Правила святых поместных Соборов.

Правила святаго поместнаго собора Сардикийскаго.

1. Осий епископ града Кордувы рек: подобает из самых оснований
искоренити не столько худое обыкновение сколько вреднейшее разстройс-
тво дел церковных. Никому из епископов да не будет позволено из мала-
го града преходити в иный град. Ибо в сем деле явна причина, для коей
оно предпринимается: потому что никогда не можно было обрести ни еди-
наго епископа, который бы из великаго града во град меньший переведен
быти тщался. Отселе явствует, что таковые пламенною страстью многос-
тяжания возжигаются, и гордости более работают, да получат большую,
по видимому власть. Итак, будет ли угодно всем, да суровее наказуется
толикое развращение; мню же, яко таковым не должно имети общения ниже
наравне с мирянами. Все епископы рекли: угодно всем.
2. Аще же обрящется кто толико безумен или дерзновен, яко возмнит
некое извинение приносити в таковом деле, утверждая, что от народа
прислано к нему послание: явно есть, яко могли немногие некие, прель-
щенные воздаянием и ценою, скопище составити в церкви, аки бы желая
имети его епископом. Посему полагаю, сии ухищрения и козни всеконечно
наказывати, да никто из таковых, ниже при кончине своей, не будет
удостоиваем общения, даже наравне с мирянами. Угодно ли мнение сие,
отвещайте? И отвещали: изреченное приемлем.
3. Нужно и сие присовокупити, да никто из епископов не приходит
из своея области во иную область, в которой есть свои епископы, разве
токмо будет позван от братий находящихся в оной, да не возмнимся зат-
воряти двери любви. Подобает же и сие предусмотрети: аще в коей об-
ласти, кто либо из епископов имеет дело с братом своим и соепископом:
ни который из них не призывает в посредники епископов из иныя облас-
ти. Аще же кто из епископов, в некоем деле, окажется осуждаемым, но
возмнит себе не неправое имети дело, а праведное, да и паки возобно-
вится суд: то, аще угодно вам, любовию почтим память Петра апостола,
и да напишется от сих судивших к Иулию епископу Римскому, да возобно-
вится, аще потребно, суд чрез ближайших к той области епископов, и да
назначит он разсмотрителей дела. Аще же обвиняемый не возможет предс-
тавити дела своего требующим вторичнаго суждения: то единожды присуж-
денное да не разрушается, но, что сделано, то да будет твердо. (Шес-
тым правилом перваго вселенскаго собора, по древнему обычаю, предос-
тавлены в подчинение Римскому епископу многия епархии на Западе, по-
добно как Александрийскому и Антиохийскому многия епархии на юге и
востоке. Согласно с сим разделением, Осий епископ Испанскаго города
Кордувы, принадлежа к области Римскаго епископа, предлагает относить
на его рассмотрение сомнительные случаи западных епархий: и в сем
смысле принял его предложение поместный Сардикийский собор, не отсту-
пая от 6 правила перваго вселенскаго собора).
4. Аще который епископ, судом епископов в соседстве находящихся,
извержен будет от сана, и речет, что он паки возлагает на себя долг
оправдания: то не прежде поставляти другаго на его место, разве когда
епископ Римский, дознав дело, произнесет свое определение по оному.
5. Аще будет на котораго епископа донос, и епископы окрестные
собравшись низложат его с его степени, а он, перенося дело, прибегнет
к блаженнейшему епископу Римския церкви, сей же восхощет вняти ему, и
признает праведным возобновити изследование дела о нем: то должно и
сие положити, да благоволит написати к сопредельным той области епис-
копам, дабы они тщательно и с подробностию вникнули во все обстоя-
тельства, и, по убеждении в истине, произнесли суд о деле. Аще же кто
востребует, чтобы дело его паки выслушано было, и, по прошению его,
заблагоразсуждено будет Римским епископом от себе послати пресвите-
ров: да будет во власти сего епископа, поколику за лучшее и должное
признает и определит, для суждения вместе с епископами, послати зас-
тупающих место пославшаго. Или же аще достаточным признает бывшее
разсмотрение и решение дела о сем епископе: да учинит, что благора-
зумнейшему его разсуждению за благо возмнится. Отвещали епископы: из-
реченное приемлем.
