Правила святых поместных Соборов.

Правила святаго поместнаго собора Антиохийскаго

1. Все, дерзающие нарушати определения святаго и великаго собора,
в Никеи бывшаго, в присутствии благочестивейшаго и боголюбезнейшаго
царя Константина, о святом празднике спасительныя Пасхи, да будут от-
лучены от общения и отвержены от церкви, аще продолжают любопрительно
восставати противу добраго установления. И сие речено о мирянах. Аще
же кто из предстоятелей церкви, епископ, или пресвитер, или диакон,
после сего определения, дерзнет к развращению людей, и к возмущению
церквей, особитися, и со иудеями совершати пасху: таковаго святый со-
бор отныне уже осуждает, быти чуждым церкви, яко соделавшагося не
токмо виною греха для самаго себя, но и виною разстройства и развра-
щения многих. И не токмо таковых собор отрешает от священнослужения,
но и всех дерзающих быти в общении с ними, по их извержении из свя-
щенства. Изверженные же лишаются и внешния чести, каковыя были они
причастны по святому правилу и Божию священству.
2. Все, входящие в церковь и слушающие священныя писания, но, по
некоторому уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом,
или отвращающиеся от причащения святыя евхаристии, да будут отлучены
от церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния, и будут
просити прощения, и таким образом возмогут получити оное. Да не будет
же позволено имети общение с отлученными от общения, ниже сходитися в
домы и молитися с находящимися вне общения церковнаго; чуждающихся
собраний одной церкви не приимати и в другой церкви. Аще же кто из
епископов, или пресвитеров, или диаконов, или кто либо из клира, ока-
жется сообщающимся с отлученным от общения: да будет и сам вне обще-
ния церковнаго, яко производящий замешательство в чине церковном.
3. Аще который пресвитер, или диакон, или вообще кто либо из свя-
щеннаго чина, оставив свой предел, прейдет в другой, потом совершенно
переселяся, покусится пребыти во ином пределе долгое время: таковому
не священнодействовати, и наипаче, когда собственный его епископ при-
зывает его, и убеждает возвратитися в свой приход, а он не повинует-
ся. Аще же и упорствовати будет в безчинии: то совершенно да будет
извержен от священнослужительства, без возможности возстановления в
прежний чин. Аще же изверженнаго по сей причине приимет иный епископ:
то и сей подлежит епитимии от общаго собора, яко нарушитель церковных
постановлений.
4. Аще который епископ, изверженный от сана собором, или пресви-
тер, или диакон своим епископом, дерзнет совершати какую либо священ-
ную службу: епископ ли по прежнему своему обычаю, или пресвитер или
диакон: таковому отнюдь не позволяется, на другом соборе, ни надежду
возстановления в прежний чин имети, ниже до принесения оправдания до-
пущену быти. Но и все сообщающиеся с ним да будут отлучены от церкви,
и наипаче, когда зная осуждение произнесенное противу вышереченных,
дерзнут имети общение с ними.
5. Аще который пресвитер, или диакон, презрев своего епископа,
отлучит сам себя от церкви, и начнет творити особыя собрания, и пос-
тавит жертвенник, а призываемый епископом не покорится, не восхочет
ему повиноватися, и быв призываем единожды и дважды, не послушает:
таковый да будет совершенно извержен из своего чина, и отнюдь не мо-
жет до служения допущен быти, ниже паки восприяти прежнюю свою честь.
Аще же упорен будет возмущая церковь, и возставая противу нея: то яко
мятежник, да будет укрощаем внешнею властию.
6. Аще кто своим епископом отлучен от общения церковнаго: такова-
го другим епископам не прежде приимати в общение, разве когда своим
епископом принят будет, или когда составится собор, и он представ
принесет оправдание, и убедив собор, получит от него иное о себе ре-
шение. То же определение да соблюдается для мирян, и для пресвитеров,
и для диаконов, и для всех стоящих в клире.
7. Никого из странных не приимати без мирных грамат.
8. Сельские пресвитеры не посылают канонических посланий; разве
токмо к соседним епископам послания посылают. А сущие без порока хо-
репископы дают мирныя граматы. (Под именем канонических, то есть,
церковными правилами определенных посланий, разумеются письма, или
граматы, даваемыя от епископа клирикам, идущим в епархию другаго
епископа, по предосторожности, чтобы мирянин не был принят за клири-
ка, или отлученный от служения церковнаго не был допущен для онаго,
по неведению).
