повелению державы вашей пусть будет влит чрез уста во внутренности его расплавленный огнем свинец, и узрим, победит ли он и внутреннее пламя, подобно внешнему”.

34. Когда доблестный претерпел и сие мучение и пребыл вне вреда, беззаконные заскрежетали на него зубами, и особенно нечестивый Максимиан, так как выдумка его оказалась слабою и суетною. Диоклетиан повелевает, отведя святого в темницу, привязать к шее его огромнейший камень, привесить его вниз головою к матице1 узилища и целый день окуривать горчайшим дымом. Когда мученик претерпел и таковое мучение и не выказал никакой слабости или малодушия, по наступлении вечера воины, спустив его, заключают во внутреннем помещении темницы.

35. На следующий день злые и богоненавистные цари, снова собравшись вкупе и опять измыслив лукавства против неповинного, — о, божественная правда! — приказывают устроить некое огромное медное орудие в образе быка, воткнуть внутрь его острые гвозди и иные многообразные колющие орудия так, чтобы не только плоть, но и более сокрытое естество костей было совершенно раздроблено остриями их. Когда прошло три дня и орудие было уже изготовлено и подобно колесу было повешено в воздухе на двух столбах, они повелевают привести подвижника Божия. Когда он предстал, Диоклетиан сказал ему: “Не предсказал ли я тебе и в первых речах, что, прилежа сему служению, ты испытаешь тягчайшие орудия мучений и претерпишь невыразимые труды? [63] Вот и снова, после столь великих истязаний, которые ты бессмысленно претерпел, несчастный, я подтверждаю тебе то же самое, — что если ты, отказавшись от овладевшего тобою нечестия, хотя отныне не при падешь к бессмертным богам, но, уповая на свои заблуждения, захочешь упорствовать в такой суетности, то претерпишь большие прежних и более жестокие муки. Итак, отвергни, отвергни сию свою заблудшую и бесполезную веру, если слушаешься меня, прежде чем будешь насильственно вырван из сей прекрасной жизни”.

36. Говоря это, он, казалось, поражал витязя детскими страшилищами. Он, тотчас воскликнув с подобающим ему дерзновением, сказал: “Ты сам заблудился со своими единомышленниками, гнусный и нечестивый, приложившей славу нетленного Бога душегубительным бесам и приносящий им жертвы чрез твои бездушные гнусности. Я же, имея познание истины, удивляясь величию зримых и мыслимых (предметов) и поражаясь связующим и пребесконечным всемогуществом Бога моего, во всякое время приношу Ему жертву хваления. Итак, ты еще употребляешь многообразные испытания и угрозы, думая отвести меня от благочестия? Это — (свидетельство) великого неразумия. Итак, не медли, дурная голова, но по присущей тебе бесовской жестокости наказывай скорее и подвергай всяким мучениям, и узришь снова всемогущественнейшую силу Христа, сияющую во мне и посрамляющую безбожие, несчастно овладевшее твоей душой”.

37. Тиран, преисполнившись гнева и, как говорится, задышав огнем, повелевает ввергнуть его в медное орудие и вращать его на подобие колеса орудия мучений и претерпишь невыразимые труды ? [64]

Когда же сие продолжалось долгое время и мученическое тело ранилось и резалось находящимися внутри гвоздями и мечами, Диоклетиан, подумав, что оно совершенно разрушилось, говорит: “Извлекши скверные кости несчастного, разбросайте их по площадям, дабы зрящие сие не презирали величайших богов”. Когда же воины некими нарочитыми копьями вы бросили многострадальное тело из медного орудия, можно было видеть ужаснейшую трагедию, способную подвигнуть к слезам даже неодушевленное естество, несмягчимое и бесстрастное. Ибо сие святое тело мученика зримо было настолько истерзанным, что не сохраняло даже малого образа человеческого тела, но виднелись только растерзанные куски мяса, затоплявшие землю потоками крови. Когда все собравшиеся люди были поражены происшедшим, богоненавистный тиран приказал бросить эти куски мяса в таз и отослать в узилище, дабы они окончательно лишились оставшейся в них жизненной энергии. Ибо нечестивый злобствовал на праведника, даже почти сделавшегося мертвым, и не мог насытить своей жестокости.

38. Когда святой был отнесен в темницу и ожидал близкой кончины, внезапно в третью стражу ночи близкий к призывающим Его Господь, представ ему в молниеносном виде, сказал: “Дерзай, Георгий, горячий любитель Мой и доблестнейший воин! Да исцелится тело твое, да укрепится и сердце и, держась правой веры, прославь Меня и паки в теле твоем! Еще не настало для тебя время разрешения: ибо должно тебе и еще воспротивиться царям. земным, пока ты не поборешь их нечестия и не при ведешь ко Мне многие толпы мужей и жен. Затем [65] Я приму тебя к Себе и дам тебе возделанный твоими трудами плод, облачу в одежду нетления и украшу венцом царствия”. Таковым нежданным пришествием Спасителя восставший из тягчайшего сокрушения к полному благосостоянию и исполнившийся чрезвычайной радости от слов, сказанных ему наяву и открыто, (мученик) припал к пречистым ногам Его, воздавая ему благодарение за столь вели кое попечение. Господь же, благословив подвижника десницею Своею и сказав ему “Мужайся против богопротивных”, скрылся из очей его.

39. Итак, мученик пребывал в темнице, радуясь и веселясь божественным призрением Христовым. Царь же, узнав от приближенных, что он еще жив, и исполнившись ужаса, кричал: “О несчастье, о безвыходность! Какой изобретенный вид казни мог бы извлечь из жизни недоступного смерти? Ибо мне нет никакого отдохновения, когда тот палач отравляет и губит жизнь мою. Да будет злодей приведен снова!”

Итак, преславный был приведен, не меняя цвета лица, не выказывая очами смущения ума, чудесное зрелище! Улыбаясь и уже предвидя будущее, он шел скорее как бы на праздник, чем на судилище тирана, красотою и высотою тела привлекая к себе взоры присутствующих. Царь говорит: “Доколе ты, гордясь своими обманными деяниями, решил не отставать от своего безумия?” И святой сказал: “Пока в теле моем будет оставаться созданная по образу Божию душа, я не престану изобличать ваше нечестие. Итак, нисколько не откладывая, исполняй предстоящее тебе. Ибо не малая борьба настала для тебя со мною, рабом Христовым, [66] выступившим против главы твоей и твоих презренных гнусностей”. При сих словах враг истины, озлобившись, как пес, сказал: “Итак, мне необходимо как можно скорее извести душу из твоего тела, дабы, раз и навсегда освободившись от борьбы, я имел потом безмятежную и спокойную жизнь”. И приказывает тотчас пилою распилить мученика надвое. Когда же жестокие копьеносцы сильно сдавили его под досками и уже устремлялись отрезать главу, Дадиан, воcстав с седалища, сказал: “Молю твою бессмертную главу, величайший император, освободить сего проклятого от уз; ибо не подобает ему претерпеть столь скорую смерть, но следует со скованными руками ввергнуть его в котел, наполненный расплавленным свинцом, и сильно разжечь пламя, пока и скверные кости его не уничтожатся совершенно”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.