6. Аще в единой области, имеющей многих епископов, случится еди-
ному епископу замедлити, и он, по некоему небрежению, не восхощет бы-
ти в собрании и согласитися на поставление епископов, собравшееся же
множество людей будет просити, да поставится требуемый ими епископ:
подобает во-первых, чрез послание экзарха области (разумею епископа
митрополии), воспомянути оному замедлевшему епископу, яко просят лю-
дие дати им пастыря. За благо признаю ожидати, да прибудет и он. Аще
же, и чрез послание быв прошен, не приидет, и ниже отпишет, то подо-
бает удовлетворити желанию народа. Но и от ближния области должно
призвати епископов к поставлению епископа митрополии. Напротив того
отнюдь да не будет позволено поставляти епископа в какое либо село
или в малый город, для коего довлеет и единый пресвитер. Ибо не нужно
поставляти тамо епископов, да не уничижается имя епископа и власть.
Но епископы области должны, как изречено мною выше, епископов постав-
ляти в те грады, в которых и прежде были епископы. Аще же обрящется
некицй град, многим числом людей толико возрастший, что признан будет
достойным имети епископа: да приимет. Согласны ли на сие все?- отве-
щали все: согласны.
7. Осий епископ рек: безвременныя, весьма частыя и несправедливыя
прошения наши сделали то, что мы не имеем толикая благодати и дерзно-
вения, каковыя имети долженствуем. Ибо многие из епископов не преста-
ют приходити в воинский стан, а наипаче африканские, которые, как мы
уведали от возлюбленнаго брата нашего и соепископа Грата, полезных
советов не приемлют, но презирают так, что един человек приносит в
воинский стан прошения множайшия и различныя, не могущия быти на
пользу церквам, пособствует и покровительствует, не бедным и просто-
людинам, или вдовицам, как было бы должно и прилично, но мирских дос-
тоинств и должностей ищет для некоторых. Таковое невежество причиняет
нам ущерб, не без соблазна и некоего и зазора. Приличнейшим же почи-
таю, чтобы епископ помощь свою подавал тому, кто от кого либо утесня-
ется, или есть ли которая вдова обиду претерпевает, или сирый кто ли-
бо лишается принадлежащаго ему, есть ли притом и по сим предметам
прошение бует справедливое. Аще убо, возлюбленные братия, угодно сие
всем, то утвердите, яко ни един епископ не должен приходити в воинс-
кий стан, кроме тех, которых благочестивейший царь наш призовет своим
писанием. Но поелику многократно случается, что некоторые, за прес-
тупления свои, на заточение или на остров осужденные, или иному како-
му либо осуждению подверженные, прибегают к церкви, требуя милосер-
дия: таковым не надлежит отказывати в помощи, но немедленно и без
сомнения просити для них снисхождения. Аще и сие угодно, преподайте
на сие согласие все. Ответствовали все: да будет постановлено и сие.
8. Поелику было рассуждаемо, дабы кто из епископов не подпал
осуждению, приходя в воинский стан: сего ради, аще которые из них
имеют такие прошение, о каковых мы выше упомянули, да препосылают их
чрез своего диакона. Ибо служебное лице не подлежит укорению и скорее
может донести то, что ему поручено будет. Ответствовали все: и сие да
будет постановлено.
9. Аще которыя области епископы, брату и соепископу своему, дос-
тавят прошения: то пребывающий в большем граде, то есть в митрополии,
да препроводит и диакона их и прошения, дав ему и представительныя
письма, то есть писав последовательно к братиям и соепископам нашим,
пребывающим в то время в тех местах или градах, в которых благочести-
вый царь лично распоряжает общественными делами. Аще же кто из епис-
копов имеет другов во дворе цареве, и восхощет о чем либо подобающем
просити: то да не возбранится ему, чрез своего диакона и просити и
заповедати им, да подадут ему в его прошении благую помощь. Приходя-
щие же в Рим, как выше речено мною, прошения, которыя имеют принести
царю, должны представляти возлюбленному брату нашему и соепископу Иу-
лию, да первее разсмотрит, не суть ли некия из них безстыдны, и потом
пошлет оныя в воинский стагн, присовокупляя и свое предстательство и
попечение. Все епископы ответствовали, яко угодно им сие, и прилич-
нейший есть совет сей.