9. В каждой области епископам должно ведати епископа, в митропо-
лии начальствующего, и имеющего попечение о всей области, так как в
митрополию отовсюду стекаются все, имеющие дела. Посему рассуждено,
чтобы он и честью преимуществовал, и чтобы прочие епископы ничего
особенно важнаго не делали без него, по древле принятому от отцов на-
ших правилу, кроме того токмо, что относится до епархии, принадлежа-
щия каждому из них, и до селений, состоящих в ея пределах. Ибо каждый
епископ имеет власть в своей епархии, и да управляет ею, с приличест-
вующею каждому осмотрительностью, и да имеет попечение о всей стране,
состоящей в зависимости от его града, и да поставляет пресвитеров и
диаконов, и да разбирает все дела с рассуждением. Далее же да не по-
кушается что либо творити без епископа митрополии, а так же и без
согласия прочих епископов.
10. Святый собор за благо рассуждал, чтобы состоящие в малых гра-
дах или селах предстоятели, или так именуемые хорепископы, знали свою
меру, хотя бы они и по чину епископства прияли рукоположение: чтобы
они управляли токмо подчиненными им церквами, и ограничивали ими свое
попечение и распоряжения: чтобы поставляли чтецов, иподиаконов и зак-
линателей, и довольствовалися производством токмо в сии чины, а пос-
тавляти пресвитера или диакона не дерзали без воли сущаго во граде
епископа, которому подчинен хорепископ и его округ. Аще же кто дерз-
нет преступити сие определение: то да лишится и тоя чести, которую
имеет. Хорепископ же да поставляется от епископа града, коему подчи-
нен его округ.
11. Аще который епископ, или пресвитер, или вообще кто либо из
клира без соизволения и грамат от епископов области, и наипаче от
епископа митрополии, дерзнет отыти к царю: таковый да будет отрешен
не токмо от общения, но и от достоинства, какое имел, яко дерзнувший,
вопреки правилам церкви, стужати слуху Боголюбезнейшаго царя нашего.
Аще же необходимая нужда заставит кого идти к царю: таковый да творит
сие с разсмотрением и соизволением епископа митрополии и прочих тоя
области епископов, и да напутствуется граматами от них.
12. Аще который пресвитер, или диакон, изверженный от своего сана
своим епископом, или даже епископ изверженный собором, дерзнет стужа-
ти слуху царскому: подобает ему обратитися к большему собору еписко-
пов, и то, в чем мнится быть прав, предложити множайшим епископам, и
от них прияти изследование и окончательный суд. Аще же, сих пренеб-
регши, царю стужати будет: таковый да не удостоивается никакого про-
щения, да не будет места его защищению, и да не имеет он надежды
возстановления.
13. Ни который епископ да не дерзает из единыя епархии преходити
в другую, ни поставляти кого либо в церкви ея для совершения священ-
нослужения, ниже приводити с собою других, разве пребудет, быв приз-
ван грамати митрополита и сущих с ним епископов, в область которых
преходит. Аще же никем не быв призван, вне порядка пойдет для рукопо-
ложения некоторых, и для устроения церковных дел, до него не принад-
лежащих: то все содеянное им да будет недействительным; и он, за без-
чиние свое и за безрассудное начинание, да понесет приличное наказа-
ние, чрез немедленное извержение из своего чина святым собором.
14. Аще который епископ будет судим в каких либо винах, и случит-
ся, что епископы тоя области будут в разногласии о нем, одни призна-
вая подсудимаго невиновным, а другие виновным: то, ради прекращения
всякаго сомнения, угодно святому собору, чтобы епископ митрополии
призвал из ближния области некоторых других епископов, которые вновь
разсудили бы дело, и разрешили сомнение, дабы они купно с епископами
тоя области утвердили то, что будет постановлено.
15. Аще который епископ, будучи обвиняем в некоторых проступках,
судим будет от всех епископов тоя области, и все они согласно произ-
несут на него единый приговор: таковый другими епископами отнюдь да
не судится, но согласное решение епископов области да пребывает твер-
дым.
16. Аще который епископ, не имеющий епархии, вторгнется в церковь
не имеющую епископа, и восхитит престол ея без соизволения совершен-
наго собора: таковый да будет отвержен, хотя бы его избирал весь на-
род, который он себе восхитил. Совершенный же собор есть тот, на ко-
тором присутствует с прочими и митрополит.
17. Аще который епископ, прияв рукоположение во епископа, и быв
определен начальствовати над людьми, не примет служения, и не согла-
сится пойти во врученную ему церковь: таковый да будет отлучен от об-
щения церковнаго, доколе быв понужден, не приимет служения, или доко-
ле не постановит о нем какого либо определения совершенный собор
епископов тоя области.
18. Аще который поставленный во епископа, не пойдет в тот предел,
в которй он поставлен, не по своей вине, но или по неприятию его на-
родом, или по другой причине, от него независящей: таковый да участ-
вует и в чести и служении епископском, токмо нимало не вмешиваясь в
дела церкви, где пребывает, и да ожидает, что определеит о нем совер-
шенный собор тоя области, по предъявлении в оный дела.
19. Епископ да не поставляется без собора и присутствия митропо-
лита области. И когда сей присутствует: то лучше есть купно с ним и
всем тоя области сослужителям; и прилично митрополиту созвати их чрез
послание. И аще соберутся все: лучше есть. Аще же сие неудобно: то
большая их часть неотменно да присуствуют, или граматами да изъявят
свое согласие, и тако, или в присуствии, или с согласием большаго
числа епископов, да совершится поставление. Аще же инако, вопреки се-
му определению, поступлено будет: да не имеет никакой силы поставле-
ние. Но аще поставление совершится по определенному правилу, а неко-
торые по своей любопрительности воспрекословят: да превозмогает реше-
ние множайших.
20. Ради нужд церковных, и ради разрешения сомнительных случаев,
за благо признано, быти в каждой области соборам епископов дважды в
лето: в первый раз, по третьей седмице после праздника Пасхи, так
чтобы в четвертую седмицу пятьдесятницы собор совершился, и о сем да
напоминает епархиальным епископам митрополит; второму же собору быти
от пятагонадесять дня месяца октоврия, который есть десятый ипервере-
тея (что есть имя месяца по сиромакедонскому календарю). К сим собо-
рам да приступают пресвитеры и диаконы, и все почитающие себя обижен-
ными, и от собора да приемлют суд. Но никому не да не будет позволено
составляти соборы самим по себе, без тех епископов, коим вверены мит-
рополии.
21. Епископ от единаго предела да не преходит в другий, ни по са-
мовольному вторжению, ни по насилию от народа, ни по принуждению от
епископов: но да пребывает в церкви, которую приял от Бога в жребий
себе вначале, и да не преходит из нея, по изреченному уже о сем опре-
делению.
22. Епископ да не преходит во иный град, не подчиненный ему, ни в
селение ему не принадлежащее, для рукоположения кого либо, и да не
поставляет пресвитеров или диаконов в места, подчиненныя другому
епископу, разве токмо по соизволению епископа тоя страны. Аще же кто
дерзнет на сие: то рукоположение да будет недействительно, и он да
подлежит епитимии от собора.
23. Епископу не позволяется, вместо себя, поставляти другаго, в
преемника себе, хотя бы он был и при конце жизни; аще же что таковое
соделано будет: то поставление да будет недействительно. Но да соблю-
дается постановление церковное, определяющее, что епископа должно
поставляти не инако, разве с собором и по суду епископов, имеющих
власть произвести достойнаго, по кончине преставльшагося.
24. Доброе дело есть, да церковное стяжание сохраняется для церк-
ви со всяким тщанием и благою совестию, и с верою во Всевидца и Судию
Бога; и распоряжати оным с рассуждением и властию приличествует епис-
копу, которому вверены все люди и души собирающихся в церковь. Да бу-
дет же явно принадлежащее церкви, и открыто окружающим его пресвите-
рам и диаконам, так чтобы они знали, и не оставались в неведении о
том, что собственно принадлежит церкви, и ничто от них не было сокры-
то. И тако, аще случится епископу преставитися от жития сего, при
очевидности принадлежащаго церкви, и оно не будет расточено и утраче-
но, и собственность епископа не будет потревожена под предлогом при-
надлежащих церкви вещей. Ибо праведно есть и угодно пред Богом и че-
ловеками, чтобы собственность епископа предоставляема была кому он
восхощет, а достояние церкви ей сохраняемо было, и чтобы как церковь
не терпела ущерба, так и епископ, под предлогом достояния церковнаго,
не был лишаем своея собственности, или же, чтобы близкие к нему не
вошли в тяжбы, а с тем вместе и он по смерти не подвергся безславию.
25. Епископу имети власть над церковным имуществом, да распоряжа-
ет оным со всякою осмотрительностию и страхом Божиим, на пользу всех
нуждающихся; и сам да взимает из онаго должную часть, на необходимыя
свои потребности, и на потребности странноприемлемых им братий, дабы
они ни в чем не терпели лишения, по слову Божественнаго апостола:
имеюще пищу и одеяние, сими довольни будем (1 Тим. 6, 8). Аще же сим
не довольствуется, но обращает вещи на свои домашния потребности, и
доходы церкви, или плоды принадлежащих ей полей, не по согласию прес-
витеров или диаконов употребляет, а предоставляет над оными власть
своим домашним и сродникам, или братьям или сынам, от чего приметно
происходит замешательство в церковных штатах: таковый да представит
отчет собору тоя области. И аще инако донос будет на епископа и на
состоящих при нем пресвитеров, принадлежащее церкви или от полей, или
от иныя собственности церковныя, обращают в свою пользу, с утеснением
убогих, и с приченением нарекания и безславия в домостроительству
церковному, и правящим оное таким образом: то таковые да приимут при-
личное исправление, по рассуждению святаго собора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.