10. Подобает со всякою точностию и тщанием наблюдати, да богатый
кто либо, или ученый, от светскаго служения, удостоиваемый епископом
быти, не прежде поставляется, разве когда совершит слуджение чтеца и
диакона, и пресвитера, дабы проходя чрез каждую степень, аще достой-
ным признан будет, мог взыти на высоту епископства. Очевидно же, что
для каждой степени чина должно быть предоставлено не слишком малое
время, в продожение котораго могли бы усмотрены быти его вера, бла-
гонравие, постоянство и кротость, и он, быв признан достойным Божест-
веннаго священства, получил бы величайшую честь. Ибо не прилично,
дерзновенно и легкомысленно приступати к тому, чтобы поспешно постав-
ляти или епископа, или пресвитера, или диакона; и ни знание, ни пове-
дение не дает на сие права. Понеже таковаго по справедливости почли
бы весьма новым (1 Тим.3,7), а не утвержденным, наипаче, когда и бла-
женнейший апостол, который учителем языков был, является возбраняющим
скорыя поставления в церковныя степени: поелику дознание в должайшее
время достовернее показати может и поведение и нрав каждаго. Рекли
все, яко им усие угодно, и сего нарушать отнюдь не дожно.
11. Епископ, когда от единаго града преходит в другий град, или
от единыя области в другую область, ради тщеславия подвизаяся о собс-
твенной повале или о совершении богослужения с вящею важностию, и хо-
щет пребыти тамо долгое время, тогда как епископ того града не иску-
сен в учении: да не пренебрегает его и да не проповедует часто, тщася
постыдити и уничижити лице местнаго епископа. Ибо сей предлог обыкно-
венно производит смятения, и таковою хитростью епископ старается чуж-
дый престол себе преобручити и восхитити, не колеблясь оставити пору-
ченную себе церковь и прейти во иную. Итак должно на сие определити
известное время: поелику и не принимати епископа показалось бы делом
не человеколюбным и жестоким. При сем воспомяните, что в предшество-
вавшее время отцы наши определили: аще кто мирянин, пребывая во гра-
де, в три воскресные дни, в продолжение трех седмиц, не придет на
собрание, да будет удален от общения церковнаго. Итак аще сие поста-
новлено о мирянах, то не дожно, не прилично, и не полезно епископу,
не имеющему никакой важной нужды или дела труднаго, оставляти церковь
свою на время более продолжительное, и огорчати вверенный ему народ.
Все епископы рекли: и сие мнение весьма прилично.
12. Некоторые из братий и соепископов во градах, в которые они
поставляются во епископы, имеют, повидимому, очень малую собствен-
ность им принадлежащую, а в других местах стяжания великия, из кото-
рых могут вспомоществовати бедным. Полагаю, что естьли они восхотят
приити в свои владения, и произвести собрание плодов, то надлежит
позволити им сие с тем, чтобы они три воскресные дни, то есть три
седмицы пребывали в своих владениях, но чтобы в ближайшй церкви, в
которой совершает службу пресвитер, присутствовали и служили, да не
явятся остающимися без церковнаго богослужения, и чтобы часто не при-
ходили во град, в котором есть епископ. Ибо таковым образом и собс-
тенныя их дела не потерпят никакого вреда от их отсутствия, и очевид-
но избегнут они обвинения в гордости и тщеславии. Все епископы рекли:
угодно и сие постановление.
13. Осий епископ рек: аще кто, диакон, или пресвитер, или кто ли-
бо из причетников будет лишен общения церковнаго, и прибегнет к иному
епископу знающему его, знающему и то, что он своим епископом удален
от общения: не подобает, с обидою для епископа и брата своего, подо-
вати ему общение. Аще же дернет сие сотворити: да знает, что подвер-
гает себе ответу пред епископами, когда они соберутся.
14. Аще обрящется некий епископ, склонный ко гневу (что в таковом
муже не должно имети места), и внезапно быв раздражен на пресвитера,
или диакона, восхощет изринути некоего их церкви: подобает предохра-
нение употребити, да не тотчас таковый будет осуждаем и лишаем обще-
ния. Все епископы рекли: извергаемый да имеет право прибегнути к
епископу митрополии тоя области. Аще же епископа митрополии нет на
месте, прибегнути к собственному епископу и просити, да со тщанием
изследуется дело. Ибо не должно заграждати слуха от просящих. А епис-
коп оный, праведно или неправедно извергший таковаго, благодушно сно-
сити должен, да будет изследование дела, и приговор его или подтверж-
ден будет, или получит исправление. Но прежде нежели тщательно и вер-
но изследованы все обстоятельства, отлученный от общения до разсмот-
рения дела, не должен присвояти себе общения. Аще же сошедшеся неко-
торые из клира увидят в нем пренебрежение власти и надменность: то
(поелику неприлично попускати обиду или неправедное порицание) дол-
женствуют несколько суровыми и тяжкими словами обращати его к поряд-
ку, да соблюдается покорность и повиновение повелевающему должное.
Ибо как епископ обязан являти подчиненным искреннюю любовь и располо-
жение: таковым же образом и служащие обязаны непритворно исполняти
долг служения епископам.
15. Аще который епископ, из инаго предела чуждаго служителя церк-
ви восхощет поставити на какую либо степень, без соизволения его
епископа: то таковое поставление да почитается недействительным и
нетвердым. Аще же некоторые сие позволят себе: то от братий и соепис-
копов должны быти увещеваемы, и исправляемы. Рекли все: и сие опреде-
ление да будет непоколебимо.
16. Летий епископ рек: не безызвестно вам, какова и сколь велика
Фессалоникийская митрополия. Часто приходят в оную из иных епархий
пресвитеры и диаконы, и не довольствуясь кратковременным пребыванием
остаются, и всегдашнее жительство тамо имеют, или едва после весьма
долгаго времени принуждены бывают возвратитися к своим церквам. И так
и о сих определению быти должно. Осий епископ сказал: те определения,
какия постановлены относительно епископов, да сохраняются и относи-
тельно сих лиц.
17. Аще который епископ, претерпев насилие, неправедно извержен
будет, или за свои познания, или за исповедание кафолическия церкви,
или за то, что защищал истину, и, избегая опасности, будучи невинен и
обвинению подвержен, придет во иный град: то заблагоразсуждено, да не
возбраняется ему пребывати тамо, доколе не возвратится, или возможет
обрести избавление от нанесенныя ему обиды. Ибо жестоко и весьма тяж-
ко было бы не приимати нам потерпевшаго неправедное изгнание: напро-
тив того с особенным благорасположением и дружелюбием должно приимати
таковаго.
18. Гавдентий епископ рек: знаеши, брате Летие, что при поставле-
нии твоем во епископа процветал мир. Дабы не осталось неких следов
разномыслия о служителязх церкви, благо быти мнится, и поставленных
Мусеем и Евтихианом, поелику в оных никакия вины не обреталось, всех
приимати.
Осий епископ рек: моея мерности мнение таково: поелику долженс-
твуем быти миролюбивы и терпеливы, и довольное ко всем имети милосер-
дие: то произведенных однажды в причт церковный некоторыми братиями
нашими, тогда токмо не приимати, когда не восхотят возвратитися к
церквам, к которым наречены были. Евтихиан же да не присвояет себе
ниже имени епископа; ниже Мусей де не почитается епископом. Аще же
общения в чине мирян просити будут: в сем не должно им отказывати.
Рекли все: согласны.
19. Гавдений епископ рек: сии спасительныя и благоразсудныя пос-
тановления, и нашему священническому достоинству приличныя, и угодныя
Богу и человекам, не возмогут удержати силы и крепости своея, аще
произнесенныя решения не будут сопровождены страхом. Ибо мы и сами
знаем, что нередко по причине безстыдства немногих, Божественное и
досточтимое имя священства подвергалось пренебрежению. И так, аще
кто, в противность признанному всеми, дерзнет что либо иное творити,
стараясь угождати гордости и тщеславию паче, нежели Богу: тот да зна-
ет уже, что он поставляет себя повинным судебному ответу, и теряет
честь и достоинство епископа. Все отвещали: сие мнение прилично, и
нам угодно.
20. Сие же наипаче дознано и исполнено будет таковым образом:
естьли каждый из нас, поставленных епископами на припутиях, или на
путях водных, увидев епископа, вопрошати будет о причине мимошествия,
и куда направляет он путь. И аще уведает, что он шествует в воинский
стан: то да вопросит по разрядам вышепоставленных (сего же собора
правила 7,8,9). И аще идет будучи зван: то идущему ему никакого пре-
пятствия не будет. Аще же, по тщеславию, как прежде речено любви ва-
шей, или по просьбам некоторых, поспешает в воинский стан: то ни на
граматах его да подпишется, ниже да сообщается с таковым. Все ответс-
твовали: да будет определено и сие